Информационное моделирование
1. Определение понятия «модель»
Пример.
Что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть. В машинки, куклы, самолётики, кораблики, плюшевых мишек и так далее. Общим свойством всех этих игрушек является то, что они похожи на людей, автомобили, животных, они как бы представляют их в детских играх.
Всевозможные конструкторы позволяют построить макеты зданий, космических станций, интерьера комнат, причём часто «выдуманных», не существующих в реальной действительности.
А ещё дети любят «сюжетные» игры: в строителей, в дочки-матери, в школу. В этом случае они в игре воспроизводят (моделируют) отношения, которые складываются в процессе совместной жизни или деятельности людей.
Пример.
Для нас привычно, что ночь сменяется утром, а зима весной. А почему это происходит? Почему для европейцев январь – зимний месяц, а для австралийцев – летний? Надеемся, вы знаете ответы на подобные вопросы, но попробуйте объяснить вашему младшему брату, что это связано с тем, как, каким образом планета Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Думаем, что без рисунков или показа на двух шариках вам не обойтись.
Стремясь познать объекты окружающего мира, человек взаимодействует с существующими объектами и создаёт новые объекты.
Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов. «Объект-заместитель» принято называть __________________________, а исходный объект _____________________________________________________.
Модель – _______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________.
Цели моделирования:
1. ____________________________________________________________.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. ____________________________________________________________.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов.
Во-первых, признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной). Примерами натурных моделей являются муляжи и макеты – уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид объекта моделирования (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).
Во-вторых, признаки оригинала можно описать на одном из языков кодирования информации – дать словесное описание, привести формулу, схему или чертёж. Такую модель называют информационной.
Модели используются человеком для:
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Классификация информационных моделей
Табличные модели. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.
______________________________________________: в одной строке содержится информация об одном объекте или одном событии.
______________________________________________: отражают взаимосвязи между разными объектами.
______________________________________________: отражают качественный характер связи между объектами.
Таблица типа «объект-свойство»
Дата |
осадки |
темп |
15.03 |
снег |
- 15 |
16.03 |
дождь |
- 20 |
Таблица типа «объект-объект»
Ученик |
русский |
алгебра |
Иванов |
4 |
4 |
Сидоров |
5 |
3 |
Таблица типа «двойная матрица»
|
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
___________________________________ – это средство для наглядного представления состава и структуры системы.
___________________________________ – система, элементы которой находятся друг с другом в отношении вложенности или подчиненности.
___________________________________ – граф, в которой вершины верхнего уровня связаны с вершинами нижнего уровня как «один ко многим»
Пример: весь животный мир
___________________________________ – граф, в которой вершины различных уровней связаны между собой по принципу «многие ко многим»
Пример: Интернет
____________________________________ – модель знаний в форме графа, в основе которой лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними.
Пример. Представьте в виде графа связи в следующем предложении: Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Задание:
Пример выполнения задания
- отношению «объект – модель»
- объект – стол, модель – чертёж
Моделируемый объект |
Стол |
||||
Моделируемый процесс |
Сборка стола |
||||
Цель моделирования |
Устойчивость стола |
||||
Моделируемые характеристики |
Высота, вес, размер столешницы |
||||
|
Примеры моделей:
макет; чертеж; формула; ноты; робот; выкройка; уравнение; алгоритм; система; штамм; атом; квалификация; символы; клетки; глобус; манекен; скелет; тренажер;
график; силуэт; карта; фотография; диаграмма; физические законы.
Решение:
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Моделируемый объект |
|
Моделируемый процесс |
|
Цель моделирования |
|
Моделируемые характеристики |
|
Самостоятельная работа
Задание: Заполните таблицу «Классификация примеров систем», выбрав из списка «Примеры систем» четыре варианта систем.
Классификация примеров систем
№ п/п |
Критерий |
Тип |
Пример 1 |
Пример 2 |
Пример 3 |
Пример 4 |
1. |
По обусловленности действия |
детерминированная |
|
|
|
|
2. |
По происхождению |
искусственная |
|
|
|
|
3. |
По взаимодействию со средой |
открытая |
|
|
|
|
4. |
По степени сложности |
простая |
|
|
|
|
5. |
По признаку изменения во времени |
статичная |
|
|
|
|
6. |
По величине, размеру |
небольшая |
|
|
|
|
Справка:
Все существующие системы можно классифицировать по следующим моно-признакам:
1. По обусловенности действия: детерминированные (все элементы взаимодействуют точно предвиденным образом), и стохастические/вероятностные (поведение системы можно предсказать лишь с некоторой вероятностью);
2. По происхождению: естественные и искусственные;
3. По взаимодействию со средой: замкнутые и открытые;
4. По степени сложности: простые (небольшое число элементов, связи между ними легко описываются), сложные (большое число элементов, разветвленная структура, выполняют сложные функции), очень сложные (множество элементов, которые не могут быть полностью описаны);
5. По признаку изменения во времени: статичные (то есть параметры и свойства с течением времени – неизменны, постоянны); динамические (то есть изменяющиеся во времени);
6.
По величине,
размеру: малые,
средние и большие. Относительные характеристики. Чаще всего градация
проводится по следующей схеме: Малые системы – системы с числом элементов менее
30 (например, фирма с численностью сотрудников 25 человек или авторучка),
Средние системы - системы с числом элементов от 30 до 300 (например, фирма с
численностью сотрудников 250 человек или пылесос). Большие системы - системы с
числом элементов более 300 (например, корпорация с численностью сотрудников
15 000 человек, автомобиль или человек).
Тест:
1. Основой моделирования является:
а) коммуникативный процесс;
б) передача информации;
в) хранение информации;
г) взаимодействие людей;
д) процесс формализации
2. Удобнее всего использовать при описании траектории движения объекта (физического тела) информационную модель следующего вида:
а) структурную;
б) табличную;
в) текстовую;
г) математическую;
д) графическую.
3. Какая модель из списка будет натурной?
а) рисунок
б) карта
в) манекен
г) диаграмма
4. Вставьте пропущенное слово из предложенных. Расписание уроков чаще всего имеет вид …
а) муляжа
б) таблицы
в) плана
г) списка
5. Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие – натурными:
а) физическая формула
б) игрушечный автомобиль
в) репертуар кинотеатра
г) план местности
д) игра в рулетку
е) блок – схема алгоритма
ж) схема метрополитена
з) авиамодель
и) оглавление книги
к) манекен
6. Вставьте пропущенное слово из предложенных. Наглядно продемонстрировать признаки какого – либо органа человека можно с помощью …
а) плана
б) макета
в) описания
г) муляжа
7. Сколько моделей можно создать при описании Солнца:
а) множество;
б) 5;
в) более 2;
г) 2;
д) 1.
8. Сколько моделей можно создать при описании галактики «Млечный путь»:
а) 1;
б) 2;
в) 5;
г) множество;
д) более 5.
9. Перечень стран мира – это информационная модель:
а) исторического развития человеческого общества;
б) устройства планеты «Земля»;
в) экономического устройства мира;
г) национального состава человечества;
д) политического устройства мира.
10. В информационной модели военного корабля, представленной в виде детской игрушки, отражается его:
а) структура;
б) цвет;
в) плотность;
г) форма;
д) размер.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.