Краткое содержание
Сцена 1.
Бог встречается с сыном. Отец советует сыну одеться потеплее, чтобы не замерзнуть в тундре при внезапной непогоде. Сын не слушается отца и идет в лес налегке. В это время начинается пурга, идёт снег, он теряет силы и замерзает. На другой день отец идёт на поиски сына и находит его замерзшим. В назидание другим детям он оставляет на небе след лыж своего сына, который называется Кишкаль мэтты – Звёздная дорога (Млечный путь), чтобы все помнили, какой ценой оплачено непослушание.
Сцена 2
Лоз и Ича встречаются в лесу, и между ними возникает спор о том, кто должен жить и охотиться на этой земле. Они решили продолжить разговор и на другой день и доказать друг другу, кто же всё-таки хозяин земли. Ича придумывает уловку с бабушкой, которую сажает в яму и, в нужный момент, на вопрос «Земля, ты чья?», она отвечает, что вся земля принадлежит Иче. Проигравшему Лозу ничего не остается, как навсегда покинуть эти края.
Сцена 3
Наступают холода, а у Ичи нет добротной, теплой малицы, которая защитила бы его от непогоды. В их местах живёт злой Лоз, который всех обижает, и его давно пора наказать. Ича - хитроумный и предприимчивый, он всегда находит выход из сложившейся ситуации. Ича предлагает бабушке сшить ему малицу из бересты, а потом обманом выменивает у Лоза его теплую малицу, сообщив тому, что берестяная малица быстро прогревается, если подойти к огню и долго стоять около него. Когда Лоз замерз, он решает воспользоваться советом Ичи и подходит близко к костру, но берестяная малица от близкого жара вспыхивает… Лоз сгорел и навсегда освободил людей от своего присутствия. Народ празднует победу Ичи, теперь можно свободно охотиться, рыбачить, разводить оленей и никого не бояться. Бабушка предлагает совершить обряд «Поклонение огню»Краткое содержание
Сцена 1.
Бог встречается с сыном. Отец советует сыну одеться потеплее, чтобы не замерзнуть в тундре при внезапной непогоде. Сын не слушается отца и идет в лес налегке. В это время начинается пурга, идёт снег, он теряет силы и замерзает. На другой день отец идёт на поиски сына и находит его замерзшим. В назидание другим детям он оставляет на небе след лыж своего сына, который называется Кишкаль мэтты – Звёздная дорога (Млечный путь), чтобы все помнили, какой ценой оплачено непослушание.
Сцена 2
Лоз и Ича встречаются в лесу, и между ними возникает спор о том, кто должен жить и охотиться на этой земле. Они решили продолжить разговор и на другой день и доказать друг другу, кто же всё-таки хозяин земли. Ича придумывает уловку с бабушкой, которую сажает в яму и, в нужный момент, на вопрос «Земля, ты чья?», она отвечает, что вся земля принадлежит Иче. Проигравшему Лозу ничего не остается, как навсегда покинуть эти края.
Сцена 3
Наступают холода, а у Ичи нет добротной, теплой малицы, которая защитила бы его от непогоды. В их местах живёт злой Лоз, который всех обижает, и его давно пора наказать. Ича - хитроумный и предприимчивый, он всегда находит выход из сложившейся ситуации. Ича предлагает бабушке сшить ему малицу из бересты, а потом обманом выменивает у Лоза его теплую малицу, сообщив тому, что берестяная малица быстро прогревается, если подойти к огню и долго стоять около него. Когда Лоз замерз, он решает воспользоваться советом Ичи и подходит близко к костру, но берестяная малица от близкого жара вспыхивает… Лоз сгорел и навсегда освободил людей от своего присутствия. Народ празднует победу Ичи, теперь можно свободно охотиться, рыбачить, разводить оленей и никого не бояться. Бабушка предлагает совершить обряд «Поклонение огню»
Альбом по спектаклю.docx
КИШКАЛЬ МЭТТЫ
1
Открывается занавес, свет на сцене приглушенный, но со звуками музыки свет
начинает сильнее освещать сцену, включается эффект снежинок, и на фоне
заснеженного пейзажа идет танец небесных духов, они кружатся и образуют
коридор, по которому выходит БОГ, а с другого конца сцены появляется сын,
который идет навстречу своему отцу.
Музыка постепенно стихает. Они
встречаются: Сын говорит:
Пойду проверю капканы. Как бы большой зверь не попался в капкан и не унес его.
