Методическая разработка по дисциплине "Русский язык" для СПО "План урока "Выразительные средства лексики"
Оценка 4.7

Методическая разработка по дисциплине "Русский язык" для СПО "План урока "Выразительные средства лексики"

Оценка 4.7
doc
21.02.2023
Методическая разработка по дисциплине "Русский язык" для СПО  "План урока "Выразительные средства лексики"
План урока Выразительные средства лексики.doc

Министерство образования Омской области

БПОУ ОО 

«Омский колледж  транспортного строительства»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

 

 

 

Дисциплина: РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Тема: Выразительные средства лексики

 

 

Преподаватель: Суворова Вера Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2.1. Выразительные средства лексики

 

СЛАЙД №1 – цитата о языке

 

Добрый день. Садитесь.

Ребята, сегодня мы продолжаем заниматься самым увлекательным делом на свете – узнавать тайны нашего прекрасного языка!

 

Что же мы будем узнавать? Как вы думаете? (не знаем)

А что мы делали на прошлом занятии? (изучали выразительные средства языка)

И что? Мы их все изучили? (Наверное, нет) Конечно, нет. Это невозможно – за один урок раскрыть все тайны выразительных средств нашей уникальной речи!

Поэтому  тема нашего сегодняшнего занятия – «Выразительные средства лексики».

СЛАЙД №2 – название темы

Записали.

 

Как вы понимаете, что это за средства?

 

Это слова, которые делают нашу речь выразительнее, красивее.

 

А для чего нам надо их знать?

 

Чтобы  узнать то, что мы еще не знаем,  чтобы стать умнее, чтобы понимать то, что мы читаем, чтоб сдать экзамен на «5».

 

- Да, и для этого тоже. Придете вы после учёбы  на работу, откроют ваш диплом, увидят пятёрку по русскому языку и скажут: о, какой грамотный человек к нам пришел! Грамотные люди нужны на любом предприятии!

Ребята, как можно определить, грамотный человек или нет?

По словам, по разговору.

 

Верно! Сократ сказал: «Заговори, и я тебя увижу»! Вот для чего нам нужно знать эти выразительные средства! Чтобы понимать других людей, понимать поэтов и писателей, чтобы самим говорить красиво, правильно, чтобы и вас понимали, когда вы говорите. То есть развивать коммуникативную компетенцию!

 

- Каким же образом мы будем работать? Как вы думаете?

 

Наверное, мы будем читать какие-либо тексты  с этими средствами, искать их, тренироваться определять их виды.

 

- Верно! И не только читать, а еще и смотреть и слушать то, что, может быть, уже  слушали, но не СЛЫШАЛИ и не понимали тайный смысл того, что вы видите и слышите! А ведь это так увлекательно – открывать какую-то тайну! Важную, интересную, нужную для тебя! И главным критерием оценки вашей работы сегодня будет не только умение находить и определять виды  эти слов, но и умение создавать собственные высказывания с применением данных средств.

Итак, цель нашего занятия зафиксирована в государственной программе:  

 

СЛАЙД №3: гос.программа по русскому языку

 

           Находить, определять виды средств речевой выразительности и применять их в своей речи,  повышая тем самым уровень речевой культуры и  грамотности.

То есть мы с вами еще и выполняем государственную программу! Ведь нашему государству нужны умные, грамотные люди, умеющие творчески мыслить.

Исходя из государственной программы, мы определили цель занятия:

Научиться находить, понимать  и использовать в своей речи выразительные средства.

СЛАЙД №4 – цель занятия

 

Ребята а как мы будем оценивать свою деятельность, по каким критериям?

 

Наверно, по тому, насколько правильно мы найдем все выразительные средства,  не пропустим их. Да! И правильно определим их виды.

 

Исходя из цели, мы ставим себе следующие задачи на сегодняшнее занятие: вспомнить, узнать виды выразительных средств, находить их, определять их типы, их роль в тексте и самим применять в своей речи.

 

СЛАЙД №5 -  задачи

 

Мы приступаем к решению первой задачи. Но, прежде чем мы начнем новое путешествие в мир знаний, необходимо вспомнить, а что  нам УЖЕ известно некоторых средствах. Проверяем домашнее задание  - определения, которые вы должны были повторить.  

Взяли  листочки с кроссвордами. Если вы правильно отгадаете все слова, значит, вы  справились с домашним заданием, уже усвоили понятия, и в результате нам должно открыться какое-то важное слово.

