Тема: «Чти отца и матерь свою».
Цель: Формирование у учащихся почтительного отношения к родителям.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
Создать условия для осознания школьниками ценности взаимоотношений с родителями на личностно-значимом уровне.
Продолжить формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности в процессе групповой работы.
Учить выстраивать эти отношения в формате общечеловеческих нравственных ценностей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Продолжить работу по развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные: действия оценивания, прогнозирования, саморегуляции.
Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов.
Познавательные: действия постановки и решения проблемы, анализ, исключение.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой.
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу улыбнитесь,
Гостям в пояс поклонитесь
И тихонечко садитесь.
Ребята, нас с вами ждёт необычный урок. Мы отправляемся в путешествие.
А вы знаете, кого я бы хотела взять с собой в путешествие? Нет? Тогда отгадайте загадку.
Кто пришёл ко мне с утра?
Кто
сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в чашечку налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех? (Ответ: Мама)
И ещё одна загадка.
Самый сильный,
самый смелый.
За меня стоит горой:
Вы конечно, догадались!
Кто же этот мой герой? (папа)
(входят родители и рассаживаются на стулья)
- Ребята, как вы думаете, почему я пригласила в путешествие пап и мам?
- Правильно. Папа и мама самые близкие для нас люди. Они всегда придут вам на помощь в трудную минуту, смогут утешить, подбодрить, дать совет.
Я предлагаю вам, ребята, вместе с родителями и гостями отправиться к подножию одной горы. (слайд)
-Как вы думаете, что это за гора?
-Правильно, это гора Синай.
-А почему именно к этой горе сегодня мы отправились? (это священная гора)
Верно, ребята. Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал. (слайд Моисей получает заповеди из рук Бога)
- Что такое заповеди? (Заповедь - религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества).
-Для чего нужны заповеди?
Исполнение заповедей позволяет душе расти. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.
- Вспомните, ребята, сколько заповедей было написано на скрижалях? (10)
- Почему на одной скрижале написано 4 заповеди, а на другой - 10? (Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом, остальные касаются отношений людей).
- Перед вами на партах лежат рисунки скрижалей. Давайте прочитаем заповеди, записанные на них. (дети читают заповеди)
-Как вы думаете, а всегда ли люди выполняют заповеди? (нет)
-В чём вы видите невыполнение этих законов? (грубость, неуважение к окружающим…)
- Ребята, посмотрите внимательно ролик.
(просмотр ролика)
- Какое впечатление произвёл на вас ролик?
- Скажите, правильно ли поступил мальчик?
- Почему вы думаете, что мальчик поступил не по законам Божьим?
- Чему учил отец сына? (внимательному отношению к родителям)
- Какую по счёту заповедь нарушил мальчик? (пятую)
- Давайте её ещё раз прочитаем.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Как понимаете, что значит «почитать»? (слушаться, уважать)
- Как нужно проявлять почтение к родителям? (Быть внимательным к ним, помогать.)
Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, не оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать, заботиться о них.
Грех непочтения к родителям есть великий грех. В Ветхом завете писано, кто злословил отца или мать, наказывался смертью.
- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?
Наряду с родителями, мы должны почитать и тех, кто, в каком-либо отношении, заменяют нам родителей. К таким лицам принадлежат: отцы духовные, заботящиеся о нашем спасении, научающие нас вере и молящиеся за нас; люди, которые заботятся о нашей мирной жизни, все те, кто учит нас и даёт нам все доброе и полезное; и, вообще старшие по возрасту.
- Ребята, у вас на столах лежат конверты. Откройте их. На карточках написаны пословицы. На одной части начало пословицы, а на другой – конец. Вам нужно составить пословицу и прочитать её.
Каков батюшка, таковы у него и детки.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Семья в куче – не страшна
и туча.
-
Как понимаете смысл этих пословиц?
- Чему посвящены все пословицы? (семье)
(На слайде появляется надпись «семья».)
- Что такое семья? (Это папа и мама и много детей)
Семья - это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик, которые всё время находятся с нами, заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи.
- Давайте тихо произнесём слово «семья» и вслушаемся. Из каких двух слов образовалось оно? (семь я)
(слайд )
- А более подробно на вопрос «что такое семья?» ответят ребята в своём стихотворении.
(дети рассказывают стих)
1.Русский народ поговорками славен –
В них мудрость, накопленный опыт и знанья.
Что для человека главнее на свете?
Конечно, семья: родители, дети!
2.Пословицы учат семью уважать,
Родных беречь, не обижать!
«Люби, почитай свою мать и отца,
И счастье тебе подарит судьба!»
3.«В дружной семье – лад и уют».
«В крепкой семье – все дружно живут!»
«Дом согревает не печь, а любовь!»
«Любовь материнская никогда не пройдёт!»
4.И чтоб не случилось с вами, друзья,
Не смейте семью предавать никогда!
Ведь «В дружной семье и в холод тепло!».
Семья для людей дороже всего!
-Так что же такое дружная семья? (материнская любовь, почтение к родителям, счастье, умение радоваться за других.)
-А сейчас, ребята, послушайте притчу и ответьте на вопрос: «Кого вам напоминает гусыня?»
Чтение притчи.
В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскрылся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травки. Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята бросились к матери. Они поняли, что каждому из них ой как нужна мать; они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
Беседа с учащимися.
- Кого вам напоминает Гусыня?
- Кого вам напоминают гусята?
- Почему с гусыней произошло несчастье?
- Какова главная мысль этой притчи?
- Почему нужно слушаться родителей?
- А что доброго мы можем сделать для мамы и папы?
Игра «У меня есть мама, у меня есть папа…»
- Станьте в круг. Я даю вам клубочек. Вы передаёте его и произносите слова «У меня есть мама, у меня есть папа, а у них есть я». Давайте произнесём все вместе. (дети произносят слова). Как только мы заканчиваем говорить слова, тот, у кого останется клубочек, должен договорить фразу:
-Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
- Мои мама и папа для меня самые…
-Я люблю своих родителей за то, что…
-Я хочу своим родителям пожелать…
- Я помогу маме…
- Я помогу папе…
- Какие чудесные ваши мамы и папы!
Итог.
- Ну что ж, ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте ещё раз обратимся к 5 заповеди и прочитаем её. (дети читают 5 заповедь)
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь Божию, почитать отца своего и матерь свою.
(Дети исполняют песню «Моя семья»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.