Математика 5 класс. Paбoчaя пpoгpaммa Краткосрочного курса по математике «Старинные задачи»
Оценка 4.8

Математика 5 класс. Paбoчaя пpoгpaммa Краткосрочного курса по математике «Старинные задачи»

Оценка 4.8
pdf
математика
08.06.2020
Математика 5 класс. Paбoчaя пpoгpaммa  Краткосрочного курса по математике «Старинные задачи»
01_Программа КК Старинные задачи.pdf

Муниципaльнoe aвтoнoмнoe oбщeoбpaзoвaтeльнoe учpeждeниe  «Шкoлa №2 с кaдeтскими клaссaми»

 

СOГЛAСOВAНO                                                                      УТВЕРЖДАЮ                                  

«__12__» _сентября__20_19_г.                                               «__12 __» _сентября__20_19_г.      

Зaм.диpeктopa пo УВP                                                              Директор МАОУ   «Школа № 2»

          

__________/ Клeстoвa Т.В./                                                                         / Шамсутдинов Р.В./    

 

 

  

 

 Paбoчaя пpoгpaммa  

Краткосрочного курса по математике

«Старинные задачи»

 (8 чaсов)

5 класс

 

 

                                                    Сoстaвитeль : учитeль мaтeмaтики

                                                    Штeйникoвa Любoвь Ивaнoвнa

Рецензия

на модифицированную программу краткосрочного курса «Старинные задачи» (5 кл.)

учителя математики МАОУ «ООШ №2» городского округа «город Губаха» Штейниковой Любови Ивановны

Краткосрочный курс «Старинные задачи» – хорошая развивающая программа для учащихся 5 классов. В современной жизни на первое место выходит профилизация. Каждый человек может стать специалистом в какой-то области знаний, в том числе, и в области математики. Возрастающая роль математических знаний привлекает молодые, пытливые умы к изучению математических дисциплин. В современном обществе взрослые стали осознавать необходимость математического моделирования, для решения сложных логических и экономических задач. Математические дисциплины позволяют создавать и решать модели, соответствующие проблемным практическим задачам. Поэтому важно детей научить нестандартно мыслить уже с раннего детства. Этим фактом объясняется особый интерес к краткосрочному курсу «Старинные задачи» в 5-ых классах.

Содержание данной программы имеет цель развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции, углубление знаний, полученных на уроке, расширение общего кругозора ребенка в процессе  рассмотрения различных методов решения олимпиадных задач. 

Именно это позволяет говорить об актуальности данной программы. Рекомендуемый материал автор систематизирует в соответствии со способами решения олимпиадных задач. 

Для решения поставленных задач данная программа предполагает использование материалов городских и Всероссийских олимпиад по математике. Новаторство работы состоит в том, что для ее реализации автор использует круглогодичную олимпиаду, на итоговом занятии проведение игры «Математический бой».

Данная модифицированная программа позволяет учащимся познакомиться с новыми методами решения олимпиадных задач.

Цели, преследуемые программой, и пути, предполагаемые для их достижения, позволяют говорить о практической значимости модифицированной программы, автором которой является Штейникова Л.И. 

 

 

 

Руководитель ППО учителей математики 

                городского округа «Город Губаха»                                  Н.П. Конрад

 

08.09.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная подготовка учащихся  к олимпиадам всегда была  частью работы учителя математики, которой отводилось определённое количество часов во внеурочное время. Обычно такие занятия проводились с одним или двумя учащимися из одной параллели, будущими участниками городских олимпиад. В настоящее время олимпиадное движение стало носить более массовый характер, проводится большое количество заочных олимпиад, конкурсов, к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады привлекаются учащиеся 5 классов и начальной школы, результативность участия в олимпиадах различного уровня влияет на поступление в ВУЗ. В связи с этим большее количество ребят проявляет интерес к задачам олимпиадного характера, и изъявляют  желание овладеть методами их решения. Чем раньше начать развитие индивидуальных способностей и дарований учащихся, тем ярче будет результат. Очень важно способствовать тому, чтобы ребята смогли очутиться в ситуации успеха, это даст толчок их дальнейшему творчеству, а значит, будет вести к развитию интеллекта в целом. Для этого необходимы систематические занятия по решению олимпиадных задач.

Олимпиадными задачами, согласно одной трактовке называются задачи, встречающиеся на олимпиадах. Но на некоторых олимпиадах используются так называемые «задачи повышенной сложности», которые встречаются в обычных учебниках. Согласно другой трактовке, олимпиадные задачи - это задачи, решаемые особыми методами, т.е «Старинные задачи».  К числу таких методов можно отнести: Задачи на переливание, принцип Дирихле и некоторые другие. Данный краткосрочный курс предполагает как решение «задач повышенной сложности» так и рассмотрение приведённых выше и других специальных методов решения задач. Материал курса в большей степени базируется на основных содержательных линиях курса пятого класса.

Краткосрочный курс является частью внеклассной работы по предмету, имеет воспитательное значение, так как способствует развитию  творческой активности и самостоятельности учащихся, способствует повышению интереса к изучению математики. Занятия курса может посещать любой 5классник, проявляющий свой интерес к предмету.

