МЕТОДСОВЕТ
Методический портал учителя
Фестиваль методических разработок «Идем на урок ОРКСЭ»
Тема: «Совесть»
Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Совесть»
Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению
детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».
Задачи:
дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;
развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки
собственной деятельности и деятельности товарищей;
воспитание доброжелательности,
эмоциональной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Планируемые результаты:
Личностные – развитие начальных форм регуляции собственного
поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.
Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного
использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий
(работа с текстом, логические задания, творческие задания).
Предметные
знакомство с высказываниями великих философов и
писателей о совести, стыде, раскаянии.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, комплект приложений к
уроку для каждой группы, презентация, музыкальный и видео материалы,
игрушка для перехода «права слова».
Организационный момент:
Ход урока:
Предложить детям разделиться на 4 группы по желанию, рассадить группы
на свои места, познакомить с «ведущим» урока – деревянная статуэтка
китайского мудреца. (Статуэтка передается для предоставления слова от
одной команды к другой по желанию)
Этап урока
Деятельность учителя
№
слайда
Деятельность
учащихся № 1
Муз. файл
Придумывают
название команды и
пожелания
одноклассникам.
Представляют свои
группы.
Ребята, сегодня наше занятие
начнем с небольшой разминки.
Пусть каждая команда
придумает себе название и
доброе пожелание для других
участников урока.
(Команды работают, пока
звучит музыка, затем
представляются и передают
право ответа с помощью
статуэтки)
Подготовка к
активной
деятельности,
мотивационн
ая установка.
Определение
темы и цели
занятия.
Изложение
нового
Давайте узнаем, что такое
совесть. Найдите определение
совести в учебнике.
№ 4
№ 5
(при
Молодцы! Теперь можно
начинать работу!
№ 2
У каждой группы на столе есть
набор слов. Из них нужно
собрать пословицу, не
забывайте, что главное – не
скорость, а правильный смысл!
(После того, как дети соберут
пословицы прочитать и
обсудить их смысл)
Ребята, кто заметил, какое
слово повторяется во всех этих
пословицах? Это слово –
совесть. Как вы понимаете
смысл слова совесть? Зачем она
нужна человеку? Попробуйте
ответить на эти вопросы,
обсудите ответ в группе.
(После обсуждения, ответы
зачитываются всему классу)
№ 3
Дети собирают из
слов пословицы,
затем зачитывают
полученный
результат,
сравнивают с
правильной
формулировкой,
расшифровывают
смысл высказывания.
Жить в ладу со своей
совестью.
Как ни мудри, а совести
не перемудришь.
Совесть без
зубов грызет.
От человека утаишь, а
от совести нет.
Ребята обсуждают
понятие, записывают
ответы, представляют
одноклассникам.
(Приложение 2)
Работают с
учебником, выбирают
из текста нужное материала.
Закрепление
новых знаний
щелчке по
фамилии
появляется
высказыва
ние, при
щелчке по
цитате
исчезает)
№ 6
определение.
Записывают
определение в
рабочих тетрадях.
Смотрят
презентацию, при
желании обсуждают.
Высказывают
собственное мнение,
желающие выходят к
доске и заполняют
таблицу.
№ 7
А вот что говорят о совести
великие писатели, ученые,
деятели искусства.
Ребята, как вы думаете,
переживания совести это
положительные или
отрицательные эмоции. Чего
они больше приносят человеку
пользы или вреда?
Давайте заполним таблицу. За
каждый положительный момент
ставим плюс, за отрицательный
– минус.
(Во время работы дети
приходят к выводу, что плохие
поступки вызывают угрызения
совести, а это очень
неприятные переживания,
которые могут привести к
тяжелым последствиям,
даже к болезни)
Что нужно сделать, чтобы
совесть тебя не мучила, не
приносила тебе вреда?
Каждый из нас может по ошибке
или другой причине совершить
нехороший поступок и
единственный способ
избавиться от угрызений
совести – это попросить
прощения, попытаться
исправить последствия своего
проступка. У верующих людей
есть очень хороший обычай –
искреннее раскаяние в своих грехах. Соблюдение этого
обычая позволяет человеку
жить со спокойной душой,
осознанно относиться к своим
поступкам.
Физкультмин
утка.
Вы хорошо потрудились,
давайте отдохнем!
№ 8
«Лунтик.
Совесть»
№ 9
Просмотр и
анализ нового
материала.
