Материал для диагностики детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
воспитательная работа
Детсад
28.11.2018
Материал для диагностики детей дошкольного возраста
ДИАГНОСТИКА • Проективная методика "Кактус" • Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду • Диагностика готовности к школе • Тест "Я в детском саду" • Мониторинг готовности к обучению школе • Тесты для обследования детей 4-7 лет (индивидуальная психодиагностика) • Тесты для обследования детей 7-11 лет (индивидуальная психодиагностика) • Тесты для обследования детей 11-14 лет (индивидуальная психодиагностика) • Комплекс диагностики для психолога ДОУ • Тест «Красивый рисунок» • Сборник анкет по изучению семьи и ребёнка • Методика «Рисунок семьи» • Методика "ориентировочный тест школьной зрелости" Керна-Йирасека • Тест "Вербальное мышление" • Методика исследования мотивации учения у первоклассников
ДИАГНОСТИКА.docx
ДИАГНОСТИКА •   Проективная методика "Кактус"  •    Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду  •    Диагностика готовности к школе  •    Тест "Я в детском саду"  •    Мониторинг готовности к обучению школе  •    Тесты для обследования детей 4­7 лет (индивидуальная психодиагностика)  •    Тесты для обследования детей 7­11 лет (индивидуальная психодиагностика)  •    Тесты для обследования детей 11­14 лет (индивидуальная психодиагностика)  •    Комплекс диагностики для психолога ДОУ  •    Тест «Красивый рисунок»  •    Сборник анкет по изучению семьи и ребёнка  •    Методика «Рисунок семьи»  •    Методика "ориентировочный тест школьной зрелости" Керна­Йирасека  •    Тест "Вербальное мышление"  •    Методика исследования мотивации учения у первоклассников       «Кактус»                  графическая методика М.А. Панфиловой  Тест проводится с детьми с 4­х лет.  Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее  направленности и интенсивности.  Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!  Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько  ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы,  ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:  1. Кактус домашний или дикий?  2. Его можно потрогать? Он сильно колется?  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?  4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это  растение?  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?  Обработка результатов и интерпретация: При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим  методам, а именно:  ­пространственное положение  ­размер рисунка  ­характеристики линий  ­сила нажима на карандаш  Агрессия ­ наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко  расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.  Импульсивность ­ отрывистые линии, сильный нажим  Эгоцентризм, стремление к лидерству ­ крупный рисунок, в центре листа  Зависимость, неуверенность ­ маленькие рисунок внизу листа  Демонстративность, открытость ­ наличие выступающих отростков, необычность форм  Скрытность, осторожность ­ расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса Оптимизм ­ использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов  Тревога ­ использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии  Женственность ­ наличие украшения, цветов, мягких линий, форм  Экстровертированность ­ наличие других кактусов, цветов  Интровертированность ­ изображен только один кактус  Стремление к домашней защите, чувство семейной общности ­ наличие цветочного горшка ,  изображение домашнего кактуса  Стремление к одиночеству ­ изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус. Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду  Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей  старшего дошкольного возраста в детском саду по результатам кратковременного выборочного наблюдения,  индивидуальных экспериментов и бесед с детьми. Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду проходит в два этапа и начинается с  наблюдений за поведением детей в группе. На первом этапе проводится наблюдение за поведением детей во время занятий, выполнения разнообразной  деятельности, режимных моментов, а также во время игр, принятия пищи, прогулки. Путем наблюдения определяется количество детей в группе, имеющих два типа эмоциональных проявлений,  условно обозначенных как повышенный и пониженный эмоциональный тонус. Примерные характеристики детей с повышенным эмоциональным тонусом: Возбужден Подвижен (бегает, возится) Движения хаотичные, иногда судорожные С трудом успокаивается Любит громко разговаривать Часто кричит Выполняет в игре активные роли, занимает активную позицию Часто меняет замысел игры Мешает другим детям во время игры, другой деятельности Легко отвлекается Проявляет забывчивость Постоянно обращается к взрослым за помощью, призывает взрослых по любому поводу Проявляет интерес к разговорам взрослых Примерные характеристики детей с пониженным эмоциональным тонусом: Пассивен, апатичен Малоподвижен С трудом успокаивается Часто расстраивается, плачет по незначительному поводу Капризничает Избегает контактировать со сверстниками и взрослыми Соглашается на второстепенные роли Не интересуется деятельностью других детей и взрослых Самоустраняется от обращения к взрослому Иногда полностью игнорирует общество детей и взрослых Лжет из боязни Проявляет большую тревожность при расставании с мамой На основе наблюдений за детьми и бесед с педагогами выявляется количество детей с повышенным и  пониженным эмоциональным тонусом, а также складываются представления об эмоциональном равновесии в  группе. Картина общего эмоционального равновесия в группе детского сада обычно зависит от количества детей, поведение которых отвечает вышеперечисленным характеристикам. Число детей с повышенным и  пониженным эмоциональным тонусом не должно превышать 15% ­ 25% от общего числа детей группы (от 4 до  6 детей в группе из 25 человек). Полученные данные помогут составить общее представление об особенностях эмоциональных проявлений  детей, однако по наличию или отсутствию большого или малого количества детей обоих типов эмоциональных  проявлений нельзя составить объективную картину эмоционального самочувствия ребенка в группе детского  сада. На втором этапе обследования проводятся индивидуальные беседы с детьми. Желательно побеседовать с  каждым ребенком группы отдельно. Детям предлагаются вопросы: Ты любишь ходить в детский сад? Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым? Вы дружите в группе? Вы часто ссоритесь? Тебе хорошо сегодня в группе? Каждый утвердительный ответ оценивается в 2 балла, каждый отрицательный ответ в 1 балл. Соответственно,  максимальное количество баллов, которое может быть у одного ребенка – 10, а минимальное – 5. Если больше  половины детей группы по результатам беседы набрали максимальное количество баллов – эта информация  принимается как свидетельство позитивных тенденций в эмоциональном самочувствии детей в группе детского сада. Продолжением этой работы является проведение серии индивидуальных экспериментов с детьми по типу  «Проективных ситуаций». Ребенок в процессе общения со взрослым должен завершить рассказ, начатый  взрослым. Взрослый обращается к ребенку со следующими словами: «Мне интересно было бы с тобой поиграть. Мы будем рассказывать истории вдвоем. Я начну рассказывать, а ты продолжишь мой рассказ. Только говорить нужно быстро, долго не задумываться. Таково правило игры. Сколько же историй мы успеем с тобой  рассказать?» Затем ребенку предлагается серия проективных ситуаций, в которых имя ребенка совпадает с именем  действующего персонажа. Все рассказы носят нейтральный характер. В процессе общения взрослый  интонационно поддерживает интерес ребенка к деятельности. Примеры проективных ситуаций: 1… должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение и вышел его рассказать. Что было потом? 2… играет со своим другом (подругой) в группе. Его позвала к себе воспитатель. Что было потом? 3… ест завтрак. Больше не хочется. Что было потом? 4… рисовал и испачкал стол красками. Что было потом? Окончания рассказов, которые дает ребенок, могут носить нейтральный, отрицательный и положительный  характер. Желательно как можно более объективно определить характер окончания рассказа. По результатам обследования необходимо посчитать количество детей в группе, у которых все окончания  рассказов носили отрицательный характер. Если количество детей с такими результатами составит 50% и более процентов от общего числа опрошенных детей, это принимается как свидетельство негативного  эмоционального самочувствия детей в группе. На втором этапе обследования детям предлагают набор картинок с изображениями различных ситуаций. В ходе беседы ребенку необходимо определить характер изображенных ситуаций. На картинках: женщина с ребенком  идут по улице; дети играют в группе детского сада; дети играют на улице; ребенок сидит за столом и ест. Во  время демонстрации, например, первой картинки взрослый говорит ребенку: «Мама с … (называет имя  ребенка, с которым беседует) идут в детский сад. Как ты думаешь, это грустная история или веселая  история?» Ребенок рассматривает картинку и отвечает на вопросы взрослого. Взрослый по результатам бесед с детьми подсчитывает количество определений «грустных» и «веселых» историй. Так же как в эксперименте по  проективным ситуациям, если количество «грустных» историй составит 50% и более от общего числа историй,  рассказанных детям, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в  группе детского сада.   Тест "Я в детском саду" Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его  воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае — предложить детям нарисовать рисунок на  тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течение  рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.  Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.  1. Ребенок рисует только здание.  2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.  3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.  Первая группа рисунков — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит,  малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не  вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.  Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в  детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.  Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети?  Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?  Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе  множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если  ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в  виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя  уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все это детали,  свидетельствующие о `мире` в душе.  Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее  появление на рисунке — положительный момент. Значит, педагог для ребенка — значимый персонаж,  с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку  — спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.  Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что  ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.  Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.  О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов  (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).  Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может  свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного — о переизбытке  эмоциональных стимулов.  Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на  зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и  знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии  по рисованию или в художественной студии.  Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.  Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит  малышей подарить ему рисунки на память.  Несмотря на то что рисуночный тест `Я в своей группе детского сада` является информативной и  удобной экспресс­диагностикой, легкость его оценивания — кажущаяся.  