Олимпиада -2021
Министерство образования Республики Мордовия
Государственная бюджетная организация
дополнительного образования Республики Мордовия
«Республиканский Центр дополнительного образования детей»
XXI республиканская олимпиада по школьному краеведению
Номинация «Родословие.Земляки»
Родословная моей семьи
(история семьи в истории моей страны)
Подготовила:
Гладилина Алина Васильевна
Ученица 8 класса
МОБУ «Пермеевская ООШ»
431645, с.Пермеево,ул.Садовая, д.5 ,
Ичалковский р-н, РМ
Домашний адрес: 431645,
с.Пермеево, ул.Пролетарская, д.5 ,
Ичалковский р-н, РМ
Контактный телефон:88343328135
e-mail:gladilinaalina999@gmail.com
Руководитель :
Мишина Татьяна Павловна
Учитель МОБУ«ПермеевскаяООШ»
431645, с.Пермеево,ул.Садовая, д.5 ,
Ичалковский р-н, РМ
Контактный телефон:88343328135
e-mail:pohs28135@yandex.ru
С. Пермеево, 2020 г.
Содержание
Введение……………………………………………………................................3-5
Глава I. Что такое « генеалогия». Как составить Генеалогическое древо….6-9
Глава II.Родословная моей семьи (история семьи в истории страны)…...10-14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список источников………………………………………………………………16
Приложение…………………………………………………………………..17-26
Введение
Что такое Родина? Родина – это место, где родился, дом, где сделал первый шаг, это близкие нам люди – мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. В старину родственные связи берегли, ценили, гордились ими и говорили: «Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это сам срамится». Народная мудрость так же гласит: «Без корня и полынь не растёт». Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Еще А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Я думаю, каждому человеку следует знать свои корни, историю своей семьи. Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек, не может быть достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи.
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи по материнской линии. Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна.
Во-первых, в современном мире, в котором так много суеты и забот, мы не должны забывать не только о своих родных людях, близких, которым мы обязаны жизнью, но также и о далеких предках. Свою родословную мы должны не только знать, но и бережно хранить, чтобы впоследствии передать эти сведения дальше, своим детям и внукам. Нельзя достойно жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, истории своей семьи. История моего рода, сохранившаяся в воспоминаниях моих предков, - это часть истории моей страны.
Во-вторых, систематизировать семейную информацию - это не только интересно, но и полезно. Ведь таким образом мы обобщаем весь родовой опыт, обнаруживаем некоторые закономерности, передающиеся из поколения в поколение. Именно они помогут нам понять силу и слабость своего рода, укрепляя при этом родственные связи. В.О. Ключевский сказал: «Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя».
Знакомясь с семейными историями рода, я поняла, что существует что-то общее, объединяющее наш род: кто-то на кого-то похож, у кого-то одинаковые способности, кому-то дали имя в честь кого-то и др.
Гипотеза: самое главное в жизни человека - это семья, человек должен знать свои корни, гордиться своими предками, и самому быть достойным их.
Цель работы: познакомиться с историей своего рода, изучить родословную моей семьи. сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Задачи работы:
1.Познакомиться с теоретическим материалом по теме «Генеалогия»
2.Изучить семейный архив; собрать исторический материал о предках.
3.Составить генеалогические таблицы семьи.
4.Выявить интересные сведения из жизни родственников и истории рода.
Методы исследования:
1. Опрос родственников;
2. Изучение семейного архива, документов, фотографий и интересных
эпизодов из жизни родственников;
3. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.
Предмет исследования: родословная моей семьи, истории семьи в истории страны.
Объекты исследования:
1. Воспоминания и рассказы о жизни, судьбе моих предков по материнской линии.
2. Фотографии, документы, письма.
Для достижения поставленных целей выбран следующий ход исследования:
1) подбор имеющихся материалов по данной теме, интернет ресурсов;
2) изучение и отбор нужного материала;
3) изучение материалов краеведческого уголка школы и опрос родственников;
4) подбор фотографий;
5) анализ собранного материала; и его систематизация;
6) составление генеалогических таблиц;
7) оценка полученных результатов и формирование выводов.
