Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Оценка 4.8

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл—4 кл
04.06.2019
Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Мастер - класс по развитию речи "Тайна особого зрения" или "Поход в Музейный Дом" проводится по картине Василия Поленова "Московский дворик" (по программе "Перспективная начальная школа"). На уроке раскрываются несколько тайн: -Человек – загадка (автор картины) -Тайна названия картины -Тайна создания картины -Тайна усадьбы -Тайна собственного зрения на картину -Тайна особого зрения историков и критиков
Мастер - класс Гоголева И. С..doc
Мастер – класс по развитию речи «Тайна особого зрения» или  «Поход в Музейный Дом» (Василий Поленов. Московский дворик) Автор: учитель начальных классов Гоголева Ирина Сергеевна 1.Человек – загадка. Слайд 3. Начну свой мастер – класс «Тайна особого зрения» со знакомства с  необычным человеком, человеком – загадкой. Про него известно, что: 1)В честь него назвали астероид; 2)Он получил малую и большую золотые медали; 3)В 28 лет отправился за границу в качестве пенсионера; 4)Служил у императора Александра  III; 5)Построил по своему проекту не только дом, но и театр, и  церковь… ­ Какие у вас есть предположения: кто этот человек? ­ Почему в его честь назвали астероид? (был известным человеком…) ­ За что и где мог получить золотые медали? (отлично учился в школе, в  гимназии…) ­ Почему в 28 лет – пенсионер? ­ Чем удивил императора Александра III? ­ Кто мог построить дом, театр, церковь? (архитектор, строитель…)               Здесь работа с детьми может пройти по разным вариантам: А) учитель дополняет и уточняет ответы на вопросы; Б) учащиеся получают историческую статью о художнике и самостоятельно  ищут ответы на вопросы; В) статья даётся для самостоятельного чтения.             Слайд 4.  Это русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой  живописи, педагог. И, как мы видим, разносторонне одарённый и широко  образованный человек.  2.Постановка проблемы. Слайд 5. А) Работа с фрагментами картины. 1) ­ Я предлагаю рассмотреть с помощью круглой рамки часть картины  (малышка): ­ Кто это? (ребёнок, малыш…) ­ Что делает? (сидит и плачет…) ­ Почему плачет? (кто­то обидел, его забыли, не обращают внимания…) 2) (девочка) ­ Расскажите об этом персонаже. (девочка в синей юбке, в фартучке что – то  рассматривает…)  3) (дети) ­ Что можете рассказать об этом фрагменте картины? (двое ребятишек  играют на траве, веселятся…) 4) ­ Как вы думаете : это фрагменты одной или нескольких картин? (одной:  всё происходит на лужайке с зелёной травкой на перекрёстке тропинок,  одинаковые краски…) ­ Действительно, это фрагмент выделен прямоугольной рамкой. Б) Составление синквейна. ­ Какое название ему можно дать? (дети, ребятишки…) ­ Какие они? (маленькие, весёлые, белоголовые…) ­ Что делают? (играют, наблюдают, плачут, веселятся…) ­ Придумайте фразу, несущую определённый смысл этого фрагмента.  (Беззаботная пора, счастливое время…) ­ Все наши рассуждения уложились в форму синквейна (стихотворная форма  без рифмы из 5 строк; возникла с США в начале XX века под влиянием  японской поэзии) Слайд 6, 7. ­ Правила написания синквейна мои дети знают с 1 класса, когда изучают  предметы, признаки, действия в период обучения грамоте. 3. Погружение в картину. А) Знакомство с картиной. Б) Живые предметы. – Предположите, есть ли ещё кто на этой картине. (Люди, животные…) ­ Перед вами картина Василия Поленова «Московский дворик», написанная в  1878г. Слайд 8. «…картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». ­ Какой смысл вкладывает художник в слово «картинка»? (ласково  называет…) ­ Художник торопился написать эту картину к выставке и несерьёзно отнёсся  к своей работе. ­ Я предлагаю обойти весь дворик, попутешествовать внутри картины. (Работа в парах или группах) ­ С помощью круглой рамки  обучающиеся ищут живые предметы, которые  изображены на картине «Московский дворик». (Слайд 9.) В) Выбор маршрутов. ­ Определите, какая дорожка начинается ближе всего к глазу зрителя? (Она  начинается на первом плане в правом нижне углу.) ­ Какие маршруты можно предложить, путешествуя только по дорожкам? (Налево к погребу, от погреба к лошади, от деревянной постройки вдоль  длинного сарая, от погреба к дому вдоль сада за деревянным забором…) Г) Путешествие по центральной дорожке. ­ Мы отправимся вместе по самой широкой дорожке, которая ведёт вглубь  картины к дому – усадьбе. Работа в группах «Глазки», «Ушки», «Носики»;заполняется таблица. ­ А сейчас мы делимся на группы