Данный курс построен на задачах, он не содержит деления на практическую и теоретическую части. В нём содержатся подготовительные, основные, вспомогательные задачи. Задачи предлагаются по нарастанию сложности, что способствует развитию самостоятельности учащихся. Как правило, обучение через задачи обеспечивает развитие творческой активности ребят, способствует приобретению прочных и осознанных знаний, развивает умение сравнивать, обобщать, делать творческие выводы из решенных задач, поддерживает интерес к математической науке. 

 Курс рассчитан на 8 часов (1 час в неделю). Количество человек в группе: от 1до 7.

По окончанию курса предполагается индивидуальный турнир «Математический бой». Это позволяет провести некоторую оценку результатов обучения.  

Основная цель курса – развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции, углубление знаний, полученных на уроке, расширение общего кругозора ребенка в процессе  рассмотрения различных методов решения олимпиадных задач. 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Учащиеся, окончившие данный курс должны знать:

      особые методы решения различных математических задач, такие как принцип Дирихле, метод переливания;

      приемы,      применяемые      при    решении     логических, 

арифметических  задач;

      основные алгоритмы решения задач по всем темам курса;

Учащиеся, окончившие данный курс должны уметь:

      классифицировать задачи по темам и методам решения;

      решать олимпиадные задачи на переливания;

      решать логические задачи; 

      применять особые методы при решении олимпиадных задач;          приводить логически обоснованные решения задач. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 час в неделю, всего 8 часов)

занятия

Тема занятий

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с историей возникновения чисел.

1

2-3

Числовые ребусы и головоломки

2

4-5

Задачи на переливание

2

6-7

Принцип Дирихле

2

8

Итоговое занятие «Математический бой»

1

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1.        На вводном занятии сообщается цель и задачи курса. Знакомятся с историей возникновения чисел (Просмотр фильма).

2.        Предлагаются для решения числовые головоломки и ребусы, например такие, где требуется восстановить пример, заменив одинаковые буквы одинаковыми цифрами, а разные разными.

3.        Решаем числовые головоломки. Групповая форма работы.

4.        Как правило, учащиеся очень любят решать задачи на переливания. Задачи предлагаются по нарастанию сложности, учитель показывает, как правильно оформить решение задачи, с использованием таблицы.

5.        Решаем задачи на переливания. Групповая форма работы.

6.        Рассматриваем принцип Дирихле, названный по имени автора, немецкого учёного Петера Лежена  Дирихле(1805-1859), который используется при решении многих олимпиадных задач. Принцип формулируется в упрощённом виде, доступном для восприятия учащимися 5 класса.

7.        На этом и последующих занятиях рассматриваются некоторые интерпретации этого принципа, такие как: принцип переполнения, принцип недостаточности. Рассматриваем применение принципа Дирихле при решении задач с числами.

8.        Итоговое занятие «Математический бой» Индивидуальное соревнование. Ребята решают различные задания по всем темам курса. Затем демонстрируют свои решения либо находять ошибки у команды соперников.

           

Литература

      Казакова Е.Е. Задачи для математического кружка 5-6 классов. Челябинск, 2001.

      Казакова Е. Е. Математический кружок в 5-6 классах. Челябинск, 2001.

      Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.

      Дьячков А. К. и др. Российские математические олимпиады школьников.

Районно-городской тур. Челябинск, 2002.

      Фарков А. В. Математические олимпиадные работы 5-11 классов.

Санктпитербург,2010.

      Фарков А. В. Готовимся к олимпиадам по математике. Москва,2010.

      Нагибин Ф. Ф Математическая шкатулка. Москва,1988.

      Олехник С.Н. и др. Старинные занимательные задачи. Москва,1988.

 

Муниципaльнoe aвтoнoмнoe oбщeoбpaзoвaтeльнoe учpeждeниe «Шкoлa №2 с кaдeтскими клaссaми»

Муниципaльнoe aвтoнoмнoe oбщeoбpaзoвaтeльнoe учpeждeниe «Шкoлa №2 с кaдeтскими клaссaми»

Старинные задачи» (5 кл.) учителя математики

Старинные задачи» (5 кл.) учителя математики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Индивидуальная подготовка учащихся к олимпиадам всегда была частью работы учителя математики, которой отводилось определённое количество часов во внеурочное время

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Индивидуальная подготовка учащихся к олимпиадам всегда была частью работы учителя математики, которой отводилось определённое количество часов во внеурочное время

Краткосрочный курс является частью внеклассной работы по предмету, имеет воспитательное значение, так как способствует развитию творческой активности и самостоятельности учащихся, способствует повышению интереса к изучению…

Краткосрочный курс является частью внеклассной работы по предмету, имеет воспитательное значение, так как способствует развитию творческой активности и самостоятельности учащихся, способствует повышению интереса к изучению…

Учащиеся, окончившие данный курс должны уметь: • классифицировать задачи по темам и методам решения; • решать олимпиадные задачи на переливания; • решать логические задачи; •…

Учащиеся, окончившие данный курс должны уметь: • классифицировать задачи по темам и методам решения; • решать олимпиадные задачи на переливания; • решать логические задачи; •…

Как правило, учащиеся очень любят решать задачи на переливания

Как правило, учащиеся очень любят решать задачи на переливания

Литература • Казакова

Литература • Казакова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2020