Информационное моделирование
1. Определение понятия «модель»
Пример.
Что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть. В машинки,
куклы, самолётики, кораблики, плюшевых мишек и так далее. Общим свойством
всех этих игрушек является то, что они похожи на людей, автомобили, животных,
они как бы представляют их в детских играх.
Всевозможные конструкторы позволяют построить макеты зданий,
космических станций, интерьера комнат, причём часто «выдуманных», не
существующих в реальной действительности.
А ещё дети любят «сюжетные» игры: в строителей, в дочкиматери, в
школу. В этом случае они в игре воспроизводят (моделируют) отношения,
которые складываются в процессе совместной жизни или деятельности людей.
Пример.
Для нас привычно, что ночь сменяется утром, а зима весной. А почему это
происходит? Почему для европейцев январь – зимний месяц, а для австралийцев –
летний? Надеемся, вы знаете ответы на подобные вопросы, но попробуйте
объяснить вашему младшему брату, что это связано с тем, как, каким образом
планета Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Думаем, что без
рисунков или показа на двух шариках вам не обойтись.
Стремясь познать объекты окружающего мира, человек взаимодействует с
существующими объектами и создаёт новые объекты.
Одним из методов познания объектов окружающего мира является
моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных
объектов. «Объектзаместитель» принято называть __________________________,
а исходный объект _____________________________________________________.
Модель – _______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________.
Цели моделирования:
1. ____________________________________________________________.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. ____________________________________________________________.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов.
Вопервых, признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель
называют натурной (материальной). Примерами натурных моделей являются
муляжи и макеты – уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие
внешний вид объекта моделирования (глобус), его структуру (модель Солнечной
системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).
Вовторых, признаки оригинала можно описать на одном из языков
кодирования информации – дать словесное описание, привести формулу, схему или
чертёж. Такую модель называют информационной.
Модели используются человеком для:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Классификация информационных моделей
Модель Информационные
модели
Табличные модели. В табличной модели перечень однотипных объектов
или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их
свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.
________________________________________: в одной строке содержится
информация об одном объекте или одном событии.
____________________________________________: отражают взаимосвязи
между разными объектами.
__________________________________________: отражают качественный
характер связи между объектами.
Таблица типа «объектсвойство»
Дата
15.03
16.03
осадки
снег
дождь
темп
15
20
Таблица типа «объектобъект»
Ученик
Иванов
Сидоров
4
5
1
1
русский
алгебра
4
3
Таблица типа «двойная матрица»
2
2
1 2
2
4
___________________________________ – это средство для наглядного
представления состава и структуры системы.
___________________________________ – система, элементы которой
находятся друг с другом в отношении вложенности или подчиненности.
___________________________________ – граф, в которой вершины
верхнего уровня связаны с вершинами нижнего уровня как «один ко многим»
Пример: весь животный мир
___________________________________ – граф, в которой вершины
различных уровней связаны между собой по принципу «многие ко многим»
Пример: Интернет
____________________________________ – модель знаний в форме графа,
в основе которой лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде
совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними.
Пример. Представьте в виде графа связи в следующем предложении:
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Задание:
1. Для объекта выбрать соответствующую модель (примеры моделей
приведены ниже).
2. Определить отношения между объектом и моделью.
3. Указать соответствующую классификацию для модели.
4. Для объекта заполнить таблицу соответствий.
Пример выполнения задания
1. Объект – «Стол».
2. Для объекта «стол» выбрана модель «чертёж».
3. Пара понятий «стол – чертёж» относится к:
отношению «объект – модель»
объект – стол, модель – чертёж
4. Модель «чертёж» относится к информационной – знаковой – структурной
модели
5. Таблица соответствий:
Моделируемый объект
Моделируемый процесс
Стол
Сборка стола Цель моделирования
Моделируемые характеристики
Устойчивость стола
Высота, вес, размер столешницы
Объект
Воздух
Процесс
a) Конвекция воздуха в комнате
b) Исследование температурного режима
c) Комната
d) Температура
Примеры моделей:
макет; чертеж; формула; ноты; робот; выкройка; уравнение; алгоритм; система;
штамм; атом; квалификация; символы; клетки; глобус; манекен; скелет; тренажер;
график; силуэт; карта; фотография; диаграмма; физические законы.
Решение:
1. Объект –
2. Для объекта «___________________________________» выбрана модель
«______________________________________________».
