Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа»
Мастерская на тему: «Учимся писать письма».
Автор мастерской: Никитаева Надежда Фёдоровна,
учитель русского языка и литературы
2022год
Введение.
Любой из уроков – это есть протянутая рука
каждому ученику, побуждение шагать вперёд
без страха, потому что Вы рядом. А это так
естественно – учить шагать…
Галина Щербакова (из повести
«Отчаянная осень»)
Современные образовательные технологии, безусловно, учитывают существующие требования к организации обучения и воспитания школьников согласно ФГОС. Практически любая из них предполагает субъектную позицию ребёнка в познавательном процессе, предоставляет возможность свободы выбора, проявления индивидуальных стремлений и развития личности. В педагогической мастерской, как ни в какой, на мой взгляд, другой технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученикам. Неслучайно, само понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально обозначая место, где создаётся что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее. Задача педагога-мастера включить ребёнка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
«Смысл жизни в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты», - говорил Д.И.Менделев. Человек 21 века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию. Поэтому и процесс образования строиться по-другому. Технология «мастерская» представляет процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Процесс становиться творческим и проходит в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). И важным в проведении мастерской являются принципы: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем. Именно этим и определяется позиция ученика и положение учителя.
Атмосфера, создаваемая на занятии, построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулирует творческое саморазвитие личности ребёнка. Постулаты «все способны», «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнёра», «отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаём, но и какие чувства и эмоции мы при этом испытываем» - с одной стороны создают условия для наиболее полного самовыражения школьника. С другой требуют от педагога особого внимания к состоянию эмоциональной сферы ребёнка, так как основная задача мастера – подарить ученику радость открытия.
Вышесказанное обеспечивает введение ребёнка в процесс познания, самостоятельного поиска новых знаний, практически исключает прямую передачу информации в готовом виде. В мастерской происходит формирование у школьников нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.
Творческая мастерская на тему: «Учимся писать письма».
Эпиграф мастерской:
Письмо само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно пробежит, пролетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути.
С.Я. Маршак
Девиз готовности к работе:
Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручки и тетрадки?
Регламент мастерской – 2 урока.
Цель: развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам других народов, вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить и сострадать.
Оборудование: конверты, образцы писем, иллюстрации, проектор.
План мастерской:
1.Организационный момент.
2.Беседа, диалог.
3. Письмо – текст. Виды письма.
4.Адрес, конверт и почта станции.
5.Отправитель – получатель.
6.Записка.
7.Зачем пишут письма?
Ход мастерской:
1.Организационный момент.
1.1. Девиз готовности к уроку
1.2. Запись числа, классной работы.
2.Слово учителя:
2.1.Сегодня мастерская будет необычной. Мы с Вами отправимся в путешествие. Я приглашаю Вас в интересную и загадочную страну под названием ПИСЬМО. Много интересного Вы узнаете, немало препятствий мы повстречаем на пути, но смекалка, находчивость, творчество, я надеюсь, помогут нам. Все готовы? (Да!)
Возьмём в руки волшебные палочки и скажем волшебные слова: «Крибли – крабле – бумс! Путешествие начинается». Немного Вашего воображения – и мы в интересной стране под названием Письмо. Она поделена на государства, которые имеют своё собственное название. В этих государствах мы с Вами сегодня и побываем.
2.2. Остановка №1 «Эпиграф»
Знакомство с эпиграфом мастерской:
Письмо само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно пробежит, пролетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути.
С.Я.Маршак
- Ребята, как Вы понимаете эпиграф нашей мастерской?
(Ответы детей)
2.3.
- Ребята, любите ли Вы писать и получать письма? Как часто Вы их пишете и получаете? Опишите своё состояние при получении или ожидании письма в 2-3 предложениях.
(Ответы детей:
- Каждый из нас, наверное, горит желанием получить письмо. И пока его нет у нас в руках, в душе творится что-то такое, что словами не передать.
- А вот у меня, когда я вижу почтовый конверт, сердце замирает. Быстрее хочется притронуться к нему, открыть и прочитать, а потом «творить» ответ.
- Я вот ещё ни разу не получал письмо в конверте. А если бы получил, то, думаю, моему удивлению не было бы предела.