Исследование проводилось в течении полугода,
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы: на уроках истории; во внеклассной работе.
В ходе исследования я многое узнала о своих предках, выяснила, что судьба их тесным образом связана с родным для меня селом Пермеевым Ичалковского р-на РМ и селом Панкратовым Починковского р-на, Нижегородской области. Так же я выяснила, как исторические процессы, происходящие в нашей стране, отразились на судьбе нашего рода: революция 1917 года, коллективизация, ВОВ и др. Я В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были достойные, уважаемые люди. Например , моя бабушка, Мишина Александра Антоновна, родившая и достойно воспитавшая 10 детей была награждена звание «Мать –героиня» И мне важно сохранить память о них для будущих поколений. Знать корни своей семьи, значит уважать и чтить своих предков.
Работа над составлением родословной моей семьи будет продолжена, далее я планирую заняться историей рода по линии отца.
1. Генеалогия как наука о родственных связях
1.1. Из истории генеалогии
Генеало́гия (от греческого: genea - «семья»; и logos - «знание»; греческое genealogia — родословие) — специальная (прикладная, вспомогательная) историческая дисциплина, занимающаяся изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. В более широком смысле генеалогия — наука о родственных связях [3].
В России первые указания по генеалогии относятся к 15в., а в 16в. появились первые родословные росписи, заключающие списки членов одного или нескольких родов. В 1682г. была учреждена Палата родословных дел, в которой в конце 17в. была составлена «Бархатная книга» - роспись наиболее знатных родов России. В те времена право на владение имуществом передавалось по прямой, отцовской линии. Из-за чего в обществе знатных родов возникла необходимость вести семейные списки с указанием фамилий от предков к потомкам, чтобы доказать право человека на наследство. Так появились первые генеалогические схемы (родословные древа) российских династий, по которым историки и простые любители генеалогии определяют родственную связь между поколениями дворянства, например, XVI и XV веков. Обобщающим генеалогическим трудом явилась «Российская родословная книга», написанная П.В. Долгоруковым.
Иное направление приобрела генеалогия после 1917г. Внимание исследователей привлекли источниковедческие и археографические проблемы родословных книг, история крестьянских торгово-промышленных капиталов. В советское время появились родословные выдающихся деятелей русской науки, культуры, таких как А.С. Пушкин, М.В. Ломоносов и др.
Современная генеалогия – не просто набор имен и дат; в нее включается и биография человека, и его личностные характеристики. После массовых перемещений населения, войн, репрессий и утери семейных архивов, у большинства наших соотечественников порвалась связующая нить поколений, утерялись здоровые семейные и родовые традиции. В связи с этим работа по восстановлению родословной несет важное нравственное значение.
Генеалогия веками вырабатывала нормы оформления сведений о родстве в виде различных таблиц, росписей, досье. Были установлены четкие правила заполнения этих документов, поэтому, благодаря такой унифицированной системе знаков, независимо от того, где составлен генеалогический справочник, прочесть его могут практически все.
1.2. Способы составления и оформления родословной
Все родословия делятся на восходящие и нисходящие. Восходящие перечисляют по коленам предков какого-либо лица, нисходящие - «спускаются» от главы рода к его потомкам.
Существует несколько способов составления и оформления родословной:
1. родословная таблица;
2. поколенная роспись;
3.
семейная (родовая) книга;
4. генеалогическое (родословное) дерево.
Каждый из способов имеет ряд преимуществ, что предоставляет широкие возможности для выбора автору. К тому же, одна из форм может дополнять другую, что делает изучение родословной наиболее глубоким.
1.Родословная таблица
Родословная таблица является наиболее удобной формой графического изображения родословной. Таблицы бывают восходящие и нисходящие, отражают родство мужских и женских линий, прослеживают родство смешанных линий.