Сын Кэлла капканмы манымпылам. Кай кос мэркы суры капканты
оркыл тентам, ныней мача кэнянтыныт .
Отец бог говорит: Оденься потеплее: Ты же знаешь, что утром бывает тепло, а к
вечеру похолодает. Да вдруг ветер, пурга, можешь заблудиться, собьешься с дороги.
бог – Пётпын такталтящ, карыт покын пётпа, ютын конқэна. Попы
меркалента, ныней пусканэсянта, мэттым уртянтал.
Сын говорит: Не беспокойся, я мигом, мои лыжи быстро промчат меня, и я скоро вернусь…
Сын: Мат чоты ыкы тэнырпащ, мат чакктыса коранентам , мат
тольчам ранкан пактымпа, омпа сукылта тюнтак…
Сын встал на лыжи и ушел. (свет на сцене становится приглушенным, раздается свист ветра,
началась пурга ! Сын бога еле передвигается на лыжах, он падает под натиском ветра, ползет и
укрывается под деревом и замирает.
(звучит музыка, на сцене исполняется танец Борьбы злых и добрых духов, забирающих душу
сына бога, постепенно сцена освещается духи улетают с душой сына Бога…
Сцена освещена… появляется Бог, он ищет своего Сына…Видит, сын сидит под деревом.
Подходит к нему, а он уже давно замерз.
Тогда бог сказал: «Я говорил тебе, чтобы оделся потеплее иначе замерзнешь. Вот, что
значит не слушать взрослых».
Бог: «Мат тянты топсам, пётпык такталтящ, кантаенант..
Плачет Бог над телом Сына, потом поднимает голову, оглядывается кругом и говорит: Хочу,
чтобы люди всегда помнили о том, как замерз мой сын и не повторили его ошибки
Бог:.Кумыт тенымыныят, кутар кантаимпа мат иям, нильчий
кощкый торяп ыкыменыят.
Я оставлю на небе след лыж моего сына и назову его Кишкаль мэтты – Звёздная дорога, пусть
дети помнят, какой ценой заплачено непослушание. Мат иянытольчин мэттып тенырпынылын, на мэттым«Кищкаймэттытка» кэротын, кумын
намыт чоты тенырпынылын .Номкын «Кищкаймэтты» сома ата. Пока
бог произносит свои слова свет на сцене начинает постепенно приглушаться, с первыми
звуками музыки включается прожектор, и звучит музыка. Бог начинает круговые движения
руками и отходит на задний план медленно, а в это время сцене появляются девушки в белом и
начинается «танец звездной дороги» В конце танца свет на сцене гаснет, девушки танцоры
поднимают руки в направлении экрана. На экран проецируется млечный путь . Занавес
закрывается… начинает звучать музыка Начало 2 сцены
2 3
ЗЕМЛЯ, ТЫ ЧЬЯ?
Звучит музыка Начало 2 сцены . Сцена освещена. Декорации на сцене поменялись, появились
елки, поляна… выходит изза кулис Ича, он охотится, стреляет из лука, смотрит по сторонам,
потом садится отдохнуть на пень, а в это время из леса выхолит Лоз. Громадный, лохматый...
руками размахивает, кричит ЛОЗ: Как ты смел на мою землю ступить! Уходи отсюда!
Тат кайқа мат тэттакан тюсанты. Альпакэняш!
Не испугался Ича..Отвечает спокойно С чего ты взял, что это твоя земля?
Ича: Куты кэтысыт, на тат тэттал?
Лоз: Моя земля! я здесь живу! Маттэттам! манн тымты илак!
Ича: А я сюда на охоту хожу. А мат ты сурыя ичам. Давай, кто докажет, что земля его,
тот и жить и охотиться здесь будет.
Они расходятся в разные стороны, звучит музыка «Сценка из жизни» , на сцене гаснет свет,
включается эффект снежинок со светом, меняется декорация, с одной стороны выдвигают на
сцену каркас чума, возле которого сидит бабушка и что то делает. Свет меняется, сцена
полностью освещена. Появляется Ича. Он подходит к бабушке:
Бабушка: Мэчоты кошкына. Куттар тепынык кэтыка, на метэттымын?
Сидит Ича задумавшись и вдруг его осенила мысль, он бежит к краю сцены находит там
камышинку, дует в нее и подходит к бабушке, рассказывает о своей хитрости:
Ича: Я вырою яму и посажу тебя в неё. Сверху палки положу и дёрном прикрою А чтобы
дышать можно было, вот эту тростинку возьми, она пустая внутри. Когда тебя будут
спрашивать: «Земля, ты чья?» отвечай из ямы: «Это земля Ичи!»
