Мастеринг своими руками

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 15.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мастеринг (англ. master) — обработка музыкального трека после сведения на студии аудиозвукозаписи. Мастеринг представляет собой последовательное применение к аналоговой записи множества аналоговых аудиофильтров, компрессоров, конвертеров и эквалайзеров. Мастеринг применяют к аудиозаписям, для того чтобы создать уникальное, неповторимое звучание записи,которое присуще определённому исполнителю музыкальной группе. Мастеринг делается для создания мастер–диска, который будет тиражироваться.
Иконка файла материала 1.docx
Мастеринг   (англ.   master) —   обработка   музыкального   трека после   сведения   на   студии   аудиозвукозаписи.   Мастеринг представляет собой последовательное применение к аналоговой записи   множества   аналоговых   аудиофильтров,   компрессоров, конвертеров   и   эквалайзеров.   Мастеринг   применяют   к аудиозаписям,   для   того   чтобы   создать   уникальное, неповторимое звучание записи,которое присуще определённому исполнителю   музыкальной   группе.   Мастеринг   делается   для создания   мастер–диска,   который   будет   тиражироваться.  Само   понятие   «мастеринг»   возникло   давно,   когда   ещё   не было компакт­дисков и все музыкальные записи выходили на двух   носителях   –   виниловых   грампластинках   и магнитофонных кассетах. Прежде чем нарезать записанную в   студии   фонограмму   на   матрицу,   с   которой   потом печатались диски, необходимо было провести определённую обработку, чтобы привести динамический диапазон записи всоответствие  с динамическим  диапазоном грампластинки. Если этого не сделать, то резец мог разрушить лаковый диск при   выходе   сигнала   из   диапазона.   Поэтому   уже   тогда существовали   post   production   студии,   занимавшиеся приведением   фонограмм   в   рамки   технологических   норм.   С наступлением   эры   компакт­дисков   надобность   в   таких студиях, казалось бы, отпала, однако на самом деле этого не   произошло.   В   самом   деле,   динамический   диапазон компакт диска намного шире, чем виниловой пластинки. В процессе   сведения   достаточно   проследить,   чтобы   пики   в фонограмме не выходили за пределы –0.2 dB, и такой мастер без   проблем   нарежет   любой   CD   рекордер.   Однако,   не смотря   на   это,   и   в   настоящее   время   любой   сведённый материал   относится   в   студию   мастеринга   для обработки.  окончательной   Почему?  Во­первых,   уже   тогда   было   замечено,   что   фонограмма, прошедшая дополнительную эквализацию и компрессию в post production студии, звучит плотнее, живее и приятнее на слух.  Во­вторых,   почти   всегда   есть   необходимость   привести   все присутствующие   в   альбоме   композиции,   что   называется,   к общему знаменателю. Дело в том, что практически невозможнодаже   в   одной   студии   добиться   того,   чтобы   записанные   и сведённые   в   разное   время   номера   звучали   одинаково.   Тем более,   если   запись   происходила   на   нескольких   студиях   с различным   оборудованием.   Если  такие  треки  собрать  в  один CD, не будет ощущения целостности альбома, а у слушателя появится   желание   периодически   крутить   ручку   громкости   и настраивать   эквалайзер   своего   домашнего   музыкального центра.  В­третьих,   именно   в   процессе   мастеринга   можно   добиться того,   чтобы   ваша   музыка   звучала   неповторимо   или   наоборот привести   её   в   соответствии   с   требованиями   определённого стиля.  В­четвёртых,   есть   ещё   один   существенный   момент психологического   свойства.   Когда   человек   слушает   подряд несколько  музыкальных  композиций  (например   по радио),  он автоматически   обращает   внимание   на   те,   которые   звучат громче, и лучше запоминает их. Но ведь пиковые уровни всех треков всегда одинаковы –  под 0 dB –  и громче их сделать нельзя.   Для   того   чтобы   увеличить   субъективную   громкость фонограммы, применяют специальные приборы под названием «максимайзеры».   