У меня появилась возможность поделиться с вами педагогическими находками в деле развития интеллектуальных способностей детей средствами шахматных игр. Новизна программы «Юный шахматист» заключается в том, что она направленна на формирование умственного развития, то есть способность действовать в уме.
Программа предусматривает пять этапов развития способности действовать "в уме":
Я учу-учиться.docx
Игра – Я, Галина Николаевна передаю импульс добра,…………
1. Как гласит Восточная мудрость: «Человек, плывущий в лодке, против
течения и стоит ему хоть на миг положить вёсла, как его сразу начинает
относить назад». Так и нас педагогов, если мы не будем заниматься само
образованием, обмениваться опытом, то и нас будет относить назад.
У меня появилась возможность поделиться с вами педагогическими
находками в деле развития интеллектуальных способностей детей средствами
шахматных игр.
2. Мультфильм шахматы самая мудрая игра.
Для определение темы занятия я использую различные приемы сказки,
мультфильмы, ребусы, загадки, стихотворения.
3. Загадки – ребусы про Ладью.
Слайд 1 (Сухин загадки) первую разгадываем, остальные показываем
Как вы думаете о какой фигуре мы сегодня вести речь?
О что вы знаете о шахматной фигуре Ладья?
Что бы вы хотели узнать о шахматной фигуре Ладья?
Ответы детей (Как она выглядит? Где она расположена на шахматной
доске? Как ходит ладья по шахматной доске?)
У нас три вопроса (Как она выглядит? Где она расположена на шахматной
доске? Как ходит ладья?)
Как она выглядит? Слушаем стих определяем, как она выглядит и находим
ее среди шахматных фигур.
Удивительное дело –
Башня бегать захотела.
Постаяла, помолчала
И, представьте побежала (Ладья) Где она расположена на шахматной доске?
Стою в углу на самом краю, (Слушаем стих)
Путь открою – пойду (Ладья) Поставьте Ладью на шахматной доске
Скажите как ходит ладья по шахматной доске?
Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо,
Ходить умеет по вертикали
И ещё по горизонтали. (Ладья) Покажите как ходит ладья?
Ноутбук игра Динозаврик про Ладью.
Как я уже говорила на нашей первой встрече, уважаемые коллеги, что
Новизна программы «Юный шахматист» заключается в том, что она
направленна на формирование умственного развития, то есть способность
действовать в уме.
Программа предусматривает
пять этапов развития способности
действовать "в уме":
Сегодня я хочу ознакомить с этими этапами.
1. Этап фона: выполняют на шахматных досках
когда дети учатся передвижению фигур на шахматной доске в соответствии
с правилами игры и решают задания, передвигая фигуры по доске.
Например игра «Один в поле войн» (Пошаговое задание, которое
формирует способность достигать конечной цели посредством конкретных,
заранее продуманных "шагов" (ходов).
В пошаговых заданиях на доске находятся фигуры обеих сторон (белые
и черные), при этом игровые действия выполняет только ребенок, а фигуры
второй стороны недвижимы, играют роль маяков.)
2. Этап репродуцирования: выполняют на распечатанных диаграммах решение шахматных задании не на доске, а по диаграммам – без
передвижения фигур, пальцем показывая верный ход или верный
маршрут. Например игра «Кратчайший путь»
3. Этап манипулирования: выполняют на шахматных досках
нахождение верных ответов с помощью шахматной нотации
сопровождают умственное действие громкой речью.
Например игра «Лабиринт»
4. Этап транспонирования: выполняют на магнитной доске и шахматных
досках
решение с помощью нотации проговаривается шепотом.
Например игра «Перехитри часовых»
(задания, которые формируют способность выбирать оптимальное
решение из большого количества альтернатив. В заданиях на доске
находятся фигуры обеих сторон, при этом игровые действия выполняет
только ребенок, и хотя фигуры второй стороны недвижимы, свои фигуры
ставить под удар ему нельзя.)
5. Этап программирования: выполняют на магнитной доске
решение полностью производится "в уме".
доске
Например «Игра на уничтожение» выполняется на магнитной
(Динамические задания, которые формируют способность выбирать
оптимальное решение в условиях подвижной, перемещающейся цели.
В динамических заданиях игровые действия проводятся обеими
сторонами поочередно, как это и принято в шахматах. Это такие игры "Игра
на уничтожение", "Ограничение подвижности", "Захват контрольного поля".)
Задачи:
дать представление о некоторых аспектах истории шахмат;
научить ходить ладьей на шахматной доске.
выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры
выработать навык работы с шахматной доской
3 этап. Итоговый (5 минут).
Для рефлексии я использую
Игровое упражнение «Данет» ( тетрадь №1 для проверочных работ стр.
8) Нарисовать смайлик на шахматной фигурке (веселый если занятие
понравилось, грустный – не понравилось)
Задачи: обобщить пройденный материал;
дать эмоциональную оценку работы педагогов;
настроить на дальнейшее успешное обучение.
Мастер-класс: Я учу - учиться.
Мастер-класс: Я учу - учиться.
Мастер-класс: Я учу - учиться.
Мастер-класс: Я учу - учиться.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.