В современных исследованиях проблема грамотного письма большинства школьников является одной из самых актуальных.
Формирование грамотного письма зависит от разного развития устной речи, от умения анализировать звучащее слово, обобщать и дифференцировать звуки. Предпосылкой к благополучному овладению данными операциями является хорошо развитый фонематический слух.
В настоящее время моделирование звучащего слова применяется в любой системе обучения грамоте. Это не зависит от сложности составляемой схемы-модели звучащего слова в той или иной системе обучения грамоте задача у них одна – помочь ребенку зрительно представить себе последовательность звуков в слове, после чего выделить отдельные звуки, изучить их и обозначить соответствующей буквой. Под обучением грамоте подразумевается начальный этап ознакомления детей с письменной формой речи, процесс сообщения детям букв алфавита в печатном и рукописном видах, обучение их первым умениям и навыкам чтения и письма.
Истории давно известны различные пути обучения грамоте. И до настоящего времени широко распространенным является буквослагательный метод, который состоит в том, что детям показывают различные буквы, каждую называют, и после чего учат составлять из них разнообразные слоги и слова. Именно таким способом обычно обучают чтению своих детей родители. Но этот путь, кажущийся очень простым, оказывает осложненные последствия. Дети произносят звуки и слоги не чисто. Предупреждение буквосложения оказывается возможным, если в основу обучения принимается не буквенный, а звуковой состав слова. Основоположником звукового метода в нашей стране является К. Д. Ушинский. «Заслуга новой звуковой методы — обучения грамоте, — писал он, — именно в том и состоит, что она оторвалась от прежней искусственной, схоластической методы и обратилась на естественный исторический-путь: обратилась прямо к изучению звуков как элементов изустного слова и их начертаний». Лучшие русские педагоги России (В.И. Водовозов, Н. А. Корф, Д. И. Вахтеров и др.) продолжали развивать идеи К. Д. Ушинского. В советское время в разработку методики обучения грамоте так же свой вклад внесли такие широко известные педагоги, как Л. К. Шапошников, П. О. Афанасьев, С. П. Редозубов, В. М. Чистяков и др. Вопросам обучения грамоте посвящен ряд капитальных психологических исследований, и все же эта проблема и до настоящего времени остается актуальной.
Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этого он пользует речевой аппарат, который состоит из следующих компонентов:
1. органы речи;
2. органы слуха;
3. органы зрения.
Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, которая необходима для произнесения различных звука.Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, которые необходимы для произнесения звука, а пассивные органы являются точкой опоры для активного органа.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) со временем приучают детей к наблюдениям над языком. Они четко показывают детям, что текст состоит из предложений, предложения – из слов, слова из слогов, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают детям увидеть, сколько различных звуков в слове, порядок их расположения, связь слов в предложениях и в тексте. Это развивает у детей интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.При использовании разнообразных схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.
При обучении ребенка грамоте, очень важно его заинтересовать, чтобы в дальнейшем ему нравилось учить звуки и буквы.Изучать звуки нужно постепенно и в определенной последовательности. Начинать следует с гласных звуков (они обозначены красным цветом): а, о, у. Далее – согласные (синий цвет): м, п, н, и т.д.Изучению одного звука следует уделять несколько занятий.Ребенок должен научиться выговаривать эти звуки для дальнейшего знакомства с буквами и их зрительными образами, написанием.Картинный материал так же помогает детям узнать звуки и научиться их различать. Используя различные символы, можно научить ребенка читать. Например, если ребенок познакомился и хорошо запомнил зрительные образы звуков О, А, согласного звука С, то можно составлять из них слоги.Включение различных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звуко-буквенным анализом, создать предпосылки для развития фонематического восприятия.
Таким образом при обучении ребенка грамоте необходимо использование моделей артикуляции звука, так как это содействует хорошему овладению устной речью, выражению своих мыслей и желаний, построению речевого высказывания в различных ситуациях общения, выделению звуков в словах, а так же с помощью этого у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.