Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Куйбышевского района
«Средняя общеобразовательная школа №6»
РАССМОТРЕНА школьным методическим объединением учителей начальных классов. Протокол №__ от ________ |
ПРИНЯТА педагогическим советом МБОУ СОШ №6. Протокол №___ от ________ |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ СОШ №6 № ___ от _________. |
.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Математика на «5»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 4 года (1–4 классы)
Направление: общеинтеллектуальное
Составители:
Киселёва С.А., Кузьмина Е.Л.
учителя начальных классов
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Математика на «5»!» для начального общего образовании разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образовании на основе требований к результатам освоении основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными и локальными документами:
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
· Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 с последующими изменениями;
· Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в редакции постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 г. № 85, от 25.12.2013 № 72, от 24.11.2015 г. №81);
· Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа №6».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика на «5»!» составлена на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г. и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Целью изучения курса «Математика на 5!» является развитие математического образа мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их доказательности.
Задачи:
ü расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
ü расширять математические знания в области чисел;
ü правильно применять математическую терминологию;
ü уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Программа курса предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика «5»!»
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: |
|||||
-положительное отношение к школе; -интерес к учебному материалу; -общее представление о моральных нормах поведения; -уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям. |
-внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям; -понимание роли математических действий в жизни человека; -интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности; -ориентация на понимание предложений и оценок педагогов и одноклассников; -понимание причин успеха в учебе; -понимание нравственного содержания поступков окружающих людей. |
-внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям, к школе; -понимание значения математики в собственной жизни; -интерес к предметно- исследовательской деятельности; -ориентация на понимание предложений и оценок педагогов и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата; -понимание оценок педагога и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; -восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
|
-внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к занятиям, к школе; -широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -навыки оценки и самооценки результатов деятельности на основе критерия ее успешности; -эстетические и ценностно - смысловые ориентации обучающихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма; этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; -представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России на основе исторического математического материала. |
||
Обучающийся получит возможность для формирования: |
|||||
– начальной стадии внутренней позиции обучающегося, положительного отношения к школе; – первоначального представления о знании и незнании; – понимания значения математики в жизни человека; – первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности; – первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. |
– интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире; – первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности; – общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы; – понимания чувств одноклассников, педагогов; – представления о значении математики для познания окружающего мира. |
– широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач /в области математики; – восприятия эстетики логического умозаключения, точности математического языка; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – чувства сопричастности к математическому наследию России, гордости за свой народ; – понимание важности осуществления собственного выбора. |
– внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению; – устойчивого и широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики; – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – установки в поведении на принятые моральные нормы; – способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания о математике; проекция опыта решения математических задач в ситуации реальной жизни. |
||
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: |
|||||
– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные педагогом ориентиры действия в учебном материале; – адекватно воспринимать предложения педагога; – проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; – осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; – оценивать совместно с педагогом результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством педагога; - планировать, управлять и организовывать деятельность с помощью педагога (определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира). |
– принимать учебную задачу и следовать инструкции педагога; – планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией педагога; – выполнять действия в устной форме; – учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в учебном материале; – в сотрудничестве с педагогом находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – выполнять учебные действия в устной и письменной речи; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять пошаговый контроль под руководством педагога в доступных видах учебно-познавательной деятельности. |
– принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции педагога и вносить в нее коррективы; – планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный педагогом или сверстниками ориентир; – осуществлять пошаговый контроль под руководством педагога и самостоятельно; – адекватно воспринимать оценку своей работы педагогами; – осуществлять самооценку своего участия в разных видах деятельности; – принимать участие в групповой работе; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи; - планировать, управлять и организовывать деятельность с помощью педагога, планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. |
– понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в учебном материале; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; – различать способы и результат действия; – принимать активное участие в групповой и коллективной работе; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – адекватно воспринимать оценку своей работы педагогами, товарищами, другими людьми; – вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок; – осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством педагога и самостоятельно планировать, управлять и организовывать деятельность с помощью педагога (определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира). |
||
Обучающийся получит возможность научиться: |
|||||
– принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции педагога; – в сотрудничестве с педагогом находить варианты решения учебной задачи; – первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством педагога; – адекватно воспринимать оценку своей работы педагогами, товприщами. |
– понимать смысл инструкций и заданий педагога; – выполнять действия в опоре на заданный ориентир; – воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; – в сотрудничестве с педагогом, классом находить несколько вариантов решения задачи; – на основе вариантов решения практических задач под руководством педагога делать выводы о свойствах изучаемых объектов; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. |
– понимать смысл предложенных заданий, в т.ч. заданий, развивающих смекалку; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; – выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный ориентир; – на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками делать несложные теоретические выводы о свойствах изучаемых математических объектов; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с педагогом, ровесниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия; - проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
|
. -в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи; -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; -воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки; -прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; -проявлять познавательную инициативу; -действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни; --самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность; -проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, –моделировать объекты и процессы реального мира;
|
||
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: |
|||||
– ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации; – использовать и понимать рисуночные и простые символические варианты математической записи; – читать простое схематическое изображение; – проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению); – выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий); – под руководством педагога проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); – под руководством педагога проводить аналогию.
