Номинация: «Путь к успеху».
Тема выступления: «Создание и организация специальных педагогический условий для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ».
Цель: познакомить участников конкурса с практикой создания и использования уголка развития ребенка с ОВЗ.
Обращаясь к проблеме обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ на сегодняшний день особенно актуальна, так как в настоящее время наблюдается тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико - грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Страдают так же высшие психические функции: память, мышление, речь и восприятие.
Для того, чтобы скомпенсировать ряд этих затруднений, воспитателями для детей с ОВЗ в группах создаются специальные педагогические условия:
1.Организация воспитательно – образовательной работы с учётом особенностей психофизического развития. Замедленный темп обучения, дробление большого задания на этапы, поэтапное разъяснение материала.
2.Использование специальных коррекционных упражнений. Они помогают развивать зрительное внимание, вербальную и двигательную память, слуховое восприятие, аналитико – синтетическую деятельность, логическое мышление.
3.Мотивация к учению. Задания и упражнения должны быть интересны ребенку. Для этого нужно ему давать творческие и посильные задания и поручения.
4.Применение игровых приемов как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного.
5.Создание адаптивной коррекционно – развивающей среды. Она должна соответствовать уровню развития высших психических функций ребенка с ОВЗ.
Из этого можно сделать вывод о том, что работа с детьми ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем детям без нарушений развития. А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности, необходимо, чтобы процесс обучения был для них доступным, интересным, развивающим, занимательным. В связи с этим перед педагогами встаёт вопрос создания и организации специальных педагогический условий для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ. Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в коррекционной работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому важно использовать разные, непохожие один на другой, привлекающие внимание и интерес ребенка способы организации детской деятельности и общения. На помощь педагогам здесь приходят разнообразные методы, приёмы и формы работы.
2. Практика создания и организации педагогических специальных педагогических условий для работы с детьми с ОВЗ.
На сегодняшний день
существует множество методик, технологий, с помощью которых можно
корректировать процесс развития речи у детей.
Использование в играх занимательного игрового материала при работе
с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным
понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если
объяснения педагога не подкрепляются специально подобранным иллюстративным
материалом. Поэтому наряду с использованием традиционных методов обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в своей практике мы
используем так же нетрадиционные подходы. Вашему вниманию мы
представляем специально созданный коррекционный уголок развития для детей с
ОВЗ.
«Коррекционный уголок» - это комплексная подборка дидактических игр, упражнений, пособий и др. материала, направленная на коррекцию высших психических функций и развитие речи детей дошкольного возраста. Уголок мобилен, функционален, и доступен воспитанникам с ОВЗ. В нем присутствуют разнообразные игры и упражнения на развитие мелкой моторики «Петельки», «Цветная развивайка», мелкие игрушки и разнообразные массажеры для пальцев рук: эспандеры, «колючие» шарики, магнитные лабиринты и др. Упражнения на дыхание: «Воздушный футбол», «Паучки», речевые игры и упражнения оформлены в папках. Коррекционный уголок гармонично встроен в развивающую среду группы. Предлагаем вам познакомится с наполняемостью данного уголка. В большей степени предназначен он для работы с детьми 5-7 лет. Весь материал, находящийся в нем, результат долговременной и кропотливой работы. Представлен уголок в виде стеллажа из плотного картона, на полках которого размещены игры, пособия и разнообразный дидактический материал. Находится он в прямом доступе для детей и педагогов. Рассмотрим дидактический материал подробнее. По бокам уголка расположена гимнастика для глаз, и схемы для кинезиологических упражнений. Гимнастика для глаз детям с ОВЗ нужна для предупреждения утомления, укрепления глазных мышц, снятия напряжения, для общего оздоровления зрительного аппарата. Кинезиологические упражнения помогают активизировать работу всех отделов головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями. Выполняя кинезиологические упражнения, мы повышаем у детей стрессоустойчивость, синхронизируем работу полушарий, улучшаем мыслительную деятельность, способствуем улучшению памяти и внимания.
Дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка с ОВЗ, в котором мелкой моторике должна отводиться большая роль. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются, чтобы рисовать, писать, одеваться. Игры на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры со стихотворным сопровождением; пальчиковые игры с элементами самомассажа; игры с предметами; игры с бумагой, газетой и пузырчатой плёнкой (сминание, разрывание, скатывание в комок, вырезание).
В условиях детского сада доступными являются элементы самомассажа.
Научить детей самомассажу рук несложно.
Виды самомассажа.
1. Массаж карандашами (гранеными). Такой массаж и игры с карандашами
будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими
движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
2.
Использование Су-Джок массажера. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что
оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым,
способствуя развитию речи.
3.Массаж шариком и мячиком. Шариком ребенок воздействует на пальчики,
кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У него повышается тонус мышц,
происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение
мелкой моторики и чувствительности конечностей.
4. «Массажные перчатки» и «Массажоры «Сюрприз». Эти массажоры
используются в процессе выполнения общеразвивающих упражнений, во время
гимнастики после сна, во время физкультурных мероприятий и свободной
деятельности. Использование массажоров повышает мышечный тонус, улучшает
кровообращение, способствует активизации мыслительной деятельности.
Дидактическая игра «Звуковые окошечки». Цель: развивать слуховое восприятие, коррекция звуков. Ход игры. Дети в окошечки расставляют буквы, проговаривают звук, и подбирают картинки где этот звук присутствует.
