Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ржевский технологический колледж»
Материальное положение учителей учебных заведений всех наименований и ведомств в Российской империи до первой Мировой войны
Работу выполнил:
Огулин Николай Алексеевич
мастер производственного обучения
ГБПОУ РТК
Ржев 2018
В научных исследованиях вопрос о материальном положении учителей затрагивается лишь частично. Для полного представления об уровне жизни учителя мало привести цифры размера его жалования, надо еще сравнить их с ценами на основные продукты (хотя бы только продукты питания), а также сопоставить учительское жалование с зарплатой других категорий наёмных работников.
Счетная палата РФ сравнила зарплаты в России дореволюционной и 2016 года. По данным ведомства, учитель гимназии получал в 1913 году 85 рублей ежемесячно, что равноценно примерно 128 тысячам сегодняшних рублей. Слесарь зарабатывал в среднем 56,8 рубля (85 981 рубль), красильщик - 27,9 рубля (42 234 рубля), а чиновник среднего класса - 62 рубля (93 853 рубля). Кроме того, зарплата в России зависела не только от занимаемой должности, но и от отрасли, в которой трудился рабочий. Так, например, по данным Свода отчетов фабричных инспекторов, среднегодовая зарплата рабочего, занятого в обработке льна и пеньки, составляла 192 рубля, а у металлурга - 402 рубля, на различных ткацких фабриках получали около 210 рублей в год. За сельскохозяйственные работы платили поденную зарплату. Также в некоторых профессиях имело значение, будет ли работник трудиться "на своих харчах" или "на хозяйских". Что касается цен на продукты, то они отпускались не килограммами, как сейчас, а фунтами. Но если пересчитать в килограммы, то мясо стоило от 40 (баранина) до 70 (телятина) копеек за килограмм, то есть 500-700 рублей на нынешние деньги. Примерно столько же стоил килограмм судака, а целая парная курица обошлась бы в 90 копеек. Можно провести сравнение как менялся размер жалованья учителя в разные периоды существования системы школьного образования.
Первая общегосударственная система
школьного образования была создана в России в правление императрицы Екатерины
II в 80-е гг. XVIII в., когда в уездных городах стали открываться малые
народные училища, а в губернских - главные народные училища. Содержались они на
средства приказов общественного призрения, и размеры этого содержания, от
которого зависели и размеры учительского жалования, могли сильно варьировать;
какой-либо общей сводной статистики по этому вопросу нет, однако некоторые
данные все же можно привести. Так, в год по штату Воронежского главного
народного училища, директор получал 500 руб., учитель IV класса - 500 руб., III
класса - 475 руб., II класса - 275 руб., I класса - 150 руб., учитель
французского языка - 100 руб. следует обратить внимание на резкую, пятикратную
градацию учительского жалования в зависимости от класса и предмета, при
казенной квартире, дровах и свечах. Для того чтобы примерно
представить себе, о каких суммах идет речь, можно заметить, что ржаная мука
здесь в данное время стоила не дороже 20 коп. за пуд, пшеничная - 40 коп.,
баранина - 60 коп., говядина и осетрина - 80 коп., мед - 2 руб. 80 коп. Учитель
IV класса, таким образом, на свою месячную зарплату мог купить: 3413 кг ржаной
муки, или 1706 кг пшеничной муки, или 1138 кг баранины, или 853 кг говядины или
осетрины, или 248 кг меда. Цифры говорят сами за себя: даже учитель
французского языка, получавший в 5 раз меньшее жалование, был относительно обеспеченным
человеком и на свой заработок мог содержать семью и прислугу, жилье, отопление
и освещение были бесплатными. Но, разумеется, так было не везде и не всегда. В
1804 г. был введен в действие новый школьный устав, по которому систему
общеобразовательных учебных заведений стали составлять приходские училища,
уездные училища и гимназии. Уровень заработной платы в это время сильно не
изменился. Так, в год смотритель уездного училища, назначавшийся, как правило,
из учителей гимназии или уездного же училища, получал 300 руб., учитель - 250
руб. При этом оба могли получать еще по 75 руб. за ведение дополнительных
предметов; квартира, отопление и освещение были казенными. Для сравнения в тот
же исторический период столичные (петербургские) рабочие зарабатывали от 36 до
168 руб., в среднем 80 руб., т.е. в 3 - 4 раза меньше уездного учителя. Цены в
первые годы XIX в. в Санкт-Петербурге выглядели так: пуд ржаной муки стоил 79 -
98 коп., муки пшеничной сеяной - от 2 руб. 40 коп. до 2 руб. 80 коп., крупы
гречневой - 1 руб. 10 коп., мяса - от 4 руб. до 4 руб. 40 коп., масла коровьего
- 13 руб.. Соответственно, учитель на свое месячное жалование в 27 руб. 8 коп.