Критерий оценки – 1 балл за каждый правильный ответ. Работаем.

 

СЛАЙД № 6 –  музыка 

А теперь взаимопроверка. Поменяемся тетрадями с соседом по столу и сверяем с эталоном ответов. Внимание на экран.

 

СЛАЙД 7 – эталон ответов на кроссворд

 

Поставили оценки своим товарищам, вернули листочки, посмотрели. Положили листочки на край стола, это ваши баллы за первый этап урока. Занесите количество ваших баллов в лист оценок за первое задание. А итоговую оценку в конце занятия, сосчитав все баллы, вы поставите себе сами.

Итак, какое слово по вертикали у нас получилось? СТИЛИСТИКА.

Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам? Стилистика изучает выразительные средства.

Да, одно из направлений стилистики – изучение тропов.

 

Вот мы и произнесли слово ТРОП. Что такое «троп»? Употребление слова в переносном значении.

Да! Любое слово может стать тропом, то есть выразительным средством, если мы употребим его в переносном значении!

 

СЛАЙД 8 – пастух гонит коров, ветер гонит листья

Например: Пастух гонит коров, Ветер гонит листья.

 

 Где же мы сможем применить наши знания? На уроках русского языка,  при подготовке к экзамену. А еще? Только на уроке русского языка? А вышли с урока – и всё, забыли?

На уроках литературы и  когда мы будем читать книги. А для чего нам будет нужно знать виды тропов при чтении? Как поможет нам это знание? (Мы будем лучше понимать то, что хотел нам сказать автор. И: сами сможем научиться  писать сочинения, стихи, рассказы с использованием этих средств)

 

СЛАЙД 9 – сфера применения знаний

Вот где мы сможем применить эти знания - и на других предметах! Другие-то предметы на каком языке преподаются? На русском! И тот, кто учится по русскому языку хорошо, тот и по всем предметам успевает, согласны?

 

Открыть слайд 10 – цитата Бэкона о книгах

 

Ведь знания по всем предметам мы получаем из учебников, которые написаны на каком языке? На русском! А еще знания о мире и обо всём на свете мы получаем из книг! Самое главное, что нам дает знание тропов – это понимание того, что написано в книгах! И если вы понимаете, все что слышите или читаете – вы всегда добьетесь успеха! И  в работе, и в жизни!  Всё, что мы узнаём о мире и о себе – мы узнаём из книг! Мир без книг – это был бы мир дикарей! А чтобы понимать, что в них написано, надо знать тропы!

Посмотрите на личную библиотеку лауреата Нобелевской премии по физике Жореса Алферова! Может быть, когда вы прочитаете столько книг, вы тоже станете лауреатами!

 

Открыть слайд 11  – плакат «Книги – лекарство от глупости»

 

Многие молодые люди в наше время это прекрасно понимают. Посмотрите, какие мысли я нашла ВКонтакте, где переписываются ваши ровесники:   книги – это лекарство от глупости.

 

Слайд 12 – плакат «Книги – новый источник информации»

 

Или вот еще одно остроумное высказывание – «Книги – это уникальный новый носитель информации для молодежи. Не требует подключения к компьютеру. Информация передается прямо в мозг».

 

СЛАЙД 13 - заголовок «Тропы»

 

А теперь, исходя из цели занятия, мы ставим перед собой задачу на этом этапе урока:  

повторить, обобщить сведения о выразительных средствах, с какой целью? Чтобы  вспомнить, а те кто не знает, узнать определения языковых средств, о которых мы ещё не говорили, то есть мы изучаем тропы.

Ребята, как вы думаете, почему на заглавии нарисованы разноцветные краски? Потому что как краски позволяют наш мир сделать ярким, разноцветным, так и тропы помогают нашу речь сделать яркой!

 

СЛАЙД №14 – олицетворение

 

Первый  вопрос: что называется олицетворением?

(Перенесение человеческих черт на неживые предметы.

 

– Найдите олицетворение (осень танцевала)

 

СЛАЙД №15 – определение Эпитет

 

Следующий вопрос: что такое эпитет?

Образное художественное определение.

 

Назовите эпитеты (расписной, лиловый, золотой, багряный).

