"Создание и организация специальных педагогических условий для для работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 31.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Условия работы с детьми с ОВЗ
Иконка файла материала Доклад Аитова Егорова.doc

Номинация: «Путь к успеху».

Тема выступления: «Создание и организация специальных педагогический условий для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ».

Цель: познакомить участников конкурса с практикой создания и использования уголка развития ребенка с ОВЗ.

  1. Теоретические основы создания и организации специальных педагогических условий для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ.

Обращаясь к проблеме обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ на сегодняшний день особенно актуальна, так как в настоящее время наблюдается тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико - грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Страдают так же высшие психические функции: память, мышление, речь и восприятие.

Для того, чтобы скомпенсировать ряд этих затруднений, воспитателями для детей с ОВЗ в группах создаются специальные педагогические условия:

1.Организация воспитательно – образовательной работы с учётом особенностей психофизического развития. Замедленный темп обучения, дробление большого задания на этапы, поэтапное разъяснение материала.

2.Использование специальных коррекционных упражнений. Они помогают развивать зрительное внимание, вербальную и двигательную память, слуховое восприятие, аналитико – синтетическую деятельность, логическое мышление.

3.Мотивация к учению. Задания и упражнения должны быть интересны ребенку. Для этого нужно ему давать творческие и посильные задания и поручения.

4.Применение игровых приемов как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного.

5.Создание адаптивной коррекционно – развивающей среды. Она должна соответствовать уровню развития высших психических функций ребенка с ОВЗ.

Из этого можно сделать вывод о том, что работа с детьми ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем детям без нарушений развития. А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности, необходимо, чтобы процесс обучения был для них доступным, интересным, развивающим, занимательным. В связи с этим перед педагогами встаёт вопрос создания и организации специальных педагогический условий для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ. Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в коррекционной работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому важно использовать разные, непохожие один на другой, привлекающие внимание и интерес ребенка способы организации детской деятельности и общения. На помощь педагогам здесь приходят разнообразные методы, приёмы и формы работы.

2.                      Практика создания и организации педагогических специальных педагогических условий для работы с детьми с ОВЗ.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.
Использование в играх занимательного игрового материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются специально подобранным иллюстративным материалом. Поэтому наряду с использованием традиционных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в своей практике мы используем так же нетрадиционные подходы. Вашему вниманию мы представляем специально созданный коррекционный уголок развития для детей с ОВЗ.

«Коррекционный уголок» - это комплексная подборка дидактических игр, упражнений, пособий и др. материала, направленная на коррекцию высших психических функций и развитие речи детей дошкольного возраста. Уголок мобилен, функционален, и доступен воспитанникам с ОВЗ. В нем присутствуют разнообразные игры и упражнения на развитие мелкой моторики «Петельки», «Цветная развивайка», мелкие игрушки и разнообразные массажеры для пальцев рук: эспандеры, «колючие» шарики, магнитные лабиринты и др. Упражнения на дыхание: «Воздушный футбол», «Паучки», речевые игры и упражнения оформлены в папках. Коррекционный уголок гармонично встроен в развивающую среду группы. Предлагаем вам познакомится с наполняемостью данного уголка. В большей степени предназначен он для работы с детьми 5-7 лет. Весь материал, находящийся в нем, результат долговременной и кропотливой работы. Представлен уголок в виде стеллажа из плотного картона, на полках которого размещены игры, пособия и разнообразный дидактический материал. Находится он в прямом доступе для детей и педагогов. Рассмотрим дидактический материал подробнее. По бокам уголка расположена гимнастика для глаз, и схемы для кинезиологических упражнений. Гимнастика для глаз детям с ОВЗ нужна для предупреждения утомления, укрепления глазных мышц, снятия напряжения, для общего оздоровления зрительного аппарата. Кинезиологические упражнения помогают активизировать работу всех отделов головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями. Выполняя кинезиологические упражнения, мы повышаем у детей стрессоустойчивость, синхронизируем работу полушарий, улучшаем мыслительную деятельность, способствуем улучшению памяти и внимания.

Дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка с ОВЗ, в котором мелкой моторике должна отводиться большая роль. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются, чтобы рисовать, писать, одеваться. Игры на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры со стихотворным сопровождением; пальчиковые игры с элементами самомассажа; игры с предметами; игры с бумагой, газетой и пузырчатой плёнкой (сминание, разрывание, скатывание в комок, вырезание).

В условиях детского сада доступными являются элементы самомассажа. Научить детей самомассажу рук несложно.
Виды самомассажа.
1. Массаж карандашами (гранеными). Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

2. Использование Су-Джок массажера. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
3.Массаж шариком и мячиком. Шариком ребенок воздействует на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У него повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей.
4. «Массажные перчатки» и «Массажоры «Сюрприз». Эти массажоры используются в процессе выполнения общеразвивающих упражнений, во время гимнастики после сна, во время физкультурных мероприятий и свободной деятельности. Использование массажоров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, способствует активизации мыслительной деятельности.

Дидактическая игра «Звуковые окошечки». Цель: развивать слуховое восприятие, коррекция звуков. Ход игры. Дети в окошечки расставляют буквы, проговаривают звук, и подбирают картинки где этот звук присутствует.

