Математика
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике в 3 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики по авторской программе «Начальная школа XXI века» В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачёвой.
Цели обучения математике:
обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико – математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений у младших школьников: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространённые в практике величины; применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Объем программы: 136ч (в неделю 4 ч)
Формы контроля: текущий контроль по математике осуществляется как в письменной , так и в устной форме (самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные работы)
Элементы арифметики Число и счёт (Целые неотрицательные числа)
Счёт сотнями в пределах тысячи.
Десятичный состав трёхзначного числа.
Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000.
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков < и >
Арифметические действия в пределах 1000 (Сложение и вычитание)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Проверка правильности вычислений разными способами.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней.
Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление.
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число.
Алгоритмы умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное и двузначное число.
Нахождение однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416).
Деление с остатком.
Деление на однозначное и двузначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение вида 23 ∙ 40.
Сочетательное свойство умножения.
Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания)
Алгебраическая пропедевтика Числовые и буквенные выражения
Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками.
Выражения с буквой.
Вычисления значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв.
Примеры арифметических задач, содержащих буквенные данные.запись решения в виде буквенных выражений.
Величины и их измерения Масса и вместимость
Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг.г. Соотношение: 1кг=1000г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведение из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Вычисления с данными значениями массы и вместимости.
Время и его измерение
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Единицы длины и её измерение
Единицы длины: километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм, 1дм = 100мм.
Сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста)
Длина ломаной и её вычисление.
Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки. Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Работа с текстовыми задачами
Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание.
Обозначение ломаной буквами.
Замкнутая и незамкнутая, самопересекающаяся ломаная. Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки.
Прямая. Бесконечность прямой. Обозначение прямой. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях.
Практические работы. Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля. Способы деления круга (окружности) на 2,4,8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Логико – математическая подготовка (Логические понятия)
Понятие о высказываниях.
Верные и неверные высказывания (отдельные примеры).
Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний. Свойства числовых равенств и неравенств.
Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания.
Работа с информацией
Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации.
Считывание информации, представлений на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами).
Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач.
Резерв (повторение пройденного)
К концу обучения в 3 классе ученик научится:
называть:
- любое следующее (предыдущее) при счёте число в пределах 1 000, любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1 000 в прямом и обратном порядке;
- компоненты действия деления с остатком;
- единицы
длины, массы, вместимости, времени;
— фигуру, изображенную на рисунке (ломаная, прямая);
сравнивать:
- числа в пределах 1 000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
- числовые равенства
и неравенства;
- знаки < и >;
читать:
- записи вида 120 < 365, 900 > 850;
воспроизводить по памяти:
- соотношения между единицами длины, массы, времени;
- устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1 000;
приводить
примеры:
- числовых равенств и неравенств;
моделировать;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
- способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать;
- натуральные числа в пределах 1 000;
- значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
- структуру числового выражения;
- текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
- числа в пределах 1 000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать;
- план решения составной арифметической (в том числе логической) задачи;
контролировать:
- свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1 000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи;
- читать и записывать цифрами любое трёхзначное число;
- читать и составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 1 000;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 1 000, выполнять умножение и деление на однозначное и двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
- выполнять деление с остатком;
- определять время по часам;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без);
- решать
арифметические текстовые задачи в 3 действия (в различных комбинациях);
- изображать прямую с помощью линейки, обозначать ее буквами и читать
обозначения;
- изображать ломаные линии разных видов;
- строить прямоугольник (квадрат) с помощью угольника и линейки;
- строить на бумаге в клетку точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные
данным фигурам (точке, отрезку, лучу, ломаной, прямой);
— применять правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без
них.
