Мастер - класс по развитию речи "Тайна особого зрения" или "Поход в Музейный Дом" проводится по картине Василия Поленова "Московский дворик" (по программе "Перспективная начальная школа"). На уроке раскрываются несколько тайн:
-Человек – загадка (автор картины)
-Тайна названия картины
-Тайна создания картины
-Тайна усадьбы
-Тайна собственного зрения на картину
-Тайна особого зрения историков и критиков
Мастер - класс Гоголева И. С..doc
Мастер – класс
по развитию речи
«Тайна особого зрения»
или
«Поход в Музейный Дом»
(Василий Поленов. Московский дворик)
Автор:
учитель начальных классов
Гоголева Ирина Сергеевна 1.Человек – загадка. Слайд 3.
Начну свой мастер – класс «Тайна особого зрения» со знакомства с
необычным человеком, человеком – загадкой.
Про него известно, что:
1)В честь него назвали астероид;
2)Он получил малую и большую золотые медали;
3)В 28 лет отправился за границу в качестве пенсионера;
4)Служил у императора Александра III;
5)Построил по своему проекту не только дом, но и театр, и
церковь…
Какие у вас есть предположения: кто этот человек?
Почему в его честь назвали астероид? (был известным человеком…)
За что и где мог получить золотые медали? (отлично учился в школе, в
гимназии…)
Почему в 28 лет – пенсионер?
Чем удивил императора Александра III?
Кто мог построить дом, театр, церковь? (архитектор, строитель…)
Здесь работа с детьми может пройти по разным вариантам:
А) учитель дополняет и уточняет ответы на вопросы;
Б) учащиеся получают историческую статью о художнике и самостоятельно
ищут ответы на вопросы;
В) статья даётся для самостоятельного чтения.
Слайд 4.
Это русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой
живописи, педагог. И, как мы видим, разносторонне одарённый и широко
образованный человек.
2.Постановка проблемы. Слайд 5. А) Работа с фрагментами картины.
1) Я предлагаю рассмотреть с помощью круглой рамки часть картины
(малышка):
Кто это? (ребёнок, малыш…)
Что делает? (сидит и плачет…)
Почему плачет? (ктото обидел, его забыли, не обращают внимания…)
2) (девочка)
Расскажите об этом персонаже. (девочка в синей юбке, в фартучке что – то
рассматривает…)
3) (дети)
Что можете рассказать об этом фрагменте картины? (двое ребятишек
играют на траве, веселятся…)
4) Как вы думаете : это фрагменты одной или нескольких картин? (одной:
всё происходит на лужайке с зелёной травкой на перекрёстке тропинок,
одинаковые краски…)
Действительно, это фрагмент выделен прямоугольной рамкой.
Б) Составление синквейна.
Какое название ему можно дать? (дети, ребятишки…)
Какие они? (маленькие, весёлые, белоголовые…)
Что делают? (играют, наблюдают, плачут, веселятся…)
Придумайте фразу, несущую определённый смысл этого фрагмента.
(Беззаботная пора, счастливое время…)
Все наши рассуждения уложились в форму синквейна (стихотворная форма
без рифмы из 5 строк; возникла с США в начале XX века под влиянием
японской поэзии) Слайд 6, 7.
Правила написания синквейна мои дети знают с 1 класса, когда изучают
предметы, признаки, действия в период обучения грамоте.
3. Погружение в картину. А) Знакомство с картиной.
Б) Живые предметы.
– Предположите, есть ли ещё кто на этой картине. (Люди, животные…)
Перед вами картина Василия Поленова «Московский дворик», написанная в
1878г. Слайд 8.
«…картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».
Какой смысл вкладывает художник в слово «картинка»? (ласково
называет…)
Художник торопился написать эту картину к выставке и несерьёзно отнёсся
к своей работе.
Я предлагаю обойти весь дворик, попутешествовать внутри картины.
(Работа в парах или группах)
С помощью круглой рамки обучающиеся ищут живые предметы, которые
изображены на картине «Московский дворик».
(Слайд 9.)
В) Выбор маршрутов.
Определите, какая дорожка начинается ближе всего к глазу зрителя? (Она
начинается на первом плане в правом нижне углу.)
Какие маршруты можно предложить, путешествуя только по дорожкам?
(Налево к погребу, от погреба к лошади, от деревянной постройки вдоль
длинного сарая, от погреба к дому вдоль сада за деревянным забором…)
Г) Путешествие по центральной дорожке.
Мы отправимся вместе по самой широкой дорожке, которая ведёт вглубь
картины к дому – усадьбе.
Работа в группах «Глазки», «Ушки», «Носики»;заполняется таблица.
А сейчас мы делимся на группы и погружаемся в картину. Поленов, скорее
всего, был бы не в восторге, но детям нравится такой таинственный персонаж
(на слайде). Работая в группах, дети заполняют таблицы, ищут предметы, признаки,
действия… На первом этапе таблицы могут быть частично заполнены
учителем, на втором этапе пишутся некоторые подсказки, а на третьем –
пустыми. Слайд 1011.
