Математика. Тема: "Деление с остатком. Метод подбора частного"
Оценка 4.9

Математика. Тема: "Деление с остатком. Метод подбора частного"

Оценка 4.9
doc
22.11.2022
Математика. Тема:  "Деление с остатком. Метод подбора частного"
Деление с остатком. Метод подбора частного..doc

 

Технологическая карта

 пробного урока математики

 

Тема «Деление с остатком способом подбора частного»

(стр. 29)

 

Цели урока: сформировать умение выполнять деление с остатком методом подбора частного.

 

УМК «Школа России»

 

Технология обучения – проблемно-диалогическая

 

Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Кутькина Ирина Ивановна

МОУ СОШ № 12, класс 3 «В», каб. № 211

Дата проведения урока 24.02.22

Смена 2 Номер урока 3

Начало урока 15 час 55 мин.

ФИО учителя школы:

Чекунова Светлана Анатольевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Кузьчуткомова Ольга Витальевна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

___________

 

ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ

АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, знакомить с профессиями людей, способствующими достижению положительных результатов в различных областях жизни страны;
  2. Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:
  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения.
  • Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины.

 

  1. познавательные:
  • Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера.
  • Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач.
  • Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения.

 

  1. коммуникативные:
  • Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, явлениями и процессами.
  • Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)    связанные с актуализацией:

a)       выполнять внетабличное деление, в том числе деление с остатком;

b)      находить большее число, путем перебора всех данных.

2)    связанные с изучением нового:

a)       выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

b)      выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 1 000;

3)    связанные с включением нового материала в систему знаний:

a)         выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

b)        выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 1 000;

4)     связанные с повторением материала, изученного ранее:

a)    анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

b)    составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

c)    преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;

d)    решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др., задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

1)      учиться находить большее число, путем перебора всех данных.

2)      учиться выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

3)      учиться выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 1 000;

4)      учиться выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

5)      продолжить формирование анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

6)      формировать умение составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

7)      продолжить формирование решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др., задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1)      учиться принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности.

2)      учиться выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

3)      учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4)      учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

5)      учиться владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.

6)      учиться осуществлять поиск нужной информации и представлять собранную информацию в разной форме.

7)      учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам.

8)      учиться строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.

9)      учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.

10)  учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

 

1)      формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

2)      формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат.

3)      продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

 


 

Оборудование.

ü  у учителя: проектор, ноутбук, раздаточный материал.

 

 

 

ü  у учащихся: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карточки.

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ, отд-ний пед. уч-щ (спец. № 2001)/Под ред. М. А. Бантовой—3-е изд., испр.— М.: Просвещение, 1984.— 335 е., ил
  2. Математика. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015, - 112с.
  3. Математика. Методические рекомендации. 3 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С. И. Волкова, С. В. Сте па но ва, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова]. — 3-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2017. — 172 с.

Оформление доски

 

 

 

 

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(образец, вставка на клетчатой разлиновке)

 

ХОД УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Этап. Организация начала урока

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством стихотворения

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства стихотворение

Формы и методы контроля фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

·   Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения. (Р)

·   Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. (К)

·   Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К)

-  Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- приветствуют

-  Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение на весь день. Меня зовут Ирина Ивановна, сегодня я проведу у вас урок математики.

 

Я рада нашей новой встрече,

На нашем уроке, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем считать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

 

2.Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания способа действия

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности парная

Дидактические средства карточка №1

Формы и методы контроля фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-  Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

·  Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения.

·  Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р)

·     Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера.

·     Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач

·     Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года

обучения. (П)

·     Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.

·     Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

·     a)        выполнять внетабличное деление, в том числе деление с остатком;

·     b)        находить большее число, путем перебора всех данных.

Ребята сейчас мне нужна помощь в проверке решения примеров ребят из другого класса.

-  В первом задании ребята выполняли деление, все ли выполнено верно?

Задание 1. Решите примеры.

-  36:6=5*

-  60:12=5

-  69:23=2*

-  72:36=2

-  Поднимите руки в паре, кто готов?

