Материал по истории: Культура
Оценка 5

Материал по истории: Культура

Оценка 5
pdf
12.05.2024
Материал по истории: Культура
КУЛЬТУРА.pdf

 

 

 

 

 

Культура

Культура Киевской Руси - синтез культуры восточнославянских племен и христианской, прежде всего византийской культуры. Принятие христианства в 988 г. определило влияние христианской эстетики на все сферы культурной жизни древнерусского общества.

 

Образование.

 

Несомненным следствием христианизации стало распространение образования на Руси.  

 

Первая славянская азбука − «глаголица» − была создана двумя византийскими монахами-просветителями Кириллом (Константином) и Мефодием для  центральноевропейского славянства в IX в.

 

Глаголическое Зографское Евангелие, X–XI в.

 

В начале X в. ученики Кирилла и Мефодия переработали труд своих учителей и создали новую, более удобную письменную систему − «кириллицу», которая стала основой для древнерусской письменности.

 

Литература.

С XI ст. на Руси появляются первые оригинальные литературные произведения. 

 

Древнейшими книгами Руси являлись Новгородский кодекс XI в., Остромирово Евангелие (Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира) и Изборник Святослава 1073 г. (сборник нравоучительных рассуждений). Наиболее популярными на Руси были следующие литературные жанры:

1.  Летописание (хроники) − погодная запись событий, составленная очевидцем или со слов очевидца. Русские летописи создавались в монастырях. Наиболее известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором приблизительно в 1113 г. Данное произведение описывает историю восточных славян с древнейших времен и до современной автору эпохи. К жанру летописания примыкает жанр исторической повести. Наиболее известной исторической повестью является написанное со слов очевидца произведение «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами». 1204 г.

 

2.  Житийная литература (агиография) − жизнеописания христианских святых: «Житие Бориса и Глеба»,

«Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»

 

В.Васнецов. Нестор-летописец     

 

3.  Риторическая литература −− слова и поучения, написанные на различные светские и духовные темы. Так, в «Слове о Законе и

Благодати» митрополита Иллариона Киевского обосновывалась значимость принятия христианства, прославлялись русская земля и князья.

«Поучение Владимира Мономаха» одновременно является автобиографией, а также политическим и нравственным завещанием князя. Оригинальным образцом риторической литературы является «Моление Даниила Заточника», созданное на территории ВладимироСуздальского княжества в начале XIII в. Данное произведение представляет собой льстивый панегирик княжеской власти и критику боярства и церкви.

 

4.  Хождения (хожения) − рассказы о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе и обычаях других стран. Наиболее ярким произведением данного жанра является «Хожение игумена Даниила в Палестину». 

 

5.  Эпические поэмы, в числе которых наиболее известное произведение древнерусской литературы домонгольского периода − «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор описывал неудачный поход новгородсеверского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Данное произведение отличается исключительными художественными качествами. В нем нашли отражение не только влияние христианской традиции, но и элементы древнерусского народного творчества. Автор призывал к прекращению княжеских усобиц, к единению русских земель. 

 

 

И. Билибин. Иллюстрации к поэме «Слово о Полку Игореве» 

 

Наравне с официальной (высокой) литературой на Руси бурно развивалось устное народное творчество, проявившееся, прежде всего, в оформлении к XII–XIII вв. былинных циклов. Выделяется два основных былинных цикла: Киевский и Новгородский. Былины Киевского

цикла повествовали о древних временах, в них воспевалась удаль и храбрость героев −− богатырей, защищавших русскую землю от внешних врагов. 

Зачастую герои былин Киевского цикла имели исторические прототипы. Так, великий князь Владимир Красное Солнышко вобрал в себя черты Владимира I  и Владимира Мономаха. Мудрый богатырь Добрыня Никитич являлся былинным отражением реального исторического лица −− дяди Владимира I Добрыни. Богатырь-оборотень Волхв Всеславович был отражением народной памяти о Вещем Олеге и полоцком князе Всеславе Брячиславиче. Героями новгородских былин были персонажи иного плана. Новгородцы ценили не столько воинскую удаль и храбрость, сколько ловкость и хитрость купца. Поэтому главными действующими лицами Новгородского цикла стали богатые купцы-гости, например знаменитый Садко.

 

 В. Васнецов. Три богатыря

 

Устройство крестово-купольного храма

Внутреннее устройство

 

1.                   Купол

2.                   Столпы

3.                   Алтарь (всегда обращен на восток)

4.                   Хоры (балкон, на котором находился во время богослужения князь с приближенными)

5.                   Алтарная преграда

Внешнее устройство

 

Абсида −выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Конха −перекрытие в виде полукупола над абсидой или другой нишей. Световой барабан −цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Обычно прорезан многими окнами.

Архитектура.

Высочайшего уровня достигло в X–XIII вв. русское зодчество.  Строительство из камня приносится на Русь из

Византийской империи, первыми зодчими были греки, поэтому первоначально каменные строения в значительной степени копировали византийские образцы. 

 

 

 

 

 

 

Десятинная церковь

(церковь Успения

Пресвятой Богородицы), построенная в Киеве при Владимире I в конце X

в.(разрушена

монголами в 1240г)

 

 

Софийский собор в Киеве. при Ярославе Мудром 1037 г. Сложная многоступенчатая композиция храма завершалась 13 главами. Позже снаружи он был украшен барочной декорировкой.

 

 

Софийский собор в Новгороде. (1045–

1052

гг.) возведенный из камня с кирпичом и позже оштукатуренный. 

 

 

Спасо-

Преображенский собор в Чернигове

1036 г

 

 

Золотые ворота в Киеве. 1037 г. 

 

После утратой Киева политического лидерства и обособления русских княжеств монументальное строительство начинается и в городах, ранее считавшимися периферийными.  Возникают региональные архитектурные школы, из которых наибольшее развитие получают ВладимирскоСуздальская и Новгородская.  

 

Для Владимирско-Суздальской школы характерна башенность, использование резного известняка для декорирования храмовых сооружений. Храмы отличались компактным кубовидным объемом и

увенчивались одной главой. Фасады украшались резьбой по камню, интерьеры расписывались фресками. 

Дня Новгородской архитектурной школы характерна строгость и простота форм, приземленность здания. Силуэты новгородских церквей просты, лаконичны, в их формах отсутствует геометризированная жесткость (арки смяты, углы скошены). Здания возводились из грубого околотого камня с красной прослойкой, позже были оштукатурены. 

