МБОУ СОШ № 2 г. Тихорецка Краснодарского края
Технологическая карта урока
Предмет: математика, УМК «Школа России», 3класс
Учитель: Мандрыкина Маргарита Леонидовна
Тема: Деление с остатком.
Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Цель: ознакомление учащихся с приемом деления числа с остатком;
создание условий для:
-формирования понятия о деление с остатком, опираясь на знания табличного умножения и деления;
развития способности к обобщению, сравнению;
эмоционального восприятия математических объектов;
формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
1.Образовательные:
· Познакомить учащихся с правилом деления с остатком;
· Выработать алгоритм деления с остатком;
· Формировать практические навыки деления числа с остатком;
· Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
· Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
2. развивающие
· Способствовать развитию творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
· Развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание пространственное воображение;
· Развивать культуру речи и эмоций учащихся.
3. воспитывающие
-содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности;
- создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, парах, в группах.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, учитывая позицию собеседника умение выражать свои мысли.
Ресурсы для учителя:
- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М.2Просвещение», 2013г. – с.26
- мультимедийное оборудование
Ресурсы для учащихся:
- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М.2Просвещение», 2013г. – с.26
- карточки для работы в группах с алгоритмом;
Этап урока |
Содержание учебного процесса |
Деят–сть учителя |
Деят-сть учащихся |
Формируемые УУД |
||||||
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент) Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. (2 мин.) |
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» (Д. Пойа)
Как вы понимаете эти слова? Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Я желаю вам удачи в открытии нового.
|
- Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. |
- Настраиваются на работу. |
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность.
|
||||||
2.Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила. (5 мин.) |
Математическая разминка (задачи на слайде) Продолжим работу на карточке. У вас на столах есть карточки с числами. Я называю пример из таблицы умножения. Если у вас есть число, которое является ответом, вы зачеркиваете его крестиком. Примеры: 7*5, 6 * 3, 6 *9, 5 *5, 7 *6
Подведение итога разминки. - А теперь давайте проверим вашу работу. Вы все числа зачеркнули? У каждого в карточке должно остаться не закрытым одно число. Какое? (число 5) Если это так, значит, вы все посчитали правильно. - Молодцы. Поставьте +. Что повторили? Для чего её нужно знать? Как вы думаете, нужна нам будет на уроке таблица умножения? По вашим результатам видно, что вы хорошо знаете таблицу. А у кого есть ошибки, таблицу повторите. -На какое АД все задачи? -А какое ещё, арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу умножения? Да, это деление. СЛАЙД -Посмотрите, на какое АД у нас эти примеры.(деление) -Давайте вспомним, как называются компоненты действия деления.
|
Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения действия умножения. |
Работают с информацией, решают примеры, проговаривая правила |
Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД: Развивают операции мышления Коммуникативные УУД: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
||||||
3.Постановка учебной задачи. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила . деление с остатком (7 мин.) |
Сегодня мы продолжим работать со случаями деления и узнаем новое по этой теме. - Откройте эти тетради и решите эти примеры. У вас что-то случилось? (как 11 разделить на 3, оно же не делится). Давайте посмотрим. 64 : 8 40 : 5 63 :7 24 : 6 72 : 9 11 : 3 - Может кто-то нашёл решение? Итак, мы столкнулись с проблемой. -11 : 3 _ это табличный случай деления? (нет) -Сейчас я предлагаю вам подумать, попробуйте самостоятельно сформулировать, чему же мы на уроке будем учиться -Обсудите со своим товарищем по парте, чему же мы будем учиться? (делить неделимые числа) -Действительно, сегодня мы будем делить такие числа, которые не делятся полностью.
|
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. |
|
Познавательные УУД: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь формулировать тему и цель урока. |
||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. Решение проблемной ситуации. Цель: организовать коммуникативное взаимодействии для выведения алгоритма деления с остатком. |
СЛАЙД (разложить 11 помидоров поровну на 3 тарелки) -Давайте посмотрим как мы будем записывать такие примеры. -Ещё раз проговорим. Сколько было изначально? Сколько мы взяли чтобы разложить поровну на 3 тарелочки? Сколько у нас получилось в каждой? А что случилось с двумя? - Какая тема нашего урока? (деление с остатком) Посмотрите на следующий слайд: 42 :5 Это табличный случай? Что же нам делать? Какое самое близкое число к 42, которое мы можем разделить на 5 целиком? (40) -Хорошо, и что же у нас получится? (40 : 5 получится 8) -А нам то нужно было разделить 42. Значит что у на будет? (2 в остатке) Скажите, а почему мы взяли 40 самое близкое к числу 45, а вот я хочу 35 взять. 35 же разделится на 5? Получу? (7) -Какой будет остаток? (7) _Ну и хорошо. Всё правильно? (остаток большой) -Мы можем 7 ещё раз разделить на 5. Значит какой вывод сделаем? (остаток не должен быть больше делителя) СЛАЙД -Что мы сделали? (подобрали наибольшее число до делимого, разделили на 5 и получили 8, 2 в остатке. Прочитаем правило.