|
– осуществлять поиск нужной информации, используя сведения, полученные от взрослых; – использовать и понимать рисуночные и символические варианты математической записи; – кодировать информацию в знаково-символической форме; – на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций; – строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 4–5 предложений); – проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения; – выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки; – проводить аналогию и на ее основе строить выводы; – в сотрудничестве с педагогом проводить классификацию изучаемых объектов; – строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения; - описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения; - создавать простые схемы, планы и пр.
|
– под руководством педагога осуществлять поиск необходимой информации; – кодировать информацию в знаково-символической или графической форме; – на основе кодирования информации самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций; – строить небольшие математические сообщения в устной и письменной форме; – проводить сравнение последовательно по нескольким основаниям: наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление, самостоятельно строить выводы на основе сравнения; – осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам); – проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); – выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков; – строить индуктивные и дедуктивные рассуждения; – с помощью педагога устанавливать отношения между понятиями (родо- видовые, отношения пересечения, причинно-следственные); -создавать простые схемы, планы и пр.
|
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в справочной литературе и дополнительных источниках; – кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; – на основе кодирования самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций, осуществлять выбор наиболее эффективных моделей для данной учебной ситуации; – строить математические сообщения в устной и письменной форме; – проводить сравнение по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения; – осуществлять разносторонний анализ объекта; – проводить классификацию объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию), самостоятельно строить выводы на основе классификации; – самостоятельно проводить сериацию объектов; – обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); – представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов); – самостоятельно выполнять эмпирические обобщения и простейшие теоретические обобщения на основе существенного анализа изучаемых единичных объектов; – проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии; – строить индуктивные и дедуктивные рассуждения; – устанавливать отношения между понятиями (родо-видовые, отношения пересечения – для изученных математических понятий или генерализаций, причинно-следственные – для изучаемых классов явлений); - создавать простые схемы, планы и пр.;
|
||
Обучающийся получит возможность научиться: |
|||||
-строить небольшие математические сообщения в устной форме (2 -3 предложения); - строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях) -выделять несколько существенных признаков объектов; -под руководством педагога давать характеристики изучаемым - понимать содержание -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
|
-под руководством педагога осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; - работать с дополнительными текстами и заданиями; - соотносить содержание схематических изображений с математической записью; - моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; - устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; - строить рассуждения о математических явлениях; -пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач;
|
самостоятельно осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации в открытом информационном пространстве; -моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; -самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - расширять свои представления о математических явлениях; - проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых математических фактов; - осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий; в новых для учащихся ситуациях); - пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач;
|
- осуществлять расширенный поиск информации в дополнительных источниках; - строить и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - расширять свои представления о математике и точных науках; - произвольно составлять сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях); - осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий; - осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты или свойства; - сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы; - строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии; устанавливать причинно следственные и другие отношения между изучаемыми понятиями и явлениями; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач; – сопоставлять различные точки зрения; – в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию; -собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах.
|
||
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: |
|||||
– принимать участие в работе парами и группами; – воспринимать различные точки зрения; – воспринимать мнение других людей о математических явлениях; – понимать необходимость использования правил вежливости; – использовать простые речевые средства; – контролировать свои действия в классе; – понимать задаваемые вопросы. - участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.