Результаты изучения учебного предмета:
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
- личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета; способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке;
- метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения, объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;
- предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задач, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Примечание |
1 |
Числа от 100 до 1000. Название и запись «круглых» сотен» |
1 |
|
|
|
2 |
Числа от 100 до 1000. Таблица разрядов трёхзначных чисел |
1 |
|
|
|
3 |
Числа от 100 до 1000. Запись и чтение трехзначных чисел |
1 |
|
|
|
4 |
Сравнение трехзначных чисел. Знаки «<» и «>» |
1 |
|
|
|
5 |
Сравнение чисел. Неравенства |
1 |
|
|
|
6 |
Сравнение чисел. Решение задач |
1 |
|
|
|
7 |
Километр. Миллиметр |
1 |
|
|
|
8 |
Километр. Миллиметр. Измерение длины отрезков в разных единицах |
1 |
|
|
|
9 |
Километр. Миллиметр. Сравнение величин |
1 |
|
|
|
10 |
Километр. Миллиметр. Решение задач с величинами длины |
1 |
|
|
|
11 |
Контрольная работа №1 (входная) «Повторение изученного во втором классе». |
1 |
|
|
|
12 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
13 |
Ломаная линия. Решение задач на построение ломаных линий |
1 |
|
|
|
14 |
Ломаная линия. Единицы измерения длины |
1 |
|
|
|
15 |
Длина ломаной линии |
1 |
|
|
|
16 |
Длина ломаной линии. Решение задач |
1 |
|
|
|
17 |
Контрольная работа №2 «Ломаная линия. Решение задач» . |
1 |
|
|
|
18 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
19 |
Масса. Килограмм. Грамм |
1 |
|
|
|
20 |
Масса. Килограмм. Грамм. Чтение и запись величин |
1 |
|
|
|
21 |
Масса. Килограмм. Грамм. Сложение и вычитание величин |
1 |
|
|
|
22 |
Масса. Килограмм. Грамм. Решение задач с величинами |
1 |
|
|
|
23 |
Вместимость. Литр |
1 |
|
|
|
24 |
Вместимость. Литр. Сложение и вычитание величин |
1 |
|
|
|
25 |
Вместимость. Литр. Решение задач с величинами |
1 |
|
|
|
26 |
Сложение трехзначных чисел. Устные приемы сложения |
1 |
|
|
|
27 |
Сложение трехзначных чисел. Письменные приемы сложения |
1 |
|
|
|
28 |
Сложение трехзначных чисел. Решение задач |
1 |
|
|
|
29 |
Сложение трехзначных чисел. Площадь прямоугольника |
1 |
|
|
|
30 |
Сложение трехзначных чисел. Задачи на построение геометрических фигур |
1 |
|
|
|
31 |
Контрольная работа №3. Итоговая работа за 1 четверть. |
1 |
|
|
|
32 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
33 |
Вычитание трехзначных чисел. Устные приемы вычитания |
1 |
|
|
|
34 |
Вычитание трехзначных чисел. Письменные приемы вычитания |
1 |
|
|
|
35 |
Вычитание трехзначных чисел. Решение задач |
1 |
|
|
|
36 |
Вычитание трехзначных чисел. Вычитание величин |
1 |
|
|
|
37 |
Вычитание трехзначных чисел. Задачи на построение геометрических фигур. |
1 |
|
|
|
38 |
Сочетательное свойство сложения. |
1 |
|
|
|
39 |
Сравнение выражений на основе сочетательного свойства сложения. |
1 |
|
|
|
40 |
Решение задач разными способами (на основе применения сочетательного свойства сложения). |
1 |
|
|
|
41 |
Сумма трёх и более слагаемых. Устные приемы вычислений. |
1 |
|
|
|
42 |
Сумма трёх и более слагаемых. Письменные приемы вычислений. |
1 |
|
|
|
43 |
Сумма трёх и более слагаемых. Задачи на построение геометрических фигур. |
1 |
|
|
|
44 |
Сочетательное свойство умножения. |
1 |
|
|
|
45 |
Сочетательное свойство умножения. Решение задач разными способами. |
1 |
|
|
|
46 |
Контрольная работа №4 «Сочетательное свойство умножения». |
1 |
|
|
|
47 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
48 |
Произведение трёх и более множителей. |
1 |
|
|
|
49 |
Произведение трёх и более множителей. Запись решения задачи одним выражением. |
1 |
|
|
|
50 |
Произведение трёх и более множителей. Задачи на построение геометрических фигур. |
1 |
|
|
|
51 |
Симметрия на клетчатой бумаге. |
1 |
|
|
|
52 |
Задачи на построение симметричных фигур. |
1 |
|
|
|
53 |
Симметрия на клетчатой бумаге. Решение задач. |
1 |
|
|
|
54 |
Правило порядка выполнения действий в выражениях без скобок. Запись решения задачи одним выражением. |
1 |
|
|
|
55 |
Контрольная работа №5. «Решение задач»» |
1 |
|
|
|
56 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
57 |
Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Составление выражений. |
1 |
|
|
|
58 |
Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Запись решения задачи одним выражением. |
1 |
|
|
|
59 |
Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Решение задач с величинами. |
1 |
|
|
|
60 |
Контрольная работа № 6 «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок» |
1 |
|
|
|
61 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
61 |