- А я мечтаю, чтобы мне кто-нибудь написал письмо. Прочитав, ответила бы сразу.
3. Наше путешествие продолжается. Мы с Вами в замечательной стране ПИСЬМА
3.1. Остановка №2 «Письмо»
- Ребята, напишите слово ПИСЬМО и подберите к нему однокоренные слова.
(Ответы детей:
- Письмо – писать, письмоносец, писарь, переписчик, писатель, летописец, пропись, записка …)
- Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова, определим, сколько значением имеет слово ПИСЬМО.
(Ответы детей:
- ПИСЬМО – это написанный текст, посылаемый для какого-либо сообщения кому-нибудь;
- ПИСЬМО – это умение писать (учиться письму, искусству письма);
- ПИСЬМО – это та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи (иероглифическое письмо, славянское письмо);
- ПИСЬМО – это манера художественного изображения (реалистическое письмо, икона старинного письма).
- НАЙДИТЕ в толковом словаре значение данных слов и выпишите их: письмовник, письмоводитель, письмоносец, писулька, постскриптум, реквизиты, эпистолярный.
ВЫВОД:
- Сколько понятий включает в себя это волшебное слово ПИСЬМО! Что может быть более загадочным, интригующим, чем не раскрытое ещё письмо, которое держишь в руке, независимо от кого оно: от близких, друзей или знакомых. Оно может обрадовать, огорчить или перевернуть всю жизнь. Не зря художники слова избирают письма как форму романного повествования. Эпистолярный жанр использовали великие классики: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский… Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма-обещания, письма-исповеди, письма-клятвы: «В землянке» А. Суркова, «Жди меня» К. Симонова, «Тёмная ночь» В. Агатова…
3.2.
- Ребята, приходилось ли Вам писать письма?
- Кому Вы писали письма?
- Какие бывают письма?
- Зачем пишут письма?
(Ответы детей, обобщение, вывод).
- Вы начинаете читать – «Здравствуй, Митя!», в конце находите подпись – «Коля» и сразу понимаете, что перед Вами письмо от друга, с которым Вы переписываетесь, так как он живёт далеко. Итак, с помощью писем, Вы общаетесь друг с другом.
Письма пишут не только друзьям, родителям, но и зарубежным знакомым, учёным, художникам, государственным чиновникам…Пишут поздравительные письма и письма в газету. И, конечно, все эти письма пишут по-разному. И далеко не всегда написать хорошее письмо так уж просто. Давайте поучимся. Попробуйте сейчас написать небольшое письмо своим близким, другу. Обратите внимание на слайд «Композиция письма»:
- начало письма (дата, место, форма обращения к адресату);
- основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьба, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);
- конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма, если они не были указаны в начале).
-На столах у Вас АЛГОРИТМ письма родным и близким.
Возможные части текста письма |
Примеры |
Обращение |
Мои дорогие мама и папа! |
Начальная фраза о состоянии переписки |
Получил(а) твоё письмо….. Давно не было письма Получил(а) твоё (Ваше) письмо, сразу ответил(а), потому что… |
Основное содержание письма, новости |
Я хочу рассказать Вам (тебе)… У меня много новостей… Как Вы живёте? Какие у Вас новости? Что нового? Как Ваше здоровье? |
Благодарности |
Спасибо за внимание… Спасибо за тёплые вещи. |
Просьба писать письма |
Я прошу ответить Вас на письмо… Жду ответа… |
Передача привета |
Передавайте большой привет… |
Прощание |
До свидания… До скорой встречи… Пока… |
Концовка и подпись |
Крепко целую… Любящий Вас…
|
Дата и место написания, если их нет в начале письма |
27 января 2016 года, Меленки |
(Учащиеся зачитывают получившиеся письма. Учитель комментирует, отмечает хорошие письма, исправляет недочёты, подводит итоги).
Письмо учащегося:
Маргариточка, здравствуй!
С огромным приветом к тебе Таня.
Вчера получила от тебя письмо, а сегодня пишу ответ. Как твоя жизнь? Как учишься? Что интересного происходит в твоей жизни? Пиши, мне всё очень интересно.