|
– принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства; – допускать существование различных точек зрения; – стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости; – использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; – контролировать свои действия в коллективной работе; – понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; – участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде. |
– принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания; -владеть диалогической формой коммуникации; – допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении; – координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве; -приходить к общему решению в спорных вопросах; – использовать правила вежливости в различных ситуациях; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; – контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат); – задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера; – понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; -стремиться к пониманию позиции другого человека. |
– принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания (в т.ч. с сопровождением аудиовизуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации; – допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение; – координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве и делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях; – свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики; – активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата; – задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования ее с деятельностью партнеров; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека. |
||
Обучающийся получит возможность научиться: |
|||||
– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; – строить понятные для партнера высказывания; – адекватно использовать средства устного общения.
|
– строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; – использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; – корректно формулировать свою точку зрения; – проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; – контролировать свои действия в коллективной работе; -осуществлять взаимный контроль.
|
– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; -строить понятные для партнера высказывания; – адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач; – аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров; – понимать относительность мнений и подходов к решению задач; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия; - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми во внеурочной деятельности.
|
-адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности; - аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения; – понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения; – корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для окружающих высказывания; – продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; -проявлять творческую инициативу; -самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности. |
||
Предметные универсальные учебные действия Обучающийся научится: |
|||||
- понимать, как люди учились считать; - знать информацию из истории линейки, нуля, математических знаков; -работать с пословицами, в которых встречаются числа; -– читать числа первых двух десятков и записывать их с помощью цифр; -– упорядочивать натуральные числа и число «нуль» в соответствии с указанным порядком. - выполнять приёмы устного счёта в пределах 20.
|
- понимать некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; - определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами; - выполнять приёмы устного счёта в пределах 100; -определять время по часам с точностью до часа; -– группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку; – устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью; -разгадывать ребусы, содержащие изученные числа; -находить закономерность в орнаменте из геометрических фигур, в т.ч. с окружностью.
|
- различать имена и высказывания великих математиков; -пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; -последовательно выполнять арифметические действия; -использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними; - устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков; – выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью; – классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия; -понимать «секреты» некоторых математических фокусов.
|
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; – устанавливать закономерность; – группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; -пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; - конструировать предметы из геометрических фигур; -строить конструкции по образцу; - разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание многозначных чисел; - читать, записывать и сравнивать величины (массу, время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. |
||
Обучающийся получит возможность научиться: |
|||||
- находить суммы ряда чисел; - решать задачи, связанные с нумерацией на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; - разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; - находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах, -конструировать простейшие фигуры из деталей танграма.
|
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; - составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - понимать некоторые секреты математических фокусов; -конструировать фигуры из деталей танграма. |
-решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; - использовать особые случаи быстрого умножения на практике; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы; - решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; -конструировать фигуры из деталей танграма.
|
- выполнять упражнения с чертежами на нелинованной бумаге. - решать задачи на противоречия. - решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах; -конструировать объемные фигуры из проволоки, из развёрток; - составлять числовые палиндромы. |
||
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКАНА«5»!»
1 класс
№ п/п |
Содержание |
Формы организации |
Виды деятельности |
1. |
Числа. Арифметические действия. Величины |
||
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Сложение и вычитание в пределах 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. |
-математические (логические ) игры, -упражнения, -развлечения - загадки, -ребусы, -головоломки, -дидактические игры и упражнения, - конкурсы и др.
|
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Нахождение, называние чисел по порядку (от 1 до 20) в таблице. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10». «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов. Заполнение числового кроссворда (судоку). Моделирование приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3= 7 7 + 2= 9 9 – 3= 6 6 + 5= 11 2-й раунд: 11 – 3= 8 и т.д. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».
|
|
2. |
Мир занимательных задач. |
||
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). |
-математические (логические ) игры, -упражнения, -развлечения - загадки, -ребусы, -головоломки, -дидактические игры и упражнения, - конкурсы и др.
|
Решение нестандартных задач. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Решение и преобразование задач с некорректными данными. Решение задач, допускающих несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Решение простых задач, представленных в одной цепочке. Решение задач разными способами. Работа в группах: математические головоломки, занимательные задачи. |
|
3. |
Геометрическая мозаика |
||
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Танграм.
|
-графические задания, -дидактические игры и упражнения (геометрический материал), -конкурсы и др.
|
Построение конструкции по заданному образцу. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Практическая работа с линейкой. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Выполнение постройки по собственному замыслу. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условием. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Построение узора по клеточкам по заданному алгоритму; с применением знаний в измененных условиях. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Конструирование из деталей танграма. |
2 класс
№ п/п |
Содержание |
Формы |
Виды деятельности |
1. |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
||
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Час. |
-математические (логические ) игры, -упражнения, -развлечения - загадки, -ребусы, -головоломки, -дидактические игры и упражнения, - конкурсы и др.
