Материал для родительского собрания "Одаренные дети: особенности психического развития"
Оценка 4.8

Материал для родительского собрания "Одаренные дети: особенности психического развития"

Оценка 4.8
doc
27.04.2020
Материал для родительского собрания "Одаренные дети: особенности психического развития"
Одаренные дети.doc

Одаренные дети: особенности психического развития

 

Существует много особенностей, характерных для всех одаренных детей. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного и воспитательного  процессов.

Многолетние исследования психологов и ученых позволили сделать следующие выводы: у многих известных мировых личностей чаще всего встречались такие характеристики:

-       90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

-       75 % выдающихся людей рано "созрели", были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

-       почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

-       по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

 

Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.

1.     Рано овладели знаниями в избранной сфере.

2.     Проявляли высокий интеллект, хорошую память.

3.     Были увлечены своим делом, энергичны.

4.     Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.

5.     Умели контролировать себя.

6.     Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.

7.     Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.


Что же отличает современного одаренного ребенка от его сверстников?


          1. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность, которая берет свое начало от любопытства - жажды новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в "умственных впечатлениях".

Любознательность, образно говоря, - следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер.

 

2. Сверхчувствительность к проблемам

Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Так, Альберт Эйнштейн заложил основу будущей теории относительности, будучи еще подростком. Он вдруг задумался о том, что никому не приходило в голову: что произойдет, если бежать со скоростью света?

Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к неизвестному ранее.

          3. Надситуативная активность (познавательная самодеятельность)

Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к "ситуативно не стимулируемой деятельности"). Так для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. 
Это качество одаренного человека интуитивно использовал известный физик Эрнест Резерфорд при отборе молодых сотрудников. Он нашел оригинальный способ отбора новых кадров для научной работы. Каждому вновь принятому молодому исследователю он, как и положено руководителю, давал задание. Если, выполнив это задание, сотрудник приходил вновь и спрашивал, что ему делать дальше, - его увольняли. В команде оставался лишь тот, для кого решение первой поставленной задачи становилось не завершением задания, а началом новой работы, которую он определял для себя сам.

          4. Высокий уровень развития логического мышления

Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет.

 

 5. Повышенный интерес к дивергентным задачам

 Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.


         6. Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.


         7. Гибкость мышления

Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

Высокий уровень гибкости мышления - явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности - инертность, ригидность мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.


         8. Легкость генерирования идей (продуктивность мышления)

Качество это очень близко предыдущему, но характеризует несколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества.

          9. Легкость ассоциирования

Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, далекими по содержанию.

Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его "нормальные" сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями.

 

10. Способность к прогнозированию

Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления - они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.

Способность к прогнозированию свойственна не только одаренным, но и всем детям. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможности прогноза развития социальных явлений.

          11.  Высокая концентрация внимания

Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

          12. Отличная память

Все специалисты среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. О возможностях памяти одаренных сложено немало легенд. Но при этом на бытовом уровне, в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя.
Действительно, человек может хранить в своей памяти гигантский объем информации, и формально ему невозможно отказать в звании "эрудита" или "ученого". Но ум и эрудированность совсем не одно и то же.


          13. Способность к оценке

Способность к оценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества.


         14. Особенности склонностей и интересов

У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны.

Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко обилие увлечений приводит к нерациональной с точки зрения прагматичных взрослых трате сил. Типичный упрек с их стороны: "Распыляешься, ничего не доводишь до конца, вчера играл в шахматы, сегодня уже рисуешь, а завтра будешь изобретать новый двигатель. Так ничего не добьешься в жизни".

