Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"
Оценка 4.6

Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +2
Взрослым
06.11.2017
Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"
МБОУ СОШ №30 г. Дзержинск Нижегородской области. Викулова О.А. «Психодинамические паузы на уроках как вид здоровьесбережения учащихся». Чтобы понять необходимость психодинамической паузы, нужно вспомнить о трёх основных психосоматических проблемах, возникающих у учащихся на уроке: • Нарушение естественного переключения внимания в ходе выполнения письменной работы и заданий, длительность которых превышает 6 минут. Физиологический процесс произвольного внимания ребёнка можно представить в виде синусоиды с интервалом переключения в 3 минуты от наивысшей точки подъёма произвольности внимания до максимальной точки спада. Это происходит в двух случаях: 1. При высокой концентрации и длительной произвольности у мотивированных учащихся. Т.н. синдром старательного ученика – чем внимательнее и сосредоточеннее ученик, тем больше у него ошибок по невнимательности, потому что если не переключить внимание ученика через 6 минут после работы, требующей высокой концентрации, произойдёт сбой естественного колебания внимания. 2. Высокой отключаемости немотивированных учеников( те ученики, которые постоянно отвлекаются, не следят за ходом урока, полностью теряют способность к произвольному вниманию). • Нарушение естественного положения позвоночника при сидении за партой во время слушания или выполнения письменных работ. Прямая посадка с наклоном вперёд – противоестественна для позвоночника. Наш позвоночник устроен так, что любой наклон вперёд без соответствующего коррекционного прогибания назад, ведёт к «разбалтыванию» позвонков, искривлению позвоночника, недополучению мозгом кислорода, истощению нервной системы вплоть до атрофии отдельных участков ЦНС и головного мозга. • Невключение в работу на длительное время одного из полушарий головного мозга. На уроке, как правило, задействована одна группа мышц (от плечевого пояса к запястью правой руки), которой управляют 3 центра левого полушария головного мозга. И если ученик занят на уроке только знаковой работой, не предполагающей образного мышления, то правое полушарие оказывается на весь урок выключенным из работы. На устных предметах идёт работа с образами и не предполагается знаковых символов, наоборот, выключенным оказывается левое полушарие. Теперь становится понятной значимость психодинамических пауз, призванных хотя бы частично корректировать нарушения естественных психофизиологических процессов учащихся на уроке. Этому способствуют предложенные ниже упражнения. Практическая часть. 1. Упражнения на прогибание позвоночника назад. «Ласточка». И.п. стоя, руки ладонями вниз на пояснице. Глубокий вдох. Напрягаем позвоночник. Резкий выдох с опусканием выпрямленных рук вниз. Поднимая руки вверх вперёд, набираем воздух. При этом происходит ощущение свободного полёта. «Сова». И.п. сидя на стуле. Позвоночник прижат к спинке стула, голова повёрнута вправо. Первым и вторым пальцами левой руки обхватываем правое плечо и делаем трехступенчатый вдох, как будто накачиваем воздух через позвоночник. Задерживая дыхание, отводим голову вперёд, стараясь при этом не двигать зрачками( глаза безучастны к происходящему). Выдыхаем воздух, произнося: «Уф!» То же самое делаем правой рукой, меняя направление головы и плечо. «Сова» ( образный вариант). И.п. сидя на стуле. Позвоночник прижат к спинке стула. Первым и вторым пальцами левой руки обхватываем правое плечо и делаем трехступенчатый вдох, как будто накачиваем воздух через позвоночник. Фиксируем взглядом точку на дальнем расстоянии прямо перед собой. Задерживая дыхание, «ведём глазами» выбранную точку к себе. Выдыхаем воздух, произнося: «Уф!» Это упражнение можно делать с представлением образов: ученик –сова, а фиксируемая точка – заяц, который приближается к сове. «Здравствуй, солнышко!» Встать рядом с партой. Вдох. Тянемся на цыпочках к солнцу, подняв руки вверх. Дальше дышим произвольно. Посмотрели на солнышко, улыбнулись, про себя подумали или представили что-то хорошее. Показали ладошки солнышку. На выдохе медленно опускаем руки вдоль туловища. Садимся за парты. После выполнения этих упражнений может слегка закружиться голова, поэтому после их выполнения можно потереть виски круговыми движениями или надавить на ямки под ключицами. Все круговые движения совершаем правой рукой по часовой стрелке, левой рукой – против часовой стрелке. Левши делают наоборот. 2. Упражнения на включение обоих полушарий головного мозга. • «Потирание ладоней». При этом можно тихо проговаривать тихую скороговорку, например: «Шуршат камыши, в камышах мыши» • «Массаж ушей» - любое растирание, разминание, оттопыривание, дёргание за мочки, надавливание на козелки – начиная с мочек и заканчивая завитками. После массажа ушей провести по бровям от переносицы. • Разминание акупунктурных точек лица: «третий глаз», центр подбородка,разглаживание гайморовых пазух. • «Буратино». Карандаш зажат между ладоней обеих рук, прижат к носу. Потереть о него ладони так, чтобы они были на уровне глаз, как бы отсекая один от другого. • Рисование знака бесконечности, начиная из центра влево вверх и плавно возвращаясь к начальной точке. Рисовать можно сначала одной, потом другой рукой, обеими руками одновременно параллельно, любой частью тела (глазами, носом, пальцами и т. д.). • Рисование двумя руками одновременно зеркально любые предметы, имеющие ось симметрии. Рисунок можно делать как в воздухе, так и на бумаге. • Стояние на одной ноге с поднятием другой руки вверх. 