Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе (лирика А.С.Пушкина)
Оценка 5

Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе (лирика А.С.Пушкина)

Оценка 5
doc
13.09.2022
Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе (лирика А.С.Пушкина)
Лирика АСП ЕГЭ.doc

Лирика А.С.Пушкина

Задания к стихотворениям взяты из Открытого банка заданий ЕГЭ (ФИПИ)

 

1)Анчар*

 

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

 

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

 

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

 

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит –

И мчится прочь, уже тлетворный.

 

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

 

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

 

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

 

Принес – и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

 

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.  (1828 г.)

 

1. В начале стихотворения даётся описание пустыни. Как называется подобное описание в художественном произведении?

Ответ:_______

2. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных автором в первой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны: 1)инверсия; 2)гипербола; 3)метафора; 4)сравнение; 5)анафора.

Ответ:_______

3. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности ("вихорь чёрный", "песок горючий" и т.п.)?

Ответ:_______

4. Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность: "И тот послушно в путь потёк".

Ответ:_______

5. Укажите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина "Анчар" (без указания количества стоп).

Ответ:_______

6. Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта: описание анчара и рассказ о гибели раба? (5-10 предл.)

* Анчар – древо яда.(Прим. Пушкина.)

 

 

2)Туча

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

(А.С. Пушкин,1835 г.)

 

 

1. Как называется прием «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает А.С. Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»? Укажите термин.

Ответ:_______

2. Назовите художественный прием, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень» – «ликующий день»).

Ответ:_______

3. Назовите художественное средство, многократно используемое в стихотворении и усиливающее эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т.п.).

Ответ:_______

4. Определите размер, которым написано стихотворение «Туча».

Ответ:_______

5. Каков философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека? (5-10 предл)

 

3)Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

Деревня

 А.С.Пушкин

 Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

 

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда…

 

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

 

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединеньи величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

1819 г.

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания

10–16.

 

 10.Укажите жанр стихотворения.

Ответ:_________

11.Какой приём использовал автор в следующих строках?

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Ответ:_______

12.Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те 3 на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в первой строфе сти­хо­тво­ре­нии (цифры ука­жи­те в любом порядке).

1)эпитет;

2)гипербола;

3)метафора;

4)риторическое обращение;

5) метонимия

 Ответ:______

 13.В первой строфе стихотворения поэт использует следующий вид рифмы: АВАВ. Как называется такая рифма?

Ответ:______

14.Каким размером написано стихотворение?

Ответ: ______

15.На основе какого приёма построена композиция стихотворения? С какой целью автор применил данный приём?

Ответ: ______

16.А.С. Пушкин в стихотворении обличает «барство дикое», заканчивая произведение риторическим вопросом о судьбе народа и Родины. Приведите два примера стихотворений русских поэтов, которые заканчиваются риторическим вопросом? Сопоставьте их с произведением «Деревня» и определите роль данного синтаксического средства.

 (5-10 предл)

 

 

 

 

 

 

 

Пушкин

3)ОТВЕТЫ

10.Элегия

11.Анафора

12.134

13.Перекрёстная

14.Ямб.

15.Композиционно стихотворение состоит из двух частей, противопоставленных друг другу. Такой приём называется антитеза.

Автор использует этот приём, чтобы подчеркнуть, насколько красива природа родного края, как народ любит свой труд, работа на земле ему не в тягость, а в радость. Однако рабское положение народа возмущает поэта. Он задаётся вопросом: придёт ли время, когда люди станут свободными.

  1. Риторический вопрос — синтаксическое средство выразительности. Он нередко используется поэтами в конце стихотворений.

Так, М.Ю. Лермонтов заканчивает стихотворение «Поэт» риторическим вопросом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Слова эти обращены к поэту, который, к сожалению¸ «на злато променял» внимание людей, которые когда-то «благоговейно» внимали его словам. Его стих звучал, «как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных». Автор обращается к поэту с вопросом, когда же он вновь станет «пророком», проснётся и станет ,как прежде, вещать людям правду.

Н.А. Некрасов тоже заканчивает стихотворение «Размышление у парадного подъезда» риторическим вопросом:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Это вопрос, обращённый к русскому народу, который «стонет» от ужасного положения по всей России, в любом её уголке. В вопросе одновременно звучит призыв к народу: проснуться, перестать мириться с рабским положением, унижением, начать борьбу за свободу.

Оба эти стихотворения сближает с «Деревней» А.С.Пушкина то, что риторические вопросы в них в конце выражают основную мысль, идею автора, усиливают внимание читателей к ней, звучат своеобразным призывом .

 

1)Ответы на задания к стихотворению "Анчар":

1. Пейзаж

2. 124

3. Эпитет /или эпитеты

4. Аллитерация /или звукопись

5. Ямб

6. Задание, требующее написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений

 

 (по стихотворению А.С. Пушкина "Анчар")
Как в стихотворении А.С.Пушкина соотносятся два содержательных пласта: мир природы и мир человека?
Мир природы (описание анчара) и мир человека (рассказ о гибели раба) в стихотворении соотносятся по смыслу и композиционно, выражая авторскую идею.
Анчар в стихотворении представлен как древо зла, несущее смерть всему живому. Даже тигр, образ которого может воплощать угрозу и зло, "нейдёт" к анчару. Однако природа будто изолирует анчара от живого мира и не допускает к "грозному часовому" его обитателей. Такова идея первой части стихотворения.
На фоне пустынного пейзажа и неотделимого от него анчара во много раз усиливается впечатление от описанной во второй части хладнокровной и презрительной жестокости, с которой "человека человек/ Послал к анчару властным взглядом". Так, из-за бессердечности одного человека несчастный раб не только погибает сам, но и становится соучастником в совершении дел, ведь "непобедимый владыка" идёт с ядовитыми стрелами на другие племена.
Возможно, автор хотел показать: то, что принято считать злом в могущественной природе, несоотносимо и несравнимо с тем злом, которое совершает человек.

 

3)Ответы на задания к стихотворению "Туча":

1. Олицетворение

2. Аллитерация /или звукопись

3. Эпитет /или эпитеты

4. Амфибрахий

5. Ямб

6. Задание, требующее написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений. (вернуться)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Лирика А.С.Пушкина Задания к стихотворениям взяты из

Лирика А.С.Пушкина Задания к стихотворениям взяты из

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16

Пушкин 3)ОТВЕТЫ 10.Элегия 11

Пушкин 3)ОТВЕТЫ 10.Элегия 11

Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе (лирика А.С.Пушкина)

Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе (лирика А.С.Пушкина)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2022