мог купить: 453 - 561 кг ржаной муки, или 158 - 185 кг пшеничной муки, или 403
кг гречки, или 101 - 111 кг мяса, или 34 кг коровьего масла. В свою очередь,
рабочий на свои 6 руб. 67 коп. в месяц мог купить: 111 - 138 кг ржаной муки, или
39 - 46 кг сеяной пшеничной муки, или 99 кг гречневой крупы, или 25 - 27 кг
мяса, или 8 кг коровьего масла.
В 1828 г., при Николае I, последовал новый
школьный устав. Расписание чинов и должностей осталось прежним; было только
уточнено, что учитель приходского училища, если был лично свободен, получал чин
XIV класса (и, тем самым, личное дворянство); прослужив не менее 12 лет, он
оставался в этом чине и при увольнении. Таким образом, любой лично свободный
человек, обладавший элементарными навыками чтения, письма и счета, мог
поступить на должность учителя начальной школы и таким путем получить
возможность быть причисленным к высшему привилегированному сословию: все
учителя имели дворянское звание. За чинами следовало жалование.
Учебные заведения подразделялись на столичные и провинциальные, а также в
зависимости от положения губерний, которые делились по разрядам в зависимости
от уровня цен. Жалование у тех категорий школьных работников, у которых оно
варьировало в зависимости от разряда губернии (директор, инспектор, старший
учитель - в гимназии, и смотритель, учитель наук и учитель рисования - в
уездном училище), различалось примерно на 1/3 между окладами в губерниях
первого и третьего разряда. Правда, если посмотреть на соотношение цен на
главный продовольственный товар - зерновую рожь (от колебания цен на рожь
зависели цены на основные продовольственные и частично промышленные товары
отечественного производства, так что цена на рожь являлась системообразующим
фактором), то можно прийти к выводу, что реальные цены расходились не на 1/3, а
в 4,1 раза. Особенно значимо это было для тех категорий школьных работников, оклады
которых не менялись в зависимости от губернии. Скажем, на 1200 руб., которые
получал младший учитель в гимназии, в Саратове можно было купить в 4 раза
больше, чем в Петербурге. Тем не менее, сам факт, что правительство учитывало
разницу цен в различных частях империи и штатное расписание было в определенной
степени к этому приспособлено, заслуживал безусловного одобрения, ибо раньше
это не принималось во внимание.
Другое, что бросается в глаза - это крайне резкий перепад в размере окладов между гимназией и уездным училищем (т.е. между средней и начальной школой): старший учитель гимназии в губернии первого разряда получал 2000 руб., а учитель наук в уездном училище той же губернии - 750 руб., т.е. в 2,7 раза меньше; гимназический учитель рисования в губернии третьего разряда получал 900 руб., а учитель рисования в уездном училище той же губернии - 200 руб., т.е. в 4,5 раза меньше. Если же сравнить максимальную зарплату учителя - жалование старшего учителя в столичной гимназии (2250 руб.) и минимальную зарплату - жалование учителя рисования в уездном училище губернии третьего разряда (200 руб.), то различие составит 1125%: труд учителя наивысшей квалификации оценивался более чем в 11 раз, выше труда учителя низшей квалификации - разница, по нашим современным меркам, просто фантастическая.
Однако вернемся к остальным учителям. Много или мало получали они по сравнению хотя бы с другими категориями работников той же сферы народного образования? По штату учебных округов 1835 г., в столичных учебных округах (Санкт-Петербургском и Московском) инспектор казенных училищ получал 3000 руб., правитель канцелярии попечителя - 2500 руб., столоначальник - 1500 руб., помощник столоначальника - 1000 руб.. Таким образом, жалование инспектора целого учебного округа, состоявшего из нескольких губерний, было точно таким же, как и у директора столичной гимназии, руководитель аппарата администрации округа получал столько же, сколько гимназический инспектор, а старший учитель получал в полтора раза больше столоначальника. Можно сравнить оклады столичных учителей с окладами работников находившейся здесь же Императорской Санкт-Петербургской Академии наук: академик получал жалование 5000 руб. (прослуживший более 20 лет - на 1000 руб. больше), адъюнкт - 2500 руб. (получивший степень экстраординарного академика - на 1000 руб. больше). Таким образом, академик получал в полтора с небольшим раза больше, чем директор гимназии, а жалование старшего учителя немногим уступало жалованию адъюнкта.
Наконец, логично сравнить учительские оклады с жалованием университетских преподавателей, что можно сделать и на примере старой столицы. По штату того же 1835 г., ординарный профессор Московского университета получал жалование в размере 5000 руб. плюс 500 руб. квартирных (а если был деканом - еще 500 руб.); экстраординарный профессор - 3500 руб. плюс 400 руб. квартирных, профессор богословия - 3000 руб. плюс 500 руб. квартирных, адъюнкт - 2500 руб. плюс 300 руб. квартирных, прозектор - 2500 руб., лектор - 1800 руб., учитель рисования - 1800 руб.; библиотекарю платили 2500 руб., бухгалтеру - 1500 руб., механику и врачу при студенческой больнице - по 700 руб.. Если мы сравним эти оклады с жалованием учителей московских гимназий, то убедимся, что старший учитель гимназии получал меньше, чем ординарный профессор, почти в 3 раза, зато больше, чем лектор.