 

Успенский собор во

Владимире (1158–

1160 и 1186–1189

гг.)

 

 

Церковь Покрова на Нерли (1165–1166

гг.)

 

 

Остатки дворца князя Андрея

Юрьевича в

Боголюбове (1160-е

гг.)

 

 

Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 гг.)

 

 

 

Золотые ворота во

Владимире (1158–

1164 гг.)

 

 

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре (1119–

1130 гг.)

 

 

церковь Спаса на Нередице (1198 г.)

 

 

Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (до 1156 г.).

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство.

 

Мощное влияние византийской культуры испытало и изобразительное искусство Древней Руси. На Руси была распространена фресковая живопись, мозаичное дело и иконопись.

 

1.                   Фреска − техника письма по сырой штукатурке. Фресковая живопись была чрезвычайно распространена при внутреннем украшении храмов. Изображались сцены из Евангелия, житийной литературы, иногда княжеской семьи.

 

2.                   Широкое распространение нашла и техника мозаики − складывания изображения из кусочков окрашенного стекла (смальты). В технике мозаики, наиболее сложной и дорогостоящей, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Одной из наиболее известных древнерусских мозаик является изображение Богоматери Оранты (молящейся) в Софийском соборе.

 

3.                   Первоначально иконы ввозились на Русь из Византии (до сих пор наиболее почитаемой иконой в России является написанная византийскими мастерами на рубеже XI–XII вв. Владимирская Богоматерь). Икона была привезена из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским, чудом выжила во время разорения города монголо-татарами, в 1395 г. была перевезена в Москву.

Впоследствии и в русских княжествах появились свои иконописные школы, которые, восприняв каноны византийской иконописи, творчески обогатили их в русле местных живописных традиций. 

 

 

 

 

 

 

Дочери Ярослава Мудрого. Фреска Софийского собора в Киеве

 

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена).

Мозаика в алтаре Софийского собора, XI в.

 

Написанная византийскими мастерами на рубеже XI–XII вв.

Владимирская

Богоматерь (чудом выжила во время разорения города монголотатарами, в 1395 г. была перевезена в Москву)

 

Икона Спаса

Нерукотворного. Новгород. Конец XII в.

 

Икона «Ангел златые власы». Новгород. Конец XII в.

 

Основные типы икон Пресвятой Богородицы:

1. «Молящаяся» («Оранта», «П анагия», «Знамение»).

 

На этой иконе Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях (с древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На ее лоне на фоне круглой сферы − Спас Эммануил. Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. «всесвятая»). На Руси этот образ получил наименование «Знамение». 27 ноября 1169 г., во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки…

В православном храме иконы этого типа помещают в верхней части алтаря.

 

 

 

2. «Путеводительница» («Одиг итрия»).

 

Божия Матерь правой рукой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке.

Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица говорит всем, что путь истинный − это путь ко Христу. На этой иконе она является путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу −святому апостолу Луке. Примеры:  Смоленская, Тихвинская, Иверская.

 

3. «Умиление» («Елеуса»).

 

 

Младенец-Христос припал левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Богородица символизирует Церковь Христову, поэтому икона показывает полноту любви между Богом и человеком. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

Божия Матерь задумалась: она знает, какие страдания ждут ее Сына.

Пример: Владимирская икона Божией Матери.

Эта икона не случайно стала одной из величайших русских святынь. Причины:  древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки;  события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; неоднократное участие в спасении Москвы от набегов татар… 

 

4. «Всемилостивая» («Панахра нта»).

 

 

Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Примеры: «Державная» и  «Всецарица».

5. «Заступница» («Агиосортисса»)

.

 

Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо, иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном

месте − слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе.

 

 

 

Декоративно-прикладное искусство.

 

В декоративно-прикладном искусстве древней Руси сохранилось образы языческой мифологии. 

 

Турий рог у древних славян применялся в качестве священного обрядового сосуда. 

 

 

 

 

Оберегами служили женские украшения с символическими изображениями. О наличии элементов заклинательной магии в украшениях свидетельствуют птицы, змеи, драконы.

 

Звездчатый колт (височная подвеска)из Тульского клада. Серебро. XII в.

 

Древнерусские мастера в совершенстве владели сложной техникой скани, или финифти (создание узоров из тонкой золотой или серебряной проволоки),  зернения (набор узоров при помощи микроскопических металлических шариков), чернения, о чем свидетельствуют сохранившиеся ювелирные украшения. 

 

                                  

Скань                                 Зернь                               Чернь                                                                    Лицевое шитье 

 

Одной из вершин декоративно-прикладного искусства Древней Руси являлись цветные эмали − перегородчатая и выемчатая.

Эмаль − нанесение на ювелирные изделия тонкого стекловидного покрытия. Эмалью украшались образки, женские головные уборы, цепи, колты, переплеты книг. Высокого уровня достигло лицевое (изобразительное) шитье и мелкая пластика. Центрами создания этих изделий стали монастыри и мастерские при великокняжеском дворе. Лицевое шитье выполнялось гладью, разноцветными шелками. Вышивальщицы, перерабатывая византийские композиции, создавали произведения, не уступающие живописным. 

 

 

 

 

 

 

В XVI в. в русской культуре начинается медленный процесс секуляризации − обмирщения, который охватывает все сферы духовной жизни общества. Однако влияние религиозного мировоззрения на духовную сферу было еще очень велико. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив каноны в литературе (сочинения митрополита Макария), в живописи (творчество А. Рублева), в зодчестве (Успенский собор). В этот период завершается процесс формирования великорусской народности. 

 

Литература

 

Распространенным литературным жанром оставалось летописание

 

«Степенная книга» содержала портреты-описания великих князей и митрополитов от Владимира I до Ивана IV, прославляла союз церкви и государства. «Летописец начала царства» повествовал о начале правления Ивана Грозного, доказывал необходимость сильной царской власти. Никоновская летопись (в сер. XVII в. принадлежала патриарху Никону), крупнейшая по объему и хронологическому охвату, описывала события отечественной истории от возникновения государства до 1558 г. 

Попыткой синтезированного изложения всемирной и отечественной истории стал «Хронограф», написанный на рубеже XV–XVI вв. Лицевой летописный свод,  содержавший около 16 тыс. миниатюр ("лицо" - изображение), был составлен в 40–60-х гг. XVI в. Он освещал события всемирной истории, составленной на основании «Хронографа», и отечественной истории до 1567 г. Последний том лицевого свода − Царственная книга − рассказывал о времени правления Ивана IV.