 

Ребята! Посмотрите, какой ветер сегодня на улице! Давайте придумаем эпитеты к слову «ВЕТЕР». Сильный, порывистый, …

А теперь посмотрите, какие эпитеты к этому слову придумали наши поэты!

 

СЛАЙД№16 – эпитеты к слову ВЕТЕР

 

Есть нам к чему стремиться!

А теперь сочиним эпитеты к слову «дорога». По каким дорогам вы сегодня ехали на учебу? Дороги: грязные, разбитые, узкие, дырявые. (Во-первых, не все слова тут эпитеты, эпитет – это не просто определение, это образное, художественное определение, а во вторых: сколько негатива! А ведь вы кто? Будущие строители дорог! И только от вас зависит, чтобы наши дороги стали какими? Антонимы к этим словам назовите! Ровными,  широкими, прочными, а самое главное – безопасными!)

 

Антонимы назвали, а теперь дадим определение: какие слова называются антонимами?

СЛАЙД №17 – антонимы

 

Анто́нимы  - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

 

Ребята, какой момент важен в определении антонимов? Что антонимы – это всегда слова одной части речи. Например: «Правда» — «ложь», «Добрый» — «злой», «Говорить» — «молчать».

 

СЛАЙД №18 – метафора

 

 Ребята, что такое метафора? Скрытое сравнение, ассоциация по сходству, перенос наименования по сходству. Подошва горы – метафора, стальные нервы - метафора.

Найдите метафору в этих строчках (кровавая улыбка)

Следующее  понятие – метонимия.

 

СЛАЙД №19  – метонимия

 

Кто нам скажет определение? (это когда два предмета связаны между собой по смыслу), образное обозначение предмета по одному из его признаков. Например, когда говорят: «Съешь эту тарелочку супа», - это значит, надо съесть не всю тарелку целиком, а только часть – содержимое тарелки. Или когда говорят – «Весь зал встал».

 

Где метонимия у Александра Сергеевича? (ложи блещут, партер и кресла – всё кипит)

СЛАЙД №20  – омонимы

 

 Омоним! Что называется этим словом?

Оомонимы – слова, которые  звучат и пишутся одинаково, но имеют различные лексические значения.

 

Молодцы! Вы это знаете! А ещё примеры омонимов можете привести? Ключ, коса, ручка.

СЛАЙД №21 – омонимы к слову «ключ»

Да, посмотрите, сколько значений у слова «ключ».

А теперь синонимы!

 

СЛАЙД №22 – синонимы

 

Какие слова называются синонимами?

Звучат и пишутся по-разному, означают одно и то же.

 

СЛАЙД №23 – паронимы

 

А вот теперь скажем определение паронимов.

Какие слова являются паро́нимами?  — Однокоренные слова одной части речи, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу. Например – на слайде.

Ребята, превратитесь на минуту в учителей: послушайте и оцените видеоотрывок – всё ли там правильно сказано?

 

Отрывок из фильма «Ирония судьбы» с фразой «Я забыла одеть праздничное платье». Ответ: Не «одеть», а «надеть». Это паронимы. Одеть можно только кого-то – ребенка, например, а платье можно только «надеть».

 

Подведем итог этой части урока. Мы выполнили нашу первую задачу - вспомнили или узнали тропы, с которыми мы будем сейчас работать.

Давайте проверим себя: всё ли вам понятно. Пишем синквейн на тему «Выразительные средства речи». Отразите свои мысли, впечатления, затруднения. Пишем в тетради.

 

Слайд 24 – музыка         

 

Проверяем:

Выразительные средства речи

Яркие, красивые

Выражают, объясняют, называют

С глубоким смыслом и интересные

Тропы

Выразительные средства речи

Красивые, необычные

Украшают, описывают, запутывают

Великий, могучий русский язык

Слова в переносном значении

 

Средства речевой выразительности

Кудрявые, разноцветные

Нарисовать, украсить, нарядить

Листочки и цветочки на дереве языка

Искусство

                                                                                                                    

Слайд 25 – опять задачи

 

Что  мы с вами будем делать? Выполнять следующую задачу - Искать тропы. С какой целью? Чтобы научиться их различать. Да, мы будем определять виды тропов и учиться понимать их роль в тексте.

 

Слайд 26 - задания

 

Первая группа. Вы у нас визуалы, ищете тропы в письменном тексте. (листок зеленого цвета). Критерий оценки: найти все тропы, правильно определить их виды и смысловую роль в тексте. Максимальная оценка – 5 баллов.

