Общую проблему материально-технического обеспечения дорожного строительства можно условно разделить на три составляющие части:
1) обеспечение материалами, изделиями, конструкциями и полуфабрикатами;
2) обеспечение дорожно-строительной техникой, оборудованием, транспортными средствами и горюче-смазочными материалами для их работы;
3) обеспечение необходимыми энергоресурсами.
Организация транспортирования, складирования и хранения мате-риалов, деталей, конструкций и оборудования должна соответствовать требованиям стандартов и технологических условий и исключать возмож-ность повреждения, порчи и потерь.
Технологическая комплектация – это процесс своевременного ком-плексного обеспечения строящихся объектов сборными конструкциями, деталями, полуфабрикатами и материалами в строгой увязке с темпом и технологической последовательностью работ.
Потребность в строительных материалах, деталях и конструкциях на производство СМР и на изготовление деталей и конструкций для строительства объекта определяется в проектно-сметной документации.
Стоимость материалов составляет 50-70% от общей стоимости дороги. Необходимо с большой точностью определять потребность в строи-тельных материалах. Завышение потребного количества материалов вы-зывает рост себестоимости строительства, их недостаток приводит к тому, что строительство не будет закончено в заданные сроки. Получаемые материалы должны быть требуемого качества. Повышение сорта материалов вызывает удорожание строительства, а понижение его приведет к ухудшению качества сооружения.
Организация складского хозяйства.
Склады на производственных предприятиях организуют с целью приемки, хранения и учета материальных ресурсов, поступающих на предприятие, а также хранения, учета и отгрузки продукции предприятия на строительную площадку и сторонним потребителям. Складское хозяйство предприятия должно обеспечивать:
- приемку материалов, оборудования и других ресурсов;
- разгрузку материалов, оборудования и др.;
- обеспечение сохранности материалов, оборудования и других ресурсов в количественном и качественном отношении;
- складскую переработку хранящихся материалов (при необходимости);
- отгрузку материалов со склада и подачу перерабатывающим цехам;
- приемку готовой продукции и подачу её на склад для хранения (при возможности и необходимости);
- отгрузку готовой продукции со склада потребителям.
Склады классифицируются по следующим признакам:
- в зависимости от вида внешнего транспорта;
- в зависимости от срока эксплуатации;
- по условиям хранения и конструктивным решениям;
- по конфигурации в плане и технологии складских работ.
В зависимости от вида внешнего транспорта различают склады:
прирельсовые, когда материалы (щебень, цемент, битум) доставляют железнодорожным транспортом;
безрельсовые, когда материалы доставляют автотранспортом;
береговые, при доставке материалов и оборудования водным путем.
В зависимости от срока эксплуатации склады, как и предприятия, делятся на постоянные и временные.
Постоянные склады – стационарные сооружения, оснащенные современными техническими средствами для приемки материалов, погрузочно-разгрузочных работ и складской переработки материалов. Устраивают при стационарных производственных предприятиях (АБЗ, ЦБЗ) дорожного строительства, на производственной базе городских дорожников.
Временные склады применяют на предприятиях ограниченного срока действия. В зависимости от назначения временные склады подразделяют на инвентарные и неинвентарные (разового пользования). Инвентарные склады предназначены для многократного использования и бывают передвижные, сборно-разборные, из унифицированных типовых секций и контейнерные.
По условиям хранения материалов и конструктивным решениям склады делятся на открытие, полузакрытые, закрытые и специальные.
Открытые склады служат для хранения материалов и конструкций, не портящихся от атмосферных и температурных воздействий, например, камня, щебня, гравия, песка, бетонных, железобетонных изделий и конструкций. По конструктивным решениям открытые склады делятся на открытые напольные и полубункерные.
Открытые напольные склады представляют собой площадки, устроенные на сканированном участке земли с покрытием площадки щебнем, гравием, монолитным бетоном или сборными бетонными и железобетонными плитами. Такого рода склады применяют для хранения песка, гравия, щебня, камня. Затраты на их устройство незначительны.
Полубункерные открытые склады применяют для хранения каменных материалов, а также для хранения битума, они представляют собой, в зависимости от горизонта грунтовых вод траншеи, полностью либо частично заглубленные в грунт или грунтовые обвалования. Затраты на их устройство невелики.
Полузакрытые склады (навесы) применяют для хранения материа-лов, подверженных порче от дождя, снега и солнечных лучей, но не изменяющих своих свойств под влиянием температурных колебаний и переменной важности воздуха. В полузакрытых складах хранят арматурную сталь, рубероид, оборудование и т.п. Поверхность площадки под навесом может иметь покрытие из щебня, гравия, бетона. Должен быть обеспечен водоотвод. Затраты на устройство таких складов невелики.
Закрытые склады служат для хранения материалов, требующих полной защиты от атмосферных и температурных воздействий. К ним относятся цемент, известь, инструменты, приборы, электрооборудование и т.п.
Закрытые склады амбарного типа используют для хранения инструмента, приборов, оборудования, спецодежды и т.п. Они могут использоваться для хранения затаренного цемента, битума. Склады амбарного типа обеспечивают сохранность материала, не требуют значительных затрат при строительстве, однако, они неудобны для осуществления механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Закрытые бункерные или силосные склады используют для хранения цемента, минерального порошка, извести и других подобных материалов. В отдельных случаях они могут использоваться для хранения минеральных материалов (щебня, песка, гравия).
Специальные склады сооружают для хранения материалов, требующих особых условий хранения и сложного оборудования для погрузки, разгрузки и перемещения материала. К ним относятся битумо- и дегтехранилища, склады горячей асфальтобетонной смеси и т.п.
По конфигурации в плане и по технологии работ склады подразделяют: на линейно-протяженные, прямоточно-параллельные и радиально-кольцевые (или секторные).
Линейно-протяженное расположение складов обычно имеет место при узкой, вытянутой площадке производственного предприятия. Материалы располагаются в виде узкой вытянутой полосы вдоль железнодорожного тупика или автомобильной дороги.
Прямоточно-параллельное расположение складов обусловливается площадкой предприятия, близкой по форме к квадрату. Материалы складируют параллельными штабелями, между которыми располагают транспортные средства.
Радиально-кольцевые или секторные склады применяют для хранения каменных материалов: щебня, гравия, песка. Они являются одним из основных видов складов на притрассовых производственных предприятиях дорожного строительства.
Перевалочные склады размещают вблизи станций железных дорог (на ветках) или на пристанях для приема, временного хранения и обработки грузов, прибывающих по различным путям сообщения, с последующей отправкой их автомобильным транспортом непосредственно на строительную площадку или приобъектные склады. Приобъектные склады устраивают вблизи объекта и обеспечивают материалом прорабские участки на строящихся участках дороги.
Организация складского хозяйства зависит от режима работы пред-приятия (сезонный или круглогодичный) и назначения склада (только для обслуживания предприятия, перевалочные, приобъектные). На организацию складского хозяйства влияют размеры и характеристика грузооборота, дальность и сроки доставки грузов, капиталовложения и эксплуатационные расходы, наличие транспортных путей, особенности производства и характер технологического процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.