|
Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.Ответы к пяти раундам записываются.1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100»,«Вычитание в пределах 100». Определение времени по часам с точностью до часа. Игры «Одна секунда в жизни класса», «Цена одной минуты». Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л,про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. Составление математических пирамид: «Умножение», «Деление». Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел». Сбор информации и выпуск математической газеты. Работа в группах. Отгадывание задуманных чисел. |
|
2. |
Мир занимательных задач |
||
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. |
-математические (логические ) игры, -упражнения, -развлечения - загадки, -ребусы, -головоломки, -дидактические игры и упражнения, - конкурсы и др.
|
Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. Решение нестандартных и занимательных задач, задач в стихах. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач с лишними или недостающими, либо некорректными данными. Выполнение заданий, допускающих нестандартные решения. Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). |
|
3. |
Геометрическая мозаика |
||
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Окружность. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. |
-графические задания, -дидактические игры и упражнения (геометрический материал), -конкурсы и др.
|
Разгадывание загадок о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Создание геометрических узоров. Выполнение заданий на симметрию. Поиск закономерностей в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» Игра «Крестики-нолики». Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Разрезание и составление фигур. Составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. |
3класс
№ п/п |
Содержание |
Формы |
Виды деятельности |
1. |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
||
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Километр. Время. Единицы времени.
|
-математические (логические ) игры, -упражнения, -развлечения - загадки, -ребусы, -головоломки, -дидактические игры и упражнения, - конкурсы и др.
|
Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Составление числовых палиндромов — чисел, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)тремя одинаковыми цифрами. Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы). Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670 Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. |
|
2. |
Мир занимательных задач |
||
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
|
-математические (логические ) игры, -упражнения, -развлечения - загадки, -ребусы, -головоломки, -дидактические игры и упражнения, - конкурсы и др.
|
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Решение задач со многими возможными решениями. Решение задач с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Решение задач и задания на развитие пространственных представлений. Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Решение задач в стихах. Решение старинных задач, с использованием старинных русских мер длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение олимпиадных задач. |
|
3. |
Геометрическая мозаика |
||
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
-графические задания, -дидактические игры и упражнения (геометрический материал), -конкурсы и др.
|
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части, заданного в уменьшенном масштабе. |
4класс
№ п/п |
Содержание |
Формы |
Виды деятельности |
1. |
Числа. Арифметические действия. Величины |
||
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Масса. Единицы массы. |
-математические (логические ) игры, -упражнения, -развлечения - загадки, -ребусы, -головоломки, -дидактические игры и упражнения, - конкурсы и др.
|
Выполнение занимательных заданий с римскими цифрами. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определение расстояния между городами и сёлами. «Открытие» способа быстрого поиска суммы. Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. Поиск в таблице слов, связанных с математикой. Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. Подготовка к интеллектуальному конкурсу. |
|
2. |
Мир занимательных задач |
||
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. |
-математические (логические ) игры, -упражнения, -развлечения - загадки, -ребусы, -головоломки, -дидактические игры и упражнения, - конкурсы и др.
|
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Решение задач с многозначными числами. Решение задач со многими возможными решениями, задач с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Решение задач и выполнение заданий на развитие пространственных представлений. Решение задач в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). Запись решения в виде таблицы. Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. Создание сборника задач. Решение задач перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них).
|
|
3. |
Геометрическая мозаика |
||
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
-графические задания, -дидактические игры и упражнения (геометрический материал), -конкурсы и др.