-  В каких примерах есть ошибки?

 

 

-  Ребята, напомните, каким действием проверить деление?

-  Верно, умножением, 6 умножить на 5, получим 36?

-  А 23 на 2, получим 69?

-  Молодцы!

-  Смотрим дальше. Какое задание было у ребят?

Задание 2. Выполните деление с остатком.

22:7=3 (ост. 1)

17:5=2 (ост. 7)

44:7=6 (ост. 2)

26:4=5 (ост. 6)

-  Найди ошибку.

-  Как можно сразу определить, что решено неверно?

 

 

 

-смотрят

 

 

 

 

 

 

-  36:6=5 – ошибка

-  60:12=5 – верно

-  69:23=2 – ошибка

-  72:36=2 – верно

- умножением

- нет

 

- нет

 

- Выполнить деление с остатком

 

 

 

 

 

 

-  Остаток меньше делителя

-  Как исправили ошибку?

1) вспомнили самое большое число, которое делится без остатка;

2) нашли частное;

3) нашли остаток.

3.Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы вопроса по звучанию, не совпадающему с темой урока, построению плана достижения цели.

·  Создание проблемной ситуации

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-  Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

•  Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения.

•  Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р)

•  Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера.

•  Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач

•  Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П)

•  Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.

•  Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

Задание.

Форма организации учебной деятельности ….

Дидактические средства …

Формы и методы контроля….

 

-  Ребята! У вас на парте есть карточка №2.

 

- Решите примеры.

23:5=

39:7=

47:11=

- читают задание

·  Побуждение к осознанию противоречия

-  Кто озвучит ответы?

23:5=4 (ост. 3)

39:7= 5 (ост.4)

47:11 – затрудняются или сталкиваются во мнении

-  Почему возникло затруднение?

- не получилось поделить

·  Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме вопросов, цели и построению плана достижения цели

-  Какой возникает вопрос?

- Как же все-таки разделить

-  Как вы думаете, что мы узнаем на уроке?

- пробовать делить с остатком другим способом

-  Какая цель стоит перед нами?

- научиться решать примеры на деление с остатком другим способом

-  Что мы можем для этого сделать?

- выполнять задания, читать правила…

- Верно! Давайте составим пункты плана

 

- На доске они перепутаны, расставьте пункты в правильном порядке

 

- Проверить себя

- Узнать, как делить с остатком другим способом

- Потренироваться в делении с остатком другим способом

1) Узнать, как делить с остатком другим способом;

2) Потренироваться в делении с остатком другим способом;

3) Проверить себя.

Промежуточная рефлексия

 

 

- Давайте еще раз повторим цель нашего урока

- научиться решать примеры на деление с остатком другим способом

 

- Верно! Не забывайте про план, который поможет нам достичь поставленной цели

 

 

4.     Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать подводящий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы)

·  Метод подводящего диалога

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства

Формы и методы контроля

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

·  Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения.

·  Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р)

·  Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера.

·  Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов.

·  Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П)

·  Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, явлениями и процессами.

·  Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.

·  Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ

a)      выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

b)     выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 100;

- Переходим к 1 пункту плана

 

- С каким примером возникло затруднение?

 

-  Итак, давайте разбираться с примером 47:11=        (ост.      )

-  Надо 47 разделить на 11.

-   

-   Как выполнить деление?

-  Нужно вспомнить самое большое число до 47, которое делится на 11 без остатка.

-  А если мы не сможем вспомнить такое число. Как вы посоветуете поступить?

-  Можно найти частное способом подбора

-  Как это сделать?

-  Подставлять в частное по очереди все числа, начиная с 2, пока не подберем такое число, при котором остаток будет меньше делителя.

-  Разберем

Пробуем в частном 2

 

 

-  11*2=22

11*2=22

-  Найдем остаток и сравним его с делителем:

-  47-22= 25, 25>11

47-22= 25, 25>11

-  Подходит?

-нет

-  Почему?

-остаток больше делителя

-  Что делаем дальше?