 

Вторая группа. Вы у нас самые креативные, вам особое задание: коллективно сочиняете синонимы к слову «Родина», самому святому слову в жизни человека, а потом посмотрите в электронном справочнике, сколько ТАМ синонимов и какие. Критерий оценки – 9-10 слов – пятёрка, 7-8 – четверка (работают на отдельном ноутбуке, ответы – на зеленый  листок).

 

Третья группа: вы аудиалы, поэтому вы слушаете стихотворение и ищете в нём тропы. Критерий оценки – пять баллов, если вы найдете и правильно назовете все виды тропов.

 

СЛАЙД №27 – стих Есенина «Я покинул родимый дом»

 

ПРОВЕРКА ЭТОГО ЗАДАНИЯ

 

Слайд №28 – задание 1-группы

 

Первая группа, отвечаем. Что вы наши в пословицах? Первая группа читает с листа

 

Эталон ответов первой группы:

Дело веди, а безделье гони. Дело – безделье – это антонимы. Говорят о том, что человек должен всегда заниматься делом, а не лодырничать.

Труд кормит, а лень портит. Труд - лень – это антонимы, выражены существительными.  Кормит - портит – здесь тоже антонимы.  Смысл – что если человек работает, он всегда будет сытым,  в достатке, а лень портит характер человека и жизнь, да еще и не кормит.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Лень – труд – это существительные антонимы, болеет – здоровеет – это глаголы-антонимы, которые показывают, что происходит с человеком ленивым – он заболевает, и с тем, кто работает – он здоровей становится.

В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой растеряешь. Умной – глупой – это антонимы - эпитеты, которые показывают речь человека, наберёшься – растеряешь – это глаголы-антонимы, которые показывают, что от умных слов умнеешь, а от глупых – глупеешь.

А теперь оцените свою работу! Вы все тропы нашли? Все. Вы поняли, что с их помощью нам говорит народная мудрость? Да. И что она нам говорит? Что чтобы быть здоровым, надо трудиться, и что надо участвовать только в умных разговорах, чтобы стать умнее. Поставили себе пятерки в лист оценок.

 

Вторая группа: какие слова вы нашли к слову Родина? (читают) Родина: Отчизна, страна, родная земля; место, где родился; отчий край; дом.  6 слов. А в словаре электронном сколько? Много. Давайте всем покажем, сколько синонимов к этому святому слову!

 

СЛАЙД 29 – синонимы к слову Родина из словаря

 

Синонимы к слову «Родина» из электронного словаря:

дом | домашний очаг | зыбка | источник | колыбель | колыбелька | край | край отцов | кров | начало | отечество | отчизна | отчий край | палестины | пенаты |  родная земля | родная сторона |  сторонка | родная сторонка | родная страна | родное пепелище | родной край | родной очаг | родные места | родные палестины | семейный очаг | страна |

 

Вопрос: а для чего нам надо знать столько синонимов??? Синонимы  из словаря более выразительно раскрывают смысл слова «Родина», уточняют его в конкретных ситуациях. Эти слова помогают выразить тончайшие оттенки ваших мыслей! Чтобы в каждой конкретной речевой  ситуации подобрать самое точное слово, которое выразит вашу мысль наиболее понятно для тех, кому вы говорите или пишете!

Какую оценку вы заслужили, как думаете? Сколько слов вы подобрали? А на пятерку надо было 9-10. Значит, ставим себе …

 

СЛАЙД №30 – стих Есенина опять

 

Эталон ответов 3-й группы

Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь
 Слово родимый отражает чувство любви к дому. Это эпитет.
Голубая Русь - это эпитет. Это цвет неба, любимый цвет Есенина, и Русь у него всегда голубая, как небо.
В три звезды, березняк над прудом  Теплит матери старой грусть -
это строки про грусть матери, которая вспоминает уехавшего сына,  эта грусть теплится, как лампада у иконы, на которую похожи три звезды над прудом.
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде.
Отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой – это метафора.
Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.
Сравнение: автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Наверное, это про то, как отец ждёт приезда сына  и ждёт весну.
Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге.
 Петь и звенеть пурге – это олицетворение.
Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге
Клен – один из любимых  деревенских деревьев поэта. Образ клена – это из  народной поэзии.