Ребята, я предлагаю вам
посмотреть небольшой
мультфильм, в котором тоже
говорится о совести.
Самостоятел
ьная
творческая
работа в
группах.
Презентация
результатов
творческой
работы
групп.
А теперь представьте, что вы
кинорежиссеры. Вам нужно
создать свой мультфильм о том,
как совесть меняет человека.
Попробуйте придумать свой
сценарий. Вы можете просто
прочитать то, что у вас
получится, а можно показать
вашу историю в
театрализованном виде.
Давайте послушаем и
посмотрим, что у нас
получилось. Будьте
внимательны! На столе у вас
есть набор карточек 3 цветов.
Подарите карточку красного
цвета той команде, чья работа
больше всего соответствует
поставленной задаче. Зеленую и
синюю карточки вы можете
подарить той команде, которые
на ваш взгляд заняли второе и
третье место.
Играскороговорка
«Шли подружки по
дорожке»
(Приложение 3)
Смотрят
мультфильм.
Работают в группах,
сочиняют свои
истории и форму их
презентации.
Смотрят результаты
работы групп,
представляют свой
результат, дают
оценку работе
товарищей.
Подведение
итога урока.
Рефлексия.
Наше занятие подходит к
концу. Давайте проверим, что
мы узнали и поняли.
№ 10
Формулируют итоги
урока. Домашнее
задание.
Пусть каждая из команд
выберет один из вопросов и
ответит на него.
Ребята, подумайте дома о том,
что мы обсуждали на уроке.
Найдите в произведениях
литературы, кинофильмах,
мультфильмах примеры того,
как совесть меняет человека.
(Можно просто выдать
список произведений для
чтения или просмотр)
Приложение № 4
Спасибо за работу!
Урок светской этики по теме «Совесть» был проведен в 4х классах МБОУ «СОШ №
7» 20.02.2013 г.
Некоторые высказывания детей на уроке:
1. Совесть – это чувство человека, правильные поступки. Совесть нужна, чтобы
признавать свои ошибки.
2. Совесть – это подсознательный голос, который говорит, как правильно поступать.
Совесть нужна, чтобы не совершать дурных поступков.
3. Совесть – это твой внутренний судья, равновесие между плохим и хорошим.
Совесть нужна, чтобы понимать свои плохие поступки и больше их не совершать.
4. Совесть нужна, чтобы сознавать грешные поступки.
5. Жил мальчик. Он был второгодник. Его звали Вася. Однажды он вышел во двор и
забрал у маленького мальчика шарик, поиграл и лопнул. Когда Вася пришел домой, ему
было неприятно и плохо. Он подумал, сходил в магазин и купил новый шарик. Когда Вася
отдал шарик маленькому мальчику, ему стало лучше.
6. Жил мальчик Петя. Однажды он получил двойку и пошел домой. Мама спросила
Петю: «Как дела у тебя в школе?». Петя покраснел, ничего не сказал и ушел гулять на
улицу. На улице он думал, как сказать маме про двойку и ему было невесело. Наступил
вечер, он пошел домой. Мама попросила принести дневник и увидела двойку. Она отругала
Петю, но ему стало легче на душе, потому что не нужно было больше притворяться.
7. Жилибыли девочка Оля и домовёнок Кузя. Один раз Оля принесла многомного
конфет, а Кузя никогда их не пробовал. После того как Оля кудато ушла, Кузя взял и съел все конфеты кроме одной. Оля пришла домой и заметила, что конфет не стало. Тогда она
спросила Кузю: «Это ты…?». Кузю замучила совесть, он покраснел и сознался.
Литература
1. Тишков В. А., Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012
2. Студеникин М. Т., Основы духовнонравственной культуры народов России.
Основы светской этики. Учебник для 4 класса. – М.: Русское слово, 2012
3. Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы светской этики.
45 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
Интернет – источники
Мультфильм «Лунтик. Совесть»: http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BC
%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC
%20%D0%BB%D1%83%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%20%D1%81%D0%BE
%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C&where=all&filmId=BNG3KpI3UXI%2C
Материал по ОРКСЭ 4 класс тема "Совесть"
Материал по ОРКСЭ 4 класс тема "Совесть"
Материал по ОРКСЭ 4 класс тема "Совесть"
Материал по ОРКСЭ 4 класс тема "Совесть"
Материал по ОРКСЭ 4 класс тема "Совесть"
Материал по ОРКСЭ 4 класс тема "Совесть"
Материал по ОРКСЭ 4 класс тема "Совесть"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.