По виду таблицы разнообразны. Они могут быть горизонтальными, вертикальными, круговыми. Они наглядны и компактны.(См. Приложение 1, рис.1)Помимо указанных обозначений в таблице могут использоваться и другие.В вертикальной таблице каждое поколение расположено строго на одной горизонтали. Существует 2 способа составления таких таблиц :
1. от родоначальника к потомкам - нисходящее родословие (См. приложение 1, рис2);2.от потомка к предкам - восходящее родословие (См. Приложение 1, рис.3).Использование второго способа предпочтительнее, так как возникает меньше путаницы.
В таблице указывают фамилию, имя, отчество члена семьи и даты его жизни. Если есть возможность, добавляют его фотографию. Для облегчения восприятия рекомендуется мужчин рода изображать в виде квадрата, а женщин – в виде круга.
Кругообразная таблица – это еще одна разновидность оформления генеалогической информации . Такие диаграммы широко использовались в английской и французской генеалогии. В центре располагается автор, далее круг делится пополам, в одной половине располагаются предки по отцовской линии, в другой – по материнской. Круговые таблицы бывают лишь восходящими (См. Приложение 1, рис.4).
Таблицы, как правило, удобно использовать для оформления родословного древа. Они могут служить как стартом, так и итогом изучения своего рода.
2.Генеалогическое дерево
После того как собрана информация о членах семьи, составляется генеалогическое дерево.
В последнее время появились специализированные компьютерные программы, позволяющие автоматизировать составление генеалогического дерева, например, «Живая родословная», «Генеалогическое дерево».
Оформляется родословие в виде дерева, где стволом обозначены дети, разветвлением ствола – родители, более мелкими ветвями – дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходящим (Приложение 1 Рис.5).
Нисходящее дерево внешне похоже, но в основании его будет предок, а в кроне - дети (Приложение 1, рис.6).
Родословное дерево выглядит красиво и наглядно, но оно не может дать подробную информацию об упоминаемых в нем личностях.
Сегодня оформлением генеалогической информации и генеалогическим поиском может заниматься каждый, кому интересна история семьи. Это занятие не только очень увлекательное, но и познавательное. Большинство людей начинает писать родословные, чтобы сохранить для потомков сведения о себе и своих родственниках. Часто составление родословной становится оригинальным хобби, способом проведения досуга и сплочения всех членов семьи.
Глава II. Родословная моей семьи (история семьи в истории страны).
Для того чтобы составить родословную своей семьи, я изучила семейные архивы , встретилась с родственниками. Трудность в изучении истории рода была в том, что уже многих представителей старшего поколения нет в живых и расспросить их лично я не могла. Во многом мне приходилось опираться на воспоминания живых свидетелей, архивные документы , записи бесед с моими родственниками, хранящиеся в краеведческом уголке школы .В результате, мне удалось собрать информацию о моих предках по материнской линии, начиная с прапрадедушек и прапрабабушек и составить родословную таблицу(См. Приложение 2)
Как уже было сказано ранее, история моего рода тесно связана с селами Пермеево и Панкратово. Село Пермеево первоначально было мордовским, но примерно с 17 века сюда стали заселять русских крестьян. Возможно, в это время мои предки и поселились на этой земле.
