Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
Оценка 4.9

Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)

Оценка 4.9
Лекции
docx
информатика
Взрослым
08.05.2018
Материал к уроку по теме "Моделирование" (1 курс, Информатика и ИКТ)
5 вариант.docx

Информационное моделирование

1. Определение понятия «модель»

Пример.

Что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть. В машинки, куклы, самолётики, кораблики, плюшевых мишек и так далее. Общим свойством всех этих игрушек является то, что они похожи на людей, автомобили, животных, они как бы представляют их в детских играх.

Всевозможные конструкторы позволяют построить макеты зданий, космических станций, интерьера комнат, причём часто «выдуманных», не существующих в реальной действительности.

А ещё дети любят «сюжетные» игры: в строителей, в дочки-матери, в школу. В этом случае они в игре воспроизводят (моделируют) отношения, которые складываются в процессе совместной жизни или деятельности людей.

Пример.

Для нас привычно, что ночь сменяется утром, а зима весной. А почему это происходит? Почему для европейцев январь – зимний месяц, а для австралийцев – летний? Надеемся, вы знаете ответы на подобные вопросы, но попробуйте объяснить вашему младшему брату, что это связано с тем, как, каким образом планета Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Думаем, что без рисунков или показа на двух шариках вам не обойтись.

Стремясь познать объекты окружающего мира, человек взаимодействует с существующими объектами и создаёт новые объекты.

Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов. «Объект-заместитель» принято называть __________________________, а исходный объект  _____________________________________________________.

Модель – _______________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________.

Цели моделирования:

1.       ____________________________________________________________.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2.       ____________________________________________________________.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.       ____________________________________________________________.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4.       ____________________________________________________________.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов.

Во-первых, признаки можно скопировать, воспроизвести. Такую модель называют натурной (материальной). Примерами натурных моделей являются муляжи и макеты – уменьшенные или увеличенные копии, воспроизводящие внешний вид объекта моделирования (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (радиоуправляемая модель автомобиля).

Во-вторых, признаки оригинала можно описать на одном из языков кодирования информации – дать словесное описание, привести формулу, схему или чертёж. Такую модель называют информационной.

Модели используются человеком для:

- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

2. Классификация информационных моделей

 

Табличные модели. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.

______________________________________________: в одной строке содержится информация об одном объекте или одном событии.

______________________________________________: отражают взаимосвязи между разными объектами.

______________________________________________: отражают качественный характер связи между объектами.

Таблица типа «объект-свойство»

Дата

осадки

темп

15.03

снег

- 15

16.03

дождь

- 20

Таблица типа «объект-объект»

Ученик

русский

алгебра

Иванов

4

4

Сидоров

5

3

Таблица типа «двойная матрица»

 

1

2

1

1

2

2

2

4

___________________________________ – это средство для наглядного представления состава и структуры системы.

___________________________________ – система, элементы которой находятся друг с другом в отношении вложенности или подчиненности.

___________________________________ – граф, в которой вершины верхнего уровня связаны с вершинами нижнего уровня как «один ко многим»

Пример: весь животный мир

___________________________________ – граф, в которой вершины различных уровней связаны между собой по принципу «многие ко многим»

Пример: Интернет

____________________________________ – модель знаний в форме графа, в основе которой лежит идея о том, что любые знания можно представить в виде совокупности объектов (понятий) и связей (отношений) между ними.

Пример. Представьте в виде графа связи в следующем предложении: Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

 

 

 

 

 

 

 

Задание:

  1. Для объекта выбрать соответствующую модель (примеры моделей приведены ниже).
  2. Определить отношения между объектом и моделью.
  3. Указать соответствующую классификацию для модели.
  4. Для объекта заполнить таблицу соответствий.

Пример выполнения задания

  1. Объект – «Стол».
  2. Для объекта «стол» выбрана модель «чертёж».
  3. Пара понятий «стол – чертёж» относится к:

-           отношению «объект – модель»

-           объект – стол, модель – чертёж

  1. Модель «чертёж» относится к информационной – знаковой – структурной модели
  2. Таблица соответствий:

Моделируемый объект

Стол

Моделируемый процесс

Сборка стола

Цель моделирования

Устойчивость стола

Моделируемые характеристики

Высота, вес, размер столешницы

 

Объект

Процесс

Ракета

a) Ракета

b) Исследование траектории полета
c) Полет ракеты

d) Координаты местоположения в произвольный момент времени

Примеры моделей:

макет; чертеж; формула; ноты; робот; выкройка; уравнение; алгоритм; система; штамм; атом; квалификация; символы; клетки; глобус; манекен; скелет; тренажер;

график; силуэт; карта; фотография; диаграмма; физические законы.

