«Современные образовательные технологии.
Поиск эффективных форм и методов обучения.»
Гоголева Ирина Сергеевна
Учимся эффективно запоминать.
В жизни часто бывают ситуации, когда забываешь имя того или иного человека, а обратиться нужно сейчас и непременно. Неловко чувствуешь себя. А если назовёшь не тем именем? Сама не раз бывала в такой ситуации. Иногда поправляла собеседника, иногда молча выслушивале его. В конце концов, запоминать имя важно с точки зрения простого уважения и вежливости. Шекспир однажды заметил: «Нет слаще мелодии на свете, чем мелодия собственного имени.» Так как же избежать неловкой ситуации при обращении? Приведу пример из своей жизни. В этом году Василенко Татьяна Владимировна будет классным руководителем 5 «Б» класса (мой 4-ый выпускной), и нам предстоит долгое сотрудничество.Знакомых с таким именем у меня нет, чтобы провести ассоциацию между ними, поэтому первой ассоциацией для меня стала Татьяна Ларина. Владимировна… В голове возникает имя Владимир Жириновский. Василенко… Конечно, ассоциация с васильками! А если я ещё и наглядность сделаю, то неременно запомню имя нового классного руководителя своих выпускников.
А чтобы Татьяна Владимировна запомнила моё имя (у неё могут быть и свои ассоциации), я ей могу помочь.
Ирина…Аллегрова, Дубцова – не то.Они певицы, а я в душе артистка.Ирина Безрукова! Сергеевна… А тут и Сергей, да ещё и у памятника Гоголю. Надеюсь, эти ассоциации помогут Татьяне Владимировне хорошо запомнить моё имя – Гоголева Ирина Сергеевна. А наглядность увеличит процент запоминания.
А начала я своё выступление так, потому что тема моего доклада: «Учимся эффективно запоминать».
Мнемотехника известна с древних времён (как минимум 2000 лет). Мнемоника – искусство запоминания, а мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации. Философ и поэт Джардано Бруно преподавал мнемотехнику. Ею интересовались Аристотель, Александр Македонский.Феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Существуют несколько основных приёмов мнемотехники:
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (кодирование)
Рифмизация
Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
Метод Цицерона на пространственное воображение
Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
Методы запоминания слов, связанных в рассказ
Я расскажу о некоторых из них, которые помогают и в жизни, и в работе.
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (кодирование) .
Как запомнить цвета радуги? Конечно, всем известная фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» и помогает нам с детства запомнить о последовательности цветов в спектре.
Кто помнит название падежей в русском языке? Тот, кто помнит с 3 класса смешную фразу: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».
Названия планет, конечно, все знают. А кто назовёт их по мере удаления от Солнца? Тот, кому в школе сказали: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли!» Так как Плутон в 2006 году исключили из списка планет, я добавляю своим ученикам, что Пилюли потерялись…
А разве вы никогда не путали последовательность цветов Российского флага?
Как ученикам её запомнить?Тут разные способы существуют: БейСиК, БёСиК… Нам с ребятами нравится ассоциировать с Николаем БаСКовым.
Легко и просто.
Запишите Римскими цифрами числа: 1, 5, 10,15, 50, 100, 500, 1000.
Записали до 50, а дальше не помним. На практике редко пользуемся ими. А знать надо. Поможет фраза: «Мы Dарим Сочные Lимоны, Xватит Vсем Iх».
Рифмизация .
Это перевод информации в стихи, песенки, в строки,
связанные
определенным ритмом или рифмой.
Кто не знает песенку: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си – кошка едет на такси?»
Прочитайте своему соседу слова: торты,шарфы,банты, жалюзи,щавель, каталог, свекла, квартал.
А теперь давайте проверим правильность поставленного вами ударения в этих словах. Помогут рифмы.
У бабы Фёклы растёт на грядке свёкла.
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
Не говори катАлог, а только каталОг.
Срубили ель. Сорвали щавЕль.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
квартАл
К последнему слову нет рифмы у меня. Как же запомнить: квАртал или квартАл? Я сама бесконца путаюсь, поэтому поставила себе «2». Теперь у меня «2» ассоциируется со вторым слогом «квартАл». И таких рифмовок очень много. Я использую их на уроках русского языка.
Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов .
Чайковский – ЧАЙ и КОФЕ
Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство – ПОДСКАЗ и
ОПДООБ
Морфология – МОР и ФОЛ
Синтаксис – СИНий в ТАКСИ
Пунктуация – ПУНКТ УА
Орфография – ОР и ФОтоГРАФИЯ
Давайте проведём эксперимент. Я зачитаю несколько слов, вы их запомните и запишите в том порядке, в котором услышали.
Слова: аллея, кекс, Тольятти, дарево, теннис, гнездо, шпилька, книга, окно, бутерброт.
Проверим. У кого записаны все слова в том порядке, в котором я их зачитывала? Таких нет…
Сложно запомнить группу слов. Я научу вас приёму, который поможет легко и просто запоминать нужные слова. Этот приём я использую при изучении словарных слов. А самое главное – эта работа нравится детям, потому что не надо ничего зубрить!
Метод Цицерона
По легенде Цицерон ходил на работу по одной и той же дороге, где каждый кустик, каждый камешек был ему хорошо знаком. Однажды , идя на выступление, он стал «привязывать» к каждому объекту ключевое слово из своего выступления. Так он повторил свой доклад.
Метод прост. Не не только дорогу можно использовать в этом методе, но и комнату, квартиру. Мы с ребятами используем свой кабинет. К объектам кабинета «прикрепляем» нужные слова.
Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо.
Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате.
Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
Существуют некоторые правила «прикрепления» слов:
а) образы "ставятся" на хорошо освещенные места;
б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;
в) связка должна быть яркой, необычной;
г)используется динамика;
д)необходима детализация (вкус, слух, осязание);
е) можно прибегать к цвету и яркости.
Изучаем словарные слова с безударной гласной «я».
«Прикрепляем» слова к обстановке кабинета, наглядно это показываем:
Дверь - яблоко из Янтаря
Шкаф – заЯц (на вешалке трясётся)
Кулер – огромная лЯгушка (пахнет болотом)
Часы - Японец (медитирует)
Стена – тысЯча (вместо картин)
Панели – Ягуар бежит к сеЯлке
Угол – Январь,ель
Звезда – Язык
Ель – месЯц, рЯбина, Яйцо, Ягнёнок, Ядро
Под елью – Яичница
Получилось 15 слов. Если изучаются новые слова, то их «прикрепляем» к следующим объектам кабинета.
Повторим последовательность: дверь – Янтарь, шкаф - заЯц и т. д.
А теперь запишите эти все слова. Очень многие запомнили и слова, и их последовательность.
Я не задаю на дом зубрить словарные слова. Мы устно всем классом «прикрепляем» их к объектам кабинета. Повторяем несколько уроков (достаточно 2-3). И словарная работа превращается в игру с положительным результатом словарных диктантов. В последнее время мы стали использовать наглядность, что повысило результативность работы. Достаточно показать картинку с уже «прикреплёнными» словами. Несколько секунд, и все слова в голове, а диктант написан на «отлично».
Все перечисленные методы похожи на увлекательную игру. Запоминание учебного материала становится более эффективным. Секрет мнемотехники прост – это ассоциация (связь нескольких образов).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.