Обрабатывать   максимайзером   лучше   весь альбом   целиком.   И   последнее.   Требования   к   динамическому диапазону для CD, радио и TV разные (для TV нужен самыйузкий),   поэтому   лучше   сразу   сделать   три   варианта.  Хотя с помощью грамотного мастеринга можно действительно улучшить звучание записи, из плохого сведения сделать шедевр не   получится.   Если   присутствуют   определённые   ошибки (сильный   дисбаланс   инструментов   и   голоса,   перегрузка цифрового   тракта   в   отдельных   треках,   переизбыток реверберации,   противофазные   явления),   то   лучше   пересвести заново.  фонограмму   Можно  ли делать  мастеринг  самому  в домашних  условиях и (поставим   вопрос   шире)   можно   ли   делать   мастеринг   на компьютере без внешних приборов? Или для этого необходимо обращаться   в   специальную   студию   с   определённым оборудованием?   Давайте   разберёмся   в   этом   вопросе.  Прежде всего, нужно сказать, что качество, с которым будет проделана   работа,   целиком   зависит   от   звукорежиссёра,   её проводящего.   Хороший   специалист   добьётся   хорошего результата   и   на   компьютере,   благо   современные   программы позволяют  это сделать. Плохой же  и на самой навороченной студии сделает плохо. Так что для начала поинтересуйтесь, кто будет заниматься вашим материалом и послушайте его работы.  Производить мастеринг в «железе» конечно лучше, но только тогда,   когда   имеются   дорогие   высококлассные   приборы,способные   сделать   «дорогой»   звук.   В   спецификации   студии должны   присутствовать   подобные   названия   –   Manley,   Neve, Avalon, Sontec, Millenia, GML (George Massenberg Labs), Weiss, Sonic   Solutions,   Sadie,   Pyramix,   t.c.   Finalizer,   Studer,   Ampex, Prism, Sterling, Apogee, EMM. Если аппаратуры такого класса   то   лучше   делать   компьютерный   мастеринг.  нет, Можно ли делать мастеринг дома? Для этого необходимы две вещи – хороший специалист (о чем уже говорилось) и хороший контроль.   Наличие   хороших   мониторов   –   совершенно необходимый элемент студии. В самом деле, для того чтобы что­либо   делать   со   звуком,   необходимо   очень   тонко отслеживать все изменения, происходящие с этим звуком. Хотя и существует способ сделать мастеринг практически вслепую (вернее   «вглухую»).   Об   этом   мы   скажем   чуть   ниже.  Если хороший мониторинг  при наличии определённой  суммы обеспечить не сложно (об этом мы тоже поговорим), то стать в одночасье хорошим специалистом невозможно. Но ведь не боги горшки   обжигают.   Для   того   чтобы   стать   подобным специалистом, нужно просто начать делать это и со временем ваша квалификация будет постепенно улучшаться. К тому же замечена   такая   тенденция:   многие   начинающие   специалисты, провозившись   долгое   время   с   мастерингом,   начинают   по другому   сводить,   качественнее.   То   есть   опыт   в   этом   современной направлении   –   неотъемлемая   частьзвукорежиссуры. А вот о том, как это делать и какое для этого необходимо   техническое   обеспечение,   и   пойдёт   речь   в   этой статье.  Мониторинг В мастеринг­студиях применяются, как правило, акустические системы класса high­end типа B&W, Tannoy, Genesis, Dynaudio, PMC,   Dunlavy   с   очень   точной   передачей   низа   или   с дополнительным   сабвуфером.   Реже   используют   студийные мониторы,   например   KRK   9000.   Такие   системы   стоят   по несколько   тысяч   долларов   и   большинству   наших   читателей, скорее всего, не по карману. Начинающим я бы порекомендовал недорогие   студийные   мониторы   в   комплекте   с   сабвуфером, например М­Audio Studiophile LX 4 (335$). Со временем можно перейти   на   акустику   KRK   (серия   V).   Сабвуфер   совершенно необходим, так как самое сложное – проконтролировать низкие частоты   спектра.   На   подобных   мониторах,   как   ни   странно, вполне   возможно   добиться   приличных   результатов.   В дополнение к таким мониторам неплохо установить какой­либо музыкальный центр, звучание которого вам хорошо знакомо. Не помешает   также   иметь   хорошие   наушники   (от   100$).  