государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ РО СШИ ___________ / Н.Н. Чопурян
приказ № ___от_______2021 г. |
«Семичанская школа-интернат» Дубовского района
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Математике
составлена по программе курса «Школа России»
под редакцией М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, С.И.Волковой 2021г.
для 1 класса
Составитель:
Бородина Лилия Викторовна
Количество часов: 132.
2021 - 2022 учебный год.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом
-проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ РО Семичанской школы – интерната по предмету «Математика»;
-примерной программы начального общего образования по математике;
-программ УМК «Школа Росси» под редакцией М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, С.И.Волковой 2021г.
-рабочей программы воспитания ГБОУ РО Семичанской школы – интерната;
-положения о рабочей программе;
- учебного плана и годового календарного графика ГБОУ РО Семичанской школы – интерната.
Для реализации Адаптированноой рабочей программы в 1 классе используется учебно-методический комплект «Школа России» который включает в себя учебник: М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантовой, С.И.Волковой 2021г.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее АОП НОО) – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП НОО обучающихся с задержкой психического развития является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования, определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности: духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Общая характеристика учебного предмета.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника . Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни .
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1 . Обеспечение личностного развития обучающихся, включая становление их российской идентичности, формирование представлений о месте Российской Федерации в мире, её исторической роли, культурном и технологическом развитии .
2 . Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий .
3 . Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше - меньше», «равно- неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события) .
4 . Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др .) .
5 . Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни .
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве . Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что об- легчает освоение общего способа решения учебной задачи, а так- же работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема) .
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации) . Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основ- ном звене школы .
Описание места предмета в учебном плане.
В соответствии с Учебным планом школы-интерната на 2021 – 2022 учебный год рабочая программа по «Математике», в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
Планируемые результаты изучения предмета:
Младший школьник достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями . На его успешность оказывают влияние темп деятельности ребёнка, скорость психического созревания, особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т . д .) .
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчёркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется средствами математического содержания курса .
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — Рос- сии;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене обще- ства, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и пра- вилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание:
— уважительное отношение и интерес к художественной куль- туре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художествен- ной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценность научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании .
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Познавательные
1) базовые логические действия:
— сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому при- знаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
— с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни- ков, родителей (законных представителей) несовершенно- летних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные
1) общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные
1) самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1 класс
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
— выполнять арифметические действия сложение и вычитание в пределах 20;
— называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос), записывать решение (в виде арифметического действия) и ответ;
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними со- отношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр и соотношение между ними; измерять длину отрезка;
— измерять длину отрезка с помощью линейки, сравнивать длины на основе измерения;
— различать число и цифру, текст и текстовую задачу;
— распознавать геометрические фигуры: куб, шар; круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), прямую, отрезок, точку;
— изображать с помощью линейки геометрические фигуры: отрезок, прямую, треугольник, прямоугольник (квадрат), многоугольник;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, сверху/снизу, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; распознавать объект и его отражение;
— на нелинованной бумаге изображать от руки и с помощью инструментов треугольник, многоугольник, круг;
— на клетчатой бумаге копировать изображения, составленные из точек и отрезков;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) элементарные логические высказывания;
— группировать (классифицировать) объекты по заданному признаку или самостоятельно установленному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
— различать строки и столбцы таблицы, читать таблицы (из двух-трёх столбцов), вносить одно-два данных в таблицу, извлекать одно или несколько данных из строки, столбца.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами: «Числа и действия над ними», «Величины и действия над ними», «Текстовые задачи», «Пространственные представления и геометрические фигуры», «Работа с информацией» .
1 класс
Числа и действия над ними
Чтение, запись, сравнение чисел в пределах 20 . Различение однозначных, двузначных чисел . Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число . Разностное сравнение чисел .
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 . Вычитание как действие обратное сложению .
Величины и действия над ними
Измерение длины . Единицы длины: сантиметр, дециметр — и соотношения между ними . Сравнение длин на основе измерения .
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу . Представление условия задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. Решение задач в одно действие, запись решения, ответа задачи .
Пространственные представления и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов по отношению к наблюдателю, к другому предмету: слева/справа, сверху/снизу, между . Объект и его отражение .
Распознавание геометрических фигур: куба, шара; круга, треугольника, прямоугольника (квадрата), прямой, отрезка, точки . Изображение отрезка, прямой, многоугольника, прямоугольника (квадрата), треугольника с помощью линейки . Измерение длины отрезка .
Работа с информацией
Сравнение двух или более предметов . Группировка объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку .
Нахождение и называние закономерности в ряду объектов по- вседневной жизни .
Верные (истинные) и неверные (ложные) элементарные логические высказывания .
Чтение таблицы (из двух-трёх столбцов); извлечение одного или нескольких данных из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу.
Тематическое планирование.
