ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ ЛЕТ ВОЕННЫХ»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 06.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ежегодно наша страна чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Что мы знаем о войне? Мы ни разу не видевшие разрывов бомб, не слышавшие свиста пуль, никогда не голодавшие, не знавшие, что такое похоронная, безногий отец, в тридцать лет поседевшая мать. Что мы знаем о войне? На этот вопрос может ответить только тот, кто через нее прошел. К сожалению таких людей, осталось очень мало. И пока жив хоть один потомок ветерана ВОВ, будет жить, и память об участниках этих страшных событий и будет передаваться из поколения поколению. Ведь без прошлого нет настоящего.
Иконка файла материала Исследовательский проект ВОВ.docx

Департамент образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ЖИВАЯ ПАМЯТЬ ЛЕТ ВОЕННЫХ»

 

 

 

 

 

Выполнил: Купаев Амир, ученик 5 «Б» класса

 

Руководитель: Моисеева Раиса Ивановна, учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

г. Томск 2025


ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

 

п\п

Критерий

Описание

1

Название проекта

«Живая память лет военных»

2

Автор проекта

Купаев Амир Гаязович

3

Руководитель проекта

Моисеева Раиса Ивановна

4

Консультант(ы) проекта

 

5

Учебный предмет, в рамках                которого проводится работа  по

проекту.

История

6

Учебные    дисциплины,

близкие к теме проекта

Обществознание, география

7

Возраст   учащихся,   на который            рассчитан

проект

13 лет

8

Тип проекта

 

 

по содержанию

моно предметный

 

по организационной форме (по количеству

участников)

индивидуальный

 

по времени выполнения (по продолжительности)

долгосрочный

 

по характеру контактов

внутренний

 

по виду деятельности

творческий, исследовательский

9

Заказчик проекта

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» г. Томск

10

Цель проекта

Освещение событий Великой Отечественной Войны

11

Задачи проекта (что нужно, чтобы проект реализовался)

1. Собрать материал о военной жизни родственников;

2.        Познакомиться   с   сохранившимися фото в семейном архиве;

3. Проанализировать               материалы Интернет-ресурсов;

4.            Расширить    знания    о     Великой

Отечественной войне.

13

Необходимое оборудование

Компьютер, принтер, фото архивы.


14

Аннотация

(актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

Ежегодно     наша     страна     чествует ветеранов Великой Отечественной войны.

Что мы знаем о войне? Мы ни разу не видевшие разрывов бомб, не слышавшие свиста пуль, никогда не голодавшие, не знавшие, что такое похоронная, безногий отец, в тридцать лет поседевшая мать.

Что мы знаем о войне? На этот вопрос может ответить только тот, кто через нее прошел. К сожалению таких людей, осталось очень мало. И пока жив хоть один потомок ветерана ВОВ, будет жить и память об участниках этих страшных событий и будет передаваться из поколения  поколению.    Ведь    без

прошлого нет настоящего.

15

Предполагаемый проектный продукт(-ы)

Альбом памяти, презентация «Викторина для младших школьников «Война. Победа. Память.».

16

Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

1      этап. Подготовительный. Выбор темы и формы проектного продукта - октябрь

2   этап. Планирование. Уточнение темы, сбор информации - ноябрь, декабрь

3   этап. Реализация проекта.

Отбор необходимой информации, подготовка презентации - январь, февраль.

4       этап. Презентация (представление) проекта. Март

5   этап. Осмысление и оценка проекта.

Апрель


Содержание

 

 

Введение........................................................................................................... 5

1.   Историческая справка................................................................................ 7

2.   Мой прадед в годы ВОВ............................................................................. 8

3.   Моя прабабушка в годы ВОВ................................................................... 12

Заключение..................................................................................................... 17

Список литературы......................................................................................... 19


Введение

Человек, который не знает истории своего народа, не имеет будущего ни для себя, ни для своих детей, он обречен на внутреннюю пустоту и бессилие. Россия имеет богатейшую историю, важной вехой которой является Великая Отечественная война.

Ежегодно наша страна чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Что мы знаем о войне? Мы ни разу не видевшие разрывов бомб, не слышавшие свиста пуль, никогда не голодавшие, не знавшие, что такое похоронная, безногий отец, в тридцать лет поседевшая мать. Что мы знаем о войне? На этот вопрос может ответить только тот, кто через нее прошел. К сожалению таких людей, осталось очень мало. И пока жив хоть один потомок ветерана ВОВ, будет жить, и память об участниках этих страшных событий и будет передаваться из поколения поколению. Ведь без прошлого нет настоящего.

