«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
Оценка 5
Лекции
doc
чистописание
1 кл
24.08.2018
«Красиво писать – красоту творить», - гласит народная мудрость. Как научить этому ребёнка? Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше и больше волнуют многих учителей и родителей, так как красивое письмо –это ещё и грамотное письмо. Данная статья поможет начинающему учителю разобраться в проблеме с почерком у учащихся.
Чешева С.В. статья для публикации.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №16 Тракторозаводского района Волгограда»
(МОУ Гимназия №16)
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников
(проблемы и пути оптимизации)»
Выполнил: Чешева Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
Волгоград – 2018 РАЗДЕЛ 1 Справочноинформационные сведения об опыте
1.1.
Тема опыта: «Формирование каллиграфических навыков младших
школьников (проблемы и пути оптимизации)»
1.2.
1.3.
Автор опыта: Чешева Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
1.4. Место функционирования опыта: МОУ Гимназия № 16
1.5.
Разновидность опыта: рационализаторский
1.6. Материалы иллюстрирующий опыт: фрагменты письма детей,
примерные образцы заданий. РАЗДЕЛ 2. Технологические характеристики опыта
2.1. Актуальность опыта
«Красиво писать – красоту творить», гласит народная мудрость. Как
научить этому ребёнка? Каллиграфия – это искусство писать четким,
красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все
больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у
большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк.
Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение
письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все
больше и больше волнуют не только меня , но и многих наших учителей и
родителей, так как красивое письмо –это ещё и грамотное письмо.
Наличие данных особенностей и трудностей обучения детей
каллиграфическому письму делают избранную нами проблему особенно
важной.
Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому
письму обуславливается прежде всего и тем, что мы живем в эпоху научно
технического прогресса и бурного потока информации, поэтому
современному человеку приходится много заниматься образованием и
самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в
разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого
закладываются именно в начальной школе. Проблема обучения письму была и
остается актуальной до сегодняшнего дня. (Приложение 1)
2.2. Перечень задач, успешно решаемых в опыте
Решением этой проблемы является
оптимизация работы по
формированию каллиграфических навыков у учащихся начальных классов.
Для достижения цели мною были поставлены задачи: ∙ проанализировать типичные ошибки при овладении учащимися
каллиграфическими навыками (исправления и предупреждения);
∙ проводить специальные упражнения для развития движений руки:
пальцев, кисти, предплечья;
∙ обеспечить прочное освоение учащимися каллиграфических навыков на
основе сознательного овладения формой букв и включения зрительного и
двигательного контроля за движениями руки.
2.3. Педагогические средства, проверенные в опыте
В методике обучения детей письму существует много игр, упражнений
и различных приемов, которыми должен пользоваться учитель при обучении
детей чистописанию, остановимся на некоторых из них:
показ учителем процесса и объяснение способов написания букв,
слогов, слов, предложений;
списывание учащимися с готового образца прописей, образца учителя
на доске или в тетради;
двигательный образ буквы;
воображаемое письмо;
выделение из букв элементы и составление букв из элементов;
введение в обучение правил;
проговаривание способа написания буквы;
показа ошибочного написания;
взаимная проверка.
2.4. Последовательность и правила использования педагогических
средств
1. Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ
учителем процесса и объяснение способов написания букв, слогов, слов,
предложений. Показ осуществляется на классной или интерактивной доске
для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели,
как учитель пишет. Написанное можно несколько раз показать на экране,
тем самым повторить показ движения руки для всех учащихся класса.
Необходимо показать учащимся способы соединения букв, так как если
учащийся усвоил, как писать букву, он не всегда догадывается, как она
соединяется с соседними буквами.
Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться
объяснением учителя: где начинать писать букву, куда вести руку, где
сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы.
Через некоторое время все эти операции комментирования должен делать
сам ученик.
2.
Другим приемом при обучении письму следует считать
списывание учащимися с готового образца прописей, образца учителя на
доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что
учащиеся подражают, воспроизводят образец письма.
При списывании с образца производится зрительный анализ образца
и сравнение его с воспроизведенным. При обведении образца учащийся
закрепляет правильное движение в хорошем исполнении, но этот процесс
механический. А при списывании, активном процессе,
возможно
проанализировать букву и сравнить образец с исполнением.
3.
Копировальный способ.
Его применяю ограниченно в
связи с тем, что обведение образца это недостаточно осознаваемый процесс.
Однако если копирование осуществлять правильно, ученик упражняется
в выполнении правильного движения: порция, размах, размер,
направление, форма. Обведение по образцу упражняет
двигательные представления, так как оно осуществляется механически.
При обведении образца двигательный образ буквы остается на некоторое
время в памяти, обведенное движение запоминается.
4.
Воображаемое письмо или обведение над образцом, письмо в
воздухе. Данный прием опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспроизводимый образец. В воображаемом обведении он видит
букву как бы через какойто оптический прибор, пишет реально, но в
воздухе. Это помогает ученику усваивать как движения, так и правильную
форму буквы. Нравится детям игра «Угадай букву», когда учитель рукой в
воздухе пишет букву, комментируя её написание, а учащиеся пытаются узнать
букву.
Но этот прием имеет и свой недостаток, который заключается в том,
что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения
движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму
образца.
5.
Анализ формы буквы, который может осуществляться по
разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на
составляющие, зрительно выделяемые элементы.
