Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе (А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
Оценка 4.8

Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе (А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

Оценка 4.8
doc
13.09.2022
Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе (А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
онегин.doc

 Вариант ЕГЭ /литература (задания 1-16)

 

1. Каково ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра «Евгения Онегина»?

 

 

XVII

Домой приехав, пистолеты

Он осмотрел, потом вложил

Опять их в ящик и, раздетый,

При свечке, Шиллера открыл;

Но мысль одна его объемлет;

В нём сердце грустное не дремлет:

С неизъяснимою красой

Он видит Ольгу пред собой.

Владимир книгу закрывает,

Берёт перо; его стихи,

Полны любовной чепухи,

Звучат и льются. Их читает

Он вслух, в лирическом жару,

Как Дельвиг пьяный на пиру.

 

 

 

XVIII

Стихи на случай сохранились,

Я их имею; вот они:

«Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне готовит?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

Нет нужды; прав судьбы закон.

Паду ли я, стрелой пронзенный,

Иль мимо пролетит она,

Всё благо: бдения и сна

Приходит час определенный;

Благословен и день забот,

Благословен и тьмы приход!

 

 

 

XIX

«Блеснёт заутра луч денницы

И заиграет яркий день;

А я, быть может, я гробницы

Сойду в таинственную сень,

И память юного поэта

Поглотит медленная Лета,

Забудет мир меня; но ты

Придёшь ли, дева красоты,

Слезу пролить над ранней урной

И думать: он меня любил,

Он мне единой посвятил

Рассвет печальный жизни бурной!..

Сердечный друг, желанный друг,

Приди, приди: я твой супруг!..»

 

 

 

XIX

Так он писал темно и вяло

(Что романтизмом мы зовём,

Хоть романтизма тут нимало

Не вижу я; да что нам в том?)

И наконец перед зарёю,

Склонясь усталой головою,

На модном слове идеал

Тихонько Ленский задремал;

Но только сонным обаяньем

Он позабылся, уж сосед

В безмолвный входит кабинет

И будит Ленского воззваньем:

«Пора вставать: седьмой уж час.

Онегин, верно, ждёт уж нас».

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

2. Текст каж­дой из глав «Евгения Онегина» разделён на про­ну­ме­ро­ван­ные части. Каким тер­ми­ном они обозначаются?

3. Укажите фа­ми­лию Ольги, к ко­то­рой мыс­лен­но об­ра­ща­ет­ся Лен­ский в приведённом фраг­мен­те «Евгения Онегина».

4. Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Евгения Онегина» и от­но­ся­щи­ми­ся к ним цитатами. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таблице.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

ЦИТАТЫ

А) Ленский

Б) Онегин

В) За­рец­кий

 

1) «он зол, он сплетник, он речист»

2) «обжора, взя­точ­ник и шут»

3) «хандра ждала его на страже»

4) «он серд­цем милый был невежда…»

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A

Б

В

 

 

 

 

5. В по­пут­ных ав­тор­ских за­ме­ча­ни­ях о по­э­зии Лен­ско­го скво­зит скры­тая насмешка. Каким тер­ми­ном она обозначается?

 

6. «Златые дни», «рассвет пе­чаль­ный жизни бурной». Как на­зы­ва­ет­ся дан­ное ху­до­же­ствен­ное средство?

 

7. В приведённом фраг­мен­те автор передаёт внут­рен­нее со­сто­я­ние Лен­ско­го на­ка­ну­не дуэли. Как на­зы­ва­ет­ся острое столк­но­ве­ние ге­ро­ев или обстоятельств, не­ред­ко при­во­дя­щее к тра­ги­че­ской развязке?

 

8. Как в приведённом эпи­зо­де рас­кры­ва­ют­ся осо­бен­но­сти внут­рен­не­го мира Ленского?

 

9. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры есть сцены ожи­да­ния дуэли и в чём их можно со­по­ста­вить с приведённым фраг­мен­том «Евгения Онегина»?

 

10. Укажите клас­си­че­ский жанр лирики, черты ко­то­ро­го при­сут­ству­ют в есе­нин­ском сти­хо­тво­ре­нии (грустное фи­ло­соф­ское раз­мыш­ле­ние о смыс­ле бытия).

 

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

 

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

 Бренные пожитки собирать.

 

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

 

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

 

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

 

Знаю я, что не цветут там чащи

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

 

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

С. А. Есенин, 1924

11. В сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есе­ни­на осины, за­гля­дев­ши­е­ся в «розовую водь», на­де­ле­ны че­ло­ве­че­ски­ми свойствами. Ука­жи­те на­зва­ние этого приема.

 

12. В чет­вер­той стро­фе сти­хо­тво­ре­ния смеж­ные стро­ки имеют оди­на­ко­вое начало:

Много дум я в ти­ши­не продумал,

 Много песен про себя сложил,

Как на­зы­ва­ет­ся эта сти­ли­сти­че­ская фигура?

 

13. Как на­зы­ва­ет­ся об­раз­ное определение, слу­жа­щее сред­ством ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти («на земле угрюмой»)?

 

14. Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Мы те­перь ухо­дим понемногу...» (ответ дайте в име­ни­тель­ном па­де­же без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

 

15. Каким пред­ста­ет внут­рен­ний мир ли­ри­че­ско­го героя в сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есенина?