3. Пара понятий «__________________________________________________»
относится к:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Модель «____________________» относится к ________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Таблица соответствий:
Моделируемый объект
Моделируемый процесс
Цель моделирования
Моделируемые характеристики
Задание: Заполните таблицу «Классификация примеров систем», выбрав из
Самостоятельная работа
списка «Примеры систем» четыре варианта систем.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИМЕРОВ СИСТЕМ П
И
Т
Ы
М
Е
Т
С
И
С
»
А
К
Ч
У
Р
О
Т
В
А
«
детерминирова
нная
1
Р
Е
М
И
Р
П
2
Р
Е
М
И
Р
П
3
Р
Е
М
И
Р
П
4
Р
Е
М
И
Р
П
Й
И
Р
Е
Т
И
Р
К
/
П
П
№
Ц
А
К
И
Ф
И
действия
С
С
А
Л
К
со средой
4. По степени
сложности
5. По признаку
изменения во
времени
6. По величине,
размеру
1. По обусловленности
И
И
2. По происхождению искусственная
3. По взаимодействию
открытая
простая
статичная
небольшая
Справка:
Все существующие системы можно классифицировать по следующим моно
признакам:
1. По обусловенности действия:
(все элементы
взаимодействуют
и
стохастические/вероятностные (поведение системы можно предсказать лишь
с некоторой вероятностью);
детерминированные
предвиденным
образом),
точно
2. По происхождению: естественные и искусственные;
3. По взаимодействию со средой: замкнутые и открытые;
4. По степени сложности: простые (небольшое число элементов, связи между ними
легко описываются), сложные (большое число элементов, разветвленная
структура, выполняют сложные функции),
(множество
элементов, которые не могут быть полностью описаны);
очень сложные
5. По признаку изменения во времени: статичные (то есть параметры и свойства с
(то есть
динамические
течением времени – неизменны, постоянны);
изменяющиеся во времени);
6. По величине, размеру:
малые, средние и большие. Относительные
характеристики. Чаще всего градация проводится по следующей схеме: Малые
системы – системы с числом элементов менее 30 (например, фирма с
численностью сотрудников 25 человек или авторучка), Средние системы
системы с числом элементов от 30 до 300 (например, фирма с численностью сотрудников 250 человек или пылесос). Большие системы системы с числом
элементов более 300 (например, корпорация с численностью сотрудников
15 000 человек, автомобиль или человек).
1. Утверждение истинно:
Тест:
а) «Модель обладает всеми признаками объектаоригинала»;
б) «Можно создавать и использовать разные модели объекта»;
в) «Можно создавать и использовать только натурные модели объекта»;
г) «Можно создавать и использовать единственную модель объекта»;
д) «Модель содержит больше информации, чем объекторигинал».
2. В качестве примера модели поведения можно назвать:
а) правила техники безопасности в компьютерном классе;
б) список учащихся школы;
в) план классных комнат;
г) план эвакуации при пожаре;
д) чертежи школьного здания.
3. Генеалогическое дерево династии Рюриковичей представляет собой модель
следующего вида:
а) натурную;
б) иерархическую;
в)
г) табличную;
д) структурную.
графическую;
4. Вставьте пропущенное слово. «Всегда следует продумывать ...решения
задачи»:
а) план;
б) схему;
в) описание;
г) макет;
д) таблицу.
5. Основой моделирования является:
а) коммуникативный процесс;
б) передача информации;
в) хранение информации;
г) взаимодействие людей;
д) процесс формализации
6. Удобнее всего использовать при описании траектории движения объекта
(физического тела) информационную модель следующего вида:
а) структурную;
б) табличную;
в) текстовую; г) математическую;
д) графическую.
7. Какие пары объектов находятся в отношении «объект–модель»?
а) компьютер – данные;
б) компьютер – его функциональная схема;
в) компьютер – программа;
г) компьютер – алгоритм.
8. Какая модель из списка будет информационной?
а) план местности
б) выкройка платья
в) детский велосипед
г) лекало
9. Вставьте пропущенное слово из предложенных. Преступника можно
задержать быстрее, если имеется … его внешности.
а) план
б) муляж
в) описание
г) таблица
10. Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а
какие – натурными:
а) физическая формула
б) игрушечный автомобиль
в) репертуар кинотеатра
г) план местности
д) игра в рулетку
е) блок – схема алгоритма
ж) схема метрополитена
з)
и) оглавление книги
к) манекен
авиамодель
Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.