 

Помимо традиционных летописей и агиографических произведений в XVI в. в русской литературе появляются новые жанры: беллетристика, занимательная литература. Среди них переводная повесть «Александрия», в мифологизированной форме описывающая историю Александра Македонского, а также «Повесть о Дракуле» за авторством дьяка Федора Курицына. В данных развлекательных, по сути, произведениях нашло отражение политическое развитие Российского государства. Оба сочинения восхваляют сильную самодержавную власть правителя.  

Идея необходимости укрепления центральной власти отчетливо проявляется в философских трактатах. Так, в начале XVI в. в трудах монаха Филофея Псковского была разработана концепция «кочующего царства» −− мистической христианской монархии, перемещавшейся в истинно православную страну. Данная философема проявилась в учении о Москве как о Третьем Риме: «два убо Рима

падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Таким образом, Московское государство начинало восприниматься правящими кругами как прямая наследница Римской и Византийской империй −− вселенская христианская монархия, которой было суждено привести весь мир к истинной вере. Подобные идеи оправдывали великодержавные амбиции московских великих князей, а потом и царей.

 

Еще одним политическим памфлетом, оказавшим мощное влияние на идеологию великокняжеской и царской власти, являлось написанное на рубеже XV и XVI вв.«Сказание о князьях Владимирских», в котором излагалась легенда о том, что династия Рюриковичей происходила от «кесаря Августа». В сочинении приводился перечень властителей мира, среди которых выделялся римский император Август, пославший на берега Вислы брата Пруса. От Пруса пошел род  Рюрика. Наследник Пруса и Рюрика Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти.

 

Ярким явлением в русской литературе стала переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским. В переписке царя и князя-беглеца освещается широкий круг социально-политических проблем, находят свое выражение два различных подхода к оценке путей развития Московского царства. Иван Грозный ратовал за неограниченную власть царя, а Андрей Курбский выступал за сохранение и даже повышение роли аристократии в управлении государством и фактически призывал ввести ограниченную монархию на польский манер. П. Рыженко. Князь Курбский

 

Рассуждения о необходимости усиления царской власти встречаются в сочинениях дворянина И. С. Пересветова. Обострение общественных противоречий нашло отражение в творчестве талантливого мыслителя-гуманиста Ермолая-Еразма. В своем трактате  «Благохотящим царем правительница» он резко критикует современные ему нравы, бичует несправедливости, терпимые простым людом, прежде всего крестьянами, от бояр и вельмож.

Получили развитие исторические повести, рассказывающие о событиях XVI в. "Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" содержали описания активной внешней политики Ивана Грозного.

Проведенная на Стоглавом соборе церковная реформа − создание общерусского пантеона святых, централизация церковных обрядов − выдвинула задачу создания общерусского свода церковной, и прежде всего агиографической, литературы. Подобным сводом стали «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения), составленные коллективом писцов под руководством митрополита Макария в 1554 г.  Оригинальным литературным произведением XVI в. является составленный членом Избранной рады Сильвестром «Домострой». Данный трактат представляет собой свод религиозных, социальных и семейных норм. В нем ярко рисуются патриархальный общественно-бытовой идеал городской верхушки эпохи.  

 

Начало книгопечатания

 

Одним из наиболее значительных достижений российской науки и культуры середины XVI в. стало книгопечатание.

 

 Первая типография возникла в Москве в 1553 г. Она напечатала несколько «анонимных» (т. е. без указания имени печатника) книг. В 1563

г. был организован «государев Печатный двор», который возглавил «первопечатник» Иван Федоров. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил книги «Апостол» (1564 г.) и «Часовник» (1565 г.). Данные издания отличались мастерской техникой исполнения и высокохудожественным оформлением. 

 

Архитектура

 

Несмотря на то, что на протяжении всего XVI ст. продолжали возводиться традиционные для русской архитектуры крестово-купольные храмы − Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524–1598 гг.), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559–1585 гг.). Знакомство российских архитекторов с западноевропейским (прежде всего итальянским) зодчеством, активное использование традиций деревянного зодчества русского севера способствовали развитию новых архитектурных форм, из которых наибольшую известность приобрел так называемый шатровый стиль. Шатровые церкви не имели столпов, вся масса храма держалась на фундаменте. Вместо купола здания шатровых храмов имели шатер. Шатровые храмы строились из дерева и камня. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI в. 

 

Одним из ранних и наиболее известных шатровых храмов является церковь Вознесения в Коломенском, заложенная в 1528–1532 г. Василием III в честь рождения у него наследника. Возведена предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале (Петром Малым Фрязиным).

 

Исследования последних лет показали, что  самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Постройка церкви  −1510-е гг.

 

Еще одним знаменитым памятником шатрового стиля является храм Покрова Богородицы на Рву, более известный как собор Василия Блаженного, сооруженный в честь покорения Казани в 1554–

1560 гг. Наиболее распространенная версия связывает строительство храма с именами русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева. 

 

В правление Е. Глинской в 1535–1538 гг. под началом итальянского инженера Петрока Малого вокруг Китай-города была воздвигнута Китайгородская стена ("кита" - 1. вязка жердей, 2. город (итал.), 3.

крепость (тюрк.))  длиной 2567 метров с 12 башнями из красного кирпича. Строительство производилось в целях обороны московского посада от набегов крымских татар, подобных вторжению Махмет-Гирея в 1521 г.  Ильинские ворота. 1840-е гг.

В 1532—1543 гг. зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прп. Иоанна Лествичника прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня. В 1600 г. при царе Б. Годунове, предположительно  «государевым мастером» Ф. С. Конём, к двум

ярусам колокольни

«Иван Великий» был достроен ещё один.

 

 

После нашествия на Москву крымского хана Казы-Гирея II в 1591 г. началось строительство Деревянного города (Скородома). 

 

 

А. Васнецов. У стен

Деревянного города

 

В конце XVI в. территорию Белого города защитила крепостная стена (совр. Бульварное кольцо), возведенная по решению правительства, возглавляемого боярином Б. Ф. Годуновым, после того как прежние деревянные укрепления на земляном валу сгорели при набеге крымских татар в 1571 г. Строительство велось в начале 1590-х гг., точные даты начала и окончания строительства вызывают споры. Строительство возглавил известный зодчий Федор Конь.

 

 

Белый город в конце XVIII в.