Не менее важным моментом для правильного контроля звука, чем   подбор   мониторов   (а   может   быть   и   более   важным),являются   акустические   свойства   помещения.   Комната,   в которой происходит работа со звуком, должна быть заглушена и должна   иметь   правильную   геометрию   во   избежание возникновения резонансов, стоячих волн, отражений и т.д. Даже при   наличии   недорогих   мониторов,   правильно спроектированное помещение обеспечит лучшее звучание, чем самые   лучшие   high­end   колонки   в   обычной   комнате   с бетонными   стенами.   Основной   принцип   в   построении   таких помещений   заключается   в   том,   что   не   должно   быть параллельных поверхностей, а также прямых и острых углов. В качестве примера можно привести геометрию помещений одной из   лучших   в   мире   студий   для   мастеринга   Sterling   Sound. Поверхность звукопоглощающими материалами,   пол   покрывают   паркетом   или   ворсистым антистатическим  ковролином.   Потолок   тоже   не   должен  быть параллелен полу.  стен   отделывают       Если   нет   возможности   заниматься   отделкой   стен,   то   можно вокруг   рабочего   пространства   просто   прикрепить   четыре карниза   «струна»   и   повесить   плотные   шторы.  В комнате, где происходит работа со звуком, должна стоять полная   тишина.   Всякие   посторонние   звуки   (например   шум системного   блока   компьютера)   приведут   к   тому,   что   вы постоянно   будете   разгонять   громкость   и   уши   очень   быстро потеряют способность что­либо воспринимать. Самым лучшимрешением   будет   удаление   системного   блока   в   соседнее помещение.  Вся аппаратура должна быть заземлена. Отсутствие заземления сильно сказывается на звуке и приводит к появлению шумов и фона.   Если   розетки   не   обеспечены   «землёй»,   необходимо протянуть трехжильный кабель от распределительного щитка в квартиру.  Колонки (в случае мониторов ближнего поля) нужно выбирать экранированные,   то   есть   защищённые   от   радиомагнитного излучения – они не будут ловить наводки от видеомонитора.  Аудиокарта предпочтительней внешняя, так как у внутренних аналого­цифровые   преобразователи   подвергаются   различным наводкам внутри системного блока. Аудиовыходы должны быть симметричными   (balanced).   Из   недорогих   аудиокарт   очень неплохое звучание обеспечивают устройства фирмы М­Audio. К тому же теперь они могут работать с программой Pro Tools. Разумеется,  карта  должна  обеспечивать  работу  со  звуком  24 bит/96 кГц. Лучшим же решением будет приобретение внешнего цифро­аналогового преобразователя, например Apogee miniDac –   такой   прибор   действительно   обеспечит   вывод   абсолютно чистого   и   честного   звука   по   всему   спектру   частотного диапазона.Особое внимание необходимо уделить коммутации. Кабели и разъёмы должны быть симметричными, производства известных фирм   (Neutrik,   Canare,   Cordial)   с   качественной   распайкой.  Одним   словом,   в   вопросах   мониторинга   мелочей   быть   не должно.  Программы Большинство профессиональных post production студий работу с   музыкальным   материалом   проводят   на   рабочих   станциях Sonic Solutions, реже на платформе Sadie. В последнее время всё   большую   популярность   завоевывает   программно­ аппаратный   комплекс   Pyramix   швейцарской   фирмы   Merging. Нам   же   необходимо   выбрать   программу   для   работы   на   PC. Программ   таких   существует   несколько   –   Adobe   Audition, Cakewalk   Sonar,   Digidesign   Pro   Tools,   Magix   Samplitude, Merging Pyramix Native, Sоny Sound Forge, Steinberg Nuendo, Steinberg WaveLab. У каждой из них есть свои сторонники и противники. Некоторые считают, что программы, работающие с внутренним   разрешением   32   bit   float   (32   бит   с   плавающей запятой), звуковой   материал   вследствие дополнительных   преобразований   и   дизеринга;   такими программами   является   вся   продукция   фирм   Steinberg, Cakewalk   и   Adobe   Audition.   