Люди начинают знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. В повседневной жизни мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивые, а другие медлительные, застенчивые, неторопливые, что люди, попадая в одни и те же ситуации, ведут себя по-разному. Однако за этим большим разнообразием поведенческих реакций и поступков проступают некоторые общие схемы или типы поведения. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
ТЕМПЕРАМЕНТ (от латинского temperament - надлежащее соотношение частей) - это врожденные индивидуальные особенности человека, определяющие протекание его психических процессов и поведения (общая активность, двигательные проявления, эмоциональность).
Существует 4 типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Они различаются между собой по быстроте возникновения и силе эмоциональных реакций.
Холерик — взрывной, порывистый, с бурными реакциями, вспыльчивый. Но его чувства остывают так же быстро, как и возникают, поэтому он способен бросить дело на полпути, просто потеряв к нему интерес.
Сангвиник — человек быстрый, веселый, живо и легко откликается на все, что его окружает, с живой мимикой и выразительными жестами. Он работоспособен, в работу включается легко. Быстро переключается с одного задания на другое — это не вызывает у него дискомфорта. Легко сходится с людьми.
Флегматик — человек медлительный, спокойный, неторопливый, его нелегко вывести из себя. Жесты и мимика его невыразительны. Флегматик с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, при этом очень работоспособен, терпелив.
Меланхолик — тихий, тревожный, чувствительный. Глубоко переживает любое событие, принимает все близко к сердцу, легко утомляется. Жесты и мимика его невыразительны, голос тихий.
При изучении темперамента часто используют сравнение типов с героями сказок и других литературных произведений, а также знаменитыми людьми. Великие писатели были очень наблюдательными людьми и в своих героях, в их поступках точно видели особенности того или иного темперамента.
Классическим примером является сказка А. Н. Толстого «Золотой Ключик, или Приключения Буратино»: Буратино – сангвиник, Пьеро – меланхолик, Арлекин – холерик, Черепаха Тортилла – флегматик.
Одним из ярких главных героев произведений английского писателя Алана Милна о «медведе с опилками в голове» является сангвиник Винни-Пух. Его можно охарактеризовать как жизнерадостного, подвижного, общительного персонажа. Примером героини – меланхолика может служить Дюймовочка-образ из сказки Ганса Христиана Андерсена – слабая, грустная, тревожная. Можно выделить флегматиков-помощников главного героя, например, Черепаха Тортилла. Она рассудительная, спокойная, малоподвижная. Или же это флегматики – безвольные, безразличные, пассивные, как отец у Золушки.
Главные положительные герои сказки чаще всего сангвиники (герои – искатели), а сказочные героини – меланхолики (герои – жертвы). Среди персонажей второго плана много флегматиков, пассивность которых более выделяет активность героев. Отрицательные сказочные герои, как правило, холерики.
В русской классической литературе тоже можно обнаружить примеры героев, чьи характеры выдержаны в рамках того или иного типа темперамента.
«И.И.Обломов – помещик средней руки, лет 32-33 от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Движения Обломова были ленивыми, как у только что проснувшегося после обеденного сна кота. Лежание у Ильи Ильича было нормальным состоянием. Мало того, лежание было не просто состоянием, а основным занятием. В комнате все так запылилось, полиняло и вообще, было лишено живых следов человеческого присутствия». Это описание героя-флегматика.
Ноздрев – герой "Мертвых душ" Н.В.Гоголя:
— Так ты не хочешь оканчивать партии? — говорил Ноздрев. — Отвечай мне напрямик!
— Партии нет возможности оканчивать, — говорил Чичиков и заглянул в окно. Он увидел свою бричку, которая стояла совсем готовая, а Селифан ожидал, казалось, мановения, чтобы подкатить под крыльцо, но из комнаты не было никакой возможности выбраться: в дверях стояли два дюжих крепостных дурака.
— Так ты не хочешь доканчивать партии? — повторил Ноздрев с лицом, горевшим, как в огне.
— Если б ты играл, как прилично честному человеку. Но теперь не могу.
— А! так ты не можешь, подлец! когда увидел, что не твоя берет, так и не можешь! Бейте его! — кричал он исступленно, обратившись к Порфирию и Павлушке, а сам схватил в руку черешневый чубук. Чичиков стал бледен как полотно. Он хотел что-то сказать, но чувствовал, что губы его шевелились без звука.
— Бейте его! — кричал Ноздрев, порываясь вперед с черешневым
чубуком, весь в жару, в поту, как будто подступал под неприступную крепость. — Бейте
его! — кричал он таким же голосом, как во время великого приступа кричит своему
взводу: «Ребята, вперед!». Перед нами типичный холерик. Также Полиграф
Полиграфович Шариков из произведения "Собачье сердце" М.Булгакова
является холериком, потому что он вел себя неадекватно и хамски к окружающим.
Настоящая собака: пел не очень приятные песни, дрался и обижал других. Также примерами холериков могут служить Дон Кихот Ламанчский из
одноимённого романа Мигеля де Сервантеса и д'Артаньян из «Трёх мушкетёров»
Александра Дюма-отца.
А вот
пример меланхолического темперамента.
Татьяна –
героиня романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
Татьяна — простая провинциальная
девушка, она не красавица, но задумчивость и мечтательность выделяют ее среди
других людей (“она любила на балконе предупреждать зари восход”), в обществе
которых она чувствует себя одиноко, так как они не способны понять ее.
Дика,
печальна, молчалива,
Как лань
лесная боязлива,
Она в
семье своей родной
Казалась
девочкой чужой.
Она не
ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием, не интересовалась
модой:
Но куклы
даже в эти годы
Татьяна в
руки не брала;
Про
вести города, про моды
Беседы с
нею не вела.
Ягненок из басни "Волк и ягненок" И.А. Крылова считается меланхоликом. Он не может постоять за себя, считается вечно виноватым, мямлит и рыдает. (Кстати, здесь Волк ведет себя как холерик).
Ослик Иа из произведения "Винни-Пух и все, все, все" А. Милна самый настоящий меланхолик. Не сделал ни единой попытки найти свой хвост. Обычно находится в своих переживаниях. Малообщительный и пессимистичный.
В художественных произведениях для того, чтобы оттенить качества характера того или иного героя, авторы часто ставят рядом людей противоположных темпераментов. Так, невозмутимый англичанин Филеас Фогт из романа Жюля Верна «Вокруг света в 80 дней» — яркий образец флегматика. А его слуга француз Жан Паспарту — типичный сангвиник.
Как вымышленные, так и реально жившие люди – писатели, поэты, исторические деятели – все являлись носителями того или иного типа темперамента, а зачастую - и смешанного.
Медлительным был
флегматик Крылов,
А, басни какие писал – будь здоров!
Петр I уж, точно, холериком был
Окошко в Европу ведь он прорубил,
И город пост роил по невским брегам,
И флот заложил, что на страх всем врагам!
Сангвиником был
Константин Рокоссовский,
Прославился маршал в битве московской,
Не дрогнул, фашистов разбил в пух и прах,
И враг захлебнулся в московских снегах!
А Дарвин в науке
остался навеки,
И вывод отсюда, наверно, простой -
Все дело конечно в самом человеке
Работай, учись и трудись над собой!
Список использованных источников
1. Мазо В. Б. Темперамент и характер. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://urok.1sept.ru (дата обращения: 21.10.2019)
2. Ковальчук С. В. Примеры описания темпераментов героев художественной литературы. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://nsportal.ru (дата обращения 16.10.2019)
3. Руднева Д. Изучение темперамента сказочных героев. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru (дата обращения 21.10.2019)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.