Папка – передвижка с заданиями «Учимся говорить правильно и красиво». Цель: развивать связанную речь, умение строить небольшие рассказы по картинкам. Развитие мыслительной деятельности.
Дидактическая игра «Подбери картинку к сказке». Цель: расширять у детей представления о художественной литературе, развивать умение узнавать сказку, называть ее и подбирать картинки иллюстрирующие сказки. Формировать навыки пересказа сказок. Развивать восприятие, мышление и логику.
Дидактическая игра «Лего - буквы». Цель: обучать детей грамоте, с помощью использования конструктора ЛЕГО. Развитие мышления, фантазии, мелкой моторики.
Дидактическая игра «Кто, где живет». Цель: развивать у детей умения составлять небольшие рассказы о животных, опираясь на ранее полученные знания. Развитие логического мышления, памяти.
Детский альбом «Художественное слово и фольклор». Цель: знакомить детей с художественной литературой и фольклором. Развитие внимания, мышления, памяти.
Картотеки игр и упражнений для развития речевого и физиологического дыхания, и для работы со звуками. Это подборка словесных игр и упражнений: «Найди звуки в словах», «Части суток», «Времена года», «Фрукты и овощи», дыхательные упражнения с дидактическим материалом «Чудесная трубочка», «Весёлые паучки», «Подыши одной ноздрей», «Воздушный футбол» и др.
Дидактическая игра «Собери и посчитай-ка». Цель: закреплять счет от 1 до10, развивать память, внимание и логическое мышление, творческие способности, умение сопоставлять, анализировать, обобщать и делать выводы.
Дидактическая игра «Умные счётные палочки». Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику, познавательную активность, а также творческое и сенсорное восприятие.
Книжка с заданиями «Расскажи о ПДД». Цель: учить детей применять теоретические знания о ПДД в речевой деятельности: пополнять активный и пассивный словарь детей в активизации связанной речи. Развитие логического мышления, памяти, восприятия.
Дидактические игры «Петельки», «Цветная развивайка». Цель: создавать условия для психического и интеллектуального развития детей посредствам работы над мелкой моторикой.
Дидактическая игра «Полезная и вредная еда». Цель: развивать связную речь, умение классифицировать продукты (вредные, полезные). Закреплять умение делить их на группы.
«Театр здоровья». Цель: формировать основы здорового образа жизни дошкольников средствами театрализации. Развивать связную речь, мышление, творческую активность, память.
Дидактические игры «Театр эмоций», «Светофор настроения».
Цель: учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость». Развивать внимательность, мышление, воображение.
Уголок уединения. Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группе места психологической разгрузки. Это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, или просто помечтать.
Для определения эффективности создание и организация специальных педагогический условий, было проведено обследование детей со статусом ОВЗ (ОНР общее недоразвитие речи) в количестве 4 человек. Обследование проводилось с использованием практического материала «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / (Е.А. Стребелева и др.); под ред, Е.А. Стребелевой. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2020. + Прил. (248 с. : ил.).
Количественный анализ полученных результатов отражен в Таблице 1.
Уровень развития |
Сентябрь 2023 |
Май 2024 |
Количество детей |
Количество детей |
|
Высокий |
- |
- |
Средний |
2 |
3 |
Ниже среднего |
1 |
1 |
Низкий |
1 |
- |
Полученные результаты отражены в Диаграммах 1,2.
Уровень развития высших психических функций у дошкольников подготовительной к школе группы, имеющих статус ОВЗ (ОНР). На начало исследования.
Диаграмма 1
Уровень развития
высших психических функций у дошкольников подготовительной к школе группы,
имеющих статус ОВЗ (ОНР). На конец исследования.
Диаграмма 2
Вывод: опыт работы показал, что создание и организация специальных педагогический условий для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ дает положительные результаты. У детей повышается эмоциональный фон, и значительно возрастает интерес к коррекционно-развивающим занятиям. Улучшается уровень развития познавательной сферы, развиваются мышление, произвольное внимание, память, речь и другие психические процессы. Развивается понимание пространственных характеристик (лево-право). Дети чувствуют себя более успешными. Заметны улучшения в развитии мелкой моторики. Увеличивается словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной; развивается речевая активность детей в различных видах деятельности. Осуществляется благоприятное воздействие на весь организм. На занятиях нет места монотонности и скуки.
Таким образом, создание и организация специальных педагогический условий для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ обеспечивает развитие познавательной, эмоционально- волевой сфер ребенка и дают хорошие результаты: в развитии зрительного восприятия и внимания, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез), а так же дети лучше ориентируются в пространстве, чувствуют себя более уверенными и успешными, значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, материал становится интересным, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно. У дошкольников отмечается видимая положительная динамика в развитии высших психических функций и мелкой моторики. Созданные педагогические условия являются перспективными в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Список литературы:
1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
2. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике (
Составитель М.А.Поваляева, Ростов- на-Дону; Феникс, 2006)
3. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
4. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для
развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум,
1995.
5.«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» / (Е.А. Стребелева и др.); под ред, Е.А. Стребелевой. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2020. + Прил. (248 с. : ил.).
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.
Издательство «Лань», 2002.
7. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем
речь» Москва, 2008.
8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,
1983.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.