3. Универсальные упражнения, имеющие широкий спектр действия. «Дерево». И.п. ноги и руки скрещены, кисти рук в замок прижаты к груди, локти прижаты к талии. Следим, чтобы плечи не поднимались. Кончиком языка достали до уздечки. Глаза закрыты. В такой позе постоять от 1 до 3 минут. Упражнение способствует концентрации внимания, улучшает память, мобилизует силы. «Пирамида». И.п. ноги на ширине плеч параллельно друг другу. Ладони на уровне груди изображают пирамиду. (Подушечки пальцев касаются друг друга). Кончиком языка достали до уздечки. Глаза закрыты. В такой позе постоять от 1 до 3 минут. Упражнение способствует расслаблению, улучшает гуморальные реакции и процессы метаболизма, нормализует сон. На уроке можно выполнять оба упражнения, но обязательно сначала «Пирамиду», а потом «Дерево». В паре эти упражнения желательно делать в системе в течение длительного времени ( 2-3 недели), т.к. они имеют накопительный эффект. Психодинамическая пауза может быть использована: • в начале учебного дня или в начале урока, следующего после контрольного урока, для сокращения периода врабатываемости и более эффективного включения учащихся в процесс урока, • в середине урока в качестве физкультминутки для снятия моторной усталости и профилактики гиподинамии, • в любой момент урока, когда требуется переключение внимания или переключение режима работы полушарий головного мозга вследствие эмоциональной утомляемости и потери произвольности психических функций.Учителю о здоровьесбережении учащихся на уроках
Психодинамические паузы на уроках как вид здоровьесбережения учащихся.doc
МБОУ СОШ №30 г. Дзержинск Нижегородской области. Викулова О.А. Выступление на педсовете на тему «Психодинамические паузы на уроках  как вид здоровьесбережения учащихся».   Чтобы понять  необходимость психодинамической  паузы, нужно вспомнить о трёх основных психосоматических проблемах, возникающих у учащихся на уроке:  Нарушение   естественного   переключения   внимания  в   ходе   выполнения письменной   работы   и   заданий,   длительность   которых   превышает   6   минут. Физиологический процесс произвольного внимания ребёнка можно представить в виде   синусоиды   с   интервалом   переключения   в   3   минуты   от   наивысшей   точки подъёма произвольности внимания до максимальной точки спада.  Это происходит в двух случаях:  1. При   высокой   концентрации   и   длительной   произвольности   у   мотивированных учащихся.   Т.н.   синдром   старательного   ученика   –   чем   внимательнее   и сосредоточеннее ученик, тем больше  у него ошибок по невнимательности, потому что   если   не   переключить   внимание     ученика   через   6   минут   после     работы, требующей   высокой   концентрации,   произойдёт   сбой   естественного   колебания внимания. 2. Высокой   отключаемости   немотивированных   учеников(   те   ученики,   которые постоянно отвлекаются, не следят за ходом урока, полностью теряют способность к произвольному вниманию).  Нарушение естественного положения позвоночника  при сидении за партой  во время слушания или выполнения письменных работ. Прямая посадка с наклоном вперёд – противоестественна для позвоночника. Наш позвоночник устроен так, что любой   наклон   вперёд   без   соответствующего   коррекционного   прогибания   назад, ведёт к «разбалтыванию» позвонков, искривлению позвоночника,   недополучению мозгом   кислорода,   истощению   нервной   системы   вплоть   до   атрофии   отдельных участков ЦНС и головного мозга.  Невключение в работу на длительное время одного из полушарий головного мозга. На уроке, как правило, задействована одна группа мышц (от плечевого пояса к запястью правой руки), которой управляют 3 центра левого полушария головного мозга. И если ученик занят на уроке только знаковой работой, не  предполагающей образного мышления, то правое полушарие оказывается на весь урок выключенным из   работы.   На   устных   предметах     идёт   работа   с   образами   и   не   предполагается знаковых символов, наоборот, выключенным оказывается левое полушарие. Теперь становится понятной   значимость   психодинамических пауз, призванных хотя бы частично     корректировать     нарушения   естественных   психофизиологических   процессов учащихся на уроке. Этому способствуют предложенные ниже упражнения. 1. Упражнения на прогибание позвоночника назад. Практическая часть. «Ласточка». И.п. стоя, руки ладонями вниз на пояснице. Глубокий вдох.  Напрягаем позвоночник. Резкий выдох с опусканием выпрямленных рук вниз.  Поднимая руки вверх вперёд, набираем воздух.  При этом происходит ощущение свободного полёта. «Сова». И.