Популярный   в   нашей   стране   портят(неизвестно   почему)   редактор   Sound   Forge   в   последней, восьмой версии наконец­то обрёл поддержку VST плагинов и теперь может быть рекомендован к использованию. Ещё я бы рекомендовал присмотреться к практически неизвестной у нас Pyramix. Лучше всего, конечно, попробовать разные программы и   выбрать   самому   то,   что   понравится   больше.   Что   касается меня,   то   я   отдаю   предпочтение   Pro   Tools   за   качественные   удобный   интерфейс   и   наличие алгоритмы   пересчёта, нескольких замечательных плагинов, которые не выпускаются в VST версиях, однако эта программа работает только на железе Digidesign   и   М­Audio.   Вообще,   при   мастеринге   удобнее пользоваться   многодорожечным   редактором,   чтобы   иметь возможность   организовать   посыл­возврат   и   поставить   рядом дополнительные   треки.   Самый   хороший   способ   проверить работу программ – это попробовать обработать один и тот же трек   одинаковыми   плагинами   с   одинаковыми   установками   в разных редакторах и сравнить полученные результаты. В конце вами.  концов, выбор     за   Для   визуальной   оценки   происходящих   процессов   нам понадобится   определённый   инструментарий   –   анализатор спектра   (или,   как   его   ещё   называют,   аналайзер)   и   прибор, способный   отслеживать   фазовые   явления   в   стереообразе.   Из всех   выше   перечисленных   аудиоредакторов   только   Adobe Audition   и   Pyramix   обладают   неплохими   аналайзерами.   В остальных редакторах он либо отсутствует, либо представляетElectric­Q,   Существуют собой   довольно   бесполезное   устройство. несколько VST анализаторов – VoxengoSPAN, Elemental Audio Inspector,   Brainspawn   Spect­R   Pro,   Waves   PAZ   frequency,   а также   ряд   плагинов,   совмещающих   в   себе   аналайзер   и графический   эквалайзер   –   iZotope   Ozone,   Elemental   Audio Firium,   но   их   тоже   нельзя   назвать профессиональными   приборами.   Наилучшим   из   них,   на   мой взгляд, является программа Brainspawn Spect­R Pro. Однако по­ настоящему   точными   и   информативными   я   могу   назвать   два анализатора спектра – PAS Spectrum Analyzer и Pinguin Audio Meter. Эти программы не являются VST плагинами, поэтому их не   удастся   использовать   с   некоторыми   аудиоредакторами (например с Pro Tools) напрямую. Эту проблему можно решить, установив программу виртуальных портов Virtual Audio Cable или   Wave   Clone.   Для   контроля   стереопанорамы   вполне подойдёт PAZ Position от компании Waves. Пользователи же Pinguin Audio Meter будут вполне удовлетворены имеющимся Meter.  там модулем     Stereo   Следующие   два   прибора,   которые   нам   понадобятся,   это компрессор   и   эквалайзер.   Основной   принцип   мастеринга заключается   в   том,   что   частотная   коррекция,   исправление ошибок   сведения   в   основном   производятся   компрессором,   а эквалайзер   применяют   для   придания   звуку   окраса   и   его «утепления»   (это,   конечно,   не   аксиома   –   бывают   ситуации, когда   всё   делается   с   точностью   «до   наоборот»).   Поэтомукомпрессор должен в минимальной степени окрашивать звук, а в   идеале   не   окрашивать   его   совсем.   Компрессор   нужен   не простой,   а   спектральный,   то   есть   тот,   с   помощью   которого можно   воздействовать   на   определённую   долю   частотного спектра.   Дело   в   том,   что   если   через   обычный   компрессор пропустить   сведённую   фонограмму,   то   появится   эффект подавления средних и высоких частот, так как основная часть звуковой   энергии   располагается   в   нижней   части   спектра. Подобных компрессоров сейчас на рынке присутствует много, и я не буду их все перечислять. Для начала могу посоветовать совсем   простой   в   использовании,   но   при   этом   очень качественный Steinberg MultiBand Compressor. Последнее время я пользуюсь замечательным прибором Mc2000 фирмы McDSP. Во­первых,   все   параметры   этого   компрессора   могут   быть автоматизированы,   что   позволяет   очень   гибко   обрабатывать материал,   а   во­вторых,   он   может   эмулировать   звучание раритетных устройств, причём в каждой полосе по­разному – например   нижние   частоты   обрабатывать   как   Neve   33609,   а верхние AD2044.  