Рассматривает возможность применения методического приема "решение математических задач на уроках истории" в современной системе образования, на основе ФГОС. Данная методика представляет собой интерес в основном для учителей работающих в 5-9 классах.
Применить методику можно в качестве вводной части урока и активации познавательной деятельности; как источник получения новых знаний; как обобщающий и закрепляющий элемент; для детей с творческим потенциалом можно применять методику в качестве формы домашнего задания.Математика на уроках истории.
Документ Microsoft Word 97-2003.doc
Математика на уроках истории.
Зачем она нужна?
Описание работы.
Статья рассматривает возможность применения методического приема
"решение математических задач на уроках истории" в современной системе
образования, на основе ФГОС. Данная методика представляет собой интерес в
основном для учителей работающих в 5-9 классах.
Применить методику можно в качестве вводной части урока и активации
познавательной деятельности; как источник получения новых знаний; как
обобщающий и закрепляющий элемент; для детей с творческим потенциалом
можно применять методику в качестве формы домашнего задания.
Цели и задачи:
- Формировать у учащихся умение получать знание самостоятельно, а не
получать его от учителя в готовом виде;
- расширение кругозора учащихся;
- формирование у учащихся интереса к предмету путем использования
нестандартных приемов;
«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» гласит древнекитайская пословица.
Однако, к сожалению, или к счастью для современных педагогов перемены
стали постоянной частью их работы. Еще в 2004 году, когда был издан проект
Стандарта первого поколения заговорили о необходимости изменить способы
работы в школе. С 1 сентября 2015 года в основной школе официально
вступили в силу стандарты второго поколения. Федеральный
государственный образовательный стандарт кардинальным образом
изменяют терминологию преподавания и структуру образовательного
процесса, и, в первую очень, его методическую базу. Работать по старинке,
когда учитель выступает единственным источником знаний, а ученик
опирается лишь на учебник и тетрадь, сегодня уже не эффективно, и даже
вредно.
Мир предъявляет к современному выпускнику совсем другие требования,
нежели тридцать, двадцать и даже десять лет назад. Огромный поток новой
информации, поступающей в распоряжение детей, и их большие возможности
доступа к ней требуют от него умения находить нужное, выделять главное,
самостоятельно добывать новые знания, а не методично заучивать старые.
Конечно знания фундаментальных, общепринятых основ необходимо, но не
менее необходимо умение сохранить учебные навыки на всю жизнь.
В сложившейся ситуации учитель оказывается перед вопросом: как быть? Как
учить детей, если старые методические приемы не совсем эффективны. Им
приходится быть изобретателями и методистами. Ключевой основой для любой новой методики должно стать умение ребенка
быть активным участником обучения, проявляющим интерес к этому
процессу. В качестве небольшого методического дополнения, которое можно
с успехом использовать на уроках истории я хочу предложить работу с
математическими задачами.
Даты – основа исторического знания. История России и мира богата
событиями, войнами, ключевыми историческими моментами. Запоминание дат
всегда вызывает у детей затруднение, так как в процессе задействована
лишь кратковременная память, часто в голове у ребенка не остается никаких
связующих нитей, позволяющих видеть историю как единый процесс.
На самом деле вы можете мне сказать, что задачи на время это совершенно
не новое в методике явление. И я соглашусь с вами. Однако, решение
хронологических (математических) задач дается лишь в 5 классах в рамках
изучения темы «Историческое время». И ни один педагог не станет спорить с
тем, что, во – первых, этого часто оказывается недостаточно, чтобы ребенок
усвоил тему. Во-вторых, жаль терять такой интересный для детей способ
добывания и усвоения новой информации.
На своих уроках я часто в качестве вступительной части, активизирующей
познавательную деятельность учащихся или же в конце урока, когда
необходимо закрепить материал, или на этапе его первичного применения
использую решение задач. Интерес к решению таких задач возник у меня еще
в 2009 году, когда мои ученики готовили научно-исследовательскую работу
на тему: «Как считают время». Оказывая им помощь, я впервые попробовала
себя в составлении таких заданий, но с тех пор они стали неотъемлемой
частью моего педагогического мастерства.
В качестве примера подобной задачи можно привести следующее задание. На
уроках по истории России в 6 классе изучается тема «Князь Владимир и
принятие Христианства на Руси». Данное событие является ключевым в нашей
истории, его дату должен знать каждый уважающий себя гражданин страны.
Урок построен таким образом, что учащимся предложено самим выяснить,
когда состоялось это событие.