Однако все это еще ничего не говорит нам о реальном уровне жизни учителя: учительскую зарплату нужно сравнивать не только с другими зарплатами, но и с рыночными ценами. На московском рынке в январе 1837 г. пуд ржаной муки продавался по средней цене 75 коп., гречневой крупы - 94 коп., свежего мяса - 4 руб. 80 коп., соленого мяса - 5 руб. 20 коп., масла коровьего - 12 руб. 95 коп.. Таким образом, московский гимназический учитель-предметник на свою месячную зарплату в 162 руб. 50 коп. мог купить: 3549 кг ржаной муки, или 2832 кг гречки, или 554 кг свежего мяса, или 512 кг соленого мяса, или 205 кг коровьего масла.
Что касается индустриальных рабочих средней квалификации, то их заработок за это время практически не увеличился - старший мастеровой второго разряда получал 120 - 130 руб. в год, младший мастеровой - 72 руб. Чтобы все время не анализировать лишь столичные зарплаты и цены, возьмем данные по одному из важнейших промышленных центров империи - Уралу. На уральских частных заводах в середине 30-х гг. XIX в. подмастерья получали от 50 до 115 руб., в среднем 80 руб. в год или 6 руб. 67 коп. в месяц. В Челябинске в 1835 г. пуд ржаной муки продавался за 1 руб. 04 коп., пуд гречневой крупы стоил 1 руб. 86 коп., пуд говядины - 3 руб. 25 коп., солонины - 3 руб., коровьего масла - 9 руб.. Соответственно, на свой месячный заработок уральский рабочий мог купить: 105 кг ржаной муки, или 59 кг гречневой крупы, или 34 кг говядины, или 36 кг солонины, или 12 кг коровьего масла. Таким образом, учитель московской гимназии по сравнению с рабочим уральского завода мог купить в 34 раза больше ржаной муки, в 48 раз больше - гречневой крупы, в 16 раз больше - говядины, в 17 раз больше - коровьего масла. Но на этом преимущества учительской должности еще не заканчивались: дело в том, что, в отличие от рабочих, учителя получали еще и пенсию. Вот что говорилось по этому поводу в Уставе 1828 г.: "Директор, Инспектор, и учители Гимназий, а равно и штатные Смотрители и учители уездных училищ, при увольнении от мест, награждаются за 20 лет беспорочной службы половинными, а за 25 лет полными, против получаемого ими оклада, пенсиями... За служение свыше 25 лет определяется еще соразмерная прибавка к пенсии... Вдовы Директоров, Инспекторов и учителей как Гимназии, так и уездных училищ, если мужья их умерли на службе прежде положенного для половинной пенсии 20-летнего срока, получают единовременное пособие, равное годовому окладу умерших. Вдовам тех, кто служили 20 лет или более, определяются следовавшие мужьям их пенсии... По сим же правилам назначаются пенсии, или единовременные пособия, малолетним детям умерших на службе Директоров, Инспекторов и учителей Гимназий и уездных училищ...".
Если пенсионер вновь поступал на службу с
жалованием выше размера пенсии, последняя не выплачивалась. Однако для
смотрителей уездных училищ было сделано исключение - они могли служить на
прежнем месте и после установленного срока, получая одновременно и жалование, и
пенсию в полном размере. Приходскому учителю пенсии не полагалось, но для него
предусматривались премии в размере 1/3 или 1/2 годового оклада с представления
смотрителя и с согласия содержателя школы, будь то помещик или общество. Кроме
того, его дом освобождался от постоя и всех прочих повинностей. Точно так же
освобождались от постоя собственные дома директоров, инспекторов, учителей
гимназий, смотрителей и учителей уездных училищ. Наконец, еще одной привилегией
педагогов было то, что в случае ареста полицией последняя обязана была немедленно
передать задержанных их собственному училищному начальству - кроме случаев
уголовных преступлений. Любое следствие в отношении лиц, служащих по учебному
ведомству, не могло производиться без представителя последнего.
Таково было положение учителей в правление императора Николая I. Следующий
российский император, Александр II, вошел в историю как инициатор
буржуазно-демократических реформ; одной из них стала школьная реформа 1864 г.
По новому Уставу деление гимназических учителей на старших и младших (в
зависимости от преподаваемого предмета) было отменено, при этом ранги
учительских должностей были повышены: если по Уставу 1828 г. учитель рисования
состоял в XII классе, то теперь - в IX (а пенсию получал по VII классу), бывшие
младшие (X класс) и старшие (IX класс) учителя получили VIII класс, должность
инспектора из VIII класса была переведена в VI класс, должность директора
повысили с VII до V класса.
