+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)2
Оценка 4.6

+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)2

Оценка 4.6
docx
23.08.2021
+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)2
+Математика и развитие сенсорного восприятия (двигательного и тактильного)2.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                             

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по математике и развитию сенсорного восприятия дошкольной группы 

«Звездочки»

(второго года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Программа по математике и развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Ребенка с первых дней жизни окружает множество предметов, людей, однородно повторяющихся звуков и движений. Познание ребенком  количественной стороны действительности помогает ему более полно и точно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Умения сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять элементарные арифметические действия необходимы ребенку уже в дошкольном возрасте при организации различных видов деятельности (игровой, изобразительной, элементарной трудовой) и являются немаловажным фактором социальной приспособленности. Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия.

Цель: формирование количественных представлений.

Задачи:

-                     создавать условия для накопления детьми опыта практических действий с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами.

-                      развивать у детей на основе их активных действий с предметами тактильно-двигательное восприятие.

-                     учить выделять и различать множества по качественным признакам и по количеству.

-                     формировать у детей способы усвоения общественного опыта (действия по подражанию, образцу и речевой инструкции).  

-                     формировать практические способы ориентировки (пробы примеривание).  

-                     расширять понимание у детей речевой инструкции, связанной с математическими представлениями (один - много - мало, сколько?, столько..., сколько... и т. п.). Давать образец вербальной (словесной) и невербальной (жестовой) форм ответа. Добиваться ответов от детей.

-                     учить детей выделять и группировать предметы по заданному признаку.

-                     учить выделять 1, 2 и много предметов из группы.

-                     учить различать множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный.

-                     учить составлять равные по количеству множества предметов «столько..., сколько...».

-                     учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами в пределах двух без пересчета.

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

-                     Знакомить детей с практическими действиями с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами

-                     Учить детей выделять отдельные предметы из группы; составлять группы из одинаковых предметов (ребенок подбирает предметы, педагог сопровождает его действия словами: «Еще мячик, еще ..., еще ..., еще ... Вот как много мячей», выделяя тем самым каждый отдельный предмет, отмечая увеличение их количества и указывая на их множественность)

-                     Учить выделять 1 и много предметов из группы по подражанию, образцу; составлять множества из отдельных предметов; учить понимать вопрос сколько?, отвечать на вопрос (ответы детей могут быть вербальной и невербальной форм)

-                     Учить выделять 1 и много предметов из группы по словесной инструкции.

-                     Учить различать дискретные (игрушки, предметы) и непрерывные (вода, песок, крупа) множества по количеству: много — мало (работая с непрерывными множествами, педагог дает образец речевого высказывания: в большом ведерке много песка, в маленьком — мало)

-                     Учить детей находить 1, много и мало однородных предметов в специально подготовленной обстановке (например, на столе педагога), фиксировать результат действия в слове или использовать жесты

-                     Учить детей различать количества пустой — полный; употреблять в речи слова пустой — полный

-                     Учить выделять 2 предмета из группы по подражанию, образцу Соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев; отвечать на вопрос сколько?, называя числительные один, два или показывая соответствующее количество пальцев

-                     Учить выделять 2 предмета из множества по словесной инструкции

-                     Учить находить 1, 2 и много однородных предметов в специально подготовленной обстановке

-                     Учить показывать и называть единичные и парные части тела и лица (две руки и ноги, один нос и т. п.)

-                     Учить детей находить заданное количество однородных предметов — 1,2, много — в окружающей обстановке

-                     Учить детей составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только 1 предмет другой группы, используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение столько ..., сколько ...

-                     Учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами без пересчета в пределах двух (например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе: учить ребенка непосредственно перед каждым предметом совершать только 1 хлопок)

Игры и упражнения: «Поставь каждую чашку на блюдце. Сколько блюдец, столько и чашек», «Озеро мячей», «В гостях у мистера Миши»,  и т.п.

 

Целевые ориентиры к концу второго года обучения.

Ребенок  может научиться:

-                     выделять 1, 2 и много предметов из группы;

-                     соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев;

-                      различать дискретные и непрерывные множества по количеству: 1, 2, много, мало, пустой, полный, употреблять в речи названия количеств;

-                      находить 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;

-                     составлять равные по количеству группы предметов;

-                     понимать выражение столько ..., сколько ....

 

 

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. - СПб,2012

3.                 Стребелева А. А., Катаева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», Москва. «БУК – МАСТЕР», 1993 г

4.                 Л. Б. Баряева, А. П. Зарин «Обучение игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии» Методическое пособие.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Программа по математике и развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения

Пояснительная записка Программа по математике и развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения

Давать образец вербальной (словесной) и невербальной (жестовой) форм ответа

Давать образец вербальной (словесной) и невербальной (жестовой) форм ответа

Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка

Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка

Учить детей выделять отдельные предметы из группы; составлять группы из одинаковых предметов (ребенок подбирает предметы, педагог сопровождает его действия словами: «Еще мячик, еще

Учить детей выделять отдельные предметы из группы; составлять группы из одинаковых предметов (ребенок подбирает предметы, педагог сопровождает его действия словами: «Еще мячик, еще

Учить детей находить заданное количество однородных предметов — 1,2, много — в окружающей обстановке -

Учить детей находить заданное количество однородных предметов — 1,2, много — в окружающей обстановке -

СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с

СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2021