«1613 году в России был избран первый царь из Династии Романовых. Спустя
380 лет в Российской Федерации будет принята Конституция. За 5 лет до
этого в стране праздновали юбилей: 1000 с момента принятия христианства
на Руси».
Когда случилось принятие Христианства?
Большинство учащихся успешно решают данную задачу. И на выходе
получают 988 год.
Что дает решение такой задачи, если брать конкретно этот пример.
1. Учащиеся использую навык обращения с историческим временем; 2. У них продолжается формироваться представление об истории, как об
историческом процессе;
3. По ходу решения задачи, они узнаю еще одну ключевую в русской истории
дату, которую будут изучать на уроках обществознания, или повторять ее,
если дата уже пройдена. Принятие Конституции РФ.
4. Решение таких задач дети воспринимают как развлечение, вызов, отдых от
основного потока информации, поэтому охотно их решают.
5. Соблюдено главное условие, учащиеся не получили готовую дату, а добыли
ее сами, что значительно повышает шанс ее длительного запоминания.
Данную задачу можно усложнить: например, введением дат из летописного
календаря от создания мира, создавать больше неизвестных, или включать
необходимость вспомнить те даты, которые изучались раньше, можно по ходу
решения задачи вставлять даты до н.э, перевод дат в вековые отрезки, что
позволяет тренировать умение работать с историческим временем, что всегда
является слабой стороной детей.
Еще один пример – задача по истории России для 7 класса. Период дворцовых
переворотов наполнен людьми, событиями и датами. Все они расположены
достаточно плотно, чтобы в голове детей в момент изучения образовалась
каша. Для закрепления материала, его повторения предлагаю решить такую
задачу:
«Екатерина I правила Российским государством с 1725 по 1727 года. Анна
Иоанновна правила в 5 раз дольше, чем Екатерина Алексеевна. А Петр II
правивший сразу после Екатерины I на 7 лет меньше, чем Анна Иоанновна.
Между началом правления Анны Иоанновны и воцарением Екатерины II
прошло 32 года. В каком году к власти пришла Екатерина II?»
Какие условия можно поставить еще к этой задаче? Найти начало правления
Петра II, Анны Иоанновны, количество лет, проведенных на троне Елизаветой
Петровной.
На выходе учащиеся получают еще одну ключевую дату 1762 – год воцарения
Екатерины Великой. Одного из ключевых правителей русской истории.
Близость календаря к точным наукам позволяет применять разный уровень
сложности. Так, например, из задачи можно удалить некий известный
компонент, тем самым дети должны будут активировать свои знания и
применить их при решении проблем.
«Когда Иван IV стал царем, ему было 17 лет. Через четыре года после
принятия Конституции РФ Москва отмечала 850 летие с первого упоминания в
летописи. Между первым упоминанием Москвы и венчанием Ивана Грозного на царство прошло 400 лет. В каком году родился Иван Грозный? В каком веке
он жил?»
На выходе мы получаем 1530 год /XVI век. По ходу решения можно задавать
детям вопросы: При ком было первое упоминание о Москве и др.
На уроках истории в 6-7-х параллелях учителю часто приходится сталкиваться
с работой с Повестью временных лет.
«В лето 6423 пришли впервые же печенеги на Русскую землю и, заключив мир
с Игорем, пошли к Дунаю. В те времена пришел Симеон, попленяя Фракию;
греки же послали за печенегами…» Так сообщает Повесть временных лет. В
каком году произошло первое столкновение русских с кочевниками по
современному летосчислению.
Дети знакомятся с тем, что летосчисление по православному календарю
ведётся от 5508 года до на.э. При решении ученики повторяют счет времени
между эрами. И получают искомую дату – 917 год. Конечно эта дата не
ключевая, но в условиях задачи можно применить любое событие.
Главным достоинством решения таких задач я лично считаю возможность
дополнительного расширения кругозора учащихся, их знакомства с
календарными системами других народов. В Республике Татарстан, где
проживает значительное количество мусульман, удручает незнание
носителями этой религии собственного летосчисления.
Кроме всего вышеперечисленного, можно предлагать детям самостоятельно
составлять подобные задания, в качестве домашних заданий, творческих
заданий на уроке. Решение задач можно использовать не только в качестве
источника получения новой информации, но и как мозговой штурм в начале
урока, как шаг к постановке темы урока, ее актуализации.
Математика на уроках истории.
Математика на уроках истории.
Математика на уроках истории.
Математика на уроках истории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.