Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »
Оценка 5

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
администрации +1
Взрослым
18.02.2019
Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »
Цель данного мастер-класса :познакомить коллег с технологией создания учебных ситуаций на современном уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Мастер-класс может быть проведен на педагогическом совете, на методическом объединении учителей для расширения знаний о системно-деятельностном подходе в образовании. Мастер-класс включает себя технологию критического мышления.
Мастер-класс край.doc
Мастер­класс «Учебная ситуация как способ реализации системно­деятельностного подхода на современном уроке  » Цель:  передача   педагогического   опыта   с   целью   повышения   профессиональной компетентности педагогов. Задачи:  познакомить   коллег   с   технологией   создания   УС   на   современном   уроке     в рамках системно­деятельностного подхода;  обогатить представления педагогов о структуре, типологии, приёмах работы с УС на современном уроке;  создать   условия   для   активного   взаимодействия   ведущего   мастер   –   класс   и участников мастер – класса. Форма проведения: мастер­класс. Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, сигнальные  карточки.    Ход мероприятия. Добрый день, уважаемые гости! Волшебный   дар   цветов   и   их   красота   творят   чудеса.   Общаясь   с   этим прекрасными   творениями   природы,   человек   становится   добрее,   нежнее,   духовно богаче. Цветы лучшие посредники в общении между людьми. Цветы сопутствуют нам постоянно   в   течение   жизни,   дарят   радость,   олицетворяют   любовь   и   внимание (Каждому вручается фрагмент картинки с изображением цветка) За одну минуту Вам необходимо собрать изображение цветка и занять своё место (формирование рабочих групп). Сначала несколько слов о том, как мы будем работать. На ваших столах лежат бабочки: синяя,  зелёная и  красная. Для  голосования  вам потребуются  красные  и синие бабочки. =Красная бабочка означает ответ «НЕТ»,= синяя «ДА».= Если у вас возникает   вопрос,   вам   необходимо   поднять   бабочку   жёлтого   цвета.   Давайте   еще повторим и эти правила: 1.Давать конкретный ответ на вопрос. 2.Исключить детали, которые не являются необходимыми. 3.Не уклоняться от темы. 4.Соблюдать регламент. 5.Уважать выступающего.        Б.Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию…» ­ продолжите фразу (деятельность)= По­вашему, что такое деятельность? Мы посмотрели определение  деятельности в разных словарях  и предлагаем Вашему вниманию вот такое определение: Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом,   во   время   которого   субъект   удовлетворяет   какие­либо   свои потребности,   достигает   цели.   Деятельностью   можно   назвать   любую активность человека (в отличии от поведения).           Хотелось бы процитировать из стандартов ФГОС НОО: В основе  Стандарта второго поколения  лежит   системно­деятельностный  подход, который предполагает:  ориентацию   на   результаты   образования,   где   развитие   личности обучающегося   на   основе   усвоения   универсальных   учебных   действий, познания   и   освоения   мира   составляет   цель   и   основной   результат образования,  и  гарантированность   достижения   планируемых   результатов   освоения основной  образовательной программы начального общего  образования, что   и   создает   основу   для   самостоятельного   успешного   усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Таким образом, произошла смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое раньше должно было излагаться   на уроках ученикам, главным становятся результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной  деятельности. Понимаем,   что   в   школе   должны   вводиться   новые   формы   учебных   занятий.   Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по­прежнему остаётся урок, современный,   стоящий   на   уровне   своего   века,   отвечающий   духу   и   требованиям своего времени.  ПРИЁМ «ДА­НЕТ» ­ из ТРКМ Сейчас   я   зачитываю   высказывания   о   современном   уроке   в   режиме деятельностного подхода, если вы в ходе обсуждения вопроса согласны со мной, поднимите бабочку синего цвета, если не согласны – красного, а если у вас по ходу возникает вопрос ­ то желтую бабочку. 1) Верите ли вы, что на уроке в режиме деятельностного подхода тему урока обычно формулируют учащиеся? (СИНИЙ) 2) Верите ли вы, что на уроке в режиме деятельностного подхода цели и задачи учитель   формулирует   и   сообщает   учащимся,   чему   они   должны   научиться? (КРАСНЫЙ) 3) Верите ли вы, что на уроке в режиме деятельностного подхода учащиеся сами планируют способы достижения намеченной цели? (СИНИЙ) 4) Верите ли вы, что на  уроке в режиме деятельностного подхода практическая деятельность   учащихся   выполняется   по   намеченному   плану   с   применением групповой формы работы? (СИНИЙ) 5) Верите ли вы, что на уроке в режиме деятельностного подхода учащиеся при осуществлении контроля применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону? (СИНИЙ) 6) Верите ли вы, что на   уроке в режиме деятельностного подхода учитель сам осуществляет   контроль   за   выполнением   учащимися   практической   работы? (Красный) 7) Верите ли вы, что на уроке в режиме деятельностного подхода учитель сам в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию? (КРАСНЫЙ) 8) Верите ли вы, что на  уроке в режиме деятельностного подхода обычно учитель оценивает работу на уроке? (Красный) 9) Верите ли вы, что на уроке в режиме деятельностного подхода проводится рефлексия при подведении итога урока? (СИНИЙ) 10)Верите ли вы, что на  уроке в режиме деятельностного подхода обычно учитель объявляет   и   комментирует   домашнее   задание,   чаще   всего   одно   для   всех? (КРАСНЫЙ) Итак,   главная   методическая   цель   урока   при   системно   ­   деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников, которую можно достичь  следующими путями.  Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.   Преобразующий   характер   деятельности   обучающихся:   наблюдают,   сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.   связанная   с   Интенсивная   самостоятельная   деятельность   обучающихся, эмоциональными   переживаниями,   которая   сопровождается   эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью со стороны учителя   или  других  учеников  в  парной   или  коллективной   деятельности.  Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.   Коллективный   поиск,   направляемый   учителем  (вопросы,   пробуждающие самостоятельную   мысль   учеников,   предварительные   домашние   задания).   Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.   Создание   педагогических   ситуаций   общения   на   уроке,   позволяющих   каждому ученику   проявлять   инициативу,   самостоятельность,   избирательность   в   способах работы. Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся. Я   предлагаю   вам   составить   кластер,   выбрав,   через   что   реализуется   системно­ деятельностный подход на современном уроке. Формирование УУД Использование технологий системно- деятельностного подхода Создание определённых учебных ситуаций Планирование деятельности уч- Ход познания – «от ся учителя» Системно- деятельностный подход реализуется через… Формулирование и постановка учебной цели Контрольно-оценочная деятельность Формирование ЗУН Проверьте себя по эталону  Найдите на столе солнышко с 6 лучиками, обозначающими выбранные компоненты. Теперь отметьте на каждом, на сколько баллов Вы, как учитель, на уроке, реализуете с­д подход. Соедините эти точки и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Покажите ваши колёса друг другу.  Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Можно заметить, что создание учебных ситуаций на ваших рисунках, имеет разный уровень, поэтому я предлагаю Вам сегодня обогатить свои представления по данной теме. Давайте,   работая   в   группах,   систематизируем   свои   представления   об   УС   как технологии. Заполните в течение 2­х минут 1 и 2 столбец таблицы «ЗХУ». ЗНАЕМ ХОТИМ УЗНАТЬ УЗНАЛИ Рефлексия по таблице «ЗХУ». Итак, что знает об УС каждая группа? (Заслушивание групп) А что хотите узнать? (Заслушивание групп) Пополнить свой методический аппарат по теме вам поможет текст, который есть у каждой группы на столах. Прочитав текст, сделайте пометы на полях. «V» ­ уже знал «+» ­ новое Системно-деятельностный подход реализуется через… «­» ­ думал иначе «?» ­ не понял, есть вопросы ТЕКСТ Учебная ситуация как способ реализации системно­деятельностного подхода на современном уроке В основе  Стандарта второго поколения  лежит   системно­деятельностный  подход, одним из способов реализации которого является технология учебной ситуации.  Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Создание учебной ситуации должно строиться с учётом • • возраста ребенка;   специфики учебного предмета;  • меры сформированности УУД учащихся.  Среди технологий, методов и приёмов деятельностного подхода в школе особое место занимают учебные ситуации, которые   могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в школе может быть представлена такими ситуациями, как:   •     ситуация­проблема    —   прототип   реальной   проблемы,   которая   требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); •     ситуация­иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве   факта   в   лекционный   материал   (визуальная   образная   ситуация, представленная   средствами   ИКТ, информацию для нахождения более простого способа её решения);   вырабатывает   умение   визуализировать • ситуация­оценка  — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; •     ситуация­тренинг  —   прототип   стандартной   или   другой   ситуации   (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). Как   любая   технология,   технология   учебной   ситуации   представлена рядом принципов. К основным  можно отнести следующие: 1. вводимое понятие должно быть предельно общим; 2. прежде, чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления; 3. не вводить знание в готовом виде; 4. определение  или понятие должны появляться не до, а после всей работы по поиску нового содержания; 5. логика перехода от ситуации к ситуации должны быть ясной и открытой для учеников. После работы с карточкой внесите в 3 колонку таблицы то новое, что вы узнали. А если остались вопросы и было что­то непонятно, то мы постараемся их раскрыть в ходе практической работы. УС на уроке можно создать или перевести из учебной задачи  УС перевести можно разными способами  • продумать содержание учебной ситуации; • продумать   её  и   её «аранжировку» ­  поставить   эту   задачу  в  такие   условия, чтобы   они   толкали,   провоцировали   детей   на   активное   действие,   создавали мотивацию учения, причём не вынуждения, а побуждения.  