Пробуем в частном 3

Проверим: 11*3=33

11*3=33

-  Найдем остаток и сравним его с делителем:

47-33= 14, 14>11

47-33= 14, 14>11

 

-  Подходит?

нет

-  Почему?

-остаток больше делителя

-  Что делаем дальше?

- пробуем в частном 4

- Итак

 

-  Проверим: 11*4=44

11*4=44

-  Найдем остаток и сравним его с делителем:

-  47-44=3, 3<11

47-44=3, 3<11

-  Подходит?

- да

-  Значит, частное 4, а остаток 3

 

-  Проверим.

 

-  Посмотрите.На доске вы видите 47 квадратов.

-  смотрят

-  Разобьем эти квадраты по 11

-   

-  Сколько раз получилось?

-  4

-  Сколько в остатке?

-  3

-  Остаток меньше 11?

-  да

-  Правильно решили?

-  да

Промежуточная рефлексия

 

-  Каким методом мы находили число?

-  Подбора чего?

- методом подбора

Подбора частного

-  Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Выполнять деление с остатком способом подбора

5.Этап. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме алгоритма

·  Выражение решения

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства презентация

Формы и методы контроля фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

·  Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения. (Р)

·  Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера.

·  Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П)

·  Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.

·  Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К)

Задание

-  Составим алгоритм. Как выполнить деление с остатком способом подбора. Дополни предложения…

-   

1. Подбираем …

2. Умножаем …

3. Вычитаем …  находим …

 

4. Сравниваем

5. Если остаток получился больше делителя, то …

6. Если же остаток получился меньше делителя, то …

1. Подбираем в частное цифру

2. Умножаем делитель на частное

3. Вычитаем полученное произведение из делимого, находим остаток

4. Сравниваем делитель и остаток

5. Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор

6. Если же остаток получился меньше делителя, то записываем ответ

-  Прочитайте еще раз пункты плана

-  Теперь давайте проверим как этот алгоритм работает.

-  Пример, 41:13

-  Что делаем в первую очередь?

-  Какую цифру пробуем взять?

-  Что делаем дальше?

-  Умножаем 13 на два, сколько получится?

-  Что далее?

-  41-26, сколько получим?

-  Далее, что делаем?

-  Сравним 13 и 15. Что получим?

-  О

-  А

-  Продолжаем подбор. Теперь возьмем цифру 3.

-  Что делаем дальше?

-  Умножаем 13 на 3. Сколько получаем

-  Что делаем дальше?

 

-  41-39, что получаем?

-  Что делаем следующим?

-  Сравним 13 и 2. Что получим?

-  Что делаем дальше?

-  Читают

 

 

- подбираем в частном цифру

- 2

- умножаем делитель на частное

-26

- вычитаем полученное произведение из делимого, находим остаток

- 15

- Сравниваем делитель и остаток

- 13 меньше 15. Остаток получился больше делителя, поэтому продолжаем подбор

 

 

- умножаем делитель на частное

- 39

- вычитаем полученное произведение из делимого, находим остаток

- 2

- сравниваем делитель и остаток

- 13 больше 2. Остаток получился меньше делителя, значит решение верно.

- Записываем ответ

 

6.     Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности индивидуальная

Дидактические средства учебник

Формы и методы контроля фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

·  Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения.

·  Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р)

·  Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера.

·  Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов.

·  Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П)

·  Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, явлениями и процессами.

·  Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.

·  Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ

- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

- выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 100;

- Переходим ко второму пункту плана.

2) Потренироваться в делении с остатком другим способом;

-  

- Ребята! Открываем учебник на странице 29.

- открывают

- Записываем число, классная работа

-  

- Находим задание под номером 1. Прочитайте задание

- Читает 1 ученик

- Есть желающие выполнить первый пример у доски?

 

 

 

 

1)     53:8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)     78:9

Можно ли в частном взять не 2, а сразу больше?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)     25:10

 

 

 

 

 

4)     38:11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)     50:20

- Выходят

 

1)     53:8= 6 (ост.5)

2)     78:9=8 (ост.6)

3)     25:10=2 (ост.5)

4)     38:11=3 (ост.5)

5)     50:20= 2 (ост.10)

 

Пробуем в частном 2.