Avalon как     –     Вторым важным прибором, необходимым для коррекции звука, является   эквалайзер.   Именно   с   помощью   эквалайзера   в процессе мастеринга звукорежиссёр добивается необходимой в каждом конкретном случае окраски звучания. Поэтому в post production студиях используют дорогие приборы,  стоимостью несколько   тысяч   долларов.   До   недавнего   времени   средипрограммных эквалайзеров не было ни одного, способного по звучанию   хоть  немного   приблизиться  к   таким   устройствам  – они или совсем не меняли характер звука, или меняли его в худшую   сторону.   Первой   ласточкой   в   эмуляции   аналоговых эквалайзеров   стала   программа   T­RackS   компании   IK Multimedia. T­RackS, особенно в последней 24­битной версии, действительно даёт неплохой звук и вполне оправдывает свою цену. К тому же это не просто эквалайзер, а целый комплекс приборов,   включающий   в   себя   также   компрессор   и   лимитер. Неплохие   эквалайзеры   выпускает   компания   URS.   Они эмулируют классические устройства Neve1073, Pultec EQP­1 и API550. На ещё более высоком уровне работает плагин McDSP FilterBank, правда он существует только в RTAS версии для Pro Tools. Не так давно фирмой Waves был выпущен очень хороший эквалайзер   под   названием   Q­Clone,   о   котором   следует рассказать особо. Это не совсем обычный прибор, где можно крутить ручки, меняя тембр. Он работает по принципу свёртки, то есть моделирования звучания реальных приборов на основе записанного отклика на импульсный сигнал. Подобным образом работают некоторые программные ревербераторы. В комплекте прилагается   большой   набор   пресетов,   снятых   с   эквалайзеров производства Neve, GML и Pultec. Звучание данного прибора можно назвать максимально приближенным к эмулироваемым образцам. К тому же вы легко можете создавать собственные пресеты,   снимая   звук   с   понравившихся   устройств.Ещё   одно   устройство,   без   которого   не   обходится   финальная обработка   фонограммы,   это   максимайзер.   Основные   модели здесь – Waves L1, L2, L3 и новый плагин этой компании – SSL G­Master, NWMaxx, Essential Studio E и E3B, Digidesign Maxim, BBE   Sonic   Maximizer.   Последний   прибор   эмулирует популярный   «железный»   максимайзер   и   достаточно   сильно окрашивает   звук,   поэтому   может   применяться   только   тогда, когда   это   обусловлено   художественными   задачами.  В   некоторых   случаях   при   мастеринге   используют   иксайтер, энхансер   и   эмулятор   магнитофона.   Иксайтер   (exiter) понадобится, когда в миксе сильно не хватает высоких частот и одним   эквалайзером   этого   исправить   не   удаётся.   Энхансер (enhancer) применяют к музыкальному материалу, требующему большего   динамического   диапазона   –   джаз,   классика.   Из эмуляторов магнитофона мне известен только один достойный Channel.  плагин   McDSP –     Analog   Иногда при финальной доводке фонограммы оказывается, что звучание   слишком   сухое.   В   этом   случае   можно   применить реверберацию.   Самые   подходящие   для   мастернинга ревербераторы   –   импульсные.   Безусловно,   лучший   из   них   – Altiverb фирмы Audio Ease. К сожалению, пока он существует только в версии для Mac, хотя компания обещает выпустить Windows­версию   буквально   со   дня   на   день   и   даже продемонстрировала   её   на   выставке   в   голландском   Утрехте.Это   совершенно   потрясающий   модуль.   Огромное   количество пресетов,   прилагаемых   к   нему,   по   качеству   звучания практически невозможно отличить от «железных» приборов, с файлы.  которых импульсные     получены   Из   доступных   в   настоящее   время   ревербераторов   для платформы Windows я бы выделил WizooVerb W2.  Теория Звуковой   спектр   делится   на   три   части   –   низкие,   средние   и высокие   частоты.   Границы   частот   можно   обозначить следующим образом: низкие – от 10 Гц до 200 Гц, средние – от   а   от   5   кГц   –   высокие.  