Рассмотрим пример  • Предмет: математика • Тема: единицы измерения времени • Учебная задача: выполнить вычитание  именованных величин, например ,  8 час ­30 мин=… • Учебная   ситуация:   предлагаем   детям   задание,   имеющее   практическое значение, занятие в школе начинается в 8.00, прийти в школу следует за 10 минут до начала урока, дорога до школы занимает 20 минут, не позднее какого времени необходимо выйти из дома, чтобы не опоздать.  Для   создания   учебной   ситуации   в   начале   урока   можно   использовать   различные приемы входа в урок: • прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная   для   него   цель,   выполняя   которую   он   волей­неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог; • приём   «удивляй».   Учитель   находит   такой   угол   зрения,   при   котором   даже обыденное становится удивительным; • приём   «отсроченная   отгадка».   Иногда   удивительное   не   просто   привлекает «здесь и сейчас», но и удерживает интерес длительное время. В начале урока учитель   даёт   загадку   (удивительный   факт),   отгадка   (ключик   для понимания)будет при работе над новым материалом.  • приём   «фантастическая   добавка».   Учитель   дополняет   реальную   ситуацию фантастикой   ,   можно   переносить   учебную   ситуацию   на   фантастическую планету,   придумать   растение,   животное,   перенести   реального   или литературного   героя  во   времени,  рассмотреть   ситуацию  с  необычной   точки зрения, например древнего грека или марсианина; • приём   «лови   ошибку».   Объясняя   материал,   учитель   намеренно   допускает ошибки  Может быть вам известны другие приемы. Как вы уже узнали, в технологии УС представлены 4 типа:  Ситуация –  проблема   Ситуация – иллюстрация   Ситуация  ­  оценка  Ситуация –  тренинг  Определите, к какому типу относится данная УС. №1(ситуация­проблема) • Класс: 4 • Тема: «Единицы измерения длины. Километр» • Учебная ситуация: Учащимся предлагается повторить известные им единицы измерения   длины   (см,   дм,   м),   вспомнить   соотношения   этих   единиц.   Далее даётся задание измерить этими мерками длину  класса. В процессе работы дети выясняют,  какими  мерками удобно измерять расстояния между предметами в комнате.   Учитель   ставит     вопрос:   «Какими   единицами   удобно   измерять расстояния   между   населёнными   пунктами?   Какими   единицами   измеряют расстояния в космическом пространстве, на морских просторах?»  №2 (ситуация­тренинг) • Класс: 4 • Тема: «Работа с печатным текстом» • Учебная ситуация: Берём интервью у героя. После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнёр задаёт герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают  героя рассказа. №3 (ситуация­иллюстрация) • Класс: 1 • Тема: «Моя семья» • Учебная   ситуация:   на   иллюстрации   нарисованы   члены   семьи,   которые выполняют не свои обязанности по дому. №4(ситуация­оценка) • Класс: 3 • Тема: «Сказка для театра. С. Маршак «Сказка про козла»» • Учебная   ситуация:  Учащиеся   готовят   и   представляют   театрализованную постановку,   под   режиссурой     2­х     учеников.   Они   заучивают   свои   роли, внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить   убедительную   драматизацию,   которая   показывает,   они   верят   в свою роль. Затем необходимо оценить, чья постановка была интереснее. №5 (ситуация­тренинг) • Класс: 2 • Тема: «Природная зона. Степь.» • Учебная ситуация: учащимся после изучения темы, предлагается рассказать от имени животных, проживающих в степях, рассказать в каких условиях им приходится проживать, чем питаться и как приспосабливаться к жизни. №6 (ситуация­проблема и ситуация­иллюстрация) • Класс: 2 • Тема: «Таблица умножения» Учебная ситуация: Детям предлагается решить задачу. Каждому из вас  гном приготовил   по   3   вишенки.   Сколько   всего   вишен?   Данная   задача сопровождается иллюстрацией. Чтобы выполнить самостоятельное практическое задание по составлению УС, в помощь предлагаем разные виды ситуаций. • Выбор.       Дается   ряд   готовых   решений.  Среди   них   и   неправильные.   Надо выбрать правильное. • • • •  Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка данных  Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.  Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности.  Несоответствие. Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления. Заполняя карточку, работаем в группах 5 минут. Тема урока окружающего мира у всех групп одна «Реки и озера» (ОС «ШКОЛА 2100»). ТИП УС ТИП УРОКА ОПИСАНИЕ УС (ПРОПИСАТЬ) (ЗАСЛУШИВАНИЕ ГРУПП) Таким образом, учебная ситуация предполагает: • наличие у детей познавательного мотива(желание узнать, открыть, научиться) и конкретной   учебной   цели(понимания   того,   что   именно   нужно   выяснить, освоить); • • выполнение   обучающимися   определённых   действий   для   приобретения недостающих знаний; выявление и освоение обучающимися  нового способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование  контроля у школьников своих действий (как по их завершению, так и по их ходу).  Рефлексия мастер­класса. Всё   в   наших   руках,   уважаемые   коллеги!   Предлагаем   вам   выбрать   одну   из   трёх бабочек и посадить её на собранный Вами цветок.  Син. – да, мне понятно, буду применять на уроках; Жел. – вы сомневаетесь, затрудняетесь; Крас. ­  вам не понятна и далека эта технология, вы не будете её использовать.

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке »

Мастер-класс «Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода на современном уроке  »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019