Еще более важным было то, что размер жалования теперь в основном определялся не по читаемому предмету, а по количеству часов учебной нагрузки: гимназический учитель чистописания, рисования и черчения за свои 13 недельных уроков получал 600 руб., учитель русского языка и словесности (12 уроков) - 900 руб., учитель математики (17 уроков) - 1200 руб., учителя немецкого и французского (19 уроков) - 1320 руб., учитель истории и географии (22 урока) - 1500 руб., и т.д. Инспектор получал 900 руб. жалования и 600 руб. столовых, директор - 1200 руб. жалования и 800 руб. столовых. Для сравнения можно сказать, что по университетскому уставу 1863 г. ординарный профессор получал 3000 руб., экстраординарный - 2000 руб., доцент - 1200 руб.; таким образом, некоторые учителя в гимназии получали жалование больше, чем университетские доценты, а зарплата директора равнялась жалованию экстраординарного профессора. Квалифицированные рабочие в это время зарабатывали по 15 - 20 руб. в месяц, т.е. по 180 - 240 руб. в год, а цены на московском рынке были такими: пуд ржаной муки - 77 коп., гречневой крупы - 1 руб. 07 коп., хлеба - 56 коп., мяса - 2 руб.. Таким образом, учитель истории с его 125 руб. в месяц получал в 6 - 8 раз больше рабочего и на свою месячную зарплату мог купить: 2659 кг ржаной муки, или 1914 кг гречки, или 3656 кг хлеба, или 1024 кг мяса.
По Уставу 1864 г. российская школа
проработала недолго: уже в 1871 - 1872 гг. была осуществлена новая школьная
реформа. Классные чины школьного персонала остались прежними, что же касается
жалования, то здесь произошли существенные изменения. По Уставу 1864 г. размер
учительского жалования определялся количеством уроков в неделю, которое
колебалось от 12 ч (учитель русского языка) до 22 ч (учитель истории и
географии), а размер жалования, соответственно, от 900 до 1500 руб. в год.
Теперь вводилось разделение учителей на 4 разряда, различавшихся размером
жалования, выплачивающегося за нормативную нагрузку, составлявшую 12 уроков в
неделю; учитель четвертого разряда получал 750 руб., третьего - 900 руб.,
второго - 1200 руб., первого - 1500 руб. (в прогимназиях было три разряда с окладами
750, 900 и 1250 руб.). В течение первых пяти лет службы учитель получал оклад
четвертого разряда, затем - третьего разряда; ставок второго и первого разряда
в гимназии было мало (по одной каждого вида, иногда больше), и получение их
зависело в первую очередь от наличия свободных вакансий, затем от стажа,
квалификации и служебной характеристики. За дополнительные уроки сверх 12-ти,
необходимость в которых возникала в случае наличия параллельных классов,
выплачивалось по 60 руб. за каждый. За проверку письменных работ учителя
русского и древних языков получали по 100 руб. в год (в прогимназии - 60 руб.).
За исполнение должности классного наставника (таких ставок в реальном училище
было 6, в гимназии - 5, прогимназии - 3) выплачивалось 160 руб. Если в гимназии
не было штатного инспектора и его обязанности выполнял один из учителей, он
получал за это 750 руб. Штатный инспектор при казенной квартире получал 900
руб. жалования и 600 руб. столовых, директор - 1200 руб. жалования и 800 руб.
столовых (тоже при казенной квартире); проводимые ими уроки оплачивались
отдельно. Наконец, в пользу членов комиссий, принимавших экзамены у посторонних
лиц, желавших подвергнуться испытанию на аттестат зрелости, шел особый сбор в
размере 10 руб. с одного человека.
Таким образом, размер учительской зарплаты мог колебаться в довольно широком
диапазоне: учитель чистописания за свои 5 недельных уроков получал всего 250
руб. в год, а учитель латинского языка, исполнявший обязанности директора (на
практике дело чаще всего обстояло именно так), мог получать 3500 руб. - больше
ординарного профессора в университете. Конечно, 250 рублей в год - это сумма
небольшая, но такую же сумму зарабатывал квалифицированный рабочий, трудившийся
по 60 ч в неделю, а учитель чистописания получал ее за 5 ч в неделю. Если взять
собственно учительский заработок, то максимальная сумма (оклад высшей
категории, 12 дополнительных уроков в параллельном классе, выплаты за проверку
письменных работ и за исполнение должности классного наставника) могла достигать
2480 руб. Такое сочетание было редким, но зарабатывать 1200 - 1500 руб. за счет
основного оклада, классного наставничества и нескольких дополнительных
недельных уроков оказывалось вполне возможным, а это было в 5 - 7 раз больше
среднего заработка индустриального рабочего.