Маргарит, а я хочу рассказать тебе о том, как этим летом мне удалось побывать в Московском кукольном театре. Летом я гостила у своих родственников в Москве. Мама моей двоюродной сестры Насти предложила нам посетить кукольный театр. Сначала мы подумали, что только зря проведём время, кукольный театр – это забава для малышей. Но делать было нечего, и мы отправились в театр кукол.
Подходим к театру и видим, как на стене здания начинают открываться маленькие окошечки. В них появляются смешные игрушечные звери, птицы и издают разные звуки. Внутри театра оказался музей кукол, собранных со всего мира. Я была рада, что мы пришли пораньше и успели всё посмотреть.
А спектакль оказался совсем не для малышей, а как раз для нас. Это была пьеса писателя Мольера о глупом и важном господине Журдене, который хотел стать аристократом и учился себя вести культурно. Спектакль был очень весёлым, мы много смеялись.
Маргарит, если будешь в Москве, то обязательно посети кукольный театр.
Ну вот, пожалуй, и всё. До свидания.
Пиши и приезжай скорее в гости!
Твоя сестра Таня.
18 сентября 2016 года.
4.Адрес, конверт и почта станции.
4.1. Остановка №3 «Адрес, конверт и почта станции».
- Молодцы, ребята! Ну, а мы продолжаем своё путешествие. Перед нами 3 государства: Адрес, Конверт, Почта. Чем интересны эти государства? Давайте их посетим.
Цель: научить учащихся правильно оформлять конверт, чтобы письмо дошло до получателя, грамотно и точно оформлять адрес.
- В рассказе А.П. Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нём адрес: «На деревню дедушке».
Вопросы:
- Мог ли дедушка получить это письмо? (Нет).
- Почему? (Мальчик не написал адреса).
- Ребята, а как правильно указать адрес, чтобы письмо дошло по назначению. (Индекс, область, район, населённый пункт, улица, дом, квартира).
- Обратите внимание на слайд «Образцы правильно подписанных конвертов».
- А знаете Вы свой почтовый индекс? (602135)
- Можете объяснить, что обозначают цифры?
602 – Владимирская область, Владимир.
135 – номер почтового отделения.
4.2.
- В повести Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семёнова» высмеивается второклассник Иван Семёнов. Он не любит учителя, и жизнь для него – сплошная мука. Однажды он решил бросить учиться и попроситься на пенсию. Весь вечер трудился Иван над заявлением. Заявление он положил в конверт, на котором написал:
«Столица Москва
Пеньсии ат Ивана Семёнова
Сприветом квам заивление»
- Ребята, можно ли эту запись назвать адресом?
- Сколько ошибок допустил Иван?
- Попробуйте их исправить?
- Что Вы посоветуете второкласснику?
4.3.Игра «Проверь себя. Закончите фразы»:
1. Письмо складывается ………………………………………………
2. Адрес нужно писать ………………………………………………..
3. Нельзя смачивать языком………………………………… конверта.
4. Не забывай указывать на конверте …………………………………
4.4. Игра «Почтальон»
- А теперь поиграем. (Слышен стук в дверь). Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он….. В кабинет входит почтальон. Он раздаёт чистые конверты (учащиеся могут сами приготовить конверты на уроках труда). Почтальон просит ребят написать на конверте свой домашний адрес и адрес получателя. Выигрывает тот, кто быстрее, грамотнее, аккуратнее подпишет конверт. Почтальон собирает конверты. Специальное жюри – определяет победителя. Он получает в награду почтовые марки.
- Ребята, а знаете ли Вы, что необходимо сделать, чтобы письмо дошло до адресата?
Ответы детей.
Вывод учителя:
Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определённое место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс. На разных видах транспорта перевозятся письма в разные уголки нашей страны и за её пределы.
5. Отправитель – получатель.
- Наше путешествие продолжается. Мы с Вами в необычном государстве «Отправитель – получатель»
- Знакомо Вам слово ОТПРАВИТЕЛЬ? Что оно означает?
- А кто такой получатель – адресат?
- Перед Вами на слайде два письма. Определите, кто является отправителем (автором письма), а кто – получателем (адресатом).
