Материал для классного часа "Омские храмы"
Оценка 4.8

Материал для классного часа "Омские храмы"

Оценка 4.8
doc
08.02.2023
Материал для классного часа "Омские храмы"
Омские храмы_исследование для классного часа_Суворова В.А..doc

Бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Омской области

«Омский колледж транспортного строительства»

 

 

Топ 20 — храмы Омска

 

 

ХРАМЫ  ЗЕМЛИ  ОМСКОЙ

 

 

 

 

 

Автор: преподаватель

Суворова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск-2023

 

Введение

 

Актуальность исследования. Каждый образованный и культурный человек должен знать историю своего родного края, так как без прошлого нет и не может быть настоящего и будущего, поэтому изучение истории храмов Омского Прииртышья – это изучение основы, на которой держалась вся культура нашего народа.

 

Цель исследования. Найти сведения о том, какие храмы были возведены на территории города Омска в хронологической последовательности, какую роль они играли в духовной жизни и какова их судьба.

 

Задачи исследования. Изучить доступную информацию об омских храмах, установить, какой из них был самым первым на территории Омской крепости, выяснить судьбу этих храмов.

 

Объект исследования. Роль омских храмов в культурной и духовной жизни горожан.

 

Предмет исследования. Сведения в архивах и библиотеках.

 

Гипотеза. В связи с тем, что в древности  христианские заповеди были системообразующим фактором ментальности русского народа, а церковь всегда являлась самым красивым сооружением любого русского города или села, посещение которого было и правом, и обязанностью, и праздником для жителей, то, вероятно, одним из первых сооружений в новой Омской крепости стала церковь. 

 

Описание исследования.

Из архивных материалов и изученной по данному вопросу литературы были получены следующие сведения о том, какие храмы были возведены на Омской земле и какова их судьба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истоки нашей духовности

 

Недавно мы отмечали 1000-летие крещения Руси. Христианство являлось таким стержнем, который пронизывал все сферы жизни народа, особенно его культуру, искусство, мораль и духовную жизнь, оно оказалось тем благотворным фактором, который способствовал объединению раздробленных, зачастую враждующих между собой славянских племен.

Храмы Древней Руси, помимо своего религиозного назначения, были крупными общественными сооружениями. В них устраивались пышные приемы иностранных послов, совершались торжественные обряды посажения на престол князей, празднества по случаю военных побед.

Мы сегодня живем новыми надеждами, и одной из самых больших становится надежда на подлинное возрождение церковной христианской жизни на нашей родной земле.

 

Первый храм Омской крепости

Край света, край русской земли, и на сотни верст кругом степь.

И здесь, на краю света, там, где стальные воды Иртыша вбирают в себя поток Оми, поднялись кресты над высокими шатрами храма во имя Преподобного Чудотворца в крепости Омской.  Церковь была построена в конце сентября 1716 г. Освящение храма во имя самого почитаемого русского святого не случайно, ведь на границе империи стояло воинство, и защищало оно не только государство, но и веру православную.

 

Воскресенский собор

Омские храмы были деревянными и тесными, не вмещали всех прихожан. В связи с переносом крепости на правый берег Оми решили строить каменный храм.

Участвовали в возведении церкви братья Иван и Кузьма Черепановы - талантливые сибирские зодчие, художники и летописцы, выходцы из тобольских ямщиков.

Огромный интерес представляет внешний вид храма. Его архитектура была  уникальной. Основной объем напоминал западно­европейские  постройки. Такие церкви появились в России в Петровскую эпоху и получили распространение в середине XVIII века при строительстве новых крепостей, например, Оренбурга. В облике собора наличествовал элемент традиционного русского зодчества - каменная шатровая колокольня.

В стенах Омского войскового собора молился Федор Михайлович Достоевский, пробывший в нашем городе почти четыре года.

Храм, бывший средоточием омской истории, был разрушен, как и сотни тысяч церквей по всей России в период после революции. Такая же участь постигла вторую каменную церковь Омска - Ильинскую.

 

Ильинская церковь

Командующий Сибирским отдельным корпусом генерал-поручик и кавалер Н.Г. Огарев обратился к архиепископу Варлааму с просьбой о постройке новой церкви во имя Святого Ильи Чудотворца. В 1778 году каменная Ильинская церковь была заложена священником Андреем Неводчиковым и протоиреем Петром Федоровым.

Облик храма заслуживает особого внимания, так как аналогов ему на территории Сибири обнаружить не удалось. Церковь относилась к редкому для России типу двухколоколенных православных храмов последней четверти XVIII века. Это был замечательный памятник русской архитектуры в стиле классицизма, ориентированного на ренессансные образцы.