200   Гц   до   5   кГц, 1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) – это самые низкие ноты, от которых резонирует комната. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и   сведении   потеря   этих   частот   вызовет   тот   же   эффект.  2)   Верхние   басы   (от   80   Гц   до   200   Гц)   –   это   верхние   ноты басовых   инструментов   и   самые   низкие   ноты   таких инструментов,   как   гитара.   Если   потерять   этот   регистр,   то вместе   с   ним   потеряется   и   ощущение   силы   звука.3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) – здесь размещается почти   весь   ритм   и   аккомпанемент,   это   регистр   гитары.  4) Средние средние (от 500 Гц до 2.500 Гц) – соло скрипок, соло гитар,   фортепиано,   вокал.   В   диапазоне   частот   от   200   Гц   до 2.500   Гц   самая   информативная   часть   спектра.  5)   Верхние   средние   (от   2.500   Гц   до   5   кГц).   Хотя   в   этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых   других   инструментов,   здесь   много   гармоник   и обертонов.   Усиление   этой   части   спектра   позволяет   достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако,   если   энергия   этой   полосы   частот   чрезмерна,   то   это слух.  режет   6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки   (для   любителей   кассетной   записи)   становится   самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это.    7)   Верхние   высокие   (около   10   кГц   до   20   кГц)   –   это   самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет   неполноценен,   то   вы   ощутите   некий   дискомфорт   при записей.  прослушиванииДля   звукорежиссёра   будет   полезна   следующая   таблица, приводимая Робертом Дэннисом (Robert Dennis) из института звукозаписи   Детройта   (Recording   Institute   Of   Detroit):  50   Гц  1. Увеличить, чтобы добавить полноты инструментам, звучащим в низкочастотном участке спектра – большой барабан, томы и бас­гитара.  2.   Уменьшить,   чтобы   избежать   появления   boom­эффекта   и маскировки   высших   гармоник   и   увеличить   «читаемость» басовых   партий.   Обычно   используется   в   музыке   с   активной рок­музыке.  басовой например линией, в         100   Гц  1.   Увеличить,   чтобы   добавить   жёсткости   инструментам, регистре.  звучащим басовом в       2.   Увеличить,   чтобы   добавить   наполненности   звукам   гитары, барабана.  малого3.   Увеличить,   чтобы   добавить   теплоты   пиано   и   духовым инструментам.  4.  Уменьшить,  если надо убрать бубнение из  звука гитары  и разборчивость.  увеличить его     200   Гц  1.   Увеличить,   чтобы   добавить   полноты   партии   вокала.  2. Увеличить, чтобы добавить полноты звуку малого барабана и гитары     музыке).  (используется   жёсткой в   3. Уменьшить, чтобы избежать мутного саунда инструментов, звучащих диапазоне.  среднечастотном в       4.   Уменьшить,   чтобы   избежать   гонгообразного   звучания тарелок.  400   Гц  1.   Увеличить,   чтобы   добавить   ясности   басовой   партии,особенно   при   прослушивании   на   малой   громкости.  2. низкозвучащих   ударных     чтобы   избежать   картонного   звука   у   большой   барабан).    Уменьшить, (томы, 3.   Уменьшить,   чтобы   подчеркнуть   объёмность   звучания тарелок.  800   Гц  1.   Увеличить   для   чистого   и   мощного   звучания   бас­гитары.  2.  Уменьшить, чтобы избавиться от «дешёвого»  звука гитар.  1.5   кГц  1.   Увеличить   для   подчёркивания   атаки   бас­гитары   и   её гармоник.  2.  Уменьшить, чтобы избежать «вялого»  звучания  электро­ и акустических гитар.    3   кГц1.   Увеличить   для   подчёркивания   атаки   бас­гитары.  2. Увеличить для подчёркивания атаки электро­ и акустических гитар.  3.   Увеличить   для   подчёркивания   атаки   партии   пиано, регистре.  исполненной низком в       4.   Увеличить   для   подчёркивания   чистоты   и   жёсткости вокальной партии.    5. Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк­ партий.  вокальных   6. Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую гитар.  