Проверим: 8*2=16

Найдем остаток и сравним его с делителем:

53-16=37, 37>8. Значит, 2 мало

Пробуем в частном 3.

Проверим: 8*3=24

Найдем остаток и сравним его с делителем:

53-24=29, 29>8. Значит, 3 мало

Пробуем в частном 4.

Проверим: 8*4=32

Найдем остаток и сравним его с делителем:

53-32=21, 21>8. Значит, 4 мало

Пробуем в частном 5.

Проверим: 8*5=40

Найдем остаток и сравним его с делителем:

53-40=13, 13>8. Значит, 5 мало

Пробуем в частном 6.

Проверим: 8*6=48

Найдем остаток и сравним его с делителем:

53-48=5, 5<8. Значит, частное 6, а остаток 5

 

Да

Пробуем в частном 5.

Проверим 9*5=45.

Найдем остаток и сравним его с делителем: 78-45=33, 33>9 .Значит частное 5 не подходит.

Пробуем в частном 6.

Проверим 9*6=54. Найдем остаток и сравним его с делителем: 78-54=24, 24 больше 9. Значит частное 6 не подходит.

Пробуем в частном 7.

Проверяем 9*7=63. Найдем остаток и сравним его с делителем: 78-63=15. 15 больше 9.Значит частное 7 не подходит.

 Пробуем в частном 8.

Проверим 9*8=72. Найдем остаток и сравним его с делителем: 78-72=6, 6<9. Значит частное 8, а остаток 6.

 

Надо 25 разделить на 10.

Пробуем в частном 2.

Проверим 10*2=20. Найдем остаток и сравним его с делителем: 25-20-5, 5<10, значит частное 2, а остаток 5

 

Надо 38 разделить на 11.

Пробуем в частном 2.

Проверяем 11*2=22. Найдем остаток и сравним его с делителем. 38-22=16, 16 больше 11.Значит 2 не подходит.

Пробуем в частном 3.

Проверим 11*3=33. Найдем остаток и сравним его с делителем: 38-33=5, 5<11

Значит частное 3, а остаток 5

 

Надо 50 разделить на 20.

Пробуем в частном 2.

Проверим 20*2=40. Найдем остаток и сравним его с делителем: 50-40=10, 10<20, значит частное 2, а остаток 10.

- Молодцы! Вы хорошо справляетесь

-  

 

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

 

7.Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.

Задание

Форма организации учебной деятельности индивидуальная, письменная

Дидактические средства презентация

Формы и методы контроля самопроверка

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

·   Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения.

·   Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р)

·   Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов. (П)

·   Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ

- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

- выполнять письменно действия умножение и деление на двузначное число в пределах 100;

-   

-   

-  Ребята! На доске вы видите примеры. Выполните деление с остатком самостоятельно в тетради.

-   

-  50:12=

50:12= 4 (ост. 2)

-  71:11=

71:11= 6 (ост.5)

-  Завершаем работу!

 

-  Посмотрите и проверьте правильно ли вы решили. На доске вы видите решение. Сравните. Поставьте плюс, если решено правильно.

-  Сравнивают с эталоном

-  Поднимите руку, кто решил без ошибок?

-  У кого есть ошибки?

-  Где ошиблись?

-  Поднимают руку

8.Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков

Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом.

Примерный план этапа:

1)                  выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях.

2)                  выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока;

3)                  выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков.

Задание 1

Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства учебник

Формы и методы контроля фронтальная

 

 

-  Читаем задание в учебнике под номером 3.

 

 

-  Прочитайте условие задачи.

 

-  Читает 1 ученик.

-   

I этап. Анализ задачи

-        О чем задача?

- о мешках с мукой

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, знакомить с профессиями людей, способствующими достижению положительных результатов в различных областях жизни страны;

- Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

·                     Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения.

·                     Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р)

 

-        Какое требование к задаче?

- на сколько дней хватит 80 мешков муки, если ежегодный расход муки не изменится?