Имена строителей Ильинской церкви пока неизвестны.

Вокруг храма были сад и фигурная чугунная ограда на каменном основании со столбами.

 

Никольский казачий собор

Начало строительства еще одного храма, по счастью, сохранившегося в наше время, - Никольского казачьего собора - относится к 1829 г. Прихожанами храма были казаки Омска и окрестных сел. В 1882 г. в Никольскую казачью церковь из Березова было передано знамя Ермака. По преданию, оно было вручено Ермаку  промышленниками Строгановыми перед походом в Сибирь. В Никольской церкви крестили генерала Д.М. Карбышева и поэта Л. Н. Мартынова.

В  разные годы в храме размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, кинотеатр «Победа», органный зал. В 1960 г. было принято решение снести здание собора, но благодаря настойчивости омских артистов и художников, в первую очередь К. П. Белова, оно было отменено. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры признало Никольский казачий собор памятником истории и архитектуры.

 

Крестовоздвиженский собор

В сентябре 1858 года генерал-губернатором Западной Сибири Г.Х. Гасфордом было подано прошение о постройке церкви в Кадышевском форштадте Омска (ныне - ул. Тарская). Закладка церкви состоялась в июле 1865 года.

При Советской власти Постановлением от 5 ноября 1936 г. церковь была закрыта. На обращение общины во ВЦИК о возвращении храма пришел ответ за подписью М.И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Но до Великой Отечественной войны здание снести не успели. Община добилась возвращения храма в 1943 г. Сразу же после открытия Крестовоздвиженской церкви верующими стал проводиться сбор пожертвований в Фонд обороны. Было собрано 100 тысяч рублей. В ответ была получена благодарственная телеграмма за подписью И.В. Сталина.

В настоящее время церкви присвоен статус Крестовоздвиженского кафедрального собора.

 

Тарский Спасский кафедральный собор

Самый древний город земли Омской - город Тара. В этом году ему исполнилось 417 лет. Начало ХIХ в. - время расцвета  Тары, связанное с развитием торговли, ремесел, и строительства. Возведение в довольно короткий срок 6 церквей в городе, население которого составляло всего несколько тысяч человек, достаточно ярко свидетельствует о высоком уровне благосостояния его жителей.

Тарский Спасский кафедральный собор - единственный в Омской области яркий образец сибирского барокко. Храм строился в 1850-е годы на средства прихожан.  При церкви существовала церковно-приходская школа.

Стабильное существование тарских храмов было нарушено с приходом большевиков. В Спасском соборе в 1936 г. разместились музей и архив.

 «В Таре есть церковная особенность, которой решительно нигде не встретить в целом государстве. Это «золоченые колокола». Их 6, весу в них 87 пудов, 14 фунтов, висят на колокольне приходской церкви Казанской Божией Матери и вызолочены в старинные годы церковным старостой Семеном Можантиновым, из усердия к благолепию вверенного ему храма Божьего». (И. Завалишин. «Описание Западной Сибири")

 

 Разрушение святынь - невосполнимая утрата

«Все - суета и томление духа. И ничто под Солнцем не вечно». Этот вечный афоризм Экклезиаста звучит жестко и категорично. И всё же... И всё же в нем заключена истина, применимая, в частности, к культурным ценностям. Замечательные творения ума и рук человеческих действительно не вечны. И, к сожалению, свою разрушительную работу над ними вершит не только беспощадное время, но также - сами люди. Варвары - былые и новые, полные преобразующей энергии «революционеры», объявляющие «чуждым» себе наследие отцов и дедов, «строители» светлого будущего, от которых гибнут неповторимые сокровища культуры. В какой-то момент, случается, приходит запоздалое прозрение, а за ним - покаяние. Но - тщетно. Взорванным храмам, сожженным иконам и книгам (кто ныне скажет, что «рукописи не горят»?!) уже не вернуть их первозданность. Иногда, правда, очень редко, их можно воссоздать по памяти, по каким-то уцелевшим сведениям. Однако в итоге явится не оригинал, который абсолютно уникален, а в лучшем случае его слабая тень - хорошая подделка. Так, в частности, произошло с Храмом Христа Спасителя в Москве, так было и у нас - с Серафимо-Алексиевской часовней и многими другими храмами. Подделки такого рода, при всей их благой цели, пагубны, ибо своим обманом могут служить аморальной по сути идее, что-де вообще нет невосполнимых ценностей и незаменимых мастеров, а, стало быть, нет и неоплатных грехов.

