Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звука (1)
Оценка 4.9

Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звука (1)

Оценка 4.9
Лекции +7
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
19.04.2021
Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звука (1)
обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звука (1)
обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звука (1).docx

В современных исследованиях проблема грамотного письма большинства  школьников является одной из самых актуальных.

Формирование  грамотного письма зависит от разного развития устной речи, от умения анализировать звучащее слово, обобщать и дифференцировать звуки.  Предпосылкой к благополучному овладению  данными операциями является хорошо развитый фонематический слух.

  В настоящее время моделирование звучащего слова применяется в  любой системе обучения грамоте. Это не зависит от сложности составляемой схемы-модели звучащего слова в той или иной системе обучения грамоте задача у них одна – помочь ребенку зрительно представить  себе последовательность звуков  в слове, после чего выделить отдельные звуки, изучить их и обозначить соответствующей буквой. Под обучением грамоте подразумевается начальный этап ознакомления детей с письменной формой речи, процесс сообще­ния детям  букв алфавита в печатном и рукописном ви­дах, обучение их первым умениям и навыкам чтения и письма.

Истории  давно известны различные пути обучения грамоте. И до настоящего времени  широко распространенным является  буквослагательный метод, который состоит  в том, что детям показыва­ют различные  буквы, каждую называют, и после чего  учат составлять из них разнообразные  слоги и слова. Именно таким способом  обычно обучают чтению своих детей родите­ли. Но этот путь, кажущийся очень простым, оказывает осложненные последствия. Дети  произносят звуки и слоги не чисто. Предупреждение буквосложения оказывается возможным, если в основу обучения принимается не буквенный, а звуковой состав слова. Основоположником звукового метода в нашей стране является  К. Д. Ушинский. «Заслуга новой звуко­вой методы — обучения грамоте, — писал он, — именно в том и состоит, что она оторвалась от прежней искусственной, схола­стической методы и обратилась на естественный исторический-путь: обратилась прямо к изучению звуков как элементов изуст­ного слова и их начертаний». Лучшие русские педагоги России (В.И. Водовозов, Н. А. Корф, Д. И. Вахтеров и др.) продолжали развивать идеи К. Д. Ушинского. В со­ветское время в разработку методики обучения грамоте  так же свой вклад внесли такие широко известные педагоги, как Л. К. Шапошников, П. О. Афанасьев, С. П. Редозубов, В. М. Чи­стяков и др.  Вопросам обучения грамоте посвящен ряд капи­тальных психологических исследований, и все же эта про­блема и до настоящего  времени остается ак­туальной.

Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этого он пользует речевой аппарат, который состоит из следующих компонентов:

1.     органы речи;

2.     органы слуха;

3.     органы зрения.

Артикуляция звуков речи - это работа органов речи,  которая необходима для произнесения  различных звука.Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения,  которые необходимы для произнесения звука, а пассивные органы являются точкой опоры для активного органа.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) со временем  приучают детей к наблюдениям над языком. Они четко  показывают детям, что текст состоит из предложений, предложения –  из слов, слова из слогов, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают детям  увидеть, сколько различных  звуков в слове, порядок их расположения, связь слов в предложениях  и в тексте. Это развивает  у детей интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.При использовании  разнообразных схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.

При обучении ребенка грамоте, очень  важно его заинтересовать, чтобы в дальнейшем ему нравилось учить звуки и буквы.Изучать звуки нужно постепенно и в определенной последовательности. Начинать следует с гласных звуков (они обозначены красным цветом): а, о, у. Далее – согласные (синий цвет): м, п, н, и т.д.Изучению одного звука следует уделять несколько занятий.Ребенок должен научиться выговаривать эти звуки для дальнейшего знакомства с буквами и их зрительными образами, написанием.Картинный материал  так же помогает детям узнать звуки и научиться их различать.  Используя различные  символы, можно научить ребенка читать. Например, если ребенок познакомился и хорошо запомнил зрительные образы звуков О, А, согласного звука С, то можно составлять из них  слоги.Включение различных  моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создать  предпосылки для развития фонематического восприятия.

Таким образом при обучении ребенка грамоте необходимо использование моделей артикуляции звука, так как это содействует хорошему овладению устной речью, выражению своих мыслей и желаний, построению речевого высказывания в различных ситуациях общения, выделению звуков в словах, а так же с помощью этого у ребенка складываются предпосылки грамотности.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

В современных исследованиях проблема грамотного письма большинства школьников является одной из самых актуальных

В современных исследованиях проблема грамотного письма большинства школьников является одной из самых актуальных

России (В.И. Водовозов, Н. А.

России (В.И. Водовозов, Н. А.

При обучении ребенка грамоте , очень важно его заинтересовать, чтобы в дальнейшем ему нравилось учить звуки и буквы

При обучении ребенка грамоте , очень важно его заинтересовать, чтобы в дальнейшем ему нравилось учить звуки и буквы

Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звука (1)

Обучение детей грамоте при помощи моделей артикуляции звука (1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2021