Живопись

 

В русской живописи XVI в. преобладающим жанром остается иконопись.

 

В  50-х гг. ХVI в. в честь взятия Казани была написана икона «Церковь воинствующая». Предположительным ее автором считают царского духовника Андрея. На иконе изображено торжественное возвращение русских воинов-победителей из объятого пламенем города. Икона изображала триумф Ивана Грозного и всего православного самодержавия над неверными. Хотя она имела церковное содержание, в характеристике изображаемых лиц видны светские мотивы.

 

Василий Великий и великий князь Василий III, фрагмент иконы  

 

Введение светского элемента присуще и знаменитой «Четырехчастной» иконе, созданной в середине XVI в. На иконах XVI в. помимо лиц, причисленных к лику святых, изображались цари, князья, рядовые священнослужители и даже простолюдины. Проникновение в живопись элементов реализма вызывало протест со стороны поборников старины. К их числу относился дьяк Иван Висковатый. Этот вопрос поднимался на соборе 1554 г., который не учел мнение Висковатого и признал допустимым в живописи не только каноническое, но и «бытийное» письмо, т. е. исторические сюжеты, а также притчи, допускавшие художественный вымысел. 

 

Монументальная живопись в XVI в. пополнилась  фресками Покровской церкви

Александровой слободы с торжественными и стройными фигурами князей Владимира, Бориса и Глеба, Золотой палаты Кремлевского дворца. Созданные в 1547–1552 гг. фрески  на основе сюжетов «Сказания о князьях Владимирских» символически выражали величие власти царя и христианской церкви.

Развитие в XVI в. получила миниатюра. В ней наряду с религиозными темами получили распространение исторические и бытовые сюжеты. Таковы миниатюры жития Сергия

Радонежского, изображающие работы по постройке зданий, земледельческие занятия крестьян, хозяйственную деятельность монастыря, школьные занятия и т. п., а также миниатюры

«Лицевого летописного свода».

 

В последней четверти XVI в. в Москве оформилась  строгановская школа − новое направление русской живописи, получившее развитие благодаря покровительству со стороны Строгановых. Мастера этой школы владели тончайшей миниатюрной техникой, тщательным исполнением мелких деталей. Художники строгановской школы, с одной стороны,  стремились к внешней красивости, изысканности и утонченности фигур, изяществу отделанных золотой штриховкой изображений, с другой −  к предельной выразительности и повествовательности. 

Сергий Радонежский в школе.                                             Последнее особенно проявилось в произведениях крупнейших представителей этой 

 Миниатюра из лицевого                                                      школы Прокопия Чирина, Истомы и Никифора Савиных. Большое внимание к

«Жития преподобного Сергия Радонежского».                 бытовым деталям свидетельствует о проникновении черт реализма, который

 XVI в                                                                                     получает свое дальнейшее развитие в XVII в.   

 

 

Развитие ремесла

В XVI в. выделяются районы, специализирующиеся на производстве определенных предметов. Специализация основывалась на сырьевой базе района.  

 

Так, в XVI в. центром железоделательной промышленности стала Устюжна

Железопольская. Также железо производилось в Новгородском районе, Тихвине,

Белозерском крае, Карелии, Лопских погостах. Центрами «лодейного» дела являлись Вологда и Холмогоры. Калуга, Тверь, Белозерский край специализировались на производстве деревянной посуды. Суконное производство сосредоточились в Можайском уезде, Ржеве, Вологде. Московские ремесленники славились как лучшие производители оружия. Так, памятник русской артиллерии и литейного искусства Царь-пушка была отлита из бронзы в 1586 г. московским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Специализация в производстве тех ли иных изделий была характерна для домашней крестьянской промышленности, вотчинного и городского ремесла.

Ведущую роль в развитии ремесла играл город. В русском городе XVI в. было свыше 200 различных ремесленных специальностей. Ремесленники занимались производством продуктов питания, одежды, обуви. Складывалась дробность специальностей внутри отдельных отраслей ремесленного производства. Например, выпечкой хлеба занимались хлебники, калачники, пирожники. Названная тенденция свидетельствовала о росте ремесленного производства и укреплении его связи с рынком. Совершенствование техники производства привело к созданию довольно крупных предприятий, основанных на разделении труда. Такими были Пушечный двор, Оружейная палата. 

 

Быт русского населения

 Быт русского населения в XVI в. зависел от материального благосостояния.

 Пища была простой, но многообразной: блины, караваи, кисель, овощи и каши. Мясо солили в дубовых кадках и держали впрок. Были популярны блюда из рыбы, которую употребляли во всех возможных вариациях: соленую, сушеную и вяленую. Любимыми напитками являлись безалкогольные морсы и компоты. Слабоалкогольные напитки по вкусовым качествам напоминали современное пиво, их делали на основе меда и хмеля. Строго соблюдались посты, помимо основных четырех постов люди отказывались от скоромной пищи по средам и пятницам.

Семейные отношения строились на основе полного подчинения главе семейства. За непослушание жены или дети карались телесными наказаниями. Подобная практика применялись даже к боярским женам и детям. В брак молодые люди вступали преимущественно по воле родителей. Это было обычным явлением среди бояр, которые путем брачных союзов своих детей пытались приумножить свое благосостояние и укрепить положение в обществе. Крестьянской молодежи предоставлялось право собственного выбора будущего супруга.  А. Рябушкин. Купеческая семья XVII в.

В XVII в. в истории русской культуры начался «новый период»: уходили в прошлое старые традиции, в науку, искусство и литературу проникали западные идеи. Означенные тенденции нашли выражение в увеличении печатной продукции, появлении первого высшего учебного заведения, зарождении театра и газеты. В литературе, живописи более популярными становятся гражданские мотивы, наблюдается стремление к реалистическому изображению событий и современников.

 

Просвещение и знания

Более широкого распространения достигла грамотность. В дворянских и купеческих кругах грамотность была обычным явлением. Многие горожане (торговые люди, ремесленники) умели читать и писать. Постепенно грамотность распространялась среди черносошного крестьянства, о чем  свидетельствуют записи на рукописях XVII в., сделанные их владельцами − крестьянами. 

 

В 1618 г. в Вильно была издана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого − основа церковнославянской грамматической науки. 

