МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
"Воркутинский политехнический техникум"
Рассмотрено на ПЦК "Гуманитарные дисциплины"
Протокол №__ от ________20__г.
Председатель _________/______________/
|
УТВЕРЖДАЮ заместитель директора по УМР ___________ /Бадретдинова В.В./ _______________________20__г. |
Контрольно-оценочные средства
ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК
по специальности
19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
Воркута, 2016 г.
Экзамен является итоговым контролем знаний курса учебной дисциплины ОДБ.01 «Русский язык» (базовый уровень), для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (приказ от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции ПриказовМинобрнауки РФ от 03.06.2008 года № 164, от 31.08.2009 года № 320, от 19.10.2009 № 427) с учётом примерной программы по литературе для профессий и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России, и на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. № 2643 "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089"
В основу отбора элементов содержания, которые стали объектами проверки, был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
В процессе изучения курса выполнены государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям. Программа была реализована на уроках в количестве 78 учебных аудиторных часов, запланированных для уровня начального и среднего профессионального образования.
В процессе изучения курса реализовывались следующие цели и задачи:
1. Цель курса «Русский язык »:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
· закрепление и углубление знаний учащихся об основных единицах и уровнях языка, развитие умений по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
· закрепление и расширение знаний о языковой норме, развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствование навыка применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
· совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся;
· обеспечение дальнейшего овладения функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
· развитие и совершенствование способности обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; оценивание устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· формирование и совершенствование основных информационных умений и навыков: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
· формирование знаний и интеллектуальных умений, необходимых для осознания личных возможностей и реализации этих возможностей в трудовой деятельности, что позволит в недалеком будущем занять достойное место в российском гражданском обществе.
3. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
аудирование и чтение
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
· взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;
· сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В процессе экзамена обучающиеся должны проявить полученные навыки и умения, показать, что цели и задачи, поставленные при изучении русского языка, в основном выполнены.
Для проведения письменного экзамена по русскому языку готовится комплект экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий не менее чем из четырех вариантов для обучающихся, которые сдают экзамен одновременно в один день.
Накануне экзамена проводится консультация, где преподаватель отвечает на вопросы, возникшие в процессе подготовки к экзамену, напоминает критерии оценок, знакомит с планом проведения экзамена, правилами оформления титульного листа и самой экзаменационной работы и правилами поведения на экзамене.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут).
Экзамен по русскому языку является обязательным и проводится в письменной форме с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий.
Перечень элементов содержания по русскому языку, включенных в экзаменационную работу
Фонетика
Звуки и буквы
Фонетический анализ слова
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова
Синонимы. Антонимы.
Фразеологические обороты
Группы слов по происхождению и употреблению
Лексический анализ
Морфемика и словообразование
Значимые части слова (морфемы)
Морфемный и словообразовательный анализ слова
Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Морфологический анализ слова
Грамматика. Синтаксис
Словосочетание
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Двусоставные и односоставные предложения
Распространенные и нераспространенные предложения
Полные и неполные предложения
Осложненное простое предложение
Сложное предложение
Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения
Сложные предложения с разными видами связи между частями
Синтаксический анализ простого предложения
Синтаксический анализ сложного предложения
Орфография
Орфограмма
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
Употребление Ь и Ъ
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Правописание падежных и родовых окончаний
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Правописание отрицательных местоимений и наречий
Правописание НЕ и НИ
Правописание служебных слов
Правописание словарных слов
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
Орфографический анализ
Пунктуация
Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Знаки препинания при обособленных определениях
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания при прямой речи
Знаки препинания в сложноподчинённом, сложносочиненном предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Тире в простом и сложном предложениях
Двоеточие в простом и сложном предложениях
Пунктуационный анализ
Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Стили и функционально-смысловые типы речи
Анализ текста
Выразительность русской речи
Анализ средств выразительности
Информационная обработка текстов
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 1,7, 15 и 24) студент получает по 1 баллу.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение задания 1 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, студент получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, студент получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка студент получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
За выполнение задания 25 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, студент получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е.неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Максимальное количество баллов: 35
Проверка экзаменационной работы и оценивание результатов экзамена
по русскому языку
· При проведении экзамена по русскому языку используется «пятибалльная система оценки»;
· Экзаменационные работы проверяются ведущим преподавателем, подтверждаются ассистентом и председателем комиссии;
· По результатам проверки выставляются баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы,полученные баллы суммируются и переводятся в отметки по шкале перевода баллов по пятибалльной системе.Результаты оценивания вносятся в протокол проведения экзамена;
· Результаты экзамена признаются удовлетворительными в случае, если студент по обязательным учебным предметам получил отметки не ниже "удовлетворительной" (три балла).
Шкала перевода баллов в отметки по пятибалльной системе выдаётся каждому студенту перед началом экзамена вместе с текстом одного из четырех вариантов письменной экзаменационной работы.
Школа перевода баллов в отметку
Шкала перевода баллов в отметку |
«5» - 31 – 35 балла |
«4» - 26 – 30 баллов |
«3» - 17 – 25 балла |
«2» - 16 и менее баллов |
Перечень вопросов при подготовке к экзамену
1. Язык как система. Основные единицы языка.
2. Сферы и ситуации речевого общения.
3. Формы существования русского литературного языка.
4. Нормы литературного языка и их соблюдение в речевой практике.
5. Признаки текста как единицы языка. Типы речи.
6. Фонетика. Графика. Звуки речи и их классификация.
7. Основные правила переноса слов.
8. Произносительные нормы русского языка (орфоэпия).
9. Морфемика. Словообразование. Основные способы словообразования в русском языке.
10. Лексика и фразеология. Слово и его значение.
11. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
12. Лексика с точки зрения происхождения и употребления.
13. Морфология. Основные принципы выделения частей речи в современном русском языке.
14. Грамматическая категория рода имен существительных.
15. Грамматическая категория падежа имен существительных.
16. Грамматическая категория одушевленности-неодушевленности имен существительных.
17. Особенности образования степеней сравнения имен прилагательных.
18. Разряды имен числительных. Склонение числительных.
19. Правописание и употребление местоимений.
20. Грамматические категории глаголов.
21. Правописание личных окончаний глаголов.
22. Образование, правописание и употребление в речи причастий и деепричастий.
23. Служебные части речи. Трудности при употреблении и правописании предлогов, союзов, частиц.
24. Словосочетание, виды связи в словосочетаниях.
25. Типы предложений в русском языке.
26. Сложные и простые осложненные предложения.
27. Пунктуация в осложненных предложениях.
28. Разновидности сложных предложений (БСП, ССП, СПП) и пунктуация в них.
29. Признаки текста, типы речи.
30. Функциональные стили речи.
31. Научный стиль. Его характеристика.
32. Особенности официально-делового стиля.
33. Языковые и стилистические особенности публицистического стиля.
34. Художественный стиль.
35. Разговорный стиль.
36. Принципы орфографии. Типы и виды орфограмм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.