|
Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.
|
Выполняют работу, доказывают свой ответ. Пытаются сформулировать правило.
|
Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные УУД: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль
|
||||||
5.Первичное закрепление. Цель: закрепить знания, полученные на уроке, вывести алгоритм деления с остатком.
6. Закрепление изученного. Работа с учебником. Групповая работа. Цель: проверить навык усвоения новых знаний. |
-Давайте потренируемся решать примеры с остатком. 36 : 7 = 45 : 8 = 27 : 4 = 39 : 6 = 47 : 9 = 28 : 3 = -Потренировались, а сейчас я вам предлагаю составить алгоритм решения примеров на деление с остатком. Что такое алгоритм? (порядок действий) Это последовательность, возьмите карточку со словом «алгоритм» и попробуйте самостоятельно его составить, что мы должны сделать вначале, что потом, последовательность решения нашей с вами задачи. Обсудите с соседом, придите к общему решению. -Итак, что же мы должны сделать? 1) подобрать наибольшее число к делимому (на доске читают ответ) 2) разделить это число на делитель (сравнивают с эталоном) 3) найти остаток 4) проверить, что остаток меньше делителя Алгоритм деления с остатком. 1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка. 2. Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3. Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток. 4. Проверяем, остаток должен быть < делителя. Работа с учебником. – правило; - Проверьте по эталону. Как вы выполнили задание. Оцените свою работу.
- Сейчас предлагаю приступить к самому сложному заданию. Сейчас вы будете работать в группах, ваша задача – взять листочек и группой составить задачу на деление с остатком, но решения на этом листочке быть не должно, решите на черновике. Справитесь? Алгоритм у вас готов. Не забудьте записать задачу на карточку. Выбирайте представителя от своей команды, который будет предлагать решать вашу задачу другим командам. На парте есть карточка, как только к вам приходит представитель, вы решаете его задачу, а он проверяет правильно ли решили. Если решили правильно, то представитель вам ставит +, если нет ничего страшного, но вам поставят -. Представители выбраны? Посовещайтесь. Сейчас вам нужно будет работать очень быстро. Представители, поднимите руку. Готовы? Меняемся. Как только к вам пришёл представитель, вы решаете его задачу на карточке. -Записывайте в карточку решение. -Все представители оказались в своих командах. Команды, доложите результаты своей проделанной работы. Молодцы, кто- то решил все задачи, у кого- то что- то не получилось. Это значит, что нам есть ещё над чем работать. |
Проверяет понимание способа действия.
- Контролирует процесс составления алгоритма. Направляет учащихся на верный путь решения.
|
Проговаривают алгоритм работы при решении примеров.
Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него.
Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания. Проверяют по эталону |
Регулятивные УУД: Планировать решение учебной задачи, встраивать алгоритм действий Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор. Личностные УУД: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные УУД: Проявлять активность во взаимодействии.
Коммуникативные УУД: проявлять активность в коллективной деятельности.
Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи.
|
||||||
6 Рефлексия деятельности. Цель: оценить результаты учебной деятельности |
Какая тема урока? Какую цель мы ставили ? Какое открытие вы сегодня сделали на уроке? Помогло вам открытие достичь цели? (проговаривание алгоритма) -Как вы работаете я увидела на уроке, а сейчас я прошу вас оценить самого себя, как вы считаете со всем вы справились, кому-то что-то ещё сложновато. Возьмите листочек с рубриками самооценки. Попробуйте самостоятельно поработать с этими рубриками и выберите ту, которая вам ближе.
|
Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей. |
Подводят итог под руководством учителя |
Личностные УУД: Способность к самооценке. Регулятивные УУД: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные УУД: Проявлять активность в деятельности
|
||||||
7. Итог урока. Домашнее задание |
. При выполнении д/з обратите внимание на делитель и остаток при решении примеров на деление с остатком), с. 26, № 2, карточка |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.