Верные и неверные предложения (высказывания). |
1 |
|
|
|
62 |
Верные и неверные предложения (высказывания). Составление выражений. |
1 |
|
|
|
63 |
Числовые равенства и неравенства. |
1 |
|
|
|
64 |
Свойства числовых равенств. |
1 |
|
|
|
65 |
Свойства числовых равенств. Задачи на построение геометрических фигур. |
1 |
|
|
|
66 |
Деление окружности на равные части |
1 |
|
|
|
67 |
Деление окружности на равные части с помощью угольника. Задачи на построение геометрических фигур. |
1 |
|
|
|
68 |
Контрольная работа №7 «Числовые равенства и неравенства». |
1 |
|
|
|
69 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
70-71 |
Умножение суммы на число. |
2 |
|
|
|
72 |
Умножение суммы на число. Решение задач разными способами (на основе применения правила умножения суммы на число). |
1 |
|
|
|
73 |
Умножение на 10. Запись длины в сантиметрах и дециметрах. |
1 |
|
|
|
74 |
Умножение на 100. Решение задач с величинами. |
1 |
|
|
|
75 |
Умножение на 10 и на 100. Решение задач на построение геометрических фигур. |
1 |
|
|
|
76 |
Умножение вида 50 × 9 и 200 × 4. |
1 |
|
|
|
77 |
Умножение вида 50 × 9 и 200 × 4. Действия с величинами. |
1 |
|
|
|
78 |
Умножение вида 50 × 9 и 200 × 4. Решение задач с величинами. |
1 |
|
|
|
79 |
Умножение вида 50 × 9 и 200 × 4. Решение задач на построение геометрических фигур. |
1 |
|
|
|
80 |
Прямая. Обозначение прямой линии латинскими буквами. |
1 |
|
|
|
81-82 |
Прямая. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые. |
2 |
|
|
|
83 |
Умножение двузначного числа на однознач-ное число. Алгоритм вычисления в столбик. |
1 |
|
|
|
84 |
Умножение двузначного числа на однознач-ное число. Переместительное свойство умножения. |
1 |
|
|
|
85 |
Умножение двузначного числа на однознач-ное число. Решение задач. |
1 |
|
|
|
86 |
Умножение трехзначного числа на однознач-ное число. Алгоритм вычисления в столбик. |
1 |
|
|
|
87 |
Умножение
трехзначного числа |
1 |
|
|
|
88 |
Контрольная работа №8 «Умножение на однозначное число». |
1 |
|
|
|
89 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
90 |
Измерение времени. Единицы времени. Задачи на определение продолжительности времени. |
1 |
|
|
|
91 |
Измерение времени. Задачи на построение геометрических фигур. |
1 |
|
|
|
92 |
Измерение времени. Задачи на определение продолжительности времени. |
1 |
|
|
|
93-94 |
Деление на 10 и на 100. |
2 |
|
|
|
95 |
Нахождение однозначного частного. Алгоритм деления вида 108:18. |
1 |
|
|
|
96 |
Контрольная работа №9. Итоговая работа за 3 четверть. |
1 |
|
|
|
97 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
98 |
Нахождение однозначного частного. Выражения со скобками. |
1 |
|
|
|
99 |
Нахождение однозначного частного. Единицы времени. |
1 |
|
|
|
100 |
Деление с остатком. |
1 |
|
|
|
101 |
Деление с остатком вида 6:12. Задачи с величинами. |
1 |
|
|
|
102-103 |
Деление с остатком. |
2 |
|
|
|
104 |
Деление на однозначное число. Выражения со скобками. |
1 |
|
|
|
105 |
Деление на однозначное число. |
1 |
|
|
|
106 |
Деление на однозначное число. Решение задач. |
1 |
|
|
|
107 |
Деление на однозначное число. Задачи на построение геометрических фигур. |
1 |
|
|
|
108 |
Контрольная работа №10 «Деление на однозначное число». |
1 |
|
|
|
109 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
110 |
Умножение вида 23 × 40. |
1 |
|
|
|
111 |
Умножение вида 23 × 40. Выражения со скобками. |
1 |
|
|
|
112 |
Умножение вида 23 × 40. Задачи с величи-нами «цена», «количество», «стоимость». |
1 |
|
|
|
113 |
Умножение вида 23 × 40. Составные задачи. |
1 |
|
|
|
114 |
Умножение на двузначное число. |
1 |
|
|
|
115 |
Умножение на двузначное число. Выражения со скобками. |
1 |
|
|
|
116 |
Умножение на двузначное число. Решение задач. |
1 |
|
|
|
117 |
Умножение на двузначное число. Площадь прямоугольника. |
1 |
|
|
|
118 |
Контрольная работа №11 «Умножение на двузначное число». |
1 |
|
|
|
119 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
120 |
Деление на двузначное число. |
1 |
|
|
|
121 |
Деление на двузначное число. Решение задач. |
1 |
|
|
|
122 |
Деление на двузначное число. Периметр и площадь прямоугольника. |
1 |
|
|
|
123 |
Деление на двузначное число. Решение задач. |
1 |
|
|
|
124-125 |
Деление на двузначное число. |
2 |
|
|
|
126 |
Деление на двузначное число. Задачи на построение геометрических фигур. |
1 |
|
|
|
127 |
Контрольная работа № 12 «Деление на двузначное число» |
1 |
|
|
|
128 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
129-132 |
Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000». |
4 |
|
|
|
133 |
Контрольная работа №12. Итоговая работа за год. |
1 |
|
|
|
134 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
135-136 |
Резерв |
2 |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.