В XVII ст. в России появилось первое высшее учебное заведение. Сначала правительство открыло по  инициативе боярина Федора

Михайловича Ртищева, сыгравшего заметную роль в русском просвещении, в Москве в 1682 г. Типографскую школу при Андреевском монастыре. В 1685 г. учеников перевели в Богоявленскую школу, в которой преподавали не только церковные, но и светские науки (арифметику, риторику и пр.) монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды, греки по происхождению.  На основе этой школы возникла по инициативе Симеона Полоцкого, педагога и просветителя,  в 1687 г. Славяногреко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она размещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве. Ученикам преподавали логику, философию, психологию, физику и пр. Среди выпускников академии −− П. В. Постников, первый русский ученый, получивший степень доктора философии и медицины в университете Падуи, великий ученый М. В. Ломоносов.

Славяно-греко-латинская академия. Главное здание                                                        Памятник И. и С. Лихудам. Скульптор В. Клыков

 

 

Развивались научные знания. В XVII  в. были сделаны важные географические открытия на северо-востоке Азии. В 1633–1636 гг. казак Иван Ребров и полярный мореход Илья Перфильев прошли по р. Лене до ее устья, по морю до р. Яны и р. Индигирки.  В 1641–1644 гг. помор, казачий атаман Михаил Васильевич Стадухин прошел по Индигирке и дошел до р. Колымы. В. 1643-46 гг. Василий Данилович Поярков обследовал берега

Охотского моря. В 1648 г. Федот Алексеевич Попов и Семен Иванович Дежнев, проплыв из Ледовитого океана в Тихий, установили, что Азию отделяет от Америки пролив. В 1647–1651 гг. С. Дежнев совершил путешествие по Амуру. Картограф Семен Ульянович Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири», этнографическую карту и «Историю Сибирскую».

 

 

 

 

Литература

 

Основными литературными жанрами остаются слова, поучения, летописи. Произведения начала XVII в., посвященные событиям Смутного времени, содержат характеристики Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского и др.

                                                                                                                           Грав. Н. И. Соколова. С. Полоцкий 

«Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» Ивана Тимофеева, «Словеса дней и царей» Ивана Хворостинина отличаются пристрастностью и заинтересованностью авторов. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд «Синопсис», в котором излагалась история Руси с древнейших времен.

В жанре автобиографической литературы написано «Житие» протопопа Аввакума. Аввакум простым и выразительным языком говорит о своих деяниях, многострадальной жизни и борьбе за свои идеалы.

В «бунташном веке» в русской литературе появился жанр бытовой повести. «Повесть о Горе и Злосчастии» описывает историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути. Сатирические произведения XVII в. осмеивают отрицательные стороны русской жизни.  В «Повести о Ерше Ершовиче» под видом земельной тяжбы между ершом и лещом показаны неправедные приказные суды. «Повесть о Шемякином суде» изобличает взяточничество судей. Возникает сатира на церковные порядки, пьянство в монастырях,  лицемерие монахов. Таковы «Калязинская челобитная», «Повесть о попе Савве», «Повесть о куре и лисице», «Праздник кабацких ярыжек». В литературе второй половины XVII в. отчетливо звучат фольклорные элементы: в повестях об Азовском осадном сидении казаков, в сказаниях о начале Москвы, в повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком.  В поэтической повести об Азовском осадном сидении народные запевы звучат в плаче казаков: «Простите нас, леса темныя и дубравы зеленыя. Простите нас, поля чистые и тихия заводи. Прости нас, море синее и реки быстрые».  

«Бунташный век» нашел свое отражение в народной поэзии. Вокруг мощной фигуры Степана Разина сформировался цикл песен эпического характера. «Приворачивайте, ребята, ко крутому бережку, уж мы стену разобьем, а тюрьму по камню разнесем», − воспевала сложенная народом песня подвиги Разина, звала к борьбе против феодального угнетения.

Известным педагогом и просветителем XVII в. был  Симеон Полоцкий, учитель царских детей. Он  развернул широкую литературную деятельность как автор многочисленных стихов, драматических произведений, а также учебников, проповедей и богословских трактатов. 

 

Дальнейшее развитие получило книгопечатание, главным центром которого стал Печатный двор в Москве. Здесь издавались в основном церковные книги. В первой половине XVII в. было выпущено около 200 изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был «Букварь» патриаршего дьяка Василия Бурцева-Протопопова (1634 г.). Во второй половине XVII в. количество изданных Печатным двором светских книг увеличилось, что было связано с потребностью в образовании. Среди них были «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», Таможенный устав. В конце XVII в. был издан букварь с красочными иллюстрациями К. Истомина, иеромонаха Чудовского монастыря, одного из первых учеников школы Лихудов. Воссоединение с Украиной дало толчок созданию печатного сочинения по истории. Иннокентий Гизель написал "Синопсис", содержавший рассказ о совместной истории России и Украины. С 1621 г. в Посольском приказе составлялась газета «Куранты» в виде рукописных сводок о событиях в мире.

 

Театр

 

Большим культурным событием стало появление в России первого театра. Элементы театральных постановок были на Руси и ранее, например представления скоморохов. 

 

Но первый театр возник в 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича. Была поставлена пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса понравилась царю, тем более что его духовник, чтобы избавить Алексея Михайловича от убеждения в греховности театральных постановок, привел примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссером придворного театра являлся И. Г. Грегори, пастор из Немецкой слободы. В 1675 г. его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии. В  придворном театре были поставлены балет и комедии об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра (70 человек) была мужского состава. Со смертью Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.

 

Быт разных сословий

 

                              Царь и его семья                         Бояре и дворяне                    Жители посада                       Крестьяне

Одежда                Из дорогих тканей, украшена              Традиционная, из Из дешевых привозных       Домотканая, из шкур домашних драгоценностями    восточных и европейских   тканей    и диких животных

тканей

Еда                       Разнообразная, на пирах               Традиционная,                        Традиционная                       Основа −−зерновые культуры,

более 500 блюд                              восточные продукты,   много овощей, по праздникам колбаса             рыба и мясо, ягоды, фрукты

Жилище              Дворцы каменные с               Комплекс деревянных         Несколько различных          Изба по-черному, окна рыбьи росписями, утеплением,        строений, разноцветных,     строений                или холстяные отделкой, слюдяные или   окна слюдяные или стеклянные окна                рыбьи

Убранство           Иностранные картины,                 Традиционная мебель,           Традиционная мебель,            Простая мебель

дома                     гравюры, зеркала, часы,        иностранные ковры,             украшенные иконы ковры   зеркала, часы, картины,

карты

Развлечения       Ловчая и соколиная охота,   Пиры, охота, кулачные        Взятие снежных городов,   Чехарда, жмурки, бабки придворный театр, игра в     бои         борьба, кулачный бой,

                              шахматы                                                                                          городки, чехарда, жмурки,

бабки

Посуда                 Золотая и серебряная,                   Золотая и серебряная,            Деревянная и глиняная           Деревянная и глиняная

                              стеклянная                                     стеклянная

 

Живопись  В XVII в. огромное влияние на иконопись оказало портретное искусство. 