Возможно, какие­то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие­то приведут к  ложным выводам.  Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт  ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим  самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.  Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по  прошествии двух недель тест надо повторить.  Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам.  Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные `тексты` приходит после анализа  тысячи детских работ.  Тесты для обследования детей 4­7 лет (индивидуальная психодиагностика) повод для обращения тестовые методики Не слушается. Плохо себя ведет дома. Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен) ПТО (исследование отношений к значимым людям) Не общается со сверстниками. Проблемы общения со  взрослыми. Застенчивый. Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен). ПТО (исследование отношений к значимым людям) Цветовая проективная социометрия Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Страхи. Всего боится. Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен) Агрессивный, дерется. Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен) Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Не усидчивый. Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Тесты для обследования детей 7­11 лет (индивидуальная психодиагностика)   повод для обращения тестовые методики Плохо учится. Проблемы в учебе. ШТУР Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6­9лет) ПТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант) Проблемы поведения дома. Проблемы в отношениях с  родителями. ПТО (отношение к значимым людям) Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант) Проблемы поведения в школе. Проблемы в отношениях с  учителями. Цветовая проективная социометрия Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6­9лет) ПТО (отношение к учителям, к учебным предметам) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант) Проблемы в отношениях со  сверстниками. Цветовая проективная социометрия Проективный тест школьной тревожности Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) Тесты для обследования детей 11­14 лет (индивидуальная психодиагностика)  повод для обращения тестовые методики Не хочет учиться. Проблемы в учебе. Проблемы поведения дома. Проблемы в отношениях с  родителями. Диагностика культурно­независимого интеллекта (Р. Кетелл) Тест структуры интеллекта Амтхауэра Тест структуры интеллекта Амтхауэра (модификация Ясюковой) ШТУР Тест школьной тревожности Филлипса ПТО (проективный тест отношений) «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY) ПТО (отношение к значимым взрослым) Опросник Кеттелла (до 12 лет) Выявление акцентуаций (Тест ­ опросник Шмишека) Методика исследования социального интеллекта Проблемы поведения в школе. Проблемы в отношениях с  учителями. Проблемы в отношениях со  сверстниками. ПТО (отношение к учителям, учебным предметам) Тест школьной тревожности Филлипса Выявление акцентуаций (Тест ­ опросник Шмишека) Методика исследования социального интеллекта Цветовая проективная социометрия Опросник Басса – Дарки (исследование агрессии) Выявление акцентуаций (Тест ­ опросник Шмишека) Методика исследования социального интеллекта   Комплекс диагностики для психолога ДОУ Изучаемый параметр Методика Источник 1. Воображение, моторика Дьяченко О.М. «Дорисовывание  фигур» Психолог в детском дошкольном  учреждении: методические 2. Логическое мышление Бернштейн А.М. «Последователь­ ность событий» Дубровина И.В. Готовность к школе.  М., 2001 рекомендации к практической  деятельности / Под ред. Т.В.  Лаврентьевой. М. 1996 3. Речь 4. Память 5. Внимание 6. Половозрастная идентификация,  самосознание «Составь рассказ» Истомина 3.М. «10 слов» Эльконин Д.Б. «Графический  ликтант» Белопольская Н.Л. Методика  исследования детского  самосознания 7. Самооценка Хухлаева Л. «Лесенка» 8. Статус в группе «Два дома» 9. Мотивация Банков С.А Тестовая беседа 10. Произвольность Гуткина Н.И. «Домик» 11. Игра Эльконин Д.Б. Критерии развития  игровой деятельности 12. Коммуникативные навыки Степанова Г.Б. Индивидуальный  профиль социального оазвития Барташникова И.А., Барташников  А.А. Учись играя. Харьков, 1997 Барташникова И.А., Барташников  А.А. Учись играя. Харьков, 1997 Рогов Е.И. Настольная книга  практического психолога в  образовании. М.. 1995 Белопольская Н.Л. Половозрастная  идентификация. М., 1995 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим  детей общению. Ярославль. 1997 Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др.  Задачи и функции психолога в  дошкольном учреждении. М., 1998. Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6­7 дет к школьной  жизни «Радость познания». Ростов­ на­Дону, 2001 Гуткина Н.И. Диагностическая  программа по определению пси­ хологической готовности детей 6­7  лет к школьному обучению. М. 1993 Коломинский Я.Л., Панько Е.А.  Психология детей шестилетнего  возраста. Минск, 1999 Юдина Е.Г., Степанова Г.Б.,  Денисова Е.Н. Педагогическая  диагностика в детском саду. М., 2002 Тест «Красивый рисунок» (придуман психологами Л.А. Венгером, Г. А. Цукерманом) Как и остальные графические методики, “Красивый рисунок” очень простой и охотно выполняется  детками. Возрастные рамки почти не ограничены в том плане, когда ребенок уже может понять  инструкцию “Нарисуй самый красивый рисунок. Все, что ты захочешь.” и пробовал ранее рисовать  разными карандашами.   При проведении теста не нужно высказывать поясняющие и уточняющие само задание реплики. Вы  усаживаете ребенка в удобное положение за столом, даете ему белый лист бумаги форматом А4 (если повернет по горизонтали – не страшно), цветные карандаши 12 или 24 цветов  и даете инструкцию. Особенность этой методики состоит в том, что вам нужно постараться расположить своего малыша к  выполнению. Пусть тон ваших слов будет теплым и ласковым. Если отказывается или говорит: “Я не  умею…”, ободрите его: “У тебя все получится!”.   