Кроме того, в средней школе существовали и некоторые другие виды выплат. Так,
при закрытии учебного заведения учителям должны были не только предоставить
другую работу, но и выплатить годовой оклад. В случае смерти невыплаченное
жалование отдавалось семье покойного. При поступлении на службу выплачивались
подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс прогонные (оплата проезда к месту
будущей службы). Пенсионное обеспечение оставалось в целом таким же, как и по
Уставу 1828 г., т.е. полный оклад пенсии (750 руб.) выплачивался после 25 лет
службы, при этом можно было продолжать службу и получать жалование в полном
размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на
20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении
системы Министерства народного просвещения.
Правда, следует отметить, что в начальной
школе обстановка была совсем иной: если в сельских и городских училищах МНП
учителя получали еще более или менее сносную зарплату (615 руб. в год в
городском училище и 330 руб. в год при казенной квартире в сельском училище, то
в земских и других неправительственных школах, где трудилось подавляющее
большинство народных учителей, зарплата была значительно ниже. В первое
десятилетие своего существования, а кое-где и гораздо дольше, земства вообще
почти не финансировали школу, отсутствовала определенная система оплаты
учительского труда: платить могли по числу учеников, в виде единовременных
пособий и т.д., и размеры зарплаты варьировались в широчайших пределах - от 30
- 50 до 120 - 200 руб. в год. Позднее зарплаты земских учителей стали понемногу
увеличиваться - в 1880 г. средний размер учительской зарплаты составил 191 руб.
в год, но этого было явно недостаточно: минимальный бюджет сельского учителя,
определенный на Учительском съезде в Новгороде в 1882 г., составлял 380 руб. В
1880-е гг. часть земств стала практиковать надбавки за стаж и квалификацию
(уровень образования); учительские зарплаты в столичных и южных губерниях
повысились в 1,5 - 2 раза. Но в целом уровень заработной платы народного
учителя оставался низким: на 1896 г. земский учитель получал в среднем 270
руб., учительница - 252 руб., помощник учителя - 176 руб., помощница
учительницы - 169 руб. Наибольшую среднюю зарплату платили земства Таврической
губернии (408 руб. учителю и 410 руб. учительнице), Пермской губернии (367 руб.
учителю и 369 руб. учительнице) и Херсонской губернии (345 руб. учителю и 358
руб. учительнице), а наименьшую - земства Калужской (199 руб. учителю и 183
руб. учительнице) и Тульской (185 руб. учителю и 171 руб. учительнице)
губерний. Таким образом, учитель начальной школы зарабатывал лишь немногим
больше рабочего: размер среднего годового заработка рабочих по всей империи на
1890 г. составлял 187 руб. 60 коп. (минимум - 88 руб. 54 коп., максимум - 606
руб.).
И все же средняя зарплата земского учителя (270 руб. в 1896 г.) превосходила
среднюю зарплату индустриального рабочего (187 руб. в 1890 г.), и в ряде
случаев этот разрыв был весьма и весьма существенным. Так, на 1890 г. в
Санкт-Петербургской губернии среднегодовой заработок рабочего составлял 232
руб., в Московской - 167 руб.; в то же время Московское земство платило
народным учителем по 300 руб., прибавляя за каждые три года службы по 50 руб.,
так что учитель со стажем 12 лет получал 500 руб., т.е. в три раза больше
рабочего, а Петербургское земство установило минимальный размер оклада учителя
начальной школы в 480 руб., а для окончивших гимназию, учительскую семинарию
или высшие педагогические курсы - 600 руб. При этом каждые 5 лет прибавлялось
по 80 руб., так что высшие оклады, выплачивавшиеся работникам со стажем 15 лет,
равнялись соответственно 720 и 840 руб., т.е. в 3 - 3,5 раза больше, чем у
рабочего. Исходя из цен 1890 г., можно установить, что работавший в Московской
губернии учитель начальной школы со стажем 12 лет на свою месячную зарплату в
41 руб. 67 коп. мог купить: муки ржаной - 758 кг, или муки пшеничной - 336 кг, или
пшена - 588 кг, или гречки - 513 кг, или масла подсолнечного - 149 кг, или масла
сливочного - 52 кг, или сыра голландского - 109 кг, или говядины - 186 кг, или баранины
-213 кг, или свинины - 153 кг, или яиц - 1695 шт., или сахара - 118 кг, или кофе
- 30 кг, или чая - 11 кг.
Это в принципе нормальный уровень жизни (не будем забывать о бесплатной квартире), особенно если учесть, что рабочий каким-то образом ухитрялся прожить на втрое меньший заработок; но главное - народный учитель был государственным служащим, состоял в чине XIV класса (он получал действительный чин после 12 лет службы), носил мундир, был освобожден от воинской повинности в мирное время, от исполнения обязанности присяжного заседателя и т.п., а также, в отличие от любого рабочего, не говоря уже о крестьянине, получал пенсию. Все это было весьма значимым стимулом для выходцев из семей духовных, мещан и особенно крестьян избрать себе учительскую карьеру.