Мой прапрадедушка Ларин Иван Илларионович родился в крестьянской семье. Точной даты его рождения нет, примерно 1880- е годы. Как и остальные жители села занимался земледелием, животноводством, имел мельницу и маслобойку. Семья была достаточно зажиточная по тем временам. Когда пришло время жениться, не нашёл себе невесту в Пермееве, а привёз жену из Панкратова, Агриппину Васильевну( мою прапрабабушку). Понравилась она ему и как жена и как хозяйка, хоть и имела уже дочь Марию (Прил.3.Фото 1, 15 ). Принял Иван девочку как родную. Выросла Мария, вышла замуж в Пермееве, стала Сысоровой. Родилось у Ивана и Агриппины 5 дочерей (Прил.3.Фото2) Елена (в замужестве Борисова), Агафья (в замужестве Царяпкина), Дарья (в замужестве Майорова), Катерина ( в замужестве Тычкова) и Прасковья ( в замужестве Мишина), моя прабабушка. Родилась прабабушка в 1913 году , была в семье младшей( Прил.3 Фото16). Детство её, как и у других детей того времени было тяжёлым. В семье было 6 детей, все девочки. Жили небогато, приходилось много работать с утра и до позднего вечера. Дочери помогали родителям и в поле и на огороде , старшие приглядывали за младшими. Самым ценным в то время была земля, но отрезки раньше делили только на мужчин в семье, а в прабабушкиной только 1 мужчина – отец. Земли не хватало. Чтобы как –то прокормиться, заработать, девочек иногда отправляли в город, в няньки. У знакомых, а иногда просто у чужих людей девочки сидели с малышами, получали за это небольшую плату. Но для крестьян и эти гроши были целым состоянием. Прабабушка Прасковья тоже работала нянькой в городе Саранске несколько лет . Рассказывала, что хозяева у неё «ничего , хорошие были. Даже ела она с ними за одним столом , и одежду ей справляли, не то, что у других были, даже били некоторых»( из воспоминаний её дочери Екатерины). Для этого ей пришлось бросить школу. Она окончила лишь 2 класса, научилась писать и считать. Этого, казалось тогда, было достаточно. В школу она так больше и не вернулась.
Год 1929 вошёл в историю нашей страны как год коллективизации. Стали образовываться колхозы и в нашей стороне. Сначала было у нас в селе 2 колхоза-колхоз им.Чкалова и колхоз им. Володарского. Но позднее , в 1931 году , оба колхоза были объединены в один (им.Володарского). Коллективизация проходила без острой классовой борьбы, но тех, кто активно сопротивлялся или имел какую-то собственность, раскулачивали, отправляли на поселение. Не обошло раскулачивание и семью моей прабабушки. Сначала отняли имущество и отправили на поселение в Оброчное семью Марии (старшей дочери). А потом отняли мельницу и маслобойку и у Лариных. Хотя было в семье 5 детей, никто на это не посмотрел, всё в колхоз забрали. Но семья прабабушки осталась жить в Пермееве.
Когда Прабабушка Прасковья вернулась в село, поступила работать на ферму. Как рассказывала её дочь, «всю жизнь потом на «постоянной» проработала» Что это значит? Бабушка Катя объяснила так: « Она практически не бывала дома. Выращивала телят, поросят, овец, а ведь их нужно 3 раза в день накормить. Когда же начинали появляться маленькие поросята и ягнята, так вообще с фермы не уходила, прямо там и ночевала. Возьмёт с утра краюху хлеба и воды и на этом весь день живёт» . Труд не из легких. Но прабабушка всегда хорошо справлялась со своими обязанностями. Хотя работали тогда не за зарплату, а за «палочки», то есть за трудодни. Сколько дней отработаешь, столько и зерна потом получишь. А питались в основном со своего подсобного хозяйства. Нелегко приходилось прабабушкиной семье, как и всем крестьянам в то время.
Понемногу жизнь в деревне стала налаживаться . Прабабушка вышла замуж за Мишина Александра Ивановича , моего прадедушку.К сожалению, о его родителях мне , практически не удалось узнать. Известно только, что в конце своей жизни прапрадедушка жил у своей невестке Прасковье. У него была гангрена ноги, другие дети от него отказались, а прабабушка за ним ухаживала, у её в доме он и умер. Время шло и у Мишиных Прасковьи и Александра родились двое ребятишек: девочка Лида (1938 г.р.) и мальчик Иван(1936 г.р) (мой дедушка( Прил.3 Фото 3 ). Работали в колхозе, дети подрастали, помогали родителям по хозяйству. Думали о будущем.