нестройность вокала или       5   кГц  1.   Увеличить   для   разборчивости   вокала.  2.   Увеличить,   чтобы   подчеркнуть   атаку   низкозвучащихбарабанов   (большой   барабан,   томы).  3.   Увеличить   для   получения   более   «пальцевого»   звука   бас­ гитары.  4.   Увеличить,   чтобы   подчеркнуть   атаку   пиано,   акустических гитар   и   яркость   партии   гитар   (особенно   рок­гитар). 5. Уменьшить, чтобы сделать звук партий, звучащих на заднем плане, отдалённым.  более     6.   Уменьшить,   чтобы   смягчить   звук   гитар.  7   кГц  1. Увеличить для получения атаки у низкозвучащих барабанов звук).  (более металический       Увеличить   для   получения   атаки   перкуссионных 2. инструментов.  3.   Увеличить   при   работе   с   «вялым»   вокалом.  4.   Увеличить   для   получения   более   «пальцевого»   звука   бас­гитары.  5. Уменьшить, чтобы притушить энергию свистящих согласных.  6.   Увеличить,   чтобы   добавить   резкости   звукам   рок­гитар, пиано.  синтезатора, акустических гитар и         10   кГц  1.   Увеличить   для   осветления   вокала.  2.   Увеличить   для   получения   лёгкого   прозрачного   звука акустической пиано.  гитары или       3.   Увеличить,   чтобы   подчеркнуть   жёсткость   в   звучании тарелок.  4. Уменьшить, чтобы притушить энергию свистящих согласных.  15   кГц  1.   Увеличить   для   осветления   вокала   (звук   с   придыханием).2.   Увеличить   для   осветления   тарелок,   струнных,   флейты.  3.   Увеличить,   чтобы   сделать   звук   сэмплерного   синтезатора естественным.  более   При мастеринге данную информацию не нужно воспринимать буквально, а использовать для ориентира, чтобы понимать, что происходит, когда мы воздействуем на определённую область частототного спектра.  Практика Если вы пользуетесь многоканальным  редактором,  то удобно поставить в проект сразу несколько треков (например все песни альбома), а настройки плагинов для каждого трека сохранять в качестве   пресетов.   Так   будет   удобно   переключаться   между треками,   чтобы   их   сравнивать.   Очень   полезно   также импортировать   в   проект   несколько   композиций   кого­либо   из известных   исполнителей,   на   саунд   которых   равняются заказчики вашей работы (я надеюсь, что вы не ставите себе цель изобрести   собственный   и   неповторимый   звук   в   домашних условиях). Затем включаем анализатор спектра: VST – в самом конце мастер секции, Stand­Alone – параллельно или с помощью программы   виртуальных   аудиопортов.   Перед   ним   ставиммаксимайзер   и   с   его   помощью   поднимаем   громкость   трека таким образом, чтобы она сравнялась с эталонной, выбранной вами композицией. Теперь сравниваем эти два трека на слух и с помощью   аналайзера.   Скорее   всего,   при   той   же   самой громкости у эталона будет более яркий верх и упругий низ, не говоря   о   том,   что   в   целом   его   звук   будет   красивей   и насыщеннее. Для того чтобы приблизить наш трек к эталону, перед максимайзером ставим эквалайзер, с помощью которого будем облагораживать звучание (например Waves SSL, URS или T­RackS, а потом, когда будет подобрана полоса, его можно заменить   на   Q­Сlone   с   такими   же   характеристиками)   и спектральный компрессор. Если изначально у трека частотная характеристика нормальная, то есть нет частотных завалов и его не надо «лечить», то обычно в таком случае на эквалайзере чуть поднимаются верхние частоты (hi­shelf boost) от 2–2,5 кГц и (bell boost) в районе 40–90 герц. Опустим средние частоты (bell cut) около 300 герц и сильнее самые нижние (low­shelf cut) от   40   герц.   При   этом   придётся   соответственно   уменьшить (поднять)   порог   срабатывания   максимайзера   (threshold)   или уменьшить выход эквалайзера. Вообще нужно сразу привыкнуть к   тому,   что   манипуляции   с   одним   прибором   моментально отражаются   на   работе   другого.   