Ича: Мат тилентяк теттым, ныны нечча щинты омтылтентак. Иннямын поса пинтам
ныны тэттыса таялтентам. Кэяркунтока, тап нютыяиты. Кущан ташинты
сопычетотын: «Тап кутын, тэтты?» кылыноны томты: «На Ичан тэтты!»
Звучит музыка « Спора между героями» свет на сцене гаснет, меняется декорация. Чум
убирается, только елки…. Свет начинает освещать сцену, появляется Лоз со своей семьей –
жена и лозята, а сам смеется:
Лоз: Маннымпят!. Ман ияимы кэтянтотыт, ме тымты илөмын.
Ича: Удивил! отвечает Ича. Я сейчас всех соседей сюда приведу, а их в семь раз больше твоего
чертова семейства. И каждый скажет, что я здесь родился. 4
Ича кэты, Мат ти мунтык кумыим татыралтентам, тэпын сельчи пор кочченотын,
таннөны. Мунтык кэтянтотыт, мат тымты чэлыксак.
Огорчился лесной черт, но не стал спорить. А ты как докажешь, что это твоя земля?
Лоз: Тат кумын тенымал, на мол тат тэттал?
Ича: Очень просто сказал Ича! Надо спросить у земли: чья она? Как это я вчера забыл об
этом? Можешь ты первым спрашивать, могу и я. Мне всё равно. Земля и тебе и мне скажет кто
её хозяин.
Ича: Тэттын мыкын сопынчяс! – кутынтэтты? Тянтыай мака кэтянтыныт, куты тымты
мэрка.
Первым Лоз стал спрашивать: Земля, ты чья? А изпод земли голос глухой: Я... Земля… Ичи…
ЛОЗ: кутын тэтты?
Бабушка: Мат… Ичат… Тэтты…
лоз: Но ведь ты же моя земля! не отступал Лоз.
ЛОЗ: Тан аса мат тэттам!–
Бабушка: Мат… Ичат… Тэтты…
Черёд Ичи настал. Он стал спрашивать
Ича: Тап кутыт тэтты?
Бабушка: Я Земля… Ичи …
Бабашка: Мат… Ичат… Тэтты…
Ича: Вот видишь, серьёзно сказал Ича., а сам смех еле сдерживает, земля сказала кто ее
хозяин Ничего не оставалось делать лесному черту. Ушёл он из этих мест. Никогда его больше
здесь не видели
Ича: тэтты кэтыныт, куты тымты мэрка.
Постепенно начинает звучать музыка «Уход Лоза после спора» Лоз вскидывает руки в стороны
и, горестно их опустив уходит со своей семьей со сцены , а бабушка с Ичей обнимаются и
радостные уходят со сцены. Медленно гаснет свет. А музыка продолжает звучать… в темноте
меняется декорация.. появляется землянка Лоза на одном конце, а на другом Чум ИЧИ. Свет
постепенно освещает сцену… музыка стихает… 5
БЕРЕСТЯНАЯ МАЛИЦА ИЧИ
(селькупская сказка)
Музыка «Уход Лоза» продолжает звучать
На сцене лесная поляна.. в конце сцены стоит Чум Ичи, который стоит возле костра и
разговаривает с бабушкой
Ича: бабушка, наступает месяц листопада, на улице уже холодно
имыя, потчопый ирят омпаэсянта, покын конкыэна.
Бабушка: Да, в этом году холода рано наступают, а у тебя вся одежда износилась, вон вся в дырках, и
тепла не держит. Надо нам тебе теплую малицу справить, только из чего шить…
Тап пот чактыса конымотта, тан пётпый утанлычанка, коптыкол
нытымпа, чанай раша, аща пётымпат. Тянты нот на щенты, пётпый
мальчап щутка нотна, кайнон щутка.
Ича: Да я, бабушка думал, как добыть себе одежду на зиму и вот что я придумал. У нашего соседа Лоза
есть хорошая теплая малица, хочу я обманом её у него выманить.
имыя, мат тэнырпысак, куны пётпый мальчап кэтчоты контак, То на
Лозын мыкын сома пётпый мальчат эна, мат олалпыла то тэллаентам.
Бабушка: Да как же ты его обманешь?
Тат куттар тэпым олалтентал?