-        Что известно?

- за 3 дня израсходовали 48 мешков муки.

- ежедневный расход муки один и тот же.

-        Что неизвестно?

- на сколько дней хватит 80 мешков муки

-        Что является искомым?

- число

-        Как оформить кратко?

- в таблице

-        Назовите тройку величин

- расход муки в 1 день, количество дней, общий расход муки.

Расход муки в один день

Количество дней

Общий расход муки

Одинаковый

3 д.

48 м.

?

80 м.

 

 

 

-        Оформите таблицу в тетради. Размеры таблицы 9 см на 6 см

 

-        Что известно о ежедневном расходе муки?

- один и тот же

-        Значит, в первый столбик мы запишем одинаковый

 

-        Что мы можем записать во 2 столбик? Что нам известно?

- 3 дня

-        Сколько мешков израсходовали за 3 дня?

- 48 мешков

-        Значит в третий столбик, запишем 48 мешков

-

-        Какое данное нам еще известно?

-80 мешков

-        Куда мы его запишем?

- в третий столбик

-        А нам известно на сколько дней хватит 80 мешков муки?

- неизвестно

-        Значит, поставим знак вопроса во второй столбик

 

 

II этап. Поиск решения задачи.

-        Сейчас мы будем рассуждать, а наши рассуждения, я буду записывать в виде схемы

 

·     Осваивать под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера.

·     Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач.

·     Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П)

·     Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, явлениями и процессами.

·     Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи.

·     Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К)

-        Зная, что за 3 дня израсходовали 48 мешков муки. Что мы можем найти?

- сколько мешков муки расходуют за 1 день

-        Узнав, сколько мешков муки расходуют за 1 день и зная, что было 80 мешков муки. Что мы можем узнать?

- на сколько дней хватит 80 мешков муки

-        Мы ответим на вопрос задачи?

-да

 

Овал: 48Овал: 31)

                                                 :

Овал: 80
 

 


2)                                 :

                                          

Овал: ?
 

 

 

 


-        Что найдем сначала?

- сколько мешков муки расходуют за 1 день

-        Каким действием?

- делением

-        Почему?

- чтобы найти расход за 1 день, нужно общий расход поделить на количество дней

-        Что узнаем потом?

- на сколько дней хватит 80 мешков муки

-        Каким действием?

- делением

-        Почему?

- Чтобы найти на сколько дней хватит мешков муки, надо общий расход мешков поделить на расход мешков в 1 день

III этап. Решение задачи.

-        Запишите решение задачи в тетрадь с кратким ответом.

 

 

-        1) 48:3=16 (м.) – муки расходуют за 1 день.

-        2) 80:16=5 (дн.) – на столько дней хватит 80 мешков муки.

Ответ: на 5 дней.

    Кто решил и записал решение задачи без ошибок?

    У кого ошибки?

 

IV этап. Обратная задача.

-        Теперь, по условию задачи, нам нужно составить обратную задачу.

-        Давайте, вспомним, что такое обратная задача?

- Обратная задача – это когда одно из данных становятся неизвестным, а неизвестное (искомое) становятся известным.

ПРЕДМЕТНЫЕ

a) анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

b) составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

c) преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;

d) решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др., задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

-        Решив исходную задачу, надо взять ее ответ и включить его в новую задачу, не меняя сюжета, а одно из известных сделать искомым, это и будет задача, обратная данной.

 

-        Сначала давайте вспомним задачу, которую мы решали

 

-        Что требовалось найти?

 

-        Мы узнали, на сколько дней хватит?

-        В задаче вместо неизвестного поставим уже известное

-        Что было известно?

 

 

      Какое из этих данных сделаем неизвестным?

 

- на сколько дней хватит 80 мешков муки

- да

 

 

- общий расход муки и количество дней, расход на 1 день. За 3 дня израсходовали 48 мешков.

За 5 дней израсходовали 80 мешков. За один день расходуют 16 мешков муки.

- расход мешков за 5 дней (т.е. 80 сделаем неизвестным)

-        Поменяется ли первое предложение в задаче?

