Тема: Треугольники
Цели урока: ввести определение треугольника, элементов треугольника, научить выделять признаки различных видов треугольников, объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков; научить анализировать полученные данные и делать выводы; развивать геометрическую интуицию; повысить мотивацию к изучаемому предмету, воспитывать внимательность, усидчивость.
Планируемые результаты:
Предметные: научить определять виды треугольников, научить объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков.
УУД:
Личностные: формировать учебную мотивацию, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, необходимость приобретения новых знаний.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций, различать способ и результат действия.
Познавательные: уметь анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результат, владеть общим приёмом решения задач, умение планировать свою работу при решении задач.
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений; поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник по математике для 5-го класса – автор С. М. Никольский, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный этап. (1 мин.)
Здравствуйте, сегодня мы отправляемся в лабораторию, в которой мы будем проводить математические опыты. Но в начале давайте вспомним то, что нам может пригодиться для этого.
II. Актуализация опорных знаний. (10 мин.)
-)какие инструменты нам необходимы, чтобы начертить геометрические фигуры?
-)с какими геометрическими фигурами мы уже знакомы?
-)на листочках у вас на партах начертите по три геометрических фигуры, с которыми мы уже знакомы, устно вспомните их определения;
-)на этих же листочках начертите несколько разных углов, а ваш товарищ по парте расскажет о них подробнее(вспоминаем виды углов).
III. Мотивация учебной деятельности (5 мин)
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о геометрических фигурах, и речь пойдет об одной очень замечательной фигуре. Если внимательно осмотреться вокруг, эта фигура окружает нас повсюду: в архитектуре, в природе, в музыке. Эта фигура есть в океане и на звездном небе. А еще в ВОВ солдаты писали письма, складывали их и отсылали в этой форме. Интересно узнать эту фигуру?
Но для этого мы должны проделать 1 опыт.
Начертите геометрическую фигуру, у которой 3 угла. Может ли у этой фигуры быть 4 стороны, 5 сторон, 3 стороны?
Что за фигура у нас получилась? (треугольник)
IV. Сообщение темы и постановка целей урока. (2 мин.)
Так о какой фигуре мы сегодня говорим? Какая тема урока?
Самостоятельно формулируют цели урока: дать понятие треугольника, из каких элементов состоит треугольник, узнать, какие существуют треугольники, научиться строить треугольники.
V. Открытие новых знаний (20 мин)
1. Построение треугольника
Отметим в тетради 3 точки, не лежащие на одной прямой. Соединим их отрезками. Какая получилась фигура?
Какими буквами обозначают треугольник? Латинскими буквами АВС
Обозначение треугольника - ∆
Элементы треугольника.
А? B? C? – вершины
Как называются отрезки AB. BC и AC? – стороны
Углы А, В и С – углы треугольника
Как найти периметр треугольника? Р = АВ + ВС+АС.
Давайте сами попробуем вывести определение треугольника.(помним о главных словах в определении и их пояснении).
Треугольник – ЭТО ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА, состоящая из 3 вершин, 3 углов, 3 сторон.
2. Виды треугольников
Ну а теперь пришло время следующих опытов.
Опыт №2.
Можно ли начертить треугольник у которого все углы острые?
Как вы думаете, как будет называться такой треугольник?
Опыт №3.
Можно ли начертить треугольник у которого все углы тупые?
А сколько тупых углов может быть в треугольнике?
Как вы думаете, как будет называться такой треугольник?
Опыт №4.
Можно ли начертить треугольник у которого все углы прямые?
А сколько прямых углов может быть в треугольнике?
Как вы думаете, как будет называться такой треугольник?
Первичное закрепление
Итак все треугольники можно разделить на три группы. Давайте повторим на какие.
(остроугольные, тупоугольные, прямоугольные)
Физкультминутка. (1 мин)
У вас на партах лежат треугольники. Следующие опыты мы будем проводить с ними.
Опыт №5.
Измерьте стороны 3 треугольников и запишите результаты измерений в тетрадь.
Как вы думаете, исходя из результатов измерений, как еще можно назвать (классифицировать) треугольники?
(разносторонние, равносторонние, равнобедренные)
Что мы можем найти зная все стороны треугольника?
(периметр)
3. Свойство треугольника
Опыт №6.
При помощи транспортира измерьте все углы треугольника №1 и найдите сумму углов этого треугольника.
Давайте сделаем вывод из полученных результатов.
(Сумма углов треугольника равна 180 0)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (4 мин)
У каждого на парте лежат разные треугольники.
1. Что такое треугольник? Сколько сторон, вершин и углов в треугольнике?
2. Какие существуют виды треугольников в зависимости от величины их углов?
3. Какой треугольник называют прямоугольным; тупоугольным; остроугольным?
4. Какие бывают виды треугольников в зависимости от количества равных сторон?
5. Какой треугольник называют разносторонним; равнобедренным; равносторонним?
6. По какой формуле вычисляется периметр равностороннего треугольника?
Сегодня на уроке я узнал… Было интересно….
VII. Самооценка и контроль знаний. (2 мин)
Обучающиеся самостоятельно оценивают свои знания на уроке.
Активно на уроке работали ..
Старались …
Жду большей активности от …
VIII. Домашнее задание. (1 мин)
Творческое задание на выбор.
1. Определить вид треугольников на рисунке и раскрась соответствующим цветом. Зелёный - тупоугольный, чёрный – прямоугольный, оранжевый – остроугольный.
2. Вспомните сказки, пословицы, рассказы о треугольниках (запишите на листе бумаги формата А4)
Урок окончен. Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.