Ича: Я в лесу снял с несколько толстых берез бересту, выварил их в течение 6 дней и 6 ночей и вот
береста стала мягкой, как ровдуга замша из оленьей шкуры. Посмотри. Показывает бабушке и
продолжает: Мат щоткын нянкты кятыноны коччи тёп кирысам, муктыт
чэлыткунты ,питкун муширымпысам. Тё нямкынэса, митты мол отат копы.
Маннымпят.
6
Ича: Сшей мне малицу. Вот береста мягкая, вот лыко крепкое. Удивилась бабушка.
Мальчап мака щутты. Тап нямкый тё, тап мюкат конты.
Бабушка: Холода идут, а ты одежду из бересты шьешь. Зачем она тебе?
омпа конымотта, тат мальчап тёноны щутколамнанты. Кайка тянты
нотна?
Ича:Хочу малицу из бересты превратить в меховую, смеется Ича. Потом увидишь, как это сделаю.
Мат тёймальчап тарыйпоркытка ментам. Пут саманымпылан, куттар
мат ментам.
Бабушка: Хорошо, давай её сюда, сошью тебе из неё малицу…
Ты митты, тянты мальчап щуллап…
Бабушка садится возле чума поет песню и принимается за шитье… Ича уходит на охоту.
Постепенно начинает звучать музыка «Бабушка шьет» , она раздается громче, бабушка шьет и
поет, затем она встает, отряхивает с себя кусочки бересты и любуется своей работой,
рассматривает сама, высоко подняв вверх и как бы восхищается) затем музыка стихает ….
В это время слышится шум , это Ича возвращается с охоты.
Бабушка: Иди Ича примерь обнову.
Ича, ты тюащ, мальчалсанат.
Ича: бабушка, какая красивая малица получилась! Давай я её сейчас примерю, потом пойду к Лозу.
имыя, куттаретый сома курасымый мальчап щуссал. Кысса мат саналап,
пун Лозынык кэнтак.
(Заходит в чум переодевается, на сцене приглушенный свет, меняется декорация – поляна, на
пне сидит Лоз и о чем то думает. В это время из леса выходит Ича в новой малице.
Прохаживается перед ним. Красуется в берестяной малице, да еще и подзадоривает:
Ича: Смотри, какая у меня одежда красивая! И на охоту удобно ходить, и сети легко проверять. А у тебя
старая, тяжелая! Не развернуться в ней!
Маннымпят, куттаретый манмыкам сома сепымый мальчам. Сурыщка
соме эна, покым маннымпыка сома эна. Танмыканты ментай ,сэтымынэна!
Куттар коименнанты!
Лоз: Зато теплая, возразил Лоз
Мат пётпыймальчам. 7
Ича: И у меня теплая, продолжает Ича.
Манмыкан ай пётпый мальчам.
Ича: Стоит постоять немного у костра, весь жар огня в малицу уходит!
Тютканкын нынкащ, поркал пётпесянтя.
Задумался Лоз. Потрогал руками малицу Ичи действительно, мягкая, как ровдуга. Потом примерил
доволен остался. Бегай в малице, прыгай одно удовольствие!
Лоз:Давай меняться! загорелись глаза уЛоза от зависти.
Кысса молылей.
А Ича делает вид, что обиделся: Кто же такую малицу, как моя, на такую, как у тебя меняет?
Ичакутынык тат мальчал нотна, куты итыныты мэнтай мальчал?
Лоз: Топор в придачу дам! напирает Лоз.
пичам тянты минтам
Ича: И ловушки на зверя. . . подхватил Ича.
ай чанкыймып минтам.
Лоз:Отдам и ловушки!
Обменялись они одеждой. Лоз радпрерад, не налюбуется на берестяную малицу, да еще думает: как
ловко обманул Ичу!
Лоз:Только без возврата! предупредил Кызы.
сукылта аща интам.
Ича: Ладно ... согласился Ича.
А …
Они меняются малицами, Звучит музыка «Ича хвалится» Ича радостно прохаживается по
сцене и показывает как ему в ней хорошо, ему не страшен мороз, прохаживаясь, он уходит за
кулисы
Потом музыка постепенно затихает, слышно завывание ветра, пурга, метель… становится
холодно)
На другом конце сцены сидит Лоз, весь трясется от холода в берестяной одежде. Ветер
продувает ее насквозь, мороз холодит, снег мочит.
Вдруг он слышит треск горящего костра и бежит к огню чтобы погреться, от нетерпения
быстрей погреться, близко подошел к огню..
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материал по спектаклю "легенды селькупского края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.