|
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: (по выбору учащихся). Поиск квадратов в прямоугольнике (на клетчатой части листа). Работа в парах. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Математика — это интересно. Математика - царица наук. |
1 |
2 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
1 |
3 |
Путешествие точки |
1 |
4 |
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор |
1 |
5 |
Танграм: древняя китайская головоломка |
1 |
6 |
Волшебная линейка |
1 |
7 |
Праздник числа 10 |
1 |
8 |
Конструирование многоугольников из деталей танграма |
1 |
9 |
Игра-соревнование «Весёлый счёт» |
1 |
10 |
Игры с кубиками |
1 |
11-12 |
Конструкторы |
2 |
13 |
Весёлая геометрия |
1 |
14 |
Математические игры |
1 |
15-16 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
17 |
Задачи-смекалки |
1 |
18 |
Прятки с фигурами |
1 |
19 |
Математические игры |
1 |
20 |
Числовые головоломки |
1 |
21-22 |
Математическая карусель |
2 |
23 |
Уголки |
1 |
24 |
Игра в магазин. Монеты |
1 |
25 |
Конструирование фигур из деталей танграма |
1 |
26 |
Игры с кубиками |
1 |
27 |
Математическое путешествие |
1 |
28 |
Математические игры |
1 |
29 |
Секреты задач |
1 |
30 |
Математическая карусель |
1 |
31 |
Числовые головоломки |
1 |
32 |
Математические игры |
1 |
33 |
КВН |
1 |
Итого: 33 ч |
|
2 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
«Удивительная снежинка» |
1 |
2 |
Крестики-нолики |
1 |
3 |
Математические игры |
1 |
4 |
Прятки с фигурами |
1 |
5 |
Секреты задач |
1 |
6-7 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
8 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
9 |
Числовые головоломки |
1 |
10 |
«Шаг в будущее» |
1 |
11 |
Геометрия вокруг нас |
1 |
12 |
Путешествие точки |
1 |
13 |
«Шаг в будущее» |
1 |
14 |
Тайны окружности |
1 |
15 |
Математическое путешествие |
1 |
16-17 |
«Новогодний серпантин» |
2 |
18 |
Математические игры |
1 |
19 |
«Часы нас будят по утрам…» |
1 |
20 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
21 |
Головоломки |
1 |
22 |
Секреты задач |
1 |
23 |
«Что скрывает сорока?» |
1 |
24 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
25 |
Дважды два — четыре |
1 |
26-27 |
Дважды два — четыре |
2 |
28 |
В царстве смекалки |
1 |
29 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
30 |
Составь квадрат |
1 |
31-32 |
Мир занимательных задач |
2 |
33 |
Математические фокусы |
1 |
34 |
Математическая эстафета |
1 |
Итого: 34 ч |
|
3 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
2 |
«Числовой» конструктор. Числа от 1 до 1000. |
1 |
3 |
Геометрия вокруг нас |
1 |
4 |
Волшебные переливания |
1 |
5-6 |
В царстве смекалки |
2 |
7 |
«Шаг в будущее» |
1 |
8-9 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
10 |
Числовые головоломки |
1 |
11-12 |
Интеллектуальная разминка |
2 |
13 |
Математические фокусы |
1 |
14 |
Математические игры |
1 |
15 |
Секреты чисел |
1 |
16 |
Математическая копилка |
1 |
17 |
Математическое путешествие |
1 |
18 |
Выбери маршрут. Единица длины километр. |
1 |
19 |
Числовые головоломки |
1 |
20-21 |
В царстве смекалки |
2 |
22 |
Мир занимательных задач |
1 |
23 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
24 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
25 |
Разверни листок |
1 |
26-27 |
От секунды до столетия |
2 |
28 |
Числовые головоломки |
1 |
29 |
Конкурс смекалки |
1 |
30 |
Это было в старину |
1 |
31 |
Математические фокусы |
1 |
32-33 |
Энциклопедия математических развлечений |
2 |
34 |
Математический лабиринт |
1 |
Итого: 34 ч |
|
4 класс
№ |
Тема |
Кол--во часов |
1 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
2 |
Числа-великаны. |
1 |
3 |
Мир занимательных задач |
1 |
4 |
Кто что увидит? |
1 |
5 |
Римские цифры |
1 |
6 |
Числовые головоломки |
1 |
7 |
Секреты задач |
1 |
8 |
В царстве смекалки |
1 |
9 |
Математический марафон |
1 |
10-11 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
12 |
Выбери маршрут |
1 |
13 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
14 |
Математические фокусы |
1 |
15-17 |
Занимательное моделирование |
3 |
18 |
Математическая копилка |
1 |
19 |
Какие слова спрятаны в таблице? |
1 |
20 |
«Математика — наш друг!» |
1 |
21 |
Решай, отгадывай, считай |
1 |
22-23 |
В царстве смекалки |
2 |
24 |
Числовые головоломки |
1 |
25-26 |
Мир занимательных задач |
2 |
27 |
Математические фокусы |
1 |
28-29 |
Интеллектуальная разминка |
2 |
30 |
Блиц-турнир по решению задач |
1 |
31 |
Математическая копилка |
1 |
32 |
Геометрические фигуры вокруг нас |
1 |
33 |
Математический лабиринт |
1 |
34 |
Математический праздник |
1 |
Итого: 34 ч |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.