Если   нужно   скорректировать какой­либо   диапазон   частот,   действуем   компрессором. Попробуйте   ставить   эквалайзер   до   и   после   компрессора. Максимайзер   лучше   всего   отстраивать   с   самой   громкой   и энергичной композиции, чтобы в менее громких треках можнобыло уменьшать порог срабатывания компрессии. Конечно, всё это общие рекомендации и универсальных решений здесь быть не   может.   Главное   –   всё   время   помнить   о   том,   что   вся обработка в цепочке работает взаимосвязано. Нужно постоянно контролировать   результат,   в   том   числе   и   по   приборам.  Как   уже   говорилось   выше,   если   звучание   кажется   слишком сухим,   можно   попробовать   применить   реверберацию.   Не забывайте,   что   при   мастеринге   ревербератор   нужно   ставить обязательно в разрыв (insert), чтобы избежать задержки сигнала   незамыленный   звук.  и   гарантировать   более   чистый,     периодически   менять Полезно   также громкость воспроизведения, слушать в наушниках, а также давать ушам отдохнуть. По возможности делайте промежуточный миксдаун (bounce),   чтобы   прослушать   его   на   различной   бытовой аппаратуре.   Ориентируйтесь   на   качественные,   стилистически близкие   записи   известных   исполнителей.   Когда   у   вас   начнут получаться   похожие   результаты,   вы   накопите   определённый опыт   и   подметите   много   закономерностей   в   своей   работе.  После   того   как   желаемое   звучание   достигнуто,   необходимо привести параметры файла к стандарту CD – 16 бит / 44100 Гц. Самый простой способ – поставить в конце цепочки обработки модуль дизеринга и пересчитать файл с нужными параметрами. Однако   лучших   результатов   можно   добиться   отдельнымиутилитами   –   например   Voxengo   r8brain   PRO.   Для   этого   из программы­аудиоредактора   нужно   сделать   боунс   файла   без изменения   разрядности   и   частоты   сэмплирования,   затем пересчитать   его   в   программе   r8brain   в   16   бит   /   44100   Гц, установив наивысшее качество, затем открыть файл в звуковом редакторе и применить к нему дизеринг. Единственное, на что нужно   обратить   внимание   в   этом   случае,   при   этом   иногда поднимается уровень пиков в файле. Если подобное произошло, необходимо   вернуться   в   проект   и   чуть   понизить   выходной сигнал   в   максимайзере,   добиваясь,   чтобы   окончательный   превышал   –0,2   Дб.  уровень   в   файле   не В заключение расскажу о том, как можно сделать мастеринг без контрольных мониторов. Конечно, нет никакой  гарантии, что этот способ даст хороший результат, однако есть вероятность, что вам всё же удастся улучшить звучание фонограммы. Для этого   воспользуемся   замечательным   плагином   под   названием Prosoniq   Dynasone.   Этот   модуль   специально   разработан   для мастеринга   и   содержит   четырёхполосный   компрессор­ максимайзер, а также иксайтер и генератор субгармоник. Но самое   интересное   –   наличие   функции   под   названием «автомикс».   С   её   помощью   прибор   аналирует   входящий материал,   затем   сравнивает   его   с   заложенными   в   нём эталонными   частотными   откликами   и   настраивает   все параметры   соответствующим   образом.   Делается   это   так: сначала нажимаем кнопку automix, а в выпадающем меню styleвыбираем название наиболее подходящего стиля, проигрываем самый   характерный   фрагмент   трека   (например   припев) несколько   раз   и   записываем   положения   всех   регуляторов многополосного   максимайзера.   Выключаем   кнопку   automix, выставляем   все   параметры   максимайзера   так,   как   записали, следя за тем, чтобы параметр AMT находился в районе 3, а уровень   GAIN   не   заставлял   индикаторы   пиковать,   чуть добавляем refresh synt и energizer, в меню media select выбираем CD и делаем боунс. После этого можно нарезать трек на CD и прослушать   его   на   какой­либо   бытовой   аппаратуре.   Если обнаруживаются   завалы   частот   или   еще   другие   ошибки, подправить соответственно установки на Dynasone. Разумеется, серьёзно   воспринимать   такой   мастеринг   нельзя,   однако,   как говорится, «на безрыбье и рак – рыба». К тому же Dynasone – отличный   мастеринговый   плагин,   способный   помочь   вам   в дальнейшей работе.