Клен стережёт – это олицетворение
И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь.. .
«Дождь листьев» – то есть листопад . Это метафора
Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож
Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. Оттого клен на него похож головою.
Родные ему люди будут часто глядеть на клён, потому что его густая листва будет напоминать им густую шевелюру молодого деревенского русского поэта.

 

Какую роль играют все эти тропы? Они говорят о любви к Родной земле и о том, что все родные грустят без него, а он не скоро вернётся. А еще что вы увидели необычное в этом стихотворении? Один приём, о котором мы сегодня не говорили, на следующем только занятии будем говорить? Вы заметили, что в стихотворении повторяются некоторые выражения: «Я не скоро, не скоро вернусь», «Старый клён», «Голубую Русь».  Для чего эти повторы? Для усиления впечатления. Этот прием называется «лексический повтор», мы будем о нем говорить на следующем занятии!

Какую оценку вы себе поставите? Все тропы нашил и определили их правильно? …

 

А теперь усложняем задания! Сами придумываем тропы!

 

СЛАЙД №31 – задание №3  

1 группа: Вы (аудиалам) придумываете синонимы к глаголу «Говорить».

2 группа: Вы (креативные) подбираете антонимы на тему «Здоровье».

3 группа А третья группа подбирает эпитеты к слову «Работа».

Как мы будем оценивать свою работу? (Чем больше слов назовем, тем выше оценка, тем больше, значит, ваш словарный запас!) 10 слов – 10 баллов.

 

СЛАЙД №32 – задание 3  с МУЗЫКОЙ

 

ПРОВЕРКА

 

1 группа: синонимы к глаголу говорить. Ответ: сказать, шептать, кричать, воскликнуть, произнести. Сколько слов? 6?

 

СЛАЙД №33 с глаголами Тургенева

 

А у Тургенева в романе «Отцы и дети» - 160 глаголов говорения! Посмотрите! Вот только некоторые. Вот почему нам интересно читать классику! Потому что там не повторяется глагол «ГОВОРЮ» 160 раз, а всё время новое слово, с новым оттенком смысла! «Шепнуть» - очень тихо сказать, «процедить сквозь зубы» - нехотя, «бормотать» – быстро, тихо и неразборчиво что-то сообщать… Учитесь у наших гениев!

А какую оценку вы заслужили? По сравнению с Иваном Сергеевичем? Был бы он сейчас у нас на уроке – поставили бы ему 160 баллов! А вам – …

 

СЛАЙД №34 –  про здоровье

 

Вторая группа, ваш ответ!

Ответ: спорт – курение, спать – чатиться, здоровый – невыспавшийся,    пьяный – трезвый, компьютер – прогулка, сок – пиво, общение – одиночество, веселиться – грустить, закаливание – закутывание, бегать – лежать.

Ребята, какую оценку мы поставим? Справились с заданием? Да, подобрали яркие, образные антонимы, да еще и разных частей речи – у вас тут и сущ., и глаголы, и прич., и прил. Молодцы. Ставим себе 10 баллов. 

 

СЛАЙД №35 – про работу

 

Третья группа что придумала?

 

Ответ: полезная, нужная, качественная, высокозарплатная, любимая, творческая, весёлая, дружная, нетяжёлая, современная, техничная. Вопрос: а какие три параметра работы из названных все-таки самые главные, как ты считаешь? Нужная, качественная, любимая. Есть такая поговорка: «Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься в семью».  Счастье любого нормального человека держится на трёх китах: работа, здоровье и семья. Если они у вас будут – вы счастливо проживёте свою жизнь!

 

Поставьте себе оценки за свою работу! Много эпитетов назвали, самые важные выделили, ставим 10 баллов.

 

СЛАЙД №36 – опять задачи учащихся

 

Ну, что ж, ребята, нам осталось выполнить нашу четвертую задачу – научиться применять выразительные средства в своей речи. Вас ждёт самое интересное задание! Творческое соревнование!

 

СЛАЙД № 37 – творческое задание

 

Мы превращаемся в писателей!  Сочиняем тексты с использованием тех тропов, которые мы сегодня изучили! Темы:

1 группа: Каким должен быть современный строитель

2 группа: Наша Россия через 10 лет

3 группа: А вы придумайте себе тему сами! Уж творчество так творчество!