Стоит отметить, что разноплановость интересов предохраняет от "зацикленности", которая нередко бывает свойственна таланту. Человек, полностью посвятивший себя одному делу, одной идее, приносит ей в жертву - вольно или невольно - многие другие жизненные ценности. Иногда дело доходит до курьезов. Основатель кибернетики Норберт Виннер помнил только о том, над чем в данный момент работал. Когда его семья переехала на новую квартиру, жена ученого положила ему в бумажник записку с новым адресом. Н. Виннер набросал на листке какие-то формулы, потом понял, что они неверны, и выбросил бумажку. Вечером, забыв о переезде, он отправился по старому адресу. Разумеется, он никого не нашел там и в растерянности вернулся на улицу. Ему встретилась девочка, которой он тут же стал объяснять, что он профессор Н. Виннер, чья семья недавно переехала из этого дома, но он не знает куда. Н. Виннер поинтересовался, не знает ли она случайно, где ему искать новую квартиру. Внимательно выслушав его, девочка ответила: "Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь".

         15. Стремление к самоактуализации

Стремление к самоактуализации - это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, "опредмечивать" себя, свои способности, свою сущность. У людей, склонных к самоактуализации доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех людей, которые стремятся удовлетворить потребности в том, чего им недостает.

         16. Перфекционизм

Творчески одаренных людей отличают некоторые черты личности и способы взаимоотношений с окружающими. Например, перфекционизм (от англ. perfect - "совершенный"). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Он готов переписывать сочинение из-за одной помарки, заново собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее можно усовершенствовать, и т. п.

Следствием этого постоянного стремления к совершенству нередко становится столь же постоянное чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и депрессий..


         17. Самостоятельность

Люди, склонные к самостоятельности, отличаются большей избирательностью и интеллектуальностью. Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность.


         18. Эгоцентризм

И одаренные дети, и в большей мере их "нормальные" сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это качество свойственно и многим взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере результат эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу. Он закономерен и определен особенностями возрастного развития. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит.

 

19. Лидерство

В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.

Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками - его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера.

 

20. Юмор

Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

 

Как помочь ребенку в период подготовки и во время олимпиад, конкурсов?

-       Создайте  безопасные психологические условия;

-       Поддерживайте его способности, избегайте неодобрительной оценки его творческих попыток (не следует говорить, что его произведение можно улучшить);

-       Учите терпению, поощряйте старания, тактично помогайте;

-       Учите проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию;

-       Учите владеть эмоциями;

-       Не забывайте о физической активности ребенка;

-       Следите за правильным питанием.

 

Полезные продукты, помогающие …успешно грызть гранит науки

 

ü Креветки — деликатес для мозга: снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вниманию ослабнуть. Достаточно 100 грамм в день.

ü Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза:  минимум половина луковицы ежедневно.

ü Орехи особенно хороши, если предстоит умственный марафон. Укрепляют нервную систему, стимулирую деятельность мозга.

ü Инжир освобождает голову для новых идей. Эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом.

ü Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулирую всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.                                                                                                     

ü Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Съешьте  салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.

ü Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С.

ü Черника  способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.

ü Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.

ü Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы» .

 

Родители – единственные люди, которые постоянно защищают своего ребенка и всегда готовы дать полезный совет. Родительская поддержка начинается в семье и проявляется в повседневной жизни.

Любите и уважайте своих детей за то, что они Ваши дети, а не за то, что они умеют что-то делать.

Всегда стремитесь узнать что-то новое, расширить свои знания об одаренности, и тогда Вы сможете помочь своему ребенку понять самого себя.

Будьте гибкими, интересными, ответственными, творческими и счастливыми родителями.

 

 

 


Одаренные дети: особенности психического развития

Одаренные дети: особенности психического развития

Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему

Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему

Легкость ассоциирования Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их…

Легкость ассоциирования Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их…

Особенности склонностей и интересов

Особенности склонностей и интересов

Эгоцентризм И одаренные дети, и в большей мере их "нормальные" сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в…

Эгоцентризм И одаренные дети, и в большей мере их "нормальные" сверстники часто не понимают, что окружающие существенно отличаются от них и в мыслях, и в…

Инжир освобождает голову для новых идей

Инжир освобождает голову для новых идей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020