Внимательно понаблюдайте, в какой последовательности берутся карандаши, с каким цветом ребенок  работал в начале, а какими он закончил рисунок. Ведь во время рисования настроение может  меняться. Чтобы не забыть – пометьте себе незаметно на листке это чередование. Теперь сама интерпретация на тест “Красивый рисунок”. Если ребенок чаще всего использует темные тона (сочетание черного с коричневым, и синим, и  фиолетовым), это может говорить о:сниженном настроении,депрессивном или субдепрессивном  внутреннем состоянии. Если все количество многообразных цветовых решений сводится лишь к одному­двум цветам, причем  чаще присутствует простой карандаш, если цветовая гамма рисунка бедная, штрихи еле заметны и  яркость отсутствует, скорее всего, у вашего ребенка:снижение настроения,общее утомление или  ослабленность на фоне текущей или недавней болезни,эмоциональное истощение после  стресса,понижение общего уровня активности,легкие депрессивные признаки поведения. Ваш ребенок рисует карандашами очень мягких и светлых оттенков, комбинируя их и сочетая с  другими карандашами, близкими по цветовой гамме? У него может быть:высокая чувствительность к  окружающему его эмоциональному фону (ребенок остро реагирует на любые события и подолгу их  “пережевывает” в себе),повышенная тревожность,неуверенность в самом себе. Если в подборе цветовой гаммы наблюдается повышенная яркость, резкая контрастность, бросающаяся  в глаза, линии и штрихи выполнены с сильным нажимом, возможно, ребенок ощущает:высокую  эмоциональную напряженность,повышенную тревожность,стресс (использование ярко­красных и темно­ красных карандашей приблизительно 70­90% над остальными цветовыми оттенками),агрессивность и  конфликтность с кем­либо.       Подобные чувства проявляются чаще всего как в ответ на что­то неприятное, произошедшее ранее с  ребенком (обидели в садике, подрался с кем­то, не понят папой или мамой и т.д.), то есть, всегда  имеется причина, вызванная психотравмирующей ситуацией.  Если в рисунке преобладают чистые и яркие цвета в разумном сочетании, без выраженного  преобладании какого­то одного цвета над другим, если нажим карандаша умеренный, а использование  темных оттенков оправдано для подчеркивания общей контрастности (например, обведенные черным колеса машины), можно говорить о:благоприятном психоэмоциональном состоянии  ребенка,устойчивости к стрессу,хорошем творческом развитии в соответствии с возрастом.   Хорошо бы посмотреть и общее поведение ребенка во время выполнения теста “Красивый рисунок”.  Есть ли интерес к заданию, воодушевление, отдельные реплики ребенка: “А теперь я нарисую вот эту  собаку..”, “А это будет домик для девочки…”, “Это дождь… все мокро…” и т.п. Отмечайте, как  ребенок выбирает сюжет (пусть даже самый простой) и удовлетворен ли он своим результатом?   После окончания поговорите со своим сыном или дочкой. Обязательно похвалите их старания и  ненавязчиво расспросите про то, что он рисовал. Из последующего диалога с вашими уточняющими  вопросами (не переборщите, чтобы это не выглядело как пристрастный допрос) вы сможете узнать о  текущем психологическом состоянии вашего ребенка очень многое. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ.  Методика «Рисунок семьи»  Методика «Рисунoк семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического  консультирования, обладает значимостью, с точки зрения выбора тактики деятельности психолога­ консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление  о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими  членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык  рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению  хорошего эмоционального контакта психолога и ребенком, снимает напряжение, возникающее в  ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики «Рисунок семьи» в старшем  дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало  зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической  деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике. Основные критерии оценки особенностей внутрисемейных отношений разработали Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001. Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение и в клинических  исследованиях. А.И.Захаров предложил вариант методики, состоящей из двух заданий. Первое задание ­ для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах»,  расположенных на «двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с  ребенком (т.е.эмоционально более близок). Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких­либо дополнительных  инструкций. Материал для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку,  карандаш, ластик. Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав  его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье,  детском саду или школе. Инструкция 1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется  объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь  еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15— 30 минут. Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в  следующих инструкциях: Инструкция 2  «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом». Инструкция 3  «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь». Инструкция 4  «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического  (несуществующего) существа». Инструкция 5  «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает  особенности вашей семьи». При индивидуальном тестировании следует отмечать, в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 с               в) стирание деталей, г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации  (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему?  Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок  склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать  на эксплицитном (явном) ответе. При опросе психолог должен попытаться выяснить смысл  нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого­нибудь из членов семьи (если  так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может  индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например:«Если бы вместо птички был  нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?»,  «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.). Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства  к членам семьи, 3 — позитивные. 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты  позовешь на помощь? 4. Ты имеешь ... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто  останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть? Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по схеме 1.   №         выделяемые признаки    отметки о наличии  признаков             1 2 3 4 5 6 7   общий размер рисунка (его площадь0   количество членов семьи   соответствующие размеры членов  семьи мать отец сестра брат дедушка бабушка и т.д. расстояние между членами семьи наличие каких­либо предметов между ними наличие животных вид изображения: схематическое изображение реалистическое изображение эстетическое изображение в интерьере, на фоне пейзажа и т.д. метафорическое изображение в движении, действии     степень проявления положительных  эмоций (в баллах 1,2,3...) степень проявления негативных  эмоций (в баллах 1,2,3...) степень аккуратности изображения  (1.2,3)         При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных  усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок,  выполняющий тест и т. д. 1 Интерпретация теста «Рисунок семьи» На основании особенностей изображения можно определить: 1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой  находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество  линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить  рисунки. 2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие  размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени  напряженности, скованности и т. п. , тогда как большие размеры, применение­ярких цветовых  оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии  напряженности и утомления. 3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно  определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости  (стоят рядом, взявшись за руки, делают что­то вместе или хаотично изображены на плоскости листа,  далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.). При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует  большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на  функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше  неудовлетворенность существующей ситуацией). Список показателей в тесте «Рисунок семьи»   ∙ Отсутствие себя  — чувство своей отверженности в семье; ∙ другого члена семьи — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное)  отношение.   ∙ Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности  — восприятие своей семьи как недостаточной,  ущербной. Включение домашних животных — недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.   ∙ Отношения «выше — ниже» (по росту или местоположению) — отношения доминирования,  подчинения. Особо мелкое изображение себя  — подавленность или заброшенность; гиперопека; родителя  — представление о его малой значимости в семье; брата или сестры — конкурентные отношения. Особо крупное изображение себя  — претензия на главенствующую роль в семье; родителя — представление о его большой значимости в семье; брата или сестры — представление о его (ее) доминирующей роли в семье, ревность. Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук  — тесные  эмоциональные контакты в семье. Сверхплотное расположение фигур  — сверхтесные связи в семье; потребность в эмоциональной близости.  Удаленность всех членов семьи друг от друга  — разобщенность членов семьи, слабость  эмоциональных контактов между ними; одного из членов семьи от других  — его слабая связь с остальными; себя от остальных  — ощущение своей изолированности в семье.  Расположение детей и взрослых отдельными группами  — ослабленность эмоциональных связей  между детьми и родителями.  Изолированность изображения семьи от остального пространства листа  — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения; всех членов семьи друг от друга: раз» деление линиями, расположение в разных комнатах  —  серьезное нарушение внутрисемейных контактов; одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате  — конфликтные  отношения с этим членом семьи; его очень высокая изолированность в семье; * себя — ощущение своей отверженности в семье. * Поза и выражение лица члена семьи, детали — интерпретируются, как и в «Рисунке человека»,  применительно к восприятию ребенком этого члена семьи. * Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных  — конфликтные  отношения с этим членом семьи; * Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом;  чувство своей отвергнутости другими членами семьи. * Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека» * всех членов семьи или большинства из них  — отсутствие эмоциональной привязанности к семье;  конфликтное отношение; * одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи; * себя  — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности. * Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в  сравнении с «Рисунком человека») при изображении * всех членов семьи или большинства из них  — напряженная эмоциональная атмосфера в семье;     * одного из членов семьи  — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену  семьи; * себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье. * Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие  в руках  — агрессивное поведение данного члена семьи. * зубы — вербальная агрессия данного члена семьи. * Большое количество предметов: мебели, вещей — недостаточность эмоционального общения в  семье.   Приведем основные критерии, по которым можно более подробно оценить особенности  внутрисемейных отношений (Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001). 1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает: А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду  его рисовать». Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире  субъекта. 