Но в русском языке некоторые буквы довольно сложны по форме и
пишутся одним неделимым движением, такие как в и б.
Здесь важно увидеть общее, понять, что при письме вниз у нас всегда
один и тот же наклон, а при письме вверх большой наклон, но во всех
соединительных движениях тоже одинаковый, что очень важно для
сознательного овладения формой букв. Если ученик будет анализировать
форму буквы так, то у него, скорее всего, выработается единый наклон в
письме и правильная форма букв.
Поэтому анализ формы буквы проводится поразному, в
зависимости от того, впервые ли вводится буква и насколько она сложна по
способу написания.
6.
Одним из приемов обучения графическим навыкам письма
можно считать введение в обучение правил, которые учащийся должен
хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками
письма. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое
письмо, но при этом они должны формироваться очень кратко и их должно
быть немного. В 1 классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки,
положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с
процессом письма:
Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.
Необходимо писать буквы в словах на одинаковых расстояниях
друг от друга.
Писать надо красиво и быстро.
Буквы в словах следует писать одинаковой высоты.
Слог пишется безотрывно.
Учитель должен вводить эти правила постепенно, но при этом это надо
делать неназойливо, но на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный
на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность:
слова не доходят до сознания учащихся.
7.
Ознакомление детей с основным алгоритмом письма,
начинается с анализа написания буквы «и», которая рассматривается как
исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения,
повторяющиеся при написании очень многих букв. Использование основного
алгоритма письма при написании всех букв, отработка специфических
элементов написания каждой буквы и дальнейшее развитие способности
проговаривать способ написания буквы.
8.
Одним из приемов обучения можно считать прием показа
ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка,
почему буква, слог, слово написаны неправильно, и нашли ответ, как не
допустить таких ошибок.
Данный прием способствует самоконтролю.
9.
Используется также прием взаимной проверки. Дети любят
оценивать работу соседа и часто хорошо видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь
увидеть недостаток и объяснить, как его исправить.
В послебукварный период применяю специальные приёмы группировки
письменных букв по общим элементам.
В дальнейшем логический принцип группировки письменных букв
целесообразно применять во время минуток чистописания. Буквы для
каллиграфических разминок предлагаю детям по родству элементов. На
каждом уроке русского языка во 2, 3 классах отрабатывается своя «семья»:
∙
«о», «О», «б», «ф»;
∙
«ы», «ь», «ъ»;
∙
«п», «т», «р», «г»;
∙
«н», «ю», «Н», «Ю»;
∙
«и», «И», «й», «ш», «Ш»;
∙
«к», «К»;
∙
«л», «Л», «м», «М»;
∙
«ж», «Ж», «э», «Э»;
∙
«у», «ц», «щ», «д», «в»;
∙
«х», «Х»;
∙ «я», «Я», «а», «А»;
∙
«Г», «П», «Т», «Р»;
∙
«ч», «Ч»;
∙
«Ф», «У».
∙
«с», «С», «е», «Е»;
2.5. Полученный результат в опыте
После проведения систематической и индивидуальной работы с
учащимися было предложено контрольное списывание со всем классом.
Выяснилось, что к концу 1 класса у 31% учащихся каллиграфия
полностью совпадает с требованиями, столько же учащихся не соблюдают
требования и 38% соблюдают аккуратность, чистоту. РАЗДЕЛ №. Диссеменационные сведения об опыте
3.1. Теоретикопрактические основы опыта
Над решением данной проблемы работали известные русские педагоги,
психологи, методисты, такие, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.Д.
Ушинский, И.Г. Агаркова, В.А. Илюхина и многие другие. Они под термином
«каллиграфия» понимают искусство красивого письма, т.е. умение писать
правильным (четким) и устойчивым почерком.
В работе использую методику российской учительницы В.А. Илюхиной
«Письмо с секретом», направленную на включение детей с самого первого
шага обучения письму в ситуацию привычной для них деятельности
воображения, фантазии, которая связана у детей с восприятием сказки.
Другие известные методисты, в том числе и Желтовская Л.Я.,
Соколова Е.Н., предлагают свои приемы, которыми я пользуюсь при
обучении детей чистописанию.
3.2. Условия эффективности опыта
В современных условиях для повышения познавательной активности
хотелось бы использовать информационнокоммуникационные технологии в
обучении детей письму, показывать учебные фильмы, презентации с комментированием образцов написания. Однако на сегодняшний день
разработанных ученымиметодистами электронных средств обучения,
обучающих программ и тренажеров по развитию каллиграфии практически
нет.
Для достижения наилучших результатов нам, учителям, нужно выбирать
оптимальные пути формирования каллиграфических навыков, комбинировать
их в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика своего
класса, учитывая специфику учебного материала и задачи учебного занятия,
не забывая о гигиенических условиях письма. Несомненно, поиск путей
оптимизации этого процесса будет мною продолжаться ив дальнейшем.
3.3. Перспективы использования опыта в общеобразовательной практике
Дальнейшие поиски и разработки ученых в области графических навыков
письма и творческий опыт учителя поведут к дальнейшему
совершенствованию методов формирования каллиграфических навыков
письма. Приложение 1. Фрагменты письма детей Приложение 2. Примерные образцы заданий
Анализ буквы. Букву съела гусеница. Восстанови букву.
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
«Тема: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (проблемы и пути оптимизации)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.