Здравствуй, Люся! Как ты поживаешь? Я живу хорошо. У нас в лагере очень весело! Рядом течёт речка. В ней вода голубая-голубая! Я нашла для тебя очень красивую ракушку. Она кругленькая и с полосками. Наверное, она пригодится тебе для коллекции. Напиши мне, пожалуйста! Пока! Твоя Люба. |
Здравствуй, Люба! Спасибо тебе за письмо. У меня всё в порядке. Вчера мама мне купила замечательные туфли. Ещё у меня есть новый большой мяч, прямо закачаешься! Скорее приезжай!.... С приветом Люся. |
- Молодцы!
6.Записка.
6.1.
- Наше путешествие продолжается. Мы с Вами в интересном государстве «Записка».
Перед Вами на слайде два текста. Как Вы думаете, в чём сходство? В чём различие?
Девочка, никого дома не бойся. Всё в порядке, и никто от меня ничего не узнает. Тимур. |
Дорогой Юра! Книга А.С. Пушкина «Капитанская дочка» есть в нашей библиотеке. Ты можешь её взять сегодня. Мария Ивановна. 5 марта. |
Слово учителя:
Записка – это короткое письмо (текст). Записки применяются в тех случаях, когда необходимо кратко и быстро что-то сообщить, попросить, напомнить. Их пишут в деловой обстановке на собрании с просьбой предоставить слово для выступления, ответить на вопросы. В домашней обстановке часто пишут записки-просьбы (например, сходить за хлебом или лекарством); записки-напоминания «зайти к бабушке»; записки-сообщения «задержусь на работе, у подруги»; записки-приглашения.
Содержание записки всегда обусловлено ситуацией. Записка (как и письмо) – это текст, предложения в нём на одну тему и по смыслу между собой связаны. В записке мысли излагаются кратко – 2-4 предложения.
6.2.
- А теперь попробуйте написать записки:
а) своему другу – он заболел, не пришёл в школу;
б) маме, папе, бабушке, дедушке – в школе сбор, дома об этом не знают, и вы должны предупредить своих родных, что задерживаетесь;
в) другу-подруге – попросите прийти в гости.
6.3.
- В романе французского писателя Ж. Верна «Дети капитана Гранта» люди, потерпевшие кораблекрушение, написали записку, в которой сообщили о том месте, где это произошло.
(Записка на слайде, прочитайте её содержание)
- Кому адресована записка?
- Как расшифровали эту записку капитан яхты «Дункан» Гленерван и его друзья?
- Что случилось, если бы не было этой записки?
Слово учителя:
Важную роль в жизни героев романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» сыграла записка. Яхта «Дункан» после испытания возвращалась в английский порт Глазго. Неожиданно за её кормой появилась акула. Во время охоты акулу убили. А потом в её желудке нашли бутылку. Внутри были обнаружены клочки бумаги. Из почти стёртых строк удалось восстановить содержание записки. Только благодаря содержанию записки удалось спасти капитана Гранта.
7. Зачем пишут письма?
- Путешествие продолжается и мы в государстве «Зачем пишут письма?»
В наше время встречается немало людей, которые считают, что писать письма не обязательно. Зачем утруждать себя лишний раз, если можно поговорить по телефону, послать «SMS», телеграмму
- Разделяете ли Вы это мнение?
Письма – это бесценное свидетельство времени, исторические документы. Их нужно бережно хранить. Письма к родным и близким - выражение нашего внимания, заботы, любви. Вот почему письма так ждут, переживают, когда их долго нет.
7.1. Прослушайте письмо из книги В. Разумневич «Письма без марок»:
Дорогая бабушка!
Сегодня мы читали с папой дедушкины письма. Они старенькие-престаренькие, без конвертов и марок – сложенные треугольником. Дедушка в письмах называет папу Вовой. Это потому, что папа тогда был маленьким, его даже на войну не пустили.
Летом мы с папой поедем туда, где воевал дедушка. Откуда он присылал свои письма.
Мы найдём могилу дедушки и положим на неё цветы. Я теперь всю зиму буду ждать лета. Очень хочу туда, где была война и был дедушка.
Целую тебя сто раз.
Твоя Наташа.