- нет

-        Составьте 2 предложение задачи

Сколько было мешков муки, если их израсходовали за 5 дней?

-        Все верно. А теперь прочитайте полностью

В пекарне за 3 дня израсходовали 48 мешков муки. (Ежедневный расход муки один и тот же). Сколько было мешков муки, если их израсходовали за 5 дней?

-        Что требуется найти в задаче?

Сколько было мешков муки

-        Запишите решение в тетради

-        Оформите в тетради и сравните с решением на доске:

1)     48:3=16 (м.) – муки расходуют за 1 день

2)     5*16=80 (м.) – муки было

Ответ: 80 мешков

 

 

-  Вывод: данные исходной задачи совпали с данными обратной задачи. Значит, задача решена верно.

 

 

-  Молодцы!

 

 

9.Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности.

·   фиксирование нового содержания

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- Продолжать формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, интереса к обучению, познанию, расширению знаний, к учебному предмету «Математика» и школе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

·  Проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины. (Р)

·  Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения. (П)

·  Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. (К)

- Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги

 

- Что узнали на уроке?

- что можно решать примеры методом подбора

- Как найти частное?

1. Подбираем в частное цифру

2. Умножаем делитель на частное

3. Вычитаем полученное произведение из делимого, находим остаток

4. Сравниваем делитель и остаток

5. Если остаток получился больше делителя, то продолжаем подбор

6. Если же остаток получился меньше делителя, то записываем ответ

·    соотнесение цели учебной деятельности и  ее  результата

-  Какую цель ставили в начале урока?

-  Научиться решать примеры на деление с остатком другим методом

-  Мы достигли нашей цели?

-  да

-  Что мы делали с вами для достижения цели?

-  Все ли пункты плана выполнили?

-  Выполнили задания, потренировались

-  Да

·  рефлексия процесса учебной деятельности

 

-  Молодцы ребята! Вы хорошо поработали на уроке.

-  Теперь давайте оценим свою деятельность.

- Если вы справились со всеми заданиями, не возникло трудностей и было отличное настроение на протяжении всего урока, то поднимите две ручки вверх и помашите.

- Если вы справились с заданиями, но были трудности в работе, а также хорошее настроение на уроке, то поднимите одну ручку вверх и помашите.

- Если вы не справились с заданиями, было трудно, не понятно, а также грустное настроение на уроке, то хлопните в ладоши.

 

- Ребята, я считаю, что наш урок прошел замечательно. Я рада была прийти к вам в гости и очень надеюсь, что мы с вами еще увидимся.

- Урок окончен. До свидания!

-  выполняют

 


Технологическая карта пробного урока математики

Технологическая карта пробного урока математики

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯЗАДАЧИ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯЗАДАЧИ

ЛИЧНОСТНЫЕ: Формировать чувство гордости за свою

ЛИЧНОСТНЫЕ: Формировать чувство гордости за свою

Оборудование. ü у учителя: проектор, ноутбук, раздаточный материал

Оборудование. ü у учителя: проектор, ноутбук, раздаточный материал

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

П) · Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи

П) · Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи

К) ПРЕДМЕТНЫЕ: - выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

К) ПРЕДМЕТНЫЕ: - выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;

К) ПРЕДМЕТНЫЕ a) выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление; b) выполнять письменно действия умножение…

К) ПРЕДМЕТНЫЕ a) выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление; b) выполнять письменно действия умножение…

Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи

Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи

Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов

Уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов

Выходят 1) 53:8= 6 (ост

Выходят 1) 53:8= 6 (ост

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях

России, знакомить с профессиями людей, способствующими достижению положительных результатов в различных областях жизни страны; -

России, знакомить с профессиями людей, способствующими достижению положительных результатов в различных областях жизни страны; -

П) · Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, явлениями и процессами

П) · Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, явлениями и процессами

Что требовалось найти? -

Что требовалось найти? -

Молодцы ребята! Вы хорошо поработали на уроке

Молодцы ребята! Вы хорошо поработали на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022