Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Тема:
«Семейное
право»
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Цель: определить социальные и
правовые аспекты семьи и брака
Задачи:
- познакомиться с Семейным кодексом и
основами семейного права
- конкретизировать теоретические
представления о порядке и условиях
заключения и расторжения брака,
определить личные и имущественные
права и обязанности супругов,
родителей и детей в семье;
- довести до учащихся специфику
юридического понимания семьи и
значимость правового регулирования
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Работа в группах
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Алгоритм работы в группе:
• Советуясь в группе, найти ответ на вопрос;
• подобрать собственные примеры к
аргументации ответа на вопрос;
• подготовить формулировку (если это
необходимо) определений терминов и
понятий.
• Время работы 57 минут.
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
1 группа:
Прочитать часть пункт параграфа: “Что такое семейное право” стр.
253 254
Вопросы:
• Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
• В чём сущность, цели и принципы семейного права?
• Что такое семейное право?
• Что является основным источником семейного права?
• Каковы основные цели семейного законодательства?
• Что составляет основу правового регулирования определяет и его
основные принципы семейного права?
• Сформулируйте определение понятия семейное право.
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Семейное право - совокупность
правовых норм, которые регулируют
отношения между людьми в связи со
вступлением в брак, созданием семьи,
рождением и воспитанием детей.
БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ — установленный
законом
минимальный возраст вступления
в брак.
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Цели семейного законодательства:
•укрепление семьи и построение семейных отношений на
основе любви и уважения, взаимопомощи и ответственности
перед семьей всех ее членов;
•обеспечение беспрепятственного осуществления членами
семьи своих прав и их защита, не допущение произвольного
вмешательства коголибо в дела семьи.
Основные принципы: добровольность брачного
союза; равенство прав супругов в семье; разрешение
внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет
семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и
развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов
несовершеннолетних членов семьи.
Основной источник Семейный кодекс
Российской Федерации, введенный в действие в 1996 г.
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
2 группа:
Прочитать пункт параграфа “ Вступления в брак и
расторжение брака” стр.254 256
Вопрос:
• Каковы условия вступления в брак и препятствия к
его заключению?
• Сформулируйте определение понятия брак,
брачный возраст.
При ответе использовать статьи Семейного кодекса.
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
• Моряк, находившийся в 9месячном плавании, узнал из
телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет
ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен
ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что
согласен. Собрав необходимые документы и приложив
телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая
мать пришла в ЗАГС и, объяснив ситуацию, просила брак
зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе.
• Правомерно ли поступили работники
загса?
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
• Семьи Д. и Н. жили по соседству. За много лет крепко
сдружились, всегда помогали друг другу. У Д. росла дочь, а у
Н. сын. Они учились в одной школе, в детстве дружили.
Соседи радовались этой дружбе. Они даже заключили
соглашение: как только вырастут их дети, следует их
поженить.
Пришло время, и отец Лены завел разговор о том, что неплохо
бы породниться с Игорем. Лена говорила, что у нее с Игорем
хорошие отношения и не более. Но отец вновь и вновь
возвращался к теме разговора. В конце концов. Лена под
влиянием уговоров отца дала согласие на брак. Нарушено ли
какоелибо условие вступления в брак?
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ — установленный
минимальный возраст вступления
законом
в брак.
Брак юридически оформленный, свободный,
добровольный союз мужчины и женщины,
направленный на создание семьи и порождающий
для них взаимные права и обязанности
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
3 группа:
Прочитать пункт “ Права и обязанности супругов”. Стр. 256 – 258
Вопрос:
• В чем суть личных и имущественных правоотношений супругов?
• Каковы имущественные права супругов?
• Каковы личные неимущественные супругов?
• Сформулируйте определение понятия законный режим имущества
супругов.
• Каковы условия решения имущественных вопросов после разводов супругов?
• Что такое брачный договор?
• Сформулируйте определение понятия брачный договор, договорной
режим супружеской собственности
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
брака
книгу
во время брака
пенсия супруга во время брака
«Наше», объяснить свой выбор на основании закона.
Распределить имущество супругов на две группы – «Моё» и
•доходы супруга от трудовой деятельности во время
•фирма супруга, основанная до вступления в брак
•машина, приобретенная супругом до вступления в брак
•гонорар за опубликованную супругом во время брака
•пособие по уходу за ребенком во время брака
•доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной
•пальто супруга, приобретенное во время брака
•бриллиантовое колье жены, приобретенное во время
•электрическая бритва супруга, приобретенная во время
•соболья шуба жены, приобретенная во время брака
•туфли супруга, приобретенные во время брака
•доходы супруга от предпринимательской деятельности
•телевизор, полученный супругом в подарок во время
•дом, полученный супругом по наследству во время
брака
брака
во время брака
брака
брака
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
• Супруги Скляровы несколько лет состоят в браке.