 

16. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­ри­ки зву­чит тема жизни и смер­ти и в чем они пе­ре­кли­ка­ют­ся с есе­нин­ским стихотворением?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант ЕГЭ\литература (1-16) 07.02. Ответы

8. Как в приведённом эпи­зо­де рас­кры­ва­ют­ся осо­бен­но­сти внут­рен­не­го мира Ленского?

Владимир Лен­ский является ан­ти­по­дом Евгения Онегина. Разо­ча­ро­ван­но­го в жизни и в людях, эго­цен­три­че­ско­го романтика, на­по­ми­на­ю­ще­го излюбленных ге­ро­ев Байрона, сме­ня­ет восторженный романтик-идеалист, по­клон­ник Шиллера и Гёте, ве­ря­щий в чи­стую дружбу, в веч­ную любовь. Как све­жий воздух, во­рвав­ший­ся в душ­ную комнату, Лен­ский вносит в роман по­э­зию юношеских надежд, ра­дост­ную доверчивость к людям, по­э­ти­че­скую мечтательность, пре­кло­не­ние перед красотой. Таков Лен­ский в на­ча­ле романа, та­ко­вым он оста­ет­ся в по­след­ние минуты жизни перед дуэлью.

9. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры есть сцены ожи­да­ния дуэли и в чём их можно со­по­ста­вить с приведённым фраг­мен­том «Евгения Онегина»?

Для сравнения можно взять роман «Герой нашего времени» Лермонтова.

Печорин и Лен­ский — ро­ман­ти­че­ские герои. Ленский, вос­пи­тан­ный на ро­ман­ти­че­ских произведениях Шиллера, оста­ет­ся верен себе и перед лицом смерти, видя в ней некое выс­шее предназначение. Пе­чо­рин испорчен свет­ским обществом, ца­ря­щи­ми в нем законами, он не склонен, как Ленский, упи­вать­ся своей ис­клю­чи­тель­ной участью быть убитым, но он как ис­тин­ный романтик, спо­со­бен разглядеть кра­со­ту каждой росинки, на­сла­ждать­ся прелестью утра. В ночь перед ду­э­лью Печорин не мог за­снуть и мыс­лен­но спрашивал себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Эти мысли пе­ре­кли­ка­ют­ся с мыс­ля­ми Ленского.

Сцена дуэли есть и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер всю ночь перед дуэлью не спит, размышляя о произошедшем. Он готов к дуэли, и ни о каком примирении речи быть не может. Но Пьер уже далеко не такой герой, как Ленский и Печорин. Для Пьера дуэль была переломным моментом жизни: он задумывается над смыслом жизни, пересматривает свои поступки, меняет свои взгляды. Одно остается неизменным: его доброта, душевная щедрость, великодушие. И в сцене дуэли эти лучшие качества Пьера проявились в полной мере. Пьер так благороден и великодушен, что он забывает о той обиде, которую ему нанес этот человек, о том дурном влиянии на окружающих, которое оказывает Долохов, о его беспричинной жестокости, цинизме, стремлении все и всех очернить. Ни Печорин, ни Ленский не думают о противнике, не готовы простить своих обидчиков.

15. Каким пред­ста­ет внут­рен­ний мир ли­ри­че­ско­го героя в сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есенина?

Стихотворение «Мы те­перь ухо­дим по­не­мно­гу» — мо­но­лог поэта, ко­то­рый делится сво­и­ми самыми со­кро­вен­ны­ми думами и чувствами. Ос­нов­ная интонация сти­хо­тво­ре­ния исповедальная, доверительная, грустная, про­щаль­ная и в то же время бла­го­дар­ная за сча­стье жить на этой земле. Жизнь быстротечна, мо­ло­дость безвозвратно ухо­дит – об этом поэт жалеет. Но в сти­хо­тво­ре­нии звучат и жиз­не­утвер­жда­ю­щие ноты: ему до­ве­лось испытать жизнь с ее ра­до­стя­ми и го­ре­стя­ми – и это прекрасно.

И на этой на земле угрю­мой

Счаст­лив тем, что я дышал и жил. -

говорит поэт, и эти слова вы­зы­ва­ют светлое чувство.

 

16.В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­ри­ки зву­чит тема жизни и смер­ти и в чем они пе­ре­кли­ка­ют­ся с есе­нин­ским стихотворением?

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных» автор размышляет о неотвратимости смерти, постоянные мысли о ней неотвязно следуют за поэтом. Он, думая о бессмертии, находит его в будущем поколении:

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе — цвести.

Размышляя над этой темой, поэт приходит к такому выводу: жизнь кончается, а смерть, возможно, лишь этап жизни. Пушкин не ограничивается рамками земной жизни одного человека — бессмертие каждого в его внуках и правнуках — в его потомстве.

Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. В стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Проанализировав стихотворения Пушкина, Лермонтова и Есенина, нельзя не заметить их очень похожего отношения к проблеме жизни и смерти.

Тестовая часть


п/п

Правильный
ответ

1

романвстихах

2

строфа

3

Ларина

4

431

5

ирония

6

эпитет

7

конфликт

10

Элегия

11

Олицетворение

12

Анафора

13

Эпитет

14

Хорей

 


Скачано с www.znanio.ru

Вариант ЕГЭ /литература (задания 1-16) 1

Вариант ЕГЭ /литература (задания 1-16) 1

Златые дни», «рассвет пе­чаль­ный жизни бурной»

Златые дни», «рассвет пе­чаль­ный жизни бурной»

Вариант ЕГЭ\литература (1-16) 07

Вариант ЕГЭ\литература (1-16) 07
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2022