Память… Она имеет начало, но не имеет конца. Без осмысления своей причастности к родословному древу семьи, страны, без питания от корней истории своей чахнет веточка новой жизни. А я хочу, чтобы у моего древа была пышная крона.

Почему же я занялся данной исследовательской работой? А вот почему. В этом году исполняется 75 года со Дня Победы над фашистской Германией. Вся страна будет праздновать это событие. А ведь и мои родные участвовали в этой жестокой войне. Они тоже день за днем приближали День Победы. Моя бабушка, Ченцова Ирина Борисовна, часто вспоминает своих родителей. Своего прадеда Никонова Бориса Александровича я не знал совсем, он умер задолго до моего рождения. А прабабушка Никонова Зоя Владимировна умерла, кода я был совсем маленький. Бабушка часто показывает мне их фотографии и рассказывает, как складывалась их жизнь в годы ВОВ.


Цель работы.

Исследовании роли прадеда в Великой Отечественной Войне, изучение его боевого пути. Сохранение памяти о Великой Отечественной Войне и укрепления связи между поколениями, как часть духовного развития России и возрождения семейных традиций в виде создания семейных альбомов.

 

Задачи:

1. Собрать материал о военной жизни родственников;

2.   Познакомиться с сохранившимися фото в семейном архиве;

3. Проанализировать материалы Интернет-ресурсов;

4.   Расширить знания о Великой Отечественной войне.

 

Гипотеза: Мой прадед участник Великой Отечественной войны и внес посильный вклад в Великую Победу.

 

Проектным продуктом стали презентация; Альбом памяти нашей семьи.


1.   Историческая справка.

22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут утра фашистские войска, без объявления войны вторглись на территорию СССР. Началась Великая Отечественная война Советского Союза. Вместе с Германией в войне против СССР участвовали Румыния, Венгрия, Финляндия, Италия, Словакия и Хорватия. Испанское правительство Франко и французское правительство Виши послали на помощь Германии добровольцев. В нападении на Советский Союз участвовало 190 дивизий, в том числе 153 немецкие дивизии почти 80

% вооруженных сил Германии. Советско–германский фронт стал главным фронтом второй мировой войны.

Через 10 дней боевые действия развернулись на территории Калининской области (в ее довоенных границах). В первые дни войны в области десятки тысяч добровольцев было отправлено на фронт. На предприятиях и в учреждениях создавались отряды народного ополчения и истребительные батальоны. На смену тем, кто ушел воевать, встали женщины, дети, старики. Силами гражданского населения области возводился оборонительный рубеж (240 км). На строительстве было занято до 150 тыс. человек. Работы велись днем и ночью под бомбежками.

На территории Вышнего Волочка в годы Великой Отечественной войны не велось боевых действий, но были размещены два десятка госпиталей, здесь хоронили солдат, умерших от ран. [7]

В тылу был главный лозунг «Все для фронта все для победы».


2.   Мой прадед в годы ВОВ.

Мой прадедушка Никонов Борис Александрович родился 15 мая в 1921 году в семье служащих в г. Вышний Волочек Калининской области. Его родной отец рано умер и воспитывал его отчим. Работал отчим главным бухгалтером на Вышневолоцком Торфопредприятие, но главным его увлечением была живопись.


Фото 1. Никонов Б.А. [8]

Он хорошо рисовал картины масляными красками, которые выставлялись на выставках.

Мама, Бориса Александровича была учительницей начальных классов.

Мой прадедушка окончил школу, затем авто училище и потом Пушкинское танковое техническое военное училище в звании ст. лейтенанта.

Служил в Советской Армии с 15.09.1939 г. по 29.08.1946 г. в 227 стрелковой Темрюкской Краснознаменной Дивизии. Был командиром автотранспортного взвода 305 отдельного разведывательного батальона 26 Армии.

Ушел на фронт, когда ему был 21 год.


Фото 2. Никонов Б.А. [8]

Со слов моей бабушки Ирины Борисовны, ее отец был на фронте не долго.

Но один бой оказался для него очень значимым.

13 августа 1941 году бронетанковый разведывательный взвод, которым командовал мой прадед, пошел в разведку. У села Малые Березняки недалеко от станицы Миронова вблизи г. Киева в его танк попал снаряд, прадед был тяжело ранен осколками мины в обе ноги и его из горящего танка вытащили солдаты.