Решение:

  1. Объект –
  2. Для объекта «___________________________________» выбрана модель «______________________________________________».
  3. Пара понятий «__________________________________________________» относится к:

-           ___________________________________________________________

-           ___________________________________________________________

  1. Модель «____________________» относится к ________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Таблица соответствий:

Моделируемый объект

 

Моделируемый процесс

 

Цель моделирования

 

 

Моделируемые характеристики

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

Задание: Заполните таблицу «Классификация примеров систем», выбрав из списка «Примеры систем» четыре  варианта систем.

Классификация примеров систем

№ п/п

Критерий
классификации

Тип
системы «Авторучка»

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Пример 4

1.

По обусловленности действия

детерминированная

 

 

 

 

2.

По происхождению

искусственная

 

 

 

 

 

3.

По взаимодействию со средой

открытая

 

 

 

 

 

4.

По степени сложности

простая

 

 

 

 

5.

По признаку изменения во времени

статичная

 

 

 

 

6.

По величине, размеру

 небольшая

 

 

 

 

Справка:

Все существующие системы можно классифицировать по следующим моно-признакам:

1.    По обусловенности действия: детерминированные (все элементы взаимодействуют точно предвиденным образом), и стохастические/вероятностные (поведение системы можно предсказать лишь с некоторой вероятностью);

2.    По происхождению: естественные и искусственные;

3.    По взаимодействию со средой: замкнутые и открытые;

4.    По степени сложности: простые (небольшое число элементов, связи между ними легко описываются), сложные (большое число элементов, разветвленная структура, выполняют сложные функции), очень сложные (множество элементов, которые не могут быть полностью описаны);

5.    По признаку изменения во времени: статичные (то есть параметры и свойства с течением времени – неизменны, постоянны); динамические (то есть изменяющиеся во времени);

6.    По величине, размерумалые, средние и большие. Относительные характеристики. Чаще всего градация проводится по следующей схеме: Малые системы – системы с числом элементов менее 30 (например, фирма с численностью сотрудников 25 человек или авторучка), Средние системы - системы с числом элементов от 30 до 300 (например, фирма с численностью сотрудников 250 человек или пылесос). Большие системы - системы с числом элементов более 300 (например, корпорация с численностью сотрудников
15 000 человек, автомобиль или человек).

Тест:

1.       Основой моделирования является:

а)         коммуникативный процесс;

б)         передача информации;

в)         хранение информации;

г)         взаимодействие людей;

д)         процесс формализации

2.       Удобнее всего использовать при описании траектории движения объекта (физического тела) информационную модель следующего вида:

а)         структурную;

б)         табличную;

в)         текстовую;

г)         математическую;

д)         графическую.

3.       Какая модель из списка будет натурной?

а)         рисунок  

б)         карта

в)         манекен

г)         диаграмма

4.       Вставьте пропущенное слово из предложенных. Расписание уроков чаще всего имеет вид …

а)         муляжа   

б)         таблицы

в)         плана      

г)         списка

5.       Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие – натурными:

а)         физическая формула

б)         игрушечный автомобиль

в)         репертуар кинотеатра

г)         план местности

д)         игра в рулетку

е)         блок – схема алгоритма

ж)       схема метрополитена

з)         авиамодель

и)        оглавление книги

к)         манекен

6.       Вставьте пропущенное слово из предложенных. Наглядно продемонстрировать признаки какого – либо органа человека можно с помощью …

а)         плана      

б)         макета

в)         описания

г)         муляжа

7.       Сколько моделей можно создать при описании Солнца:

а)         множество;

б)         5;

в)         более 2;

г)         2;

д)         1.

8.       Сколько моделей можно создать при описании галактики «Млечный путь»:

а)         1;

б)         2;

в)         5;

г)         множество;

д)         более 5.

9.       Перечень стран мира – это информационная модель:

а)         исторического развития человеческого общества;

б)         устройства планеты «Земля»;

в)         экономического устройства мира;

г)         национального состава человечества;

д)         политического устройства мира.

10.   В информационной модели военного корабля, представленной в виде детской игрушки, отражается его:

а)         структура;

б)         цвет;

в)         плотность;

г)         форма;

д)         размер.


 

Скачано с www.znanio.ru

Информационное моделирование 1

Информационное моделирование 1

Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов

Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов

Классификация информационных моделей

Классификация информационных моделей

Табличные модели. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах…

Табличные модели. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах…

Задание: Для объекта выбрать соответствующую модель (примеры моделей приведены ниже)

Задание: Для объекта выбрать соответствующую модель (примеры моделей приведены ниже)

Моделируемый процесс

Моделируемый процесс

По степени сложности: простые (небольшое число элементов, связи между ними легко описываются), сложные (большое число элементов, разветвленная структура, выполняют сложные функции), очень сложные (множество элементов,…

По степени сложности: простые (небольшое число элементов, связи между ними легко описываются), сложные (большое число элементов, разветвленная структура, выполняют сложные функции), очень сложные (множество элементов,…

Вставьте пропущенное слово из предложенных

Вставьте пропущенное слово из предложенных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018