 

Вы знаете, что наш президент очень беспокоится о вашей грамотности и недавно  даже высказал предложение ввести в ЕГЭ по русскому языку сочинение! И в этом году вы будете у нас сдавать экзамен в виде сочинения! Так что считайте, что сегодня вы выполняете задание самого  президента,  и у вас это как бы  репетиция экзамена.  

Критерий оценки: постараться сочинить связный текст, использовать  выразительные средства, которые мы сегодня изучали. Высший бал – 5. Работаем.  

 

Слайд №38 – музыка

 

Слайд № 39 – опять задание

 

Проверяем творчество наших писателей.

 

1 группа. Каким должен быть современный строитель

Профессия строителя – для настоящих мужчин. Она ответственная, высокооплачиваемая и полезная для общества. Строители должны быть грамотными, добросовестными, трудолюбивыми. А еще они должны уметь пользоваться только правильным могучим русским языком.

Непременно! Что ты! Строитель должен пользоваться только могучим русским языком. А теперь давайте оценим вашу работу! Как вы думаете, вы с ней справились на пятерку? … А я считаю – только на четверку. Задание выполнили. У вас получилось  сочинение, слова подобрали правильные, но! Задание было: использовать выразительные средства, которые мы сегодня изучали. Много вы средств использовали? Нет, только эпитеты. Вот поэтому я думаю, что вы получаете только четверку. Согласны? Ну, не расстраивайтесь, это потому, я думаю, что вам просто времени не хватило, а когда его будет достаточно, на следующем занятии я вам дам побольше времени, то вы напишете, я думаю,  прекрасную работу!

 

2 группа. Какую вы тему выбрали? Идеальный студент!

        Идеальный студент – это студент,  никогда не опаздывающий на занятия, всегда выполняющий все задания. Он ответственный, вежливый, любознательный, творческий, весёлый, не голодный. Такой студент – недостижимая мечта для преподавателей.

Какая оценка?... Да, опять четверка, потому что опять у вас только эпитеты.

 

3 группа. Наша страна через 10 лет

Россия – великая, могучая  держава. В нашей стране  ровные, широкие дороги. Улицы чистые, зелёные. Все люди умные, образованные, трудолюбивые. Все без ошибок говорят, пишут и хорошо понимают друг друга. Наша Родина расцветает, хорошеет и богатеет.    

 

Ребята, можно, я тоже поучаствую в вашем сочинении,  допишу  концовку: «И  мы с вами  гордимся, что живем в такой прекрасной стране, и должны делать всё, чтобы они стала именно такой,  прекрасной»! Не возражаете против такого окончания?

 Как вы думаете, эта группа  справились с заданием? Да, потому что здесь есть не только эпитеты, но главное – какой прекрасный смысл у ребят в этом сочинении!  Поэтому поставьте себе 5 баллов!  

 

А теперь задание для всех: мы слушаем прекрасную песню и ищем в ней тропы!

СЛАЙД №40 с песней про Омск «На бульварах задумались клёны»

 

О каком городе поется в песне?  Какие тропы вы услышали? Что они нам показывают? Какова их роль в тексте?

 

Эталон ответов

Задумались клёны – это олицетворение

Бродит  луна – это олицетворение

Город зелёный – это эпитет

Могучая река – это эпитет

Эти тропы показывают, как красиво можно сказать о городе, как будто природа в нем живая: и клёны как живые существа, и луна бродит по городу, как человек. Они говорят о любви к родному городу!

Ребята! Все задачи мы с вами выполнили? Да. Почти… Что осталось? Еще раз самих себя проверить: всё ли вы усвоили по теме урока, всё ли вам понятно.

 

СЛАЙД № 41 – итоговое задание №5- проверочный тест

 

Пишем итоговый проверочный тест. Взяли сиреневые листочки и отмечаем правильные ответы. Критерии оценки – 10 баллов, по одному за каждый правильный ответ.      

 

СЛАЙД № 42 – итоговое задание №5

     

СЛАЙД №43 – ключ к тесту

 

Написали. Самопроверка. Внимание на экран.  Проверяем и ставим оценку – по одному баллу за каждый правильный ответ.

 

Итоги урока

Ребята! Подведем итоги. 

Что нового мы сегодня узнали? Виды тропов.

Чему научились? Определять виды тропов, применять их в речи.

Что поняли? Для чего нужны тропы.       

 

Слайд №44 – опять задачи

 

Мы выполняли государственную программу. Все задачи выполнили? Все.