Склярова занимается бизнесом. Скляров потерял работу и
получает пособие по безработице. Склярова предложила
мужу заключить брачный договор, закрепив в нем принцип
раздельности имущества, нажитого совместно в период
брака. Скляров же считал, что даже если они и заключат
такой договор, то он не будет иметь юридической силы. Не
придя к взаимному согласию, супруги обратились в
юридическую консультацию.
• Какой ответ им следует дать?
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
• Супруги Ивановы расторгли брак, после чего Иванова
обратилась в суд с иском о разделе имущества,
нажитого совместно в период брака: цветного
телевизора, стиральной машины и двух ковров.
При рассмотрении дела в суде Иванов пояснил, жена
переехала на его жилплощадь два года назад после
регистрации брака, телевизор и стиральная машина
были им приобретены совместно с первой женой в
кредит, а ковры получены по наследству.
• Какое решение должен принять суд?
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Законный режим имущества супругов - это режим их
совместной собственности. Он действует, если брачным
договором не предусмотрено иное.
Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак,
или соглашение супругов, определяющее имущественные
права и обязанности супругов в браке и (или) при его
расторжении.
Договорным режимом имущества супругов является режим
супружеского имущества, установленный в брачном договоре.
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Законный режим имущества супругов
1. Вещи индивидуального пользования
3. Наследство
5. Паи
2. Подарок
4.
Пособия
7. Доходы
6. Пенсии
8. Награды
5. Паи
4.
Пособия
6. Пенсии 7. Доходы
10. Ценные бумаги
11. Приобретенное за
счет общих доходов
движимое и недвижимое
имущество
12. Драгоценности
и предметы роскоши
9. Имущество,
приобретенное до брака
11. Приобретенное за
счет общих доходов
движимое и недвижимое
имущество
1. Вещи индивидуального
пользования
2. Подарок
3. Наследство
4. Награды
5. Имущество,
приобретенное до брака
10. Ценные бумаги
12. Драгоценности
и предметы роскоши
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
4 группа:
Прочитать пункт “Права и обязанности родителей и детей”.
Стр. 258 260
Вопрос:
• Что понимается под родительскими правами?
• Какими правами и обязанностями обладает
ребенок?
• Почему семья является приоритетной формой
воспитания детей?
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим
родителям: “Вы обязаны обеспечить мне достойную
жизнь. Я должна, как Светлана {ее лучшая подруга),
заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие
курсы английского языка, ездить отдыхать за границу...”
Родители попытались объяснить дочери, что у них нет
таких средств, как у отца Светланы, директора одного
из крупнейших российских банков. В ответ Ольга
процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка,
где говорится о признании права ребенка на уровень
жизни, необходимый для его физического, умственного,
духовного, нравственного и социального развития.
Решение этой задачи Конвенция возлагает прежде всего
на родителей. “Почему же вы ее не решаете?” —
обиженно спросила она и вышла из комнаты.
Выскажите ваше мнение, права ли Ольга. Ответ
поясните.
Если бы вы были родителями Ольги, что
возразили бы дочери? Как поступили бы в этой
ситуации? Почему?
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на
Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на
общение с родителями, бабушками, дедушками.
общение с родителями, бабушками, дедушками.
Права несовершеннолетних детей
Права и обязанности родителей
Ребенок имеет право :
на защиту своих прав и
законных интересов;
на защиту от злоупотреблений
со стороны родителей;
выражать свое мнение, которое
учитывается;
право на получение содержания
от своих родителей;
право собственности на доходы,
наследство и т.д.
Все вопросы с воспитанием детей родители решают
Все вопросы с воспитанием детей родители решают
совместно. Если возникают разногласия - вправе обратиться
совместно. Если возникают разногласия - вправе обратиться
в органы опеки или суд
в органы опеки или суд
Родители имеют равные
права и несут равные
обязанности в отношении
своих детей.
Они обязаны воспитывать
своих детей, обеспечить
получение ими образования.
Родители законные
представители своих детей
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Подведение итогов:
• Назовите тему нашего урока.
• На какие вопросы мы должны были
ответить в течение урока?
• На все ли вопросы мы получили ответы?
• Давайте повторим.
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Закрепление изученного материала
Работа с афоризмами
Из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который
более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните.
- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права
и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).
- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская
пословица).
- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала
им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и
родиной. (У.Фосколо).
- Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день
реконструировать. (А.Моруа).
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Счастлив
тот,
кто счастлив
у себя дома
Л. Н. Толстой
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Рефлексия:
•Что показалось вам на этом уроке
особенно неожиданным?
•Что бы вам хотелось взять на
вооружение и использовать в своих
личных отношениях?
Материал по обществознанию на тему "Семейное право" (10 класс)
Д/З:
§ 24
Стр. 264,
задания 1,2,3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.