 

Лучший мастер-живописец Симон Ушаков, деятельность которого развернулась в Оружейной палате, стремился отойти от иконописного лика и писать реалистические образы. Он хотел, чтобы живопись имела свойства зеркала. Иконы и роспись такого «фряжского письма» были связаны с намерением русских художников приблизиться к жизни. Однако новые веяния в искусстве враждебно встречались поборниками старины. Так, протопоп Аввакум отмечал, что на новых иконах «Спас милостивый» изображен будто пьяный иноземец с румянцем на щеках.

 

Мастера Оружейной палаты первыми обратились к жанру парсуны, для которого характерно условное портретное сходство. Парсуны второй половины XVII в. писались в основном на холсте в технике масляной  живописи.

Спас Нерукотворный, 1658 г. Икона С. Ушакова                                                            Надгробный портрет князя Скопина-Шуйского, 1670-е гг.

Высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора.

 

Архитектура 

 

Архитектурные объекты XVII  в. отличает живописность. Здания любили украшать рельефами,

"солнечными плитками" - изразцами и украшениями из резного камня, окна - наличниками. Такое обилие украшений называли "дивным узорочьем". 

 

В Московском Кремле по приказу царя Михаила Федоровича был построен в 1635–

1636 гг. Теремной дворец  каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Это были первые каменные покои в царском дворце. В архитектуре Теремного дворца отразились не только традиционные черты русского деревянного зодчества, но и новое для того времени анфиладное построение внутренних помещений.

 

 

 

 

 

Теремной дворец, 1797 г.

 

В XVII в. каменное строительство получило  развитие не только в городах, но и в сельской местности. Появилось немало каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двух- или трехэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. Таковы, например, Поганкины палаты, построенные в Пскове местными мастерами по заказу купца С. Поганкина, палаты Коробова в Калуге, принадлежавшие купцу К. Коробову.

 

Поганкины палаты в Пскове                                                                                                                         палаты Коробова в Калуге

В архитектуре каменных церквей долгое время преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Наружные стены церквей, как правило, украшались каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, разноцветных изразцов. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в., позже они остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством.

Владимирская церковь в с.

Белая Слуда Архангельской области (1642 г.)

острог Николо-Карельского монастыря на Северной Двине (1691–1692 гг.).

В этих традициях был сооружен в 1667– 1681 гг. деревянный дворец царя Алексея

Михайловича в с. Коломенском, названный С. Полоцким восьмым чудом света. Дворец был разобран в XVIII в.

В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший название «нарышкинского барокко», потому что шедевры этой архитектуры

были созданы зодчими в усадьбах бояр Нарышкиных. Храмы получили крестовидную форму, их главы стали располагать крестовидно вместо традиционной расстановки по углам, необыкновенно эффектной была внешняя декорировка, преобладала двуцветность (красный кирпич и белый камень). Прекрасным образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях

(1690–1694 гг.). Стройные, богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля положили начало эпохе

«русского барокко» в архитектуре. 

  

 

 

 

 

 

Церковь Покрова в Филях, 1690–1694 гг.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Старые церковные и сословные школы не могли удовлетворить потребность в образованных кадрах. В середине −− второй половине XVIII в. расширяется сеть учебных заведений. В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. Образование в нем было бесплатным для всех сословий. В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц. Открываются новые кадетские корпуса, например Морской шляхетный кадетский корпус (1752 г.). Видный деятель в сфере образования И. И. Бецкой открыл Воспитательный дом для сирот и беспризорников. В 1765 г. он был шефом

Сухопутного шляхетского корпуса. В 1773 г. по его плану было открыто Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей. В 1780-х гг. были заложены основы системы начального образования. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» были учреждены главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, малые народные училища с двумя классами −− в уездных городах.

НАУКА

Главным центром научной деятельности была Академия наук.  Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов, ученый, поэт, историк и естествоиспытатель. Его деятельности присуща многогранность научного знания, которая в целом отличает науку XVIII в.

 

Неизвестный художник. М. В. Ломоносов

Особое развитие получили естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки. В 1760–1780 гг. было выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С. И. Челюскиным, С. Г. Малыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А. И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Делала успехи историческая наука. В семитомной «Истории российской» М. М. Щербатов создал цельную концепцию русской истории, которая основывалась на мысли о союзе самодержавия и дворянства. Шаг вперед в понимании закономерности исторического процесса сделал И. И. Болтин, автор «Критических примечаний на Историю Щербатова».

ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

В развитии общественной мысли можно заметить две тенденции. Часть русских мыслителей проявляла интерес к идеям Просвещения, другая часть испытала влияние масонства.  Появились полуконспиративные организации с торжественным и мистическим ритуалом. В 1780

г. в России было до 100 масонских лож. Одним из крупнейших масонов являлся Н. И. Новиков. С его именем связано также создание первых ярких сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек». Н. И. Новиков разворачивает книгоиздательскую деятельность в просветительских целях.

Крайне левое радикальное крыло общественной мысли связано с именем А. Н. Радищева, близкого по своим взглядам французским материалистам XVIII в. Его знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» посвящено критике крепостнической жизни в России. В книге содержались призывы к насильственному уничтожению феодальных порядков. Екатерина II заявила, что Радищев −− «бунтовщик хуже Пугачева», и направила его в ссылку с Сибирь.

 

              Д. Г. Левицкий. Портрет Новикова       Неизвестный художник. Портрет А. Н. Радищева

Господствующим направлением в литературе этого периода стал классицизм. Русский классицизм утверждал идеи гражданственности, основанные на строгом соблюдении отдельной личностью принципа «общей пользы». В 1730–1750 гг. были заложены основы нового направления, рождены неизвестные до того времени в России жанры, реформирован литературный язык, стихосложение. На долю русских писателей второй трети XVIII в. (А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова) выпала задача создания нового литературного направления, реформирования литературного языка. Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, реформировал русское стихосложение, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий.