Теперь ответим на главный вопрос: какова роль тропов в нашей речи?

Ответ: Тропы – это слова, которые делают нашу речь яркой, красивой, выразительной, интересной,

 

СЛАЙД №45 – вывод о роли тропов в языке

 

усиливают эмоциональное воздействие на слушателей, они привлекают внимание тех, кто нас слушает или читает.

Хотите стать грамотными, культурными, коммуникабельными людьми  – употребляйте тропы в своей речи!

 

Слайд 46 – оценки за урок

 

А теперь ставим себе оценку за урок. Посчитайте свои баллы.

 

СЛАЙД №47 – домашнее задание

 

На следующем занятии мы продолжим изучение новых тропов, этих сверкающих бриллиантов, которые украшают бархат нашей речи (оцените мои тропы!).

Домашнее задание: повторить определения терминов «гипербола», «антитеза», «фразеологизм», «архаизм», «историзм», «неологизм», выполнить упражнение № 517 – по заданию. Найти все тропы в стихотворении Тютчева, определить их виды и роль.

 

СЛАЙД №48 – Ксанф и Эзоп

В заключение я расскажу вам одну интересную  историю.

Как-то греческий правитель Ксанф сказал баснописцу Эзопу: Сходи на рынок и купи самое лучшее, что только есть на свете! И купил Эзоп язык, а на вопрос: почему язык? -  сказал: Есть ли на свете что лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся учёность? Без языка нельзя ничего: ни дать, ни взять, ни купить, ни попросить, ни сказать «я тебя люблю»; порядок в государстве, законы, экономика – всё существует благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.

На другой день Ксанф приказал: ступай на рынок и купи там самое дрянное, самое гадкое. И опять Эзоп принёс язык! Он сказал: Что на свете хуже языка? Язык несёт нам ссоры, обман, зависть, предательство, войну, убийства. Что может быть хуже его?

Ребята! Только от вас зависит, как вы будете использовать свой язык: для прекрасных слов или для ужасных. Давайте говорить друг другу только хорошие, добрые, красивые слова, и вы увидите, как изменитесь и вы, и другие люди, и их отношение к вам, и как изменится в лучшую сторону вся наша жизнь!

 

СЛАЙД №49 – спасибо за работу

 

Всем спасибо за работу. Урок окончен.


Министерство образования Омской области

Министерство образования Омской области

Тема 2.1. Выразительные средства лексики

Тема 2.1. Выразительные средства лексики

Верно! И не только читать, а еще и смотреть и слушать то, что, может быть, уже слушали, но не

Верно! И не только читать, а еще и смотреть и слушать то, что, может быть, уже слушали, но не

СЛАЙД 7 – эталон ответов на кроссворд

СЛАЙД 7 – эталон ответов на кроссворд

Многие молодые люди в наше время это прекрасно понимают

Многие молодые люди в наше время это прекрасно понимают

А ведь вы кто? Будущие строители дорог!

А ведь вы кто? Будущие строители дорог!

СЛАЙД №22 – синонимы Какие слова называются синонимами?

СЛАЙД №22 – синонимы Какие слова называются синонимами?

Первая группа. Вы у нас визуалы, ищете тропы в письменном тексте

Первая группа. Вы у нас визуалы, ищете тропы в письменном тексте

Вторая группа: какие слова вы нашли к слову

Вторая группа: какие слова вы нашли к слову

Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож

Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож

Вторая группа, ваш ответ! Ответ : спорт – курение, спать – чатиться, здоровый – невыспавшийся, пьяный – трезвый, компьютер – прогулка, сок – пиво, общение…

Вторая группа, ваш ответ! Ответ : спорт – курение, спать – чатиться, здоровый – невыспавшийся, пьяный – трезвый, компьютер – прогулка, сок – пиво, общение…

Слайд №38 – музыка Слайд № 39 – опять задание

Слайд №38 – музыка Слайд № 39 – опять задание

А теперь задание для всех: мы слушаем прекрасную песню и ищем в ней тропы!

А теперь задание для всех: мы слушаем прекрасную песню и ищем в ней тропы!

Хотите стать грамотными, культурными, коммуникабельными людьми – употребляйте тропы в своей речи!

Хотите стать грамотными, культурными, коммуникабельными людьми – употребляйте тропы в своей речи!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2023