ДОКЛАД
ТЕМА: «Мастер производственного обучения – ключевая фигура в гуманизации образования»
Выполнил: Тұрсынжан Б.Т.
Мастер производственного обучения – ключевая фигура в гуманизации образования
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, при котором основным смыслом образования становится развитие личности. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологий образования и воспитании.
В этой связи возникает вопрос о специфических особенностях деятельности мастера производственного обучения. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Основополагающим в работе мастера производственного обучения и ведущим направлением его деятельности, является формирование у учащихся казахского патриотизма, интернационализма, воспитание их в духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению. Деятельность мастера производственного обучения в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием, и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.
Неоценима роль мастера производственного обучения в процессе аудиторного и внеаудиторного воспитания. Вся эта многообразная работа, ее содержание и формы должны иметь чуткую нравственную направленность и способствовать моральному развитию учащихся. Чтобы процесс развития проходил успешно безболезненно для учащихся, вокруг него должна быть создана соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство».
Во всем этом объективная база единства воспитателя и воспитанника. В этой связи мастер производственного обучения должен систематически и всесторонне изучать личность каждого учащегося, особенности характера, поведения, для координации воспитательного влияния и сплоченности группы. В процессе обучения во внеурочное время мастера производственного обучения способствует адаптации учащихся, обеспечивает индивидуальное самовыражение и личное становление учащихся, как субъекта и стратега собственной жизни, вводит их в мир современной культуры, в систему отношений.
Многообразие и сложность возлагаемых на мастера производственного обучения задач и функций по организации воспитания учащихся, требует от него большой энергии, творчества и организаторских способностей. Проявляя организаторские умения он создает личностно-развивающую среду, прилагая усилия вовлекает учащихся в различные виды и формы активной деятельности, формирует у них устойчивые положительные качества, осуществляя при необходимости соответствующие коррективы. Воспитание и обучение – это важнейшие формы общения учащихся с окружающими людьми. В процессе этого общения воспитатель, оказывает педагогическое воздействие на ребенка. В воспитательной деятельности мастера производственного обучения большое место занимают беседы. Цель этих бесед обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности бесед способствует высокий нравственный и культурный уровень мастера производственного обучения, умение вызвать учащегося на откровенность, заставить проникнутся доверием к классному руководителю. Беседы проводятся коллективно или индивидуально с учащимися, беседы с преподавателями, родителями. Мастер производственного обучения в своей индивидуальной работе должен учитывать индивидуальные, возрастные особенности учащихся, иметь тесную связь с преподавателями, родителями, общественными организациями. Взаимоотношение с учащимися мастер производственного обучения строит на основе следующих принципов: отношение к каждому учащемуся как к свободной личности, уважение достоинства и индивидуальности, стремление к сотрудничеству – все это является основой успешности деятельности мастера производственного обучения.
Содействуя всестороннему развитию личности, мастер производственного обучения является организатором учебной деятельности учащихся и выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение. Преподаватель осуществляет воспитание в процессе обучения, используя содержание изучаемого материала. Мастер производственного обучения призван постоянно заботиться о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся. Поэтому в содружестве с преподавателями мастер производственного обучения осуществляет повседневный контроль за тем, как учатся воспитанники, посещая уроки, вместе с преподавателями намечает пути повышения качества учебной работы. Его повседневное внимание, требовательность и контроль за ходом обучения – важное условие повышения успеваемости. В деятельности мастера производственного обучения особенно большое место занимает разъяснение «правил для учащихся» как главных критериев поведения. При этом необходимо рассказывать о том, что, зачем и как нужно делать, поступать в том или ином случае. В воспитательном процессе большую роль играет разумное использование мер поощрения и наказания. Для того, чтобы эти меры оказались педагогически эффективными, классному руководителю необходимо знать, как лучше использовать меры поощрения и наказания по отношению к тем или иным учащимся.
Важной функцией в работе мастера производственного обучения является обеспечение единых требований к учащимся со стороны учебного заведения и семьи. Мастер производственного обучения должен постоянно поддерживать связь с родителями, информировать их о ходе учебного и воспитательного процесса, успехах учащихся. Перед мастером производственного обучения стоит важнейшая задача по формированию у своих учеников единства слова и поведения. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, за свое право быть педагогом и воспитателем. Мастер производственного обучения – это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно подражает учащийся. Мастер производственного обучения обязан быть личностью – это его профессиональная характеристика.
Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период ученичества – это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет, может.
И достичь этого можно только добром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог В.А. Сухомлинский.
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Для учителя урок – это единица времени, основная форма учебного процесса и «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса», «педагогическое произведение, отличающееся целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся», «момент истины» и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.
Уроки готовят, их дают и «заваливают», на них учатся и учат.
Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время являясь ее продуктом и носителем.
Итак, нам предстоит разобраться в том, что же такое современный урок. В этой связи немаловажно напомнить два основных значения слова «современный»:
современный – относящийся к настоящему, текущему времени. В этом смысле любой урок, который проходит сегодня, является современным просто по признаку времени;
современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Несомненно, второй смысл слова для нас важнее в связи с тем, что в последние годы в школе обозначились новые педагогические тенденции –
изменение целеполагания в направлении природосообразности обучения, усиление личностной ориентации образования, индивидуализация образовательных траекторий учащихся, творческая и развивающая направленность базового обучения, технологизация и компьютеризация учебного процесса. Таким образом, преобразование урока должно идти в контексте современных образовательных идей.
Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы
Педагогические цели и задачи урока
Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование, а при необходимости, трансформация наших целей в их цели. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик сам себе их поставил, они понятны ему, очевидны, с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)
Задача каждого из нас – выйти на максимальное КПД цели.
Уверен, что каждый из нас, вдумчиво относящийся к целеполаганию, поддержит меня в том, что этот процесс – непростая операция и предполагает определенную последовательность шагов:
- учет нормативных документов;
- анализ обстановки;
- установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению;
- выяснение имеющихся для этого ресурсов, сил и возможностей;
- выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых даст наибольший эффект, т.е. – формулирование ЦЕЛИ.
Вариантов определений понятия «цель» не так много. Основные могут быть сведены к таким:
- планируемый результат;
- ожидаемый результат определенных действий, осуществляемых самостоятельно или совместно с кем-то;
- образ будущего результата.
Итак, в качестве обобщения всего изложенного по вопросам целеполагания урока, предлагаю схему, которая сможет оказать помощь в этом непростом (трудо- и времяемком) педагогическом процессе.
Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование.
Цели должны быть: реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы, сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата, соотносимы с типом и содержанием урока, личностно ориентированы. Воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.
Формулирование задач урока («древо целей»)
Задачи (цели, микроцели) каждого этапа должны вытекать из общей (ведущей) цели урока. При формулировании задач «от ученика» тщательно продумывается целесообразность, польза любой деятельности. Появляется возможность дифференцировать, личностно ориентировать цели.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.