1 класс (132 часа)
Тема, раздел курса, примерное количество часов1 |
Предметное содержание |
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
Числа и действия над ними (60 ч) |
Чтение, запись, сравнение чисел в пределах 20. Различение однозначных, двузначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число. Разностное сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел в пре- делах 20. Вычитание как действие обратное сложению |
Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установ лением соответствия), числа и цифры, по представлению чисел словесно и письменно. Работа в парах/группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?» по образцу и самостоятельно. Практические работы по определению длин предложенных предметов с помощью задан- ной мерки, по определению длины в сантиметрах. Характеристика группы предметов, ряда чисел. Чтение и запись по образцу и самостоятельно групп чисел, геометрических фигур в задан- ном и самостоятельно установленном порядке. Обсуждение: назначение знаков в математике, обобщение представлений. Цифры, знаки сравнения, равенства, знаки арифметических действий. Устная работа: счёт единицами в разном по- рядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5. |
|
|
Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел. Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр. Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий». Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия. Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др. Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства сложения при нахождении суммы. Работа в парах/группах: проверка правильности вычисления с использованием разда- |
Тема, раздел курса, примерное количество часов |
Предметное содержание |
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
|
|
точного материала, линейки, модели действия, по образцу; обнаружение общего и раз- личного в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числа- ми. Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения не- известного слагаемого. Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, со- ставлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия |
Величины и дей- ствия над ними (7 ч) |
Измерение длины. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношения между ними |
Знакомство с инструментами для измерения величин. Линейка как простейший инструмент измерения длины. Использование линейки для измерения длины отрезка. Работа по различению и сравнению величин |
Текстовые задачи (16 ч) |
Текстовая задача: структурные эле- менты, составление текстовой зада- чи по образцу. Представление усло- вия задачи в виде рисунка, схемы |
Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисун- ка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что неиз- вестно; условие задачи, вопрос задачи). |
|
или другой модели. Решение задач в одно действие, запись решения, ответа задачи |
Обобщение представлений о текстовых зада- чах, решаемых с помощью действий сложе- ния и вычитания («на сколько больше/мень- ше», «сколько всего», «сколько осталось»). Различение текстовой задачи и текста, пред- ставленного в текстовой задаче. Соотнесение текста задачи и её модели. Моделирование: описание словами и с помо- щью предметной модели сюжетной ситуации. Иллюстрация практической ситуации с ис- пользованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного ма- териала. Объяснение выбора арифметическо- го действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели |
Пространственные представления и геометрические фигуры (20 ч) |
Расположение предметов и объектов по отношению к наблюдателю, к другому предмету: слева/справа, сверху/снизу, между. Объект и его отражение. Распознавание геометрических фи- гур: куба, шара; круга, треугольни- ка, прямоугольника (квадрата), пря- мой, отрезка, точки. Изображение отрезка, прямой, многоугольника, прямоугольника (квадрата), треу- гольника с помощью линейки. Из- мерение длины отрезка |
Распознавание и называние известных гео- метрических фигур, обнаружение в окру- жающем мире их моделей. Игровые упраж- нения: «Угадай фигуру по описанию», «Рас- положи фигуры в заданном порядке», «Най- ди модели фигур в классе» и т.п. Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с каранда- шом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции. Изображение от руки квадрата, прямоугольника, треугольника. Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние элементов узора, геоме- трической фигуры. Составление инструкции изображения узора, линии (по клеткам). |
Тема, раздел курса, примерное количество часов |
Предметное содержание |
Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся |
|
|
Практические работы: измерение длины от- резка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соот- ветствия результата и поставленного вопро- са. Ориентировка в пространстве и на плоско- сти (классной доски, листе бумаги, странице учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута. Учебный диалог: обсуждение свойств геоме- трических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине. Предметное моделирование заданной фигу- ры из различных материалов (бумаги, пало- чек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур |
Работа с информа- цией (15 ч) |
Сравнение двух или более предме- тов. Группировка объектов по задан- ному или самостоятельно установ- ленному признаку. Нахождение и называние законо- мерности в ряду объектов повседнев- ной жизни. |
Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целе- сообразно сформулировать на языке матема- тики и решить математическими средствами. Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, за- кономерностей. |
|
Верные (истинные) и неверные (лож- ные) элементарные логические вы- сказывания. Чтение таблицы (из двух-трёх столб- цов); извлечение одного или не- скольких данных из строки, столб- ца; внесение одного-двух данных в таблицу |
Ориентировка в учебнике, на странице учеб- ника, использование изученных терминов для описания положения рисунка, числа, за- дания и пр. на странице, на листе бумаги. Работа с наглядностью — рисунками, содер- жащими математическую информацию. Фор- мулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение мате- матических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр. Дифференцированное задание: составление предложений, характеризующих положение одного предмета относительно другого. Моде- лирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложе- ния, умножения. Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, ко- личество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, получен- ной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т. д.). Знакомство с логической конструкцией «если… , то…». Верно или неверно: формули- рование и проверка предложения |
Распределение часов в течение учебного года.
Период обучения |
Количество часов на: |
Тест |
Проект |
|
проверочные работы |
Контрольные работы |
|
|
|
1 четверть |
- |
- |
1 |
1 |
2 четверть |
1 |
- |
- |
- |
3 четверть |
1 |
1 |
1 |
- |
4 четверть |
1 |
1 |
1 |
1 |
Итого за год: |
3 |
2 |
3 |
2 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.