- Летом Наташа вместе со своим папой поехали в Подмосковье, где во время Великой Отечественной войны в боях сражался её дедушка. Там папа достал один из фронтовых треугольников и прочитал:
«Нахожусь в настоящее время недалеко от Москвы, там, где наши предки громили Наполеона, а теперь мы бьём Гитлера. Наши бойцы своей грудью прикрывают любимую столицу, стоят твёрдо и неприступно, надёжнее любой крепости. Гитлеровцы здесь не пройдут. Мы разобьём озверело врага – жить Вам весело и счастливо!»
- Особое значение для русских людей письма имели во время Великой Отечественной войны. Под свист пуль и осколков спешили солдаты поведать о своих мыслях и чувствах, желаниях и мечтах. Фронтовые письма оставались единственной нитью между людьми, которая могла легко порваться.
Треугольники-птицы...
Оригами войны.
Горьких судеб страницы
И страшны, и нежны.
Далеки расстояния
От фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний
Через магию слов.
Если у Вас дома есть письма с фронта, прочитайте их вместе с мамой, папой, бабушкой или дедушкой. В них запечатлена история Вашей семьи – частица истории нашего народа, нашей Родины. Берегите эти письма.
Письма люди стали писать очень давно. В Новгороде археологи нашли письма на бересте: их писали друг другу новгородцы ещё в 10 веке. Такие письма учёные называют берестяными грамотами.
Письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя порой и живут далеко друг от друга.
В 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза был утверждён праздник – Неделя письма – это праздник не только почтальонов, но и всех людей – взрослых и детей.
7.2.
- Итак, наше путешествие по стране ПИСЬМА подходит к концу. Давайте подведём итог нашего путешествия.
- Что нового мы сегодня с Вами узнали?
- Чему научились?
- Что такое письмо?
- Зачем нам нужны письма?
- А сейчас давайте проверим свои знания. Составим и прочитаем правила:
1. Для письма используй ___________________ лист бумаги.
2. На листе для письма оставляй поле снизу, ______________.
3. Письмо нужно писать _______________.
4. Обращение в письме пишется ___________________.
5. Дату и место, откуда написано письмо, пиши _____________.
6. Отвечать на письмо нужно _____________________.
Для справок: разборчиво, аккуратно; сверху справа или внизу слева; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале на отдельной строке.
- Если Вы давно хотели написать кому-то письмо или ответь на него и до сих пор не сделали этого, возьмите ручку, чистый, аккуратный лист бумаги, приготовьте конверт и сочините письмо по всем правилам, о которых Вы сегодня узнали. Не забудьте поставить подпись и дату. Удачи Вам! Не забывайте, не ленитесь писать письма своим родным, знакомым, друзьям.
В настоящее время современные технологии позволяют писать письма даже в далекое будущее. Сейчас существуют специальные сайты. Достаточно строке поиска задать: « Письмо в будущее», и вам откроется множество ссылок на такие сайты. Вы пишите себе или кому-либо письмо, отправляете на сайт и задаете дату. Оно придет на заданный электронный адрес в назначенный день и час через 5, 10, 30 лет.
И все же нет ничего приятнее и романтичнее, чем письмо в конверте. Любимый почерк, а не бездушные печатные буквы, тепло человеческих рук, дорогие сердцу слова…Эпистолярный слог всегда являлся и является показателем культуры и самосознания человека.
Вновь наступило время для письма,
И тяга есть у нашего народа.
Традиция, приятная весьма:
Опять на письма появилась мода.
И значит, рано начали тужить,
Что очерствело сердце человека.
Нет, жанр эпистолярный будет жить,
Не поддается он причудам века. (Н. Вершинин)
Сегодня жизнь уходит в Интернет,
Но почта продолжает греть нам души.
Придет по ней тот ласковый привет,
Желанный, долгожданный, самый лучший!..
7.3. Домашнее задание по выбору:
- Напишите письмо своему другу, которое бы его порадовало.
- Нарисуйте почтовую марку.
- Сделайте красочный конверт.
Литература:
1. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.: Педагогика, 1990.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ЭЛПИС, 2003.
3. Джамиль М. Красная ромашка. Избранное. – Казань: Татарское книжное изд-во, 1988.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.