Математика. 2 класс
Тема: «Название и запись трехзначных чисел»
Цель: 1. Сформировать навык чтения и записи трехзначных чисел,
тренировать способность к представлению в виде суммы разрядных
слагаемых.
2. Тренировать способность к сложению и вычитанию двузначных
чисел.
3. Развивать логические мыслительные операции: сравнение, обобщение; речь, коммуникативные способности.
Ход урока.
1. Орг. момент.
-Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Внимательно посмотрите на девиз нашего урока:
«Учитесь …… открывать!»
-А что, именно, открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочтете слово:
48 16 36 28 56
Н Т Й А Ы
-Итак, запомните наш девиз.
2. Актуализация знаний.
-Для того, чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку.
А)- Что можете рассказать об этих числах?
-Эти числа двузначные, так как в записи числа 2 цифры.
- Назовите цифру в разряде единиц числа 36.(6)
-Назовите цифру в разряде десятков (3)
- Наберите на моделях это число. Как это сделать?
- Единицы мы набираем пуговицами, а десятки маленькими треугольниками.
-Что положили?
Б) –Посмотрите на эти числовые выражения:
900-500-300=
800-400-200=
700-300-100=
- Что интересного заметили?
- Запишите в тетради только полученные результаты. ( 1 человек работает у доски)
- Что получилось? ( 100, 200, 300)
- Что заметили? (увеличение на 100)
- Что такое сотня? (новая крупная единица счета)
- Наберите 2 ответ на моделях.(200)
- Что положили? ( 2 больших треугольника)
- Почему?
3. Проблемная ситуация.
- А теперь я предлагаю поработать в парах. Не забывайте о правилах работы в паре и прислушивайтесь к мнению своего соседа.
- Наберите это число – 236! (не называя, я показываю рукой на доску, где записано число 236)
- Все набрали?
- А я видела, что некоторые затруднялись и спрашивали у других.
- Почему не смогли сразу набрать?
- В чем трудность?
- Мы с такими числами не работали.
- А с какими мы работали?
- Мы работали с двузначными числами и круглыми сотнями.
- Значит, чему будем сегодня учиться?
- Будем учиться набирать такие числа.
-Мы будем не только набирать, но и учиться называть и записывать трехзначные числа.
-Так какова же тема нашего урока?
- Название и запись трехзначных чисел.
4. «Открытие» детьми нового знания.
а) -Давайте рассмотрим способ набора числа на модели.
Показ на доске моделями у учителя.
- Сколько единиц? (6) Поэтому, сколько набрали пуговиц? (6)
- Сколько десятков? (3) Поэтому, сколько положили маленьких треугольников?
- Какое число получилось? (36)
- Но есть еще третий разряд. Какой?
- Разряд сотен.
- Сколько сотен? (2) Поэтому, сколько больших треугольников надо положить? (2)
- А как читаются сотни? (двести )
- А теперь прочитайте полностью число.
- Что сначала называли? (сотни)
- А потом? (двузначное число)
- Возьмите в руки 3 цв. карандаша (черный, оранжевый, зеленый)
- Возьмите черный карандаш и подчеркните разряд единиц. Какую цифру подчеркнули? (6)
-Оранжевым карандашом подчеркните разряд десятков. Какую цифру подчеркнули? (3)
- Зеленым карандашом подчеркните разряд сотен. Какую цифру подчеркнули? (2)
-Подведем итог:
- Сколько разрядов в записи трехзначного числа? Какие?
- Как прочитать трехзначное число?
Вывод: Чтобы почитать трехзначное число, надо сначала назвать сотни, а потом число, выраженное двумя последними цифрами.
б) – А теперь выразите данное число в сотнях, десятках и единицах:
216 = …с …д …е (216 = 2с 1д 6е)
Физминутка.
5. Первичное закрепление.
- Все ли легко могут читать и записывать числа?
- Надо ли еще потренироваться?
- Учебник – стр. 40, № 3, № 9 (1 столбик)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- А теперь хотите себя проверить, чему вы научились?
С/р: стр. 17 № 3 (а,б) -1 строчка, № 4 (первое число)
- Проверьте по образцу!
Образец выполнения на доске.
-Если правильно выполнили задание – поставьте «+»
-Если неверно – то «- »
- Почему допустили ошибки?
7. Повторение изученного.
- Что еще у вас вызывает затруднение на уроках математики? (решение задач)
- Значит необходимо еще потренироваться в решении задач?
- Решение задачи № 10а.
- Прочитайте условие задачи?
-Прочитайте вопрос задачи? Что найти? (целое)
-Из скольких частей складывается целое? (из 2)
- Одинаковой длины отрезки?
-Какая из данных схем относится к нашей задаче?
(даны 3 схемы: дети выбирают и доказывают)
-Предлагаю заполнить схему.
- Что обозначают части? (масса папы, масса сына)
- Чья масса больше? Какая масса? (42)
- Что сказано про массу сына? Прочитайте. Значит, надо прибавить или вычесть 23.
Заполняется схема.
- Повторите еще раз вопрос задачи? Ставим вопрос.
-Кто может самостоятельно решить задачу, решайте.
-Кому необходима моя помощь? Решаем вместе со мной.
Разбирается решение.
- Чтобы найти целое, что надо сделать?
- Известна нам 1 часть, а 2 часть -?
-Что надо найти? (2 часть)
- Нашли 2 часть!
- Теперь можем найти целое? Как?
- Ответили на вопрос задачи? Прочитайте его.
- Кто самостоятельно решал задачу, проверьте решение. Самооценка.
8. Итог урока.
- Вернемся к девизу.
- Какую тайну математики открыли?
-Чему научились?
- Какие задания для вас были легкими?
-Какие трудности?
-Кого сегодня можем отметить, поблагодарить? Кто помогал в течение урока?
- Надо еще потренироваться?
- тогда, на стр. 41 выберите любой номер на свое усмотрение, а для
тех, кто затрудняется в выборе: № 8 стр.41
- Завершается урок.
- Он пошел ребятам впрок?
- Постарались все понять?
- Учились тайны открывать?
- Ответы полные давали?
- На уроке не зевали?
- спасибо всем за урок.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.