Фото 3. С сайта «Подвиг народа». [1]

Был награжден медалью «За оборону Киева».


Фото 4. С сайта «Подвиг народа». [1]


Фото 5. Никонов Б.А. (слева) с армейским другом

Получив серьезное ранение, прадед был направлен в Военный госпиталь г. Кировабада Азербайджанской ССР где проходил лечение с 11 ноября 1941 года по 15 марта 1942 года. После госпиталя его перенаправили в штаб, где он и продолжил службу до окончания Великой Отечественной войны. За участие в боевых действиях был награжден медалью «За победу над Германией» и орденом отечественное войны I степени. [5]


Фото 6. С сайта «Память народа». [6]


Фото 7. С сайта «Память народа». [6]

После войны вернулся в свой родной город Вышний Волочек. В 1947 году встретил мою прабабушку Зою Владимировну, они поженились. В 1948 году у них родились двое детей-двойняшек сын и дочь.

Борис Александрович, не смотря на свою инвалидность работал в автошколе преподавателем автодела, затем автотехническим экспертом.

С декабря 1952 года его пригласили в Вышневолоцкую автошколу

«ДОСААФ» на должность инструктора.

С 1963 году стал работать на опытно-экспериментальном заводе по производству дорожной техники в должности инженер


Фото 8. Никонов Б.А. [8]

Умер в 1996 году и похоронен в городе Вышней Волочек.


3.   Моя прабабушка в годы ВОВ.

Моя прабабушка Марасанова Зоя Владимировна родилась 07.06.1920 года в городе Петрограде (ныне Санкт Петербург) в семье служащего. Ее отец окончил С-Петербургский Университет юридический факультет. Мама прабабушки окончила Московское начальное Городское училище, но стала домохозяйкой. В семье было еще двое детей.


Фото 9. Марасанова З.В. [8]

Когда моей прабабушке Зое Владимировне было 10 лет семья переехала жить в город Вышний Волочек, где она закончила среднюю школу и поступила учиться в институт в г. Пушкин Ленинградской области.

Отучившись год в институте началась Великая Отечественная Война. 28 сентября 1941 года немцы почти без сопротивления заняли г. Пушкин. Выехать в г. Ленинград местные жители могли лишь по особым пропускам. Все руководство института успело уехать. Начались тяжелые времена. Всюду была паника. Зоя Владимировна и две ее подруги осталась в Пушкине. Они видели виселицы с повешенными. Есть было нечего, ходили и собирали все, что могли по общежитию в тумбочках. Спасаясь от бомбежек, она с подругами пробирались в тыл.


Фото 10. Марасанова Зоя (слева вверху) с подругами. [8]

По дороге собирали под обстрелом мерзлую картошку на полях и ели ее. Дойдя до г. Дно Псковской области их приютила на ночь местная жительница, спали на кухне под столом, а на столе лежал свежевыпеченный хлеб, но она им не дала ни кусочка. Переночевав двинулись дальше по Псковской области, как-то по дороге ехала машина с немцами, ка вспоминала прабабушка: «Страшно было до смерти, но мы стояли как вкопанные, от ужаса и немцы нас не тронули, а кинули пачку макарон». Удалось дойти до г. Пустошка Псковской области. Там в октябре 1941 года она с подругами попала в плен к немцам. Ее определили работать на кухне при немецкой воинской части. В марте 1942 года с г. Пустошка ее и еще много местных жителей интернировали (принудительно) вывезли на работы в Германию.


Фото 11. С сайта «Военный альбом». [4]


Везли в Германию в товарных вагонах, дорога превращалась в череду унижений. У каждого пленного на груди была нашита бирка с надписью

«OST», наглядно свидетельствующий об унизительном и бесправном статусе этих людей.


Фото 12. С сайта «Военный альбом». [4]

По приезду всех распределяли по отрядам и развозили в места будущих работ. Прабабушка попала в г. Карлсруэ на фабрику зубчатых колес. Там приходилось работать по 12-14 часов, засыпая у станка от усталости, за это их наказывали.

Жили в типичном рабочем лагере с бараками, обнесенные колючей проволокой, спали на соломенном матрасе.


