Материал на тему "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале даётся подробное описание технологии развития критического мышления, её положительном влиянии на образовательный процесс. В работе отмечается, что в основе технологии лежит трёхступенчатая модель:стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии. На каждой стадии используются свои методические приёмы:"Ассоциация" ,"Чтение с остановками", "Синквейн"и другие
Иконка файла материала образ.техн-я!!!.ppt
Технология развития Технология развития критического мышления на критического мышления на уроках русского языка и уроках русского языка и литературы литературы
Критическое мышление Критическое мышление это способ мыслить критически, наивысшая - - это способ мыслить критически, наивысшая функций, организация функций, организация синтезе, заключающихся заключающихся синтезе, нахождении сопоставлении нахождении сопоставлении причинно-следственных связей, умении делать причинно-следственных связей, умении делать собственные выводы. собственные выводы. мыслительных мыслительных информации, информации, в в анализе, анализе,
Методика критического Методика критического мышления включает три мышления включает три этапа (стадии): этапа (стадии): Вызов  Вызов Осмысление  Осмысление Рефлексия  Рефлексия
Задачи первой стадии – Задачи первой стадии – «Вызова»: «Вызова»: - актуализировать и обобщить  - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к  - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; ученика к учебной деятельности; - побудить ученика к активной  - побудить ученика к активной работе на уроке и дома. работе на уроке и дома.
Задачи второй стадии – Задачи второй стадии – «Осмысления»: «Осмысления»: - получить новую информацию;  - получить новую информацию; - осмыслить ее;  - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися  - соотнести с уже имеющимися знаниями.. знаниями
Задачи третьей стадии – Задачи третьей стадии – «Рефлексии»» «Рефлексии  осмыслить, обобщить полученную осмыслить, обобщить полученную информацию; информацию; - присвоить новые знания, новую  - присвоить новые знания, новую информацию, полученную на уроке; информацию, полученную на уроке; - сформировать собственное  - сформировать собственное отношение к изучаемому материалу. отношение к изучаемому материалу.
Методические приемы Методические приемы стадии «Вызов»: стадии «Вызов»: «Ассоциация»  «Ассоциация» «рассказ- предположение по  «рассказ- предположение по ключевым словам; ключевым словам; «что я знаю?»  «что я знаю?» верные и неверные утверждения;  верные и неверные утверждения; перепутанные логические  перепутанные логические цепочки и другие цепочки и другие
Методические приемы Методические приемы стадии «Осмысление»: стадии «Осмысление»: Работа с текстом.Чтение с  Работа с текстом.Чтение с остановками. остановками. Работа со схемой, таблицей  Работа со схемой, таблицей Просмотр эпизода из фильма  Просмотр эпизода из фильма Материал учебника  Материал учебника
С.Устинов «Любопытный С.Устинов «Любопытный бурундук» бурундук»
Прием «Инсерт» Прием «Инсерт» Маркировочные знаки: Маркировочные знаки: «!» — Я это знал.  «!» — Я это знал. «+» — Новое для  «+» — Новое для меня. меня. «–» — Вызывает у  «–» — Вызывает у меня сомнение. меня сомнение.  «?» — Вопрос. «?» — Вопрос.
Методические приемы Методические приемы стадии «Рефлексия»: стадии «Рефлексия»: заполнение кластеров, таблиц;  заполнение кластеров, таблиц; возврат к ключевым словам, логическим  возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным цепочкам, верным и неверным утверждениям; утверждениям; ответы на поставленные вопросы;  ответы на поставленные вопросы; написание творческих работ:  написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант; , эссе, диамант; синквейнов исследования отдельных вопросов темы и  исследования отдельных вопросов темы и другие другие
СИНКВЕЙН – малая СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, стихотворная форма, используемая для фиксации используемая для фиксации эмоциональных оценок, эмоциональных оценок, описания своих текущих описания своих текущих впечатлений, ощущений, впечатлений, ощущений, ассоциаций. ассоциаций.
1 строка – одно слово – название 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение Фраза, которая показывает отношение автора к теме. автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно которая повторяет суть темы, обычно существительное. существительное.
Приемы развития Приемы развития критического мышления критического мышления формируют: формируют: Способность находить нужную  Способность находить нужную информацию, критически информацию, критически осмысливать, систематизировать; осмысливать, систематизировать; Переводить визуальную информацию в  Переводить визуальную информацию в вербальную и обратно; вербальную и обратно; Находить ошибки в информации,  Находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы; высказывать обоснованные аргументы; Умения длительное время собирать и  Умения длительное время собирать и систематизировать тематическую систематизировать тематическую информацию. информацию.