И тут война.
Нелегким было это испытание для всей страны. Прадедушка ушёл на фронт (Прил.3 Фото 5), где погиб в 1942 году. Получили похоронку. Больше сведений о нем нет. Но нужно было жить дальше. Все силы в тылу в то время были отданы помощи фронту. Свой вклад в приближение Победы сделала и моя прабабушка своим героическим трудом. Прабабушке приходилось брать с собой на работу и детей. Сидеть с ними дома было некому. Все на работе. Мужа у неё теперь не было, трудно было одной растить детей . Но она не унывала. Шустрая была, всё успевала и на работе, и дома. Когда дети немного подросли, стали маме во всём помогать. Теперь стало легче.
В 1947 году у Прасковьи родилась дочь Екатерина (Прил 3, фото 4 ). Замуж прабабушка не вышла, родила «для себя». Жили дружно. Старшие дети сестру не обижали, матери во всем помогали. Шло время, дети выросли, стали свои семьи заводить. Первой замуж вышла Екатерина ( в 18 лет), затем Лидия. Иван отслужил в армии, вернулся в родное село . Работал в колхозе. Женился первый раз, но неудачно, развёлся. Не спешил жениться второй раз. Но в 1965 году ,как и его дедушка, нашел он себе невесту в селе Панкратово Починковского р-на , Нижегородской области. У жены его Александры Антоновны ( в девичестве Беловой )( моей бабушки) ( Фото 6 ) была нелёгкая судьба. Родилась она в 1934 году. Ее мама Белова ( в девичестве Молодкина) Мария Егоровна рано умерла. Бабушка была еще девочкой. Отец после возвращения с войны не остался в семье, уехал в Иваново и там снова женился, родились дети, забыл он о старшей дочери, не помогал. Обидел он бабушку, но я выяснила, что и им я могу гордиться: на фронте был он сапёром, награждён медалью «За отвагу» (См. Приложение3.Фото 21-23). Александру воспитывала тетя. Но в её семье было бабушке не сладко. Работала она не покладая рук, но угодить никак не могла. Бывало, и наказывали её. Потом, когда подросла, стала работать в колхозе в селе Панкратово. Жила одна до 30 лет. Не семьи , не родных. А потом Иван приехал, замуж позвал. Пошла и слово себе дала, что будет у неё « столько детей, сколько бог пошлёт», чтоб как она , без родных не остались.
Родилось у Ивана и Александры 10 детей : Мария (1966 г.р.), Александр( 1967 г.р.), Валентина (1968 г.р.), Екатерина (1970 г.р.), Татьяна (1971 г.р.), Надежда (1972 г.р) ( моя мама), Николай ( 1974 г.р), Сергей (1975 г.р), Валерий( 1976 г.р.), Елена (1978 г.р.) ( Прил. 3.Фото 7-8 ). Не раз получала Бабушка награды как Мать-героиня. (Фото 9-14) Хотя никаких материальных или социальных привилегий в то время это звание ей не давало, лишь почёт.
Нелегко было жить в такой большой семье. Жили небогато, но дружно и весело. Старшие за младшими приглядывали, в учебе помогали. Родители в колхозе работали, поэтому многие обязанности по дому ложились на плечи детей. Дочери подросли, стали маме и бабушке по хозяйству помогать. Сыновья отцу помогали, рано самостоятельными стали: косить, плотничать, дрова колоть научились. А летом ещё и на обработку свеклы ходили, чтобы сахар заработать. Бабушка Прасковья с сыном жить осталась, внуков помогала растить. Родители старались, чтобы у детей всё необходимое было. Но они многого не требовали, понимали, как отцу с матерью трудно. А здесь ещё и отец болеть часто стал. Трудно было, но всех вырасти, выучили. Валентину замуж выдали , родились у Прасковье правнучки Ольги и Ирина.