Учителя гимназий и реальных училищ вплоть
до начала XX в. получали жалование по штатам 1871 - 1872 гг., которые, в свою
очередь, не превышали штатов 1864 г. В то же время цены отнюдь не стояли на
месте: так, если в середине 60-х гг. XIX в. пуд ржаной муки продавался в Москве
по 77 коп., то в 1890 г. его цена поднялась до 90 коп., а в 1912 г. составила 1
руб. 44 коп.; гречневая крупа за те же годы подорожала с 1 руб. 7 коп. до 1
руб. 33 коп. и 1 руб. 40 коп., говядина - с 2 руб. до 3 руб. 66 коп. и 5 руб.
85 коп.. Только через 30 лет, в 1902 г., императорским рескриптом была признана
необходимость увеличения содержания учебно-воспитательного персонала средних
школ, и в 1903 г. через Государственный совет было проведено решение о
выделении соответствующего кредита. Выплаты проводились в виде процентных
прибавок весьма ограниченного размера (при этом многие категории преподавательского
состава оказались исключенными). Наивысший размер прибавки, выплачивавшийся
преподавателю гимназии или реального училища, прослужившему не менее 15 лет,
равнялся 360 руб. в год.
Этого было явно недостаточно, и в 1909 г. Министерство народного просвещения
внесло в Государственную думу законопроект "Об улучшении материального
положения служащих в средних общеобразовательных мужских учебных заведениях и
окружных инспекторов". "Едва ли можно сомневаться в том, - говорилось
в проекте, - что учительский труд принадлежит, наряду с немногими другими
профессиями, к числу наиболее утомительных, тяжелых и истощающих; поэтому и для
привлечения к педагогической деятельности желательных лиц необходимо не только
дать преподавателям вознаграждение, обеспечивающее им безбедное существование,
но и вселить в них уверенность, что, по мере прохождения службы, материальное
благосостояние их будет увеличиваться...". Прохождение этого законопроекта
затянулось, и только в 1912 г. соответствующий закон был принят. Впрочем,
несмотря на задержку, закон оказался более благоприятным для учителей, чем
проект, так как в окончательном варианте размеры зарплаты увеличились.
Учителя наук и языков с высшим
образованием получали оклад в первые пять лет службы 900 руб., размер
пятилетней прибавки равнялся 400 руб., так что преподаватель со стажем 20 лет
получал 2500 руб.; учителя приготовительных классов и учителя наук и языков без
высшего образования начинали с оклада 750 руб., размер пятилетней прибавки
равнялся 200 руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал 1550 руб.
Соответственно различалась и пенсия: у преподавателей с высшим образованием
полный пенсионный оклад равнялся 1800 руб., у преподавателей без высшего
образования - 1100 руб. Дополнительные уроки у первых оплачивались по 75 руб.,
у вторых по 60 руб. Наконец, классное наставничество, оплачивавшееся вплоть до
1912 г. в пределах всего 160 руб., стало оплачиваться в размере 600 руб..
Таким образом, максимальный размер учительской зарплаты мог теперь быть
весьма существенным: учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы,
проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший
должность классного наставника, получал 3550 руб. в год. Для того, чтобы
адекватно оценить эту цифру, следует заметить, что в том же 1912 г. средняя
зарплата индустриальных рабочих в империи за год по разным отраслям варьировалась
от 156 до 400 руб., в среднем - 255 руб. В Московской губернии в 1913 г.
среднегодовой заработок рабочих составлял 252 руб. 79 коп. Тогда же, в 1912
г., в Москве гречневая крупа продавалась по 1 руб. 40 коп. за пуд, пшено
стоило 1 руб. 60 коп., мука ржаная - 1 руб. 44 коп., мука пшеничная - 2 руб. 60
коп., говядина - 5 руб. 85 коп., свинина - 7 руб. 31 коп., масло коровье - 17
руб. 83 коп., масло подсолнечное - 5 руб. 05 коп., яйца - 29 руб. 50 коп. за
1000 шт.. Таким образом, заслуженный учитель с зарплатой 295 руб. в месяц, что
было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, мог купить: гречки - 3456 кг, или
пшена - 3020 кг, или муки ржаной - 3356 кг, или муки пшеничной - 1858 кг, или говядины
- 826 кг, или свинины - 661 кг, или масла коровьего - 271 кг, или масла
подсолнечного - 957 кг, или яиц - 10000 шт. Даже начинающий учитель без высшего
образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя
дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза
выше, чем среднестатистический рабочий, и на эту месячную зарплату можно было
купить 175 кг говядины. Очевидно, что государство обеспечивало учительскому
корпусу вполне достойный уровень жизни.
