Мат ферзём

  • docx
  • 14.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2 Мат ферзём.docx

Тема: «мат ферзем».

Ход занятия:

(организационно-договорной. Педагог договаривается с детьми о целях и средствах работы на занятии. Каждый отвечает за результат своего труда и может выбирать уровень сложности по своему вкусу).

Задачи:

-Заинтересовать

- Активизировать внимание

- Настроить на новую тему

  Приветствие.

-Здравствуйте дети. Все ли приготовили шахматные доски.

-Проверьте, все ли кони на местах, все ли ладьи на месте, все ли слоны на постах? А как поживают король с ферзём, на своих полях?

-Дети, кто дома играл в шахматы и выиграл?

-Сегодня мы с вами изучим, как и при каких условиях, наш ферзь ставит шах и мат королю.

-Кто хочет чаще выигрывать, хлопните в ладошки.

Повторение ранее изученного материала

- Все хотят выигрывать. Что нужно сделать, что бы выиграть партию?

-Что такое шах?

-Что такое мат?

Что такое пат?

- Значит, что бы король считался под шахом, мы на него должны напасть. Правильно?

-Дети, кто хочет к доске (имеется в виду магнитная доска). Остальные работают на индивидуальных досках. На доске легкая задача на мат в 1 ход. Используется преподавателем, как диагностика усвоения уровня знаний. Оценивается степень легкости и скорости решения задания, а так же использование более длинных или более коротких путей решения задания.

- Кто поставит шах и мат королю?

Далее на доске предлагается ряд задач, на постановку мата в 1 ход. Дается несколько минут, для самостоятельного решения, затем идет разбор задачи. Дети, решающие задания ранее остальных выполняют дополнительные задания, повышенной сложности.

Под самый занавес ставится задача на матирование короля ферзем.

Отслеживаем способы решения этой задачи, без комментариев.

А почему не всегда удается поставить шах и мат чужому королю? Что вам мешает?

( Не хватает хода, король убегает, почему-то получается пат)

- То есть, вам часто не хватает лишнего хода, что бы успеть взять в плен чужого короля. Есть средства и способы, которые помогут вам выигрывать чаще. Хотите их знать?

Объяснение нового материала

- Ребята, разбиваемся на две команды. Детям предлагается задачка на матирование короля ферзем (1 ход). Затем дается позиция, из которой требуется поставить мат королю ферзем.

Примерный перечень вопросов для детей:

- Кто быстрее всех решит эту задачку?

- Сколько ходов использовано?

- Можно ли быстрее прийти к использованию?

- Что нужно для того, что бы поставить шах и мат?

-Как заставить короля отойти к краю доски?

- Найдите такой способ оттеснения короля, что бы у него не было возможности выйти из окружения.

- Можно ли одним ферзем оттеснить короля?

- Какие фигуры необходимы для оттеснения? Почему?

Детям дается возможность решить эту задачу самостоятельно

Основные положения:

- Один ферзь ничего не может.

-Один король ничего не может.

-Оттеснение короля проводится за счет постоянного шахования, король поддерживает ферзя.

- Сила нападающего короля в ближней оппозиции.

Закрепление пройденного материала:

- А теперь посмотрим, как вы научились оттеснять короля и захватывать его в плен. Поиграем в игры:

«Захвати в плен короля»

«Ограниченный король»

-Вы теперь знаете еще один из приемов, для успешного проведения партии. На следующих занятиях мы будем изучать с вами другие приемы и методы, позволяющие нам легко выигрывать партии.