и погружаемся в картину. Поленов, скорее  всего, был бы не в восторге, но детям нравится такой таинственный персонаж  (на слайде). Работая в группах, дети заполняют таблицы, ищут предметы, признаки,  действия… На первом этапе таблицы могут быть частично заполнены  учителем, на втором этапе пишутся некоторые подсказки, а на третьем –  пустыми. Слайд 10­11. Группа «Глазки»:зелень травы, ромашки, девочка в юбке и фартуке, погреб,  заросли лопуха или репейника, забор, сад… ­ Всегда хочется разглядеть, что прячется за высоким забором в зарослях  деревьев: кривая берёза, её верхушка сломана ветром; деревянный дом с  высокими колоннами… Группа «Ушки»:смех, плач ребёнка, ржание и пофыркивание лошади,  кудахтанье кур, крик птиц, жужжание насекомых, звон колоколов, скрип  телеги, голос женщины… Группа «Носики»: запахи цветов и травы, соломы, навоза, белья на верёвке,  запах старых рассохшихся досок… ­ Предположите, чем этот пейзаж привлёк внимание художника? (Это тихий и уютный уголок жизни, прогретый летним солнцем.) ­ Вот поэтому в названии картины не двор, а дворик… Д) На задах дома. ­ Если мы пройдём между домом и сараем, то где окажемся? (на задах дома) ­ Что можно увидеть там? (белокаменная церковь с 5 купалами,  колокольня…). Вдалеке видна ещё одна церковь с колокольней, высокие  постройки ­ там кипит городская жизнь Москвы. ­ Этот переулок находится недалеко от Арбата (колокольня и церковь  сохранились). Мы раскрыли тайну названия картины «Московский дворик».  Раскрою ещё одну тайну: так выглядела эта картина в 1877г., затем она  разрослась и заселилась персонажами. Слайд 12. Е) Тайна центрального входа в усадьбу. ­ Меня так и тянет заглянуть через забор и рассмотреть жилой дом подробнее. ­ Что же скрывается за зарослями сада? Кто хозяева усадьбы? ­ Закройте глаза и пофантазируйте над этим. Что вы увидели?(Крыльцо,  дорожка…) ­ В методическом пособии справа от репродукции – фрагмент другой картины Василия Поленова «Бабушкин сад». Вот эта картина (Слайд 13). Так  выглядит вход  в усадьбу с колоннами и на ней изображены хозяева.Ароматы  свежей зелени «Бабушкиного сада» окутывают двух женщин. Ж) Сравнение картин. ­ С помощью рамок найдите доказательства о том, что это одно здание.  (Берёза, колонны, наличники, крыша…) Слайд 14.  4. Критики и историки о картине. Слайд 15. ­ Картину можно рассматривать ещё очень долго и находить в ней маленькие  тайны художника Поленова. «Московский дворик» принёс художнику  известность и славу. На данный момент она находится в Москве в  Третьяковской Галерее. Павел Третьяков сразу приобрёл картину, как только  она была выставлена на шестой передвижной художественной выставке, где и  дебютировал Поленов.У критиков и историков своя тайна особого зрения на  картину. Они писали, что картина «дышит поэзией правды». 5. Тайна поэта.Слайд 16­17. ­ Картина не оставила равнодушными и поэтов. Неизвестный поэт, назвался  «Дачник», написал замечательное стихотворение. Московский дворик – Русь в миниатюре, В благополучном срезе оных лет… Без голода, без войн, без авантюры,­ Ни катастроф… ни революций нет…  Ленивый полдень середины лета, Густым дыханьем зноя напоён… И тесным очертанием предметов, Живой мирок вместился в окоём.  Плывёт июль над куполами храма, Шпиль звонницы упёрся в облака; Жилых домов простёрлась панорама, А солнце нежно греет им бока.  Сарай, за годы обветшалый слишком,­ Врастает в землю… стар и… одинок. Прижался под забор колодец с крышкой, Средь лопухов… прохладен и… глубок. В соседстве лип печалится берёза, Храня прохладу раннего утра,­ Сломили ей верхушку злые грозы, Иль… оторвали буйные ветра…?  Играют дети на траве у дома; Гуляет клушка с выводком цыплят,­ Да, разве может быть всё по ­ другому, Когда так жизни радуется взгляд…  И пусть она течёт под синью неба,­ Струится в календарностях веков… А образы святых Бориса… Глеба, Незримо защищают от врагов…  Вид из окна в наброске карандашном Кисть завершила ­ штрих, как эпилог Увековеченный на полотне пейзажном,­ Москвы, ушедший в лету… уголок… 6. Тайны мастер – класса. Слайд 18. Человек – загадка Тайна названия картины Тайна создания картины Тайна усадьбы Тайна собственного зрения на картину Тайна особого зрения  историков и критиков 7. Рефлексия. ­ Каждый из вас прочувствовал картину. У каждого сложилось своё мнение  о  ней. А передать свои чувства можете с помощью синквейна. Картина. Добрая, … . Радует, …, … . Тайна особого зрения. Мастерство.

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"

Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Скачать файл