2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка: А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»; Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место»,  «Меня здесь ничто не волнует». 3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости  листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности  столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая  самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь  небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с  размахом, и могут занять весь лист. 4. Положение рисунка на листе. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает  на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по  размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о  том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего  хочется, но у меня мало что получится». 5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности  семьи и нередко замещают ее членов. 6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и  показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный  момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения. 7. Изображение головы. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую  большую голову. 8. Изображение рта. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения.  Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое  мнение и влиять на других. 9. Изображение рук. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки.  Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные  руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на  склонность к агрессии. 10. Изображение постороннего персонажа. Изображение на рисунке персонажа, который к семье  официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о  неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует  в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает  наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа. 11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких)  отношениях с ним. 12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонах,  обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. 13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто  субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе  пространственно. То же относится и к другим персонажам: еого данный человек воспринимает как  близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом. 14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном  психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают. 15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с  усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в  некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожашей линией. Автор как бы не  решается его изобразить. 16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные,  беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –«точечками»,  «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи. 17. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле  воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак  неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства  защищенности. 18. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно  провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только  те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта,  самостоятельной опоры в жизни не имеют. Симптомокомплексы детского рисунка семьи Симптомокомплекс                                   Симптомы 1. Благоприятная семейная ситуация  1. Общая деятельность всех членов семьи –    26. 2. Преобладание людей на рисунке –              16 3. Изображение всех членов семьи –               26. 4. Отсутствие изолированных членов семьи –   2б 5. Отсутствие штриховки –                             1б 6. Хорошее качество линии –                          1б 7. Отсутствие показателей враждебности –      26 8. Адекватное распределение людей на листе –1б. 2. Тревожность у ребенка  1. Штриховка –                                             2б 2. Указана линия основания –                        16 3. Линия над рисунком –                                1б 4. Линия с сильным нажимом –                       1б 5. Стирание –                                               2б 6. Преувеличенное внимания к деталям –         1б 7. Преобладание вещей –                               1б 8. Двойные или прерывистые линии –               1б 9. Подчеркивание отдельных деталей –            1б 3. Конфликтность в семье   1. Барьеры между фигурами –                                        2б. 2. Стирание отдельных фигур –                                      2б. 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур – 2 б. 4. Выделение отдельных фигур –                                     2б. 5. Изоляция отдельных фигур –                                       2б. 6. Неадекватная величина отдельных фигур –                   2б. 7. Член семьи, стоящий спиной –                                    1б. 8. Отсутствие на рисунке какого­то члена семьи –           2б. 4. Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации  1. Автор рисунка непропорционально маленький –           2б. 2. Расположение фигур на нижней части листа –             2б. 3. Изоляция автора от других –                                      2б. 4. Все фигуры маленькие –                                            1б. 5. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора – 1б. 6. Отсутствие автора –                                                  2б. 7. Автор стоит спиной –                                                 1б. 5. Враждебность в семейной ситуации  1. Агрессивная позиция фигуры –                                          1б. 2. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа – 2б. 3. Зачеркнутая фигура –                                                       2б. 4. Деформированная фигура –                                               2б. 5. Обратный профиль –                                                          1б. 6. Руки раскинуты в стороны –                                               1б. 7. Непропорционально большие кисти рук –                             1б.  «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. Анализ таких  рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, показывает, что дети «читают» свои  рисунки, вкладывая в них определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно  осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны  членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Так, в рисунках были показаны  ситуации отдаленности, отчужденности детей от родителей. Образ «Я» помещался вдали от  остальных членов семьи, а в одном случае ребенок нарисовал себя лежащим высоко на шкафу, в то  время как другие члены семьи располагались вместе в комнате. Дети изображали себя в стороне от  своих братьев и сестер. Причем, характерен тот факт, что у несимпатичных членов семьи (отчим, брат и т. д.) дети не рисовали лиц. В «Рисунке семьи» строгие родители изображались большими, а сам  ребенок — очень маленьким. Методика "ориентировочный тест школьной зрелости" Керна­Йирасека Тест Керна­Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году (Йирасек Я.  Диагностика школьной зрелости.­ В кн.: Шванцара И. и др. Диагностика психического развития.­  Прага, 1978), однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его  стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во многих работах, посвященных  проблеме готовности детей к школьному обучению. Внешняя простота и быстрота проведения,  наличие подробного описания действий ребенка, оценивающихся тем или иным баллом, сделало этот  тест привлекательным не только для психологов, но и для педагогов, в том числе для воспитателей  детских садов; по этому тесту стали делать категорические выводы о готовности/неготовности  ребенка к школьному обучению. Между тем сам Я. Йирасек подчеркивал, что если хорошие  результаты по этому тесту достаточно надежно предсказывают высокую успешность обучения, то  плохой результат такой предсказательной способностью не обладает.    По наблюдениям Я. Йирасека, среди детей, которые при поступлении в школу показали результаты  ниже среднего уровня, к концу второго класса половина хорошо успевала по основным предметам ­  математике и родному языку (хотя в начале обучения наблюдались некоторые трудности в адаптации  из­за недостаточного развития умения управлять движениями пальцев рук). Таким образом, при  плохом результате теста плохая успеваемость наблюдалась в 50 % случаев (то есть вероятность  точного прогноза ­ на уровне случайности, как при подбрасывании монетки: орел или решка) ­ это  недостаточное основание для определенного вывода о "неготовности". Это не значит, что низкие результаты по тесту Керна­Йирасека вообще не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной  и педагогической поддержки в самом начале обучения, а в некоторых случаях (при особенно низких  результатах) ­ проведения углубленного психологического обследования.    Диагностика готовности к школьному обучению.  "Oриентировочный тест школьной зрелости"  (воспроизводится версия оригинала по источнику: Йирасек Ярослав.  Диагностика школьной зрелости. ­ В кн.: Шванцара И. Диагностика психического развития. ­ Прага,  1978).  Задание. Ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной  примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания ? 1), а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий ? ? 2 и 3); в верхней  половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а  справа ­ свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.  Задание N1. Здесь нарисуй какого­нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (5 образцов для оценки  выполнения теста приведены на рис. 1  Задание N2. Посмотри, здесь что­то написано. (По практическим соображениям текст оставлен на  чешском языке ­ прим, переводчика) Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже  сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте,  напиши тоже так.Пять образцов для оценки приведены на рис. 2  Задание N3. Посмотри ­ здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же . Пять образцов для оценки  приведены на рис. 3  Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5)    Задание N1. Рисунок мужской фигуры (рис. 1).  1. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или  шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического  способа. 2. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три  нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из  требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.  3. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией.  Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.  4. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь  простыми линиями.  5. Не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или " преодолевание  головоногого изображения") или обеих конечностей.  Задание N2. Подражание письменным буквам (рис. 2).    1. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не  достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы.  Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка (или над i).  Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.  2. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение  горизонтальности не учитываются.  3. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы  образца.  4. На образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку "писания".  5. Черкание.  Задание N3.Срисовывание группы точек (рис. 3). 1. Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной  точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем  наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.  2. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже  трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.  3. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше  чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше  двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот ­ даже на 180°.  4. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина  рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы  5. Черкание.  Общий результат теста ­ это сумма баллов по отдельным заданиям. Тест "Вербальное мышление" 1. Какое животное больше ­ лошадь или собака? Лошадь = 0. Неправильный ответ = ­5.    2. Утром мы завтракаем, а в полдень...? Обедаем. Мы едим суп, кнедлики и мясо = 0. Полдничаем.  Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = ­3.  3. Днем светло, а ночью...? Темно = 0., Неправильный ответ = ­4.  4. Небо голубое, а трава...? Зеленая = 0. Неправильный ответ = ­4.  5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = ­1.  6. Почему перед тем как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не  столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = ­ 1.  7. Что это такое: Прага, Бероун, Плзень? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = ­1.  8. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть  двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и  час правильно = 3, не знает часов = 0.  9. Маленькая корова ­ это теленок, маленькая собака ­ это ..., маленькая овечка ­ это...? Щенок,  ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = ­1.  10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому  что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без  приведения знаков подобия) = ­1, на курицу = ­3. 11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте,  остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна  причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = ­1.  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа, у них  рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно  подобие = 3. Неправильный ответ = 0.  13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение  двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по  деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой на  столе? У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а  гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправильный ответ = 0.  15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание ... это? Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения,  гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.  16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или  корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с  кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство ­ это то, на чем мы куда­нибудь  передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые  волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него  палка, он курит) = 0.  18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными,  сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для  них развлечение, они хотят добиться рекорда ­ победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный  ответ (чтобы что­нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.  19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто­нибудь уклоняется от работы? Остальные  должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто­то  другой) = 4. Он ленивый ­ или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 0. Неправильный  ответ = 0.  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? Так платят за пересылку (перевозку) этого письма =  5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.  Результат теста ­ это сумма баллов (+ и ­), достигнутых по отдельным вопросам.  Классификация результатов:  1...... + 24 и лучше;  2...... + 14 до + 23;  3...... + 0 до 13;  4...... ­1 до ­10;  5...... ­11 и хуже.  Для заключения по результатам этого теста можно воспользоваться рекомендациями Н. И. Гуткиной  (Рабочая книга школьного психолога / Научн. ред. И. В. Дубровака. ­ М., 1991,­ С. 89). Методика исследования мотивации учения  у первоклассников (Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок ­ в  1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.) Форма проведения: индивидуальная. Оборудование: стимульный материал к методике. Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ". №1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому,  что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках.  (Внешний мотив.) №2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2­ фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный  мотив.) №3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми  можно поиграть". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой  мотив.) №4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я  чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" . Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный  мотив.) №5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения  никакого дела не сделаешь, а выучишься ­ и можешь стать, кем захочешь". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к  зданию. (Социальный мотив.) №6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую  тетрадь. (Отметка.) После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:  А как по­твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)   С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)   С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3) Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в  ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не  случайно указал на одну из шести картинок. Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает. Выборы I выбор II выбор III выбор Контрольный выбор                                            Мотивы, № 1         2         3         4         5         6          Внешний мотив ­ 0 баллов;       учебный мотив – 5 баллов;  позиционный мотив ­ 3 балла;  социальный мотив – 4 балла;  отметка ­ 2 балла;  игровой мотив ­ 1 балл; Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор  увеличивает количество баллов соответствующего выбора. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения  свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста

Материал для диагностики детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018