Совершенно другую картину представляло собой положение основной массы
российских педагогов - учителей начальной школы. По официальным данным МНП, в
год свыше 1/3 учителей получали менее 200 руб., 1/4 учителей - менее 100 руб.,
довольно значительное количество педагогов получали менее 50 руб., а были и
такие, которые денег вообще не получали (находились на натуроплате). С течением
времени ситуация постепенно улучшалась: 3 мая 1908 г. был принят закон о
ежегодном увеличении смет на начальное образование, в котором было совершенно
недвусмысленно установлено, что размер учительского жалования должен быть
"не менее" 360 руб. в год. По данным однодневной переписи 1911 г.,
средний размер заработной платы городских учителей составлял 528 руб. в год,
учительниц - 447 руб., сельских учителей - 343 руб., учительниц - 340 руб.. В
1912 - 1913 гг. было проведено анкетирование учителей земских школ 279 уездов
России относительно их заработной платы; было выяснено, что в 2-х уездах оклад
составлял менее 180 руб., в 34 уездах - от 180 до 240 руб., в 56 уездах - от
240 до 360 руб., в 178 уездах - 360 руб., в 15 уездах - свыше 360 руб.. Это был
только основной оклад, но следует заметить, что многие земства выплачивали
пяти- или десятилетние прибавки (по 10% от оклада или больше). Также прибавки,
как правило, выплачивались учителям городских начальных школ. В течение
последующих лет в законодательном порядке были установлены пятилетние прибавки
в начальных училищах всех наименований и ведомств, было введено освобождение от
платы за обучение в средних школах детей народных учителей и некоторые другие
льготы.
В Счетной палате уточнили, что среднегодовая зарплата в Москве в середине XIX века равнялась 189 рублям у рабочих, то есть 15,75 рубля в месяц. Затем последовал прирост городского населения за счет крестьян, что вызвало снижение жалованья, и лишь на рубеже веков начался устойчивый рост. К 1913 году у ткачей, например, зарплата в России выросла на 74 процента, у красильщиков - на 133 процента. По данным журнала "Наука и жизнь", на продукты питания средняя семья тратила не менее 20-25 рублей (30-37 тысяч современных рублей) ежемесячно, а небольшая квартира в Москве стоила не менее 15-20 рублей (22- 30 тысяч рублей). За одно только отопление каждая семья отдавала 3-5 рублей (4542-7569 рублей), за освещение - еще около 1 рубля (1513 рублей).
Материальное положение основной массы учителей, таким образом, в это время несколько понизилось - начало XIX в. в России ознаменовалось войнами и высокой инфляцией. В то же время социальный статус учителей повысился, так как учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах. Учителя уездного училища состояли в XII классе (губернский секретарь), учитель рисования - в XIV (коллежский регистратор), смотрители уездных училищ - в IX классе (титулярный советник), гимназический учитель рисования состоял в XII классе, учителя языков ("младшие") - в X классе (коллежский секретарь), учителя наук ("старшие") - в IX классе (титулярный советник), директор гимназии - в VII классе (надворный советник). Как известно, чин XIV класса в статской службе давал личное дворянство, чин VIII класса (коллежский асессор) - потомственное дворянство, со всеми соответствующими правами и привилегиями.
В 1914 г. Государственная дума одобрила закон об увеличении минимального учительского жалования до 480 руб., однако условия начавшейся Первой мировой войны помешали проведению этого закона в жизнь.
Но не следует чрезмерно драматизировать и ситуацию в земских сельских школах: конечно, зарплата народного учителя была небольшой, но не будем забывать, что реально он работал обычно с сентября - октября по апрель - май, в зависимости от района, так как сельские ученики посещали школу только во время, свободное от сезонных сельскохозяйственных работ. В дореволюционной России рабочий день длился 10 часов, а отпусков фактически не существовало. В течение 4 - 6 месяцев в году школа была закрыта (например, во Владимирской губернии в большинстве школ продолжительность учебного года колебалась от 126 до 175 дней в году, 55 школ имели 100 учебных дней, 23 - двести, и учитель мог заниматься другими видами деятельности - если, конечно, существовала такая возможность. Учитель жил на казенной квартире или в доме, предоставляемом сельским обществом; какого бы низкого качества ни было это жилье, но за него не надо было платить.
Месячное жалованье / зарплаты в Российской
Империи к 1914 году были следующие:
- прислуга от 3 до 10 руб. + жильё и питание;
- рабочие провинциальных заводов, деревенских мануфактур, а также чернорабочие, грузчики (за 60 и более часов в неделю) - от 8 до 15 рублей в месяц;
- рабочие на металлургических заводах
Москвы и Петербурга - от 25 до 35 рублей;
- младшие чины государственных служащих, простые служащие почты, помощники
аптекарей, санитары, библиотекари - 20 рублей в месяц;
- врач земской больницы - 80 рублей, у фельдшеров - 35 рублей, заведующий больницей - 125 рублей в месяц;
- начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций в крупных городах - от 150 до 300 рублей;
- штабс-капитан - от 93 до 123 рублей, капитан - от 135 до 145 рублей, подполковник от 185 до 200 рублей в месяц;
- полковник Царской армии - 320 рублей в месяц, генерал в должности командира дивизии имел оклад 500 рублей, а генерал в должности командира корпуса - 725 рублей в месяц.
