В материале даётся подробное описание технологии развития критического мышления, её положительном влиянии на образовательный процесс. В работе отмечается, что в основе технологии лежит трёхступенчатая модель:стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. На каждой стадии используются свои методические приёмы:"Ассоциация" ,"Чтение с остановками", "Синквейн"и другие
Технология развития
Технология развития
критического мышления на
критического мышления на
уроках русского языка и
уроках русского языка и
литературы
литературы
Критическое мышление
Критическое мышление
это способ мыслить критически, наивысшая
- - это способ мыслить критически, наивысшая
функций,
организация
функций,
организация
синтезе,
заключающихся
заключающихся
синтезе,
нахождении
сопоставлении
нахождении
сопоставлении
причинно-следственных связей, умении делать
причинно-следственных связей, умении делать
собственные выводы.
собственные выводы.
мыслительных
мыслительных
информации,
информации,
в
в
анализе,
анализе,
Методика критического
Методика критического
мышления включает три
мышления включает три
этапа (стадии):
этапа (стадии):
Вызов
Вызов
Осмысление
Осмысление
Рефлексия
Рефлексия
Задачи первой стадии –
Задачи первой стадии –
«Вызова»:
«Вызова»:
- актуализировать и обобщить
- актуализировать и обобщить
имеющиеся у ученика знания по
имеющиеся у ученика знания по
данной теме или проблеме;
данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к
- вызвать устойчивый интерес к
изучаемой теме, мотивировать
изучаемой теме, мотивировать
ученика к учебной деятельности;
ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной
- побудить ученика к активной
работе на уроке и дома.
работе на уроке и дома.
Задачи второй стадии –
Задачи второй стадии –
«Осмысления»:
«Осмысления»:
- получить новую информацию;
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися
- соотнести с уже имеющимися
знаниями..
знаниями
Задачи третьей стадии –
Задачи третьей стадии –
«Рефлексии»»
«Рефлексии
осмыслить, обобщить полученную
осмыслить, обобщить полученную
информацию;
информацию;
- присвоить новые знания, новую
- присвоить новые знания, новую
информацию, полученную на уроке;
информацию, полученную на уроке;
- сформировать собственное
- сформировать собственное
отношение к изучаемому материалу.
отношение к изучаемому материалу.
Методические приемы
Методические приемы
стадии «Вызов»:
стадии «Вызов»:
«Ассоциация»
«Ассоциация»
«рассказ- предположение по
«рассказ- предположение по
ключевым словам;
ключевым словам;
«что я знаю?»
«что я знаю?»
верные и неверные утверждения;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические
перепутанные логические
цепочки и другие
цепочки и другие
Методические приемы
Методические приемы
стадии «Осмысление»:
стадии «Осмысление»:
Работа с текстом.Чтение с
Работа с текстом.Чтение с
остановками.
остановками.
Работа со схемой, таблицей
Работа со схемой, таблицей
Просмотр эпизода из фильма
Просмотр эпизода из фильма
Материал учебника
Материал учебника
С.Устинов «Любопытный
С.Устинов «Любопытный
бурундук»
бурундук»
Прием «Инсерт»
Прием «Инсерт»
Маркировочные знаки:
Маркировочные знаки:
«!» — Я это знал.
«!» — Я это знал.
«+» — Новое для
«+» — Новое для
меня.
меня.
«–» — Вызывает у
«–» — Вызывает у
меня сомнение.
меня сомнение.
«?» — Вопрос.
«?» — Вопрос.
Методические приемы
Методические приемы
стадии «Рефлексия»:
стадии «Рефлексия»:
заполнение кластеров, таблиц;
заполнение кластеров, таблиц;
возврат к ключевым словам, логическим
возврат к ключевым словам, логическим
цепочкам, верным и неверным
цепочкам, верным и неверным
утверждениям;
утверждениям;
ответы на поставленные вопросы;
ответы на поставленные вопросы;
написание творческих работ:
написание творческих работ:
синквейнов, эссе, диамант;
, эссе, диамант;
синквейнов
исследования отдельных вопросов темы и
исследования отдельных вопросов темы и
другие
другие
СИНКВЕЙН – малая
СИНКВЕЙН
– малая
стихотворная форма,
стихотворная форма,
используемая для фиксации
используемая для фиксации
эмоциональных оценок,
эмоциональных оценок,
описания своих текущих
описания своих текущих
впечатлений, ощущений,
впечатлений, ощущений,
ассоциаций.
ассоциаций.
1 строка – одно слово – название
1 строка – одно слово – название
стихотворения, обычно существительное.
стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или
2 строка – два слова (прилагательные или
причастия). Описание темы.
причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия
3 строка – три слова (глаголы). Действия
относящиеся к теме.
относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение.
4 строка – четыре слова – предложение.
Фраза, которая показывает отношение
Фраза, которая показывает отношение
автора к теме.
автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация,
5 строка – одно слово – ассоциация,
которая повторяет суть темы, обычно
которая повторяет суть темы, обычно
существительное.
существительное.
Приемы развития
Приемы развития
критического мышления
критического мышления
формируют:
формируют:
Способность находить нужную
Способность находить нужную
информацию, критически
информацию, критически
осмысливать, систематизировать;
осмысливать, систематизировать;
Переводить визуальную информацию в
Переводить визуальную информацию в
вербальную и обратно;
вербальную и обратно;
Находить ошибки в информации,
Находить ошибки в информации,
высказывать обоснованные аргументы;
высказывать обоснованные аргументы;
Умения длительное время собирать и
Умения длительное время собирать и
систематизировать тематическую
систематизировать тематическую
информацию.
информацию.