Несчастье пришло в семью Мишиных 31 декабря 1990 года. Умер отец после долгой болезни. Осталась Александра одна с детьми и свекровью. Мать пережила сына на 11 лет и умерла в 2001 году. Никуда от невестки не ушла, хотя дочери и звали её к себе. Погостит и обратно «к Шурке меня везите».
А Александра выдала всех девчонок замуж, женила сыновей. (Приложение3 Как это не покажется странным, но Сергей встретил свою будущую жену именно в Панкратове , где она работала учителем вместе с его сестрой Еленой. И моя мама встретила папу( Гладилина Василия Николаевича) именно там, на его родине. Но обе семьи после замужества остались жить у нас, в Пермееве. Почти все дети Александры остались жить и работать в родном селе или районе. Все они добросовестные и ответственные работники. Так их воспитали, так и они стараются и воспитывать своих детей.
Родились у неё Александры внуки. Всего нас 21, да двое приемных, которых бабушка любила и привечала как родных. Так что её можно назвать и бабушкой –героиней. Сейчас уже и некоторые внуки имеют свои семьи. К сожалению, не дождалась бабушка Шура (так мы все её называли) правнуков. Она умерла в 2010 году 7 января, но Рождество. Но она навсегда останется для нас любимой бабушкой и примером материнского подвига.
Заключение
Работая над данным проектом, я выполнила все поставленные мною задачи. Составила генеалогическую таблицу (см. Приложение 2),изучая историю своего рода, много интересного узнала из жизни родственников. В моем роду нет великих ученых и мировых знаменитостей. Однако в результате работы над составлением родословной у меня появилось чувство гордости за свой род, ведь мои далекие родственники – хорошие семьянины, работящие люди, настоящие патриоты своей Родины.
К сожалению, у многих из родных была очень трудная жизнь. Это, возможно, отразилось на следующих поколениях.
Работа по составлению родословной и поиску закономерностей жизни моего рода только началась. Впереди – планы продолжить поиск далеких родственников, которые пока неизвестны (ведь у прадедушки Белова Антона во втором браке тоже были рождены дети), оформить генеалогическое древо. Сделать его ветви более разветвлёнными (указать более дальних родственников), дополнить ветвь по линии моего отца.
Выполняя данное исследование, я пришла к выводу, что самое трудное и достойное на земле – прожить обыкновенным хорошим человеком, не знаменитым, не выдающимся, а тем, кто является надежной опорой для тех, кто живет рядом. Такими были и останутся для меня мой папа и моя мама, а для них – их родители. А для моих бабушек и дедушек, в свою очередь, их отцы и матери. Я убеждена, что не прервется нить, связывающая поколения нашей семьи, и в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России.
Список источников
1 Воспоминания.
1.1 Воспоминания Жидковой Екатерины Александровны, 1947 г.р.
хранятся в краеведческом уголке школы.
1.2. Воспоминания Мишиной Александры Антоновны , 1934 г.р.
хранятся в краеведческом уголке школы.
1.3. Воспоминания Чернобровкиной Лидии Александровны, 1938 г.р.
1.4 Воспоминания Мавриной Валентины Ивановны, 1968 г.р.,
1.5 Воспоминания Гладилиной Надежды Ивановны, 1972 г.р.
2.Личтые архивы семей Гладилиных, Катановых, Мишиных.
3. Материалы краеведческого уголка ДК села Пермеево
4.Интернет-ресурсы.
1.1Виды родословия. http://tarabrin.info/genealogiya/vidy-rodosloviya
1.2Генеалогия. https://ru.wikipedia.org/wiki
1.3Генеалогия рода или фамилии - основы науки и её задачи. http://livemem.ru/articles/genealogia_familii.html
1.4 Значение слова "Генеалогия (историч.)" БСЭ
http://bse.sci-lib.com/article009315.html
1.5Что такое родословное древо.
http://st.sima-land.ru/files/instructions/rodoslovnoederevo.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.