Второй этап русского классицизма приходится на последние четыре десятилетия XVIII в. и связан с именами таких писателей, как Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, Я. В. Княжнин. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности. Более глубоким становится общественный пафос литературных произведений. Особенно заметными были успехи в жанре комедии. Появились лучшие образцы русской классицистической комедии: «Бригадир» и «Недоросль»  Фонвизина, «Хвастун» Княжнина.

Второе литературное направление −− сентиментализм −− мирно соседствовало с классицизмом. Оба литературных направления являлись выражением просветительской идеологии. Они мирно дополняли друг друга. Так, автору прославленных сентиментальных повестей Н. М. Карамзину принадлежит «Историческое похвальное слово Екатерине II».

Наряду с художественной литературой в XVIII в. получают распространение мемуары. «Записки» А. Т. Болотова изображают внутренний быт русского общества в XVIII в., дают подробные сведения о воспитании русских дворян, их  жизни и службе. Они содержат сведения о состоянии сельского хозяйства, русской литературы, науки и книжной торговли, войнах России в XVIII в.

 

 

 

Автор

Произведения

Тематика и новшества

Феофан Прокопович

«Правда воли монаршей», «Духовный регламент»

Апология сильной власти монарха и необходимости подчинения ему церкви

 

 

 

 

 

 

А. Д. Кантемир

Цикл из девяти сатир

Борьба с суеверием, высмеивание дворянской спеси

В. К. Тредиаковский (1703–1769 гг.)

«Способ к сложению российских стихов», оды

Теоретизация тонического стихосложения на русском языке

 

 

 

 

 

 

М. В.

Ломоносов (1711–

1765 гг.)

«Петр Великий», «Похвальное письмо Петру Великому»,  «На взятие Хотина», «Письмо о пользе стекла», «Гимн бороде» и др.

Учение о трех штилях в литературе. Пропаганда просвещения и науки, восхваление военных подвигов России

А. П. Сумароков  (1717–1777 гг.)

«Хореев», другие комедии и трагедии, цикл

«Вздорные оды» (пародия на Ломоносова)

Обращается к более низкой проблематике, чем Ломоносов. Будучи идеологом дворянства, постоянно высмеивает его. Зачинатель жанра пародии в русской литературе

 

 

 

 

 

 

М. М.

Херасков (1733–1807

гг.)

«Россиада», «Владимир возрожденный», цикл

«слезных драм»

Один из зачинателей сентиментализма. В эпической поэзии сводит все проблемы к вопросам личной добродетели

Н. М.

Карамзин (1766–1826

гг.)

«Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» и пр.

 

Классик сентиментализма, исследование внутреннего мира человека.

 

 

 

 

 

 

Д. И Фонвизин (1745–

1792 гг.)

Комедии «Недоросль», «Бригадир»

Введение в драму элементов драматургии, обращение к нравам провинциальной России

Г. Р. Державин

Г. Р. Державин (1743–1816 гг.)

Ода «Филица», стихотворение «Снигирь»

Вершина классицистской поэзии, отказ от использования мифологических элементов

 

 

 

 

 

 

Н. И. Новиков (1744–1818 гг.)

Статьи в журналах «Трутень» и «Живописец»

Сатирические статьи, поднимающие вопросы о необходимости отмены крепостного права, коррупции, критика высокопоставленных вельмож

А. Н. Радищев (1749–1802 гг.)

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Переход к реализму от сентиментализма, критика крепостного строя и монархии

 

 

 

 

 АРХИТЕКТУРА

 

В архитектуре  в середине XVIII в. сложился стиль русского барокко, расцвет которого связан с именем Б. Ф. Растрелли (сына). Им было построено несколько зданий, ставших шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Барочные дворцы и храмы отличались особой пышностью и прихотливостью форм, богатством причудливого растительного орнамента, сложностью построения архитектурных объемов, обилием мягких изгибов в элементах декора. В этом стиле работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня

Троице-Сергиевой лавры), С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге)

Во второй половине XVIII ст. в русской архитектуре получил развитие классицизм. Он проявился в ориентации на античную

(древнегреческую и древнеримскую) традицию. Характерными чертами этого стиля являлись строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит. К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств в Петербурге (А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот). Подлинным шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый дом Пашкова, построенный в 1784–1786 г. в Москве В. И. Баженовым. Мастером зрелого (строгого) классицизма М. Ф. Казаковым возведено много общественных зданий и усадеб. Среди работ архитектора выделяются здания Сената в Кремле, Благородного собрания и Голицынская больница.

В Петербурге классицизм был представлен работами И. Е. Старова (Таврический дворец), А. Ринальди (Мраморный дворец) и Д. Кваренги, построившего целый ряд строгих и лаконичных зданий, определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в.: здание Академии наук, Эрмитажного театра и Смольного института.

 

 

 

Архитектор

Здания

Иллюстрации

 

Дворец в Петергофе, дворцовый комплекс в Царском Селе, четвертый

Зимний дворец, особняки Воронцова и Строганова

Зимний дворец (1754–1762 гг.)

 

В. В. Растрелли (1700–1771 гг.)

 

 

 

 

 

 

Ф. Аргунов

Усадьба Шереметевых в Кусково

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дворец Разумовского в Батурине, «Китайский дворец» и Катальная горка в Ораниенбауме, дворец в Гатчине, Мраморный дворец в Петербурге

Мраморный дворец

 

А. Ринальди

 

 

 

 

 

 

В. И. Баженов (1737–1799 гг.)

Постройки в Царицыно (проект дворца), дом Пашкова

Дом Пашкова

 

 

 

Здание Академии художеств (1764– 1783 гг.)

 

 

А. Ф. Кокоринов

 

 

 

 

 

 

М. Ф. Казаков

Здание Московского университета, здание Сената в Кремле, Петровский дворец в Москве, Голицынская

Голицынская больница

Вторая половина XVIII в. −− время расцвета русской скульптуры, на которую оказали влияние просветительская мысль и русский классицизм. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Ф. И. Шубина,  земляка М. В. Ломоносова. Обучившись на родине косторезному делу, Шубин прибыл в Петербург, где поступил в Академию художеств. Окончив курс  профессора Н. Жилле с золотой медалью, он посетил Францию, Италию, откуда вернулся зрелым мастером. Шубин работал в жанре портрета. В своем первом произведении −− бюсте князя А. В. Голицына −− он создал образ умного, слегка надменного, благодушно насмешливого русского аристократа. Живой ум, вдохновенная сила и душевная мягкость видны в скульптурном портрете Ломоносова. Незаурядным произведением является портрет Павла I, в котором скульптор смог соединить мрачное величие черт императора с выражением мечтательности и затаенной тоски.

Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М. И. Козловского. Его памятник А. В. Суворову −− фигура воина в античных доспехах −− был призван аллегорически воплотить мощь русского оружия. Аллегорична композиция Самсона, раздирающего пасть льву (лев −− герб Швеции), посвященная победе России над Швецией  в Северной войне.

Среди иностранных мастеров, работавших во второй половине XVIII в. в России,  выделяется Э. М. Фальконе, автор «Медного всадника». Фигура Петра Великого на вздыбленном коне −− образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора.

В середине XVIII ст. развитие русской живописи ознаменовалось появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Мастером детского портрета  И. Я. Вишняковым созданы в деликатной манере портреты застенчивых детей −− Сары и Вильгельма Фермер, а также мальчика Ф. М. Голицына. Среди камерных и парадных портретов А. П. Антропова выделяются живой портрет императрицы Елизаветы Петровны, парадное изображение Петра III, портрет атамана Ф. Н. Краснощекова. Крепостной художник И. П. Аргунов значительную часть своих работ посвятил членам семейства его хозяев Шереметевых и их предкам.  В живописи второй половины XVIII в. наступило время расцвета русского портрета. Плеяда его блестящих представителей: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых, Струйской.  Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры в портретах Н. И. Новикова,  П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, написанных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник испытал влияние сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина). В жанре исторической живописи работал А. П. Лосенко. В развитии русской живописи и скульптуры важную роль сыграла Академия художеств, возникшая в 1757 г. 

 

 

 

Художник

Картины

Иллюстрации

 

 

Портрет Петра III

А. П. Антропов

Портреты Петра III, А. М. Измайловой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И. П. Аргунов

Портреты П. Б. Шереметева, В. А. Шереметевой, Хрипуновых

Портрет Н. П. Шереметева

 

 

 

Портрет Струйской

 

Ф. С. Рокотов

Портреты Струйской, В. И. Майкова

 

 

 

 

 

 

Д. Г. Левицкий

Портреты Екатерины Законодательницы, П. А. Демидова, Нелидовой, Хрущовой

Портрет Екатерины Законодательницы

В XVIII в. существовали крепостные театры в домах крупнейших русских вельмож. В постановках принимали участие их крепостные крестьяне. Наибольшую известность получил московский театр Шереметевых в Останкине, на сцене которого блистали драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В. Шлыкова. Создавались и крепостные оркестры. 

Начало балетному искусству в России было положено в 1738 г., когда в Санкт-Петербурге открылась первая балетная школа. В XVIII ст. были написаны и поставлены первые русские оперные спектакли: опера «Анюта» В. А. Пашкевича, «Мельник −− колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е. И. Фомина.

Развитие музыкального искусства связано с творчеством композитора Д. С. Бортнянского, выдающегося мастера хорового письма. Он вошел в историю русской музыки как автор хоровых духовных композиций, создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры. Камерно-инструментальные произведения Бортнянского, среди которых выделяются квинтет, концертная симфония, являются первыми образцами крупной циклической формы в русской музыке.

 

М. И. Бельский. Портрет Д. С. Бортнянского

 

 

Культура

Культура

Культура Киевской Руси - синтез культуры восточнославянских племен и христианской, прежде всего византийской культуры

Культура Киевской Руси - синтез культуры восточнославянских племен и христианской, прежде всего византийской культуры

Зачастую герои былин Киевского цикла имели исторические прототипы

Зачастую герои былин Киевского цикла имели исторические прототипы

Софийский собор в Новгороде. (1045– 1052 гг

Софийский собор в Новгороде. (1045– 1052 гг

Золотые ворота во Владимире (1158– 1164 гг

Золотые ворота во Владимире (1158– 1164 гг

Дочери Ярослава Мудрого. Фреска

Дочери Ярослава Мудрого. Фреска

Всемилостивая» («Панахра нта»)

Всемилостивая» («Панахра нта»)

Литература Распространенным литературным жанром оставалось летописание

Литература Распространенным литературным жанром оставалось летописание

Несмотря на то, что на протяжении всего

Несмотря на то, что на протяжении всего

В конце XVI в. территорию Белого города защитила крепостная стена (совр

В конце XVI в. территорию Белого города защитила крепостная стена (совр

Иван Висковатый. Этот вопрос поднимался на соборе 1554 г

Иван Висковатый. Этот вопрос поднимался на соборе 1554 г

В XVII в. в истории русской культуры начался «новый период»: уходили в прошлое старые традиции, в науку, искусство и литературу проникали западные идеи

В XVII в. в истории русской культуры начался «новый период»: уходили в прошлое старые традиции, в науку, искусство и литературу проникали западные идеи

В жанре автобиографической литературы написано «Житие» протопопа

В жанре автобиографической литературы написано «Житие» протопопа

Лучший мастер-живописец Симон

Лучший мастер-живописец Симон

В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший название «нарышкинского барокко» , потому что шедевры этой архитектуры были созданы зодчими в усадьбах бояр

В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший название «нарышкинского барокко» , потому что шедевры этой архитектуры были созданы зодчими в усадьбах бояр

Делала успехи историческая наука

Делала успехи историческая наука

Второе литературное направление −− сентиментализм −− мирно соседствовало с классицизмом

Второе литературное направление −− сентиментализм −− мирно соседствовало с классицизмом

АРХИТЕКТУРА В архитектуре в середине

АРХИТЕКТУРА В архитектуре в середине

Дворец Разумовского в Батурине, «Китайский дворец» и

Дворец Разумовского в Батурине, «Китайский дворец» и

Вторая половина XVIII в. −− время расцвета русской скульптуры, на которую оказали влияние просветительская мысль и русский классицизм

Вторая половина XVIII в. −− время расцвета русской скульптуры, на которую оказали влияние просветительская мысль и русский классицизм

Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве

Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве

А. П. Антропов Портреты

А. П. Антропов Портреты

Ф. С. Рокотов Портреты

Ф. С. Рокотов Портреты

В XVIII в. существовали крепостные театры в домах крупнейших русских вельмож

В XVIII в. существовали крепостные театры в домах крупнейших русских вельмож

Развитие музыкального искусства связано с творчеством композитора

Развитие музыкального искусства связано с творчеством композитора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024