Папка – передвижка с заданиями «Учимся говорить правильно и красиво». Цель: развивать связанную речь, умение строить небольшие рассказы по картинкам. Развитие мыслительной деятельности.

Дидактическая игра «Подбери картинку к сказке». Цель: расширять у детей представления о художественной литературе, развивать умение узнавать сказку, называть ее и подбирать картинки иллюстрирующие сказки. Формировать навыки пересказа сказок. Развивать восприятие, мышление и логику.

Дидактическая игра «Лего - буквы». Цель: обучать детей грамоте, с помощью использования конструктора ЛЕГО. Развитие мышления, фантазии, мелкой моторики.

Дидактическая игра «Кто, где живет». Цель: развивать у детей умения составлять небольшие рассказы о животных, опираясь на ранее полученные знания. Развитие логического мышления, памяти.

 Детский альбом «Художественное слово и фольклор». Цель: знакомить детей с художественной литературой и фольклором. Развитие внимания, мышления, памяти.

 Картотеки игр и упражнений для развития речевого и физиологического дыхания, и для работы со звуками. Это подборка словесных игр и упражнений: «Найди звуки в словах», «Части суток», «Времена года», «Фрукты и овощи», дыхательные упражнения с дидактическим материалом «Чудесная трубочка», «Весёлые паучки», «Подыши одной ноздрей», «Воздушный футбол» и др.

 Дидактическая игра «Собери и посчитай-ка». Цель: закреплять счет от 1 до10, развивать память, внимание и логическое мышление, творческие способности, умение сопоставлять, анализировать, обобщать и делать выводы.

 Дидактическая игра «Умные счётные палочки». Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику, познавательную активность, а также творческое и сенсорное восприятие.

Книжка с заданиями «Расскажи о ПДД». Цель: учить детей применять теоретические знания о ПДД в речевой деятельности: пополнять активный и пассивный словарь детей в активизации связанной речи. Развитие логического мышления, памяти, восприятия.

 Дидактические игры «Петельки», «Цветная развивайка». Цель: создавать условия для психического и интеллектуального развития детей посредствам работы над мелкой моторикой.

Дидактическая игра «Полезная и вредная еда». Цель: развивать связную речь, умение классифицировать продукты (вредные, полезные). Закреплять умение делить их на группы.

 «Театр здоровья». Цель: формировать основы здорового образа жизни дошкольников средствами театрализации. Развивать связную речь, мышление, творческую активность, память.

  Дидактические игры «Театр эмоций», «Светофор настроения».

Цель: учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». Развивать внимательность, мышление, воображение.

   Уголок уединения. Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группе места психологической разгрузки. Это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, или просто помечтать.

Для определения эффективности создание и организация специальных педагогический условий, было проведено обследование детей со статусом ОВЗ (ОНР общее недоразвитие речи) в количестве 4 человек. Обследование проводилось с использованием практического материала «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / (Е.А. Стребелева и др.); под ред, Е.А. Стребелевой. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2020. + Прил. (248 с. : ил.).

Количественный анализ полученных результатов отражен в Таблице 1.

Уровень развития

Сентябрь 2023

Май 2024

Количество детей

Количество детей

Высокий

-

-

Средний

2

3

Ниже среднего

1

1

Низкий

1

-

Полученные результаты отражены в Диаграммах 1,2.

Уровень развития высших психических функций у дошкольников подготовительной к школе группы, имеющих статус ОВЗ (ОНР). На начало исследования.

                                                                                                   Диаграмма 1

 Уровень развития высших психических функций у дошкольников подготовительной к школе группы, имеющих статус ОВЗ (ОНР). На конец исследования.

Диаграмма 2

Вывод: опыт работы показал, что  создание и организация специальных педагогический условий для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ дает положительные результаты. У детей повышается эмоциональный фон, и  значительно возрастает интерес к коррекционно-развивающим занятиям. Улучшается уровень развития познавательной сферы, развиваются мышление, произвольное внимание, память, речь и другие психические процессы. Развивается понимание пространственных характеристик (лево-право). Дети чувствуют себя более успешными. Заметны улучшения в развитии мелкой моторики. Увеличивается словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной; развивается речевая активность детей в различных видах деятельности. Осуществляется благоприятное воздействие на весь организм. На занятиях нет места монотонности и скуки.

Таким образом, создание и организация специальных педагогический условий для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ обеспечивает развитие познавательной, эмоционально- волевой сфер ребенка и дают хорошие результаты: в развитии зрительного восприятия и внимания, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез), а так же дети лучше ориентируются в пространстве, чувствуют себя более уверенными и успешными, значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, материал становится интересным, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно. У дошкольников отмечается видимая положительная динамика в развитии высших психических функций и мелкой моторики.  Созданные педагогические условия являются перспективными в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

2. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике (

Составитель М.А.Поваляева, Ростов- на-Дону; Феникс, 2006)

3. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;

4. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для

развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум,

1995.

5.«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / (Е.А. Стребелева и др.); под ред, Е.А. Стребелевой. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2020. + Прил. (248 с. : ил.).

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.

Издательство «Лань», 2002.

7. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем

речь» Москва, 2008.

8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,

1983.