п. сидя на стуле. Позвоночник прижат к спинке стула, голова повёрнута вправо. Первым   и   вторым   пальцами  левой  руки   обхватываем  правое  плечо   и   делаем трехступенчатый вдох, как будто накачиваем воздух через позвоночник.   Задерживая   дыхание,     отводим   голову   вперёд,   стараясь   при   этом   не   двигать зрачками( глаза безучастны к происходящему). Выдыхаем воздух, произнося: «Уф!» То же самое делаем правой рукой, меняя направление головы и плечо. «Сова» ( образный вариант). И.п. сидя на стуле. Позвоночник прижат к спинке стула.  Первым   и   вторым   пальцами  левой  руки   обхватываем  правое  плечо   и   делаем трехступенчатый вдох, как будто накачиваем воздух через позвоночник. Фиксируем взглядом точку на дальнем расстоянии прямо перед собой.          Задерживая дыхание, «ведём глазами» выбранную точку к себе. Выдыхаем воздух, произнося: «Уф!» Это   упражнение   можно   делать   с   представлением   образов:   ученик   –сова,   а фиксируемая точка – заяц, который приближается к сове.  «Здравствуй, солнышко!» Встать рядом с партой. Вдох. Тянемся на цыпочках  к солнцу, подняв руки вверх. Дальше дышим произвольно. Посмотрели на солнышко, улыбнулись, про себя   подумали или представили что­то хорошее. Показали ладошки солнышку. На выдохе медленно опускаем руки вдоль туловища. Садимся за парты. После выполнения этих упражнений может слегка закружиться голова, поэтому  после их выполнения можно потереть виски круговыми движениями или надавить на  ямки под ключицами. Все круговые движения  совершаем правой рукой по часовой стрелке, левой рукой –  против часовой стрелке. Левши делают наоборот. 2. Упражнения на включение обоих полушарий головного мозга.    При   этом   можно   тихо   проговаривать   тихую «Потирание   ладоней». скороговорку, например: «Шуршат камыши, в камышах мыши» «Массаж ушей»  ­ любое растирание, разминание, оттопыривание, дёргание за   мочки,   надавливание   на   козелки   –   начиная   с   мочек   и   заканчивая завитками. После массажа ушей провести по бровям от переносицы.  Разминание   акупунктурных   точек   лица:  «третий   глаз»,   центр подбородка,разглаживание гайморовых пазух. «Буратино».  Карандаш  зажат  между   ладоней   обеих   рук,  прижат  к  носу.  Потереть  о  него ладони так, чтобы они были на уровне глаз, как бы отсекая один от другого.  Рисование знака бесконечности, начиная из центра влево вверх и плавно возвращаясь   к   начальной   точке.   Рисовать   можно   сначала   одной,   потом другой рукой, обеими руками одновременно параллельно, любой частью тела (глазами, носом, пальцами и т. д.).  Рисование   двумя   руками   одновременно   зеркально  любые   предметы, имеющие   ось  симметрии.   Рисунок  можно  делать  как  в   воздухе,   так  и  на бумаге.  Стояние на одной ноге с поднятием другой руки вверх.  3. Универсальные упражнения, имеющие широкий спектр действия. «Дерево».  И.п. ноги и руки скрещены, кисти рук в замок прижаты к груди, локти прижаты к талии. Следим, чтобы плечи не поднимались. Кончиком языка достали до уздечки. Глаза закрыты. В такой позе постоять от 1 до 3 минут. Упражнение   способствует   концентрации   внимания,   улучшает   память,   мобилизует силы. «Пирамида». И.п. ноги на ширине плеч параллельно друг другу. Ладони на уровне груди изображают пирамиду. (Подушечки пальцев касаются друг друга).  Кончиком языка достали до уздечки. Глаза закрыты. В такой позе постоять от 1 до 3 минут. Упражнение способствует расслаблению, улучшает гуморальные реакции и процессы  метаболизма, нормализует сон. На   уроке   можно   выполнять   оба   упражнения,   но   обязательно   сначала «Пирамиду», а потом «Дерево».  В паре эти упражнения желательно делать в системе  в течение длительного времени  ( 2­3 недели), т.к. они имеют накопительный эффект. Психодинамическая пауза может быть использована:     в начале  учебного дня  или в начале урока, следующего после контрольного урока, для   сокращения   периода   врабатываемости   и     более   эффективного   включения учащихся в процесс урока, в середине урока в качестве физкультминутки для снятия моторной усталости и профилактики  гиподинамии, в любой момент урока, когда требуется переключение внимания или переключение режима   работы   полушарий   головного   мозга   вследствие   эмоциональной утомляемости и потери произвольности психических функций. Рекомендуемая литература: «Сто советов на здоровье» М. Медицинская литература.2009   Пол Денниссон. Кинесиология.  «Вопросы   психологии»   1990.№12   ст.   С.   К.   Масгутова   «Психологическая помощь при перегрузках учащихся»  Серотюк «Правильная посадка учащихся»  Л.Капаччионе «сила другой руки». М София 2005

Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"

Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"

Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"

Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"

Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"

Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"

Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"

Материал для учителей-предметников "Психодинамические паузы на уроках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017