Группа «Глазки»:зелень травы, ромашки, девочка в юбке и фартуке, погреб,
заросли лопуха или репейника, забор, сад…
Всегда хочется разглядеть, что прячется за высоким забором в зарослях
деревьев: кривая берёза, её верхушка сломана ветром; деревянный дом с
высокими колоннами…
Группа «Ушки»:смех, плач ребёнка, ржание и пофыркивание лошади,
кудахтанье кур, крик птиц, жужжание насекомых, звон колоколов, скрип
телеги, голос женщины…
Группа «Носики»: запахи цветов и травы, соломы, навоза, белья на верёвке,
запах старых рассохшихся досок…
Предположите, чем этот пейзаж привлёк внимание художника? (Это тихий и
уютный уголок жизни, прогретый летним солнцем.)
Вот поэтому в названии картины не двор, а дворик…
Д) На задах дома.
Если мы пройдём между домом и сараем, то где окажемся? (на задах дома)
Что можно увидеть там? (белокаменная церковь с 5 купалами,
колокольня…). Вдалеке видна ещё одна церковь с колокольней, высокие
постройки там кипит городская жизнь Москвы.
Этот переулок находится недалеко от Арбата (колокольня и церковь
сохранились). Мы раскрыли тайну названия картины «Московский дворик».
Раскрою ещё одну тайну: так выглядела эта картина в 1877г., затем она
разрослась и заселилась персонажами. Слайд 12.
Е) Тайна центрального входа в усадьбу.
Меня так и тянет заглянуть через забор и рассмотреть жилой дом подробнее.
Что же скрывается за зарослями сада? Кто хозяева усадьбы? Закройте глаза и пофантазируйте над этим. Что вы увидели?(Крыльцо,
дорожка…)
В методическом пособии справа от репродукции – фрагмент другой картины
Василия Поленова «Бабушкин сад». Вот эта картина (Слайд 13). Так
выглядит вход в усадьбу с колоннами и на ней изображены хозяева.Ароматы
свежей зелени «Бабушкиного сада» окутывают двух женщин.
Ж) Сравнение картин.
С помощью рамок найдите доказательства о том, что это одно здание.
(Берёза, колонны, наличники, крыша…) Слайд 14.
4. Критики и историки о картине. Слайд 15.
Картину можно рассматривать ещё очень долго и находить в ней маленькие
тайны художника Поленова. «Московский дворик» принёс художнику
известность и славу. На данный момент она находится в Москве в
Третьяковской Галерее. Павел Третьяков сразу приобрёл картину, как только
она была выставлена на шестой передвижной художественной выставке, где и
дебютировал Поленов.У критиков и историков своя тайна особого зрения на
картину. Они писали, что картина «дышит поэзией правды».
5. Тайна поэта.Слайд 1617.
Картина не оставила равнодушными и поэтов. Неизвестный поэт, назвался
«Дачник», написал замечательное стихотворение.
Московский дворик – Русь в миниатюре,
В благополучном срезе оных лет…
Без голода, без войн, без авантюры,
Ни катастроф… ни революций нет…
Ленивый полдень середины лета,
Густым дыханьем зноя напоён…
И тесным очертанием предметов,
Живой мирок вместился в окоём.
Плывёт июль над куполами храма,
Шпиль звонницы упёрся в облака;
Жилых домов простёрлась панорама, А солнце нежно греет им бока.
Сарай, за годы обветшалый слишком,
Врастает в землю… стар и… одинок.
Прижался под забор колодец с крышкой,
Средь лопухов… прохладен и… глубок.
В соседстве лип печалится берёза,
Храня прохладу раннего утра,
Сломили ей верхушку злые грозы,
Иль… оторвали буйные ветра…?
Играют дети на траве у дома;
Гуляет клушка с выводком цыплят,
Да, разве может быть всё по другому,
Когда так жизни радуется взгляд…
И пусть она течёт под синью неба,
Струится в календарностях веков…
А образы святых Бориса… Глеба,
Незримо защищают от врагов…
Вид из окна в наброске карандашном
Кисть завершила штрих, как эпилог
Увековеченный на полотне пейзажном,
Москвы, ушедший в лету… уголок…
6. Тайны мастер – класса. Слайд 18.
Человек – загадка
Тайна названия картины
Тайна создания картины
Тайна усадьбы
Тайна собственного зрения на картину
Тайна особого зрения
историков и критиков
7. Рефлексия. Каждый из вас прочувствовал картину. У каждого сложилось своё мнение о
ней. А передать свои чувства можете с помощью синквейна.
Картина.
Добрая, … .
Радует, …, … .
Тайна особого зрения.
Мастерство.
Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Мастер - класс "Тайна особого зрения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.