Немалая часть духовного наследия была утрачена в результате варварского отношения в наш «просвещенный» век. И наш долг - возвратить то, что еще сохранилось и ждет своих исследователей, реставраторов, все те сокровища, которые не востребованы до сих пор, а мы, «Иваны, родства не помнящие», уподобляемся при этом нищему, сидящему на мешке с золотом. Наша духовная нищета может быть превращена в богатство только путем восстановления утраченных нами за долголетний путь в безверие вечных истин.

 

Возвращение  утраченных  ценностей  -  залог  возрождения духовности народа

6 декабря 1994 г. в Омске была освящена и открыта Серафимо-Алексиевская часовня. Это событие особым образом соединило традиции духовности и милосердия начала и конца двадцатого века. В кратком слове главы областной администрации, посвященном этому событию, была убежденность, вера в то, что всем нам есть чем дорожить сегодня и есть что беречь. Не только природные богатства и то, что построено, еще важнее - научный, духовный потенциал сибиряков, который черпает силы, прикасаясь к нашим истокам, к нашим вечным традициям, грубо и насильственно прерванным на долгое время, но душа народа не угасла, она возрождается благодаря вечным ценностям, занимающим, наконец, подобающее им место в умах и сердцах людских. Художественные духовные сокровища Древней Руси служат неисчерпаемым источником обогащения всей современной культуры. Человечность и доброта, ясный взгляд на мир, дух свободы и гуманизма, прославление достоинства человека, его внутренней свободы и силы, уверенность в торжестве справедливости, в конечном торжестве в мире христианских заповедей - в этих отличительных особенностях древнерусского искусства отразилось созвучное нашей эпохе чувство величия мира, осознание связи и единства всего человечества, вера в высокое предназначение человечества.

Да, мы живем сегодня во времена, когда наша история, наше прошлое может спасительно отозваться в наших душах, защитить их от распада, а важнее всего - спасти души поколений, идущих за нами,  влить в них живительную струю, напомнив о существовании мощной корневой системы нации, которой является великая христианская вера, на которой произросли мы, от которой пошли наши отцы, и деды, и праматери.

 

Заключение.

1. В Омской крепости одним из первых сооружений была церковь Сергия Радонежского, возведённая через несколько месяцев после основания крепости. Гипотеза автора подтвердилась.

2. Цель исследования достигнута: выявлено, что омские храмы играли значительную роль в жизни горожан, и судьба большинства храмов оказалась печальной – они были разрушены  в годы советской власти. Но сейчас некоторые из них восстановлены. Это обнадёживает. Сегодня, когда многим кажется, что Россия теряет себя, своё великое и прекрасное предназначение: нести миру свет, - возвращение к родовым истокам особенно важно, так как без исторической памяти, без национальной гордости, самосознания немыслимо чувство собственного достоинства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники

 

1.     Голошубин И. Храмы и приходы г. Тары и его уезда. - Омск, 1914. – С.280.

2.     Знаменательные и памятные даты Омского Прииртышья. - Омск, 2022. – С.24.

3.     Иртышский вертоград (Серия «Вся Россия»). Сборник. - Москва, 1998. – С.670.

4.     Катанаев Г.Е. Историческая справка о том, когда и как построен город Омск. - Омск, 1996. – С.340.

5.     Колесников А.Д. Памятники и памятные места Омска и Омской области. - Омск, 2017. – С.290.

6.     Памятные места Омского Прииртышья. - Омск, 2020. – С.258.

7.     Чирков В., Чиркин Г. Омск. Городские мотивы. - Омск, 2021. – С.217.

 

 


Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Введение Актуальность исследования

Введение Актуальность исследования

Истоки нашей духовности Недавно мы отмечали 1000-летие крещения

Истоки нашей духовности Недавно мы отмечали 1000-летие крещения

Святого Ильи Чудотворца. В 1778 году каменная

Святого Ильи Чудотворца. В 1778 году каменная

Тарский Спасский кафедральный собор - единственный в

Тарский Спасский кафедральный собор - единственный в

Не только природные богатства и то, что построено, еще важнее - научный, духовный потенциал сибиряков, который черпает силы, прикасаясь к нашим истокам, к нашим вечным…

Не только природные богатства и то, что построено, еще важнее - научный, духовный потенциал сибиряков, который черпает силы, прикасаясь к нашим истокам, к нашим вечным…

Использованные источники 1

Использованные источники 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2023