- депутаты Государственной Думы - 350 рублей;
- губернаторы - около одной тысячи рублей,
- министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета - 1.500 рублей в месяц.
Таким образом, учитель с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12 часов нормативной нагрузки на ставку + 6 дополнительных уроков в неделю) и классным наставничеством получал зарплату 295 руб. в месяц, что было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, 92% к окладу полковника, 84% к окладу Депутата Госдумы, 60% к окладу генерала Царской армии и совпадало с окладами начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах. Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, который работал 60 часов и более. Обычная стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом (т.е. порядка 80 рублей) была примерно 15 рублей в месяц. Учитель гимназии (т.е. средней школы) мог позволить себе снимать квартиру улучшенного качества за сумму около 25 рублей и содержать прислугу (женская - 3-7 рублей, мужская - 5-10 рублей). Например, читаем у Чехов в рассказе «Учитель словесности»: «Никитин жил в квартире из восьми комнат, которую он нанимал за триста рублей в год, вместе со своим товарищем, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем»."
Плата за жилье отсутствовала в примерных расчетах учительского бюджета, но зато там присутствовали такие виды расходов, как затраты на приобретение книг, газет и журналов, одежду, обувь и белье, театр и развлечения, расходы на поездки, на помощь родным и даже на прислугу. Расходы на питание в этих расчетах составляли: для холостого учителя - 42%, для семейного учителя - 35,4%; реальная структура учительского бюджета в этом отношении не очень отличалась от расчетной - так, по обследованию Смоленского общества взаимопомощи учителей, учителя Смоленской губернии в 1913 г. расходовали на питание 45% своего бюджета, и даже в тяжелейших военных условиях конца 1916 г. этот показатель не превышал 50%.
Это не так уж плохо, особенно по сравнению с позднейшими периодами истории российского учительства. Тем более с современными реалиями. Напомним, что дореволюционный российский учитель не был знаком с таким понятием, как квартплата. Наконец, вспомним, что средняя зарплата рабочего в Российской империи в 1912 г. равнялась 255 руб., а заплата основной массы учителей начальной школы держалась на уровне 360 руб. При средней продолжительности учебного года 180 дней и окладе 360 руб. учитель получал 2 руб. за свой рабочий день. А, например, сезонный сельскохозяйственный рабочий в Воронежской губернии в 1910 г. зарабатывал: на посеве - 65 коп. в день, на сенокосе - 80 коп., на уборке - 1 руб. Т.е. труд учителя фактически оплачивался в среднем в 2,5 раза выше, чем труд сельского наемного рабочего. В 1910 г. розничные цены в Воронежской губернии были таковы: картофель - 13 коп. за пуд, говядина - 4 руб. 50 коп., баранина - 4 руб. 15 коп., свинина - 4 руб. 95 коп., сало свиное - 8 руб. 05 коп., масло сливочное - 17 руб.. Таким образом, на свою месячную зарплату в 30 рублей воронежский учитель начальной школы мог купить: 3780 кг картофеля, или 109 кг говядины, или 118 кг баранины, или 99 кг свинины, или 61 кг сала, или 29 кг масла. Это, конечно, не слишком большие цифры, но все же о настоящей "нищете" и "голоде" дореволюционных народных учителей (как они сами часто оценивали свое положение) говорить не приходится. Как видим, учитель средней школы сто лет назад с полным на то правом относил себя к категории людей среднего достатка. Мог позволить себе снять трехкомнатную квартиру с удобствами, вполне прилично одеваться, нормально питаться, посещать театр, чувствовать себя цивилизованным человеком. В свободное от уроков время он не копался в огороде, чтобы обеспечить пропитание, а полностью посвящал себя усовершенствованию профессиональных навыков. От такого учителя можно было потребовать и ожидать хорошей отдачи. Сегодня забыли о великом предназначении учителя, превратив его в бессловесного школьного работника, исправно выполняющего соответствующие распоряжения и инструкции. Было бы неплохо перенять опыт школ дореволюционной России, где четко были определены права и обязанности учителя, его социальные гарантии и статус государственного служащего высокого уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы для статистики Российской империи. СПб., 1841.
2. Свод товарных цен на главных рынках России за 1890 - 1895 годы. СПб., 1896.
3. Шипилов А. В. Зарплата российского профессора в прошлом, настоящем и... будущем // Alma Mater. 2003. N 4.
4. Всеобщее обучение и земство. СПб., 1910.
5. Т. В. ФИЛОНЕНКО, А. В. ШИПИЛОВ, МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.