Фото 13. Личный архив Марасановой З.В. [8]


За соблюдением лагерного режима следили старосты, чаще всего это были поляки или западные украинцы. Мало кто из «остовцев» мог вспомнить их добрым словом. Они проверяли чтобы девушки ничего не прятали под матрас. Некоторые девушки собирали упавшие фрукты на земле и прятали их в одежде, но их заставляли все выкладывать на кровати и при этом кричали «Швайн» (свиньи). Все время хотелось есть, от голода начиналась цинга (шатались и выпали зубы). [3]

В 1943 г. девушки были настолько истощены от работы и голода, что толку от их работы на фабрике не было. Здесь решающую роль играл человеческий фактор. Одни немцы жалели подневольных работников и пытались подкармливать, другие относились к ним как к говорящему скоту.

Шефом фабрики, где работала моя прабабушка, Зоя Владимировна был Мехтел. Он и направил ее в семью инженера Альберта Рихтерскофера, за уходом его больной жены. В семье была дочь по имени Хильда Вилл, позже в 1944 году Хильда родила ребенка, и Зоя Владимировна ухаживала и за ним. Кроме этого в ее обязанности входила готовка, стирка и уборка дома. Прабабушка с теплотой вспоминала эту семью, за хорошее человеческое отношение к ней: «По сравнению с рабочими лагерем при заводе мне было, конечно, легче – я даже могла иметь свою коморку».

Очень много остарбайтеров оказались в западной части Германии, поэтому освобождали их англичане и американцы. В апреле 1945 годаамериканцы начали бомбить западную часть Германии, в дом где работала прабабушка попал снаряд, и он сгорел, но ей удалось спастись.


Фото 14. С сайта «Та сторона». [3]

После освобождения американцами пленных уже называли репатриантами. И Зое Владимировне пришлось пройти через сито советских проверочно-фильтрационных лагерей. Находился один из таких лагерей в г. Галле близ Берлина. Там она пробыла 4 месяца. Об этих днях прабабушка вспоминать не хотела, и кое-какие факты я узнал только из интернет-источников.

Сотрудниками СМЕРШ (сокращенно – «Смерть шпионам») досконально допрашивали измученных немецким пленом людей. Подозревали в измене, унижали и оскорбляли «остовок». Допросы продолжались сутками. К счастью прабабушку после долгих мытарств наконец-то отправили домой. [2]

Родители ничего о ней не знали целых четыре года, только в августе 1945 года ей удалось написать им письмо и какое было счастье узнать, что она жива!

Осенью 1945 года Зоя Владимировна вернулась в свой город Вышний Волочек. Там она в 1948 году закончила Вышневолоцкий Государственный Учительский институт. По окончании работала в средней школе учителем 25 лет. В 55 лет ушла на заслуженный отдых.


Заключение

Победа над нацизмом – это победа всего советского народа. Она далась не только силой оружия, но и силой боевого и трудового братства людей.

Пожалуй, нет в нашей стране праздника, пронзительнее и трогательнее, чем День Победы. Это не просто великий праздник, это день памяти о тех, кто все сделал для того, чтобы небо над нашими головами было мирным.

Мой прадед Борис пришел с войны живым. Пускай его тело, украшали шрамы, но они со временем затянулись. Но душевная рана, которая осталась от этой войны, была неизлечима.

Моя прабабушка Зоя редко вспоминала годы войны, своего плена. Ведь к таким как она после войны относились не очень уважительно. Но ведь каждый дает оценку людям, событиям, руководствуясь собственной шкалой ценностей и убеждений. Война морально, нравственно калечит людей, озлобляет, делает черствыми, жестокими и равнодушными – я просто принимаю это как факт, ни пытаясь найти, ни кому оправдания. Я не могу и не считаю себя вправе одобрять или осуждать «осторбайтеров» – это просто немыслимо. Люди выживали и жили в нелегких обстоятельствах, в которых оказались, в основном, помимо их воли и не могли изменить ситуацию, а если была возможность – поступали так считали нужным и правильным для себя в конкретных обстоятельствах, лелея надежду возвратиться, домой и воссоединится со своими близкими.

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил героизм на фронте и в тылу.

И мы правнуки не имеем права забывать о пережитом предками ужасе, так как мир и свобода бесценный дар, который необходимо оберегать от любых угроз.


К теме войны я отношусь трепетно. Для меня данная работа представляет интерес. Я почувствовал гордость за своих родных, много нового узнал о своей семье.

Я оформил альбом «Памяти» моей семьи. В книгу вошли фотографии, архивные материалы моих прадедов.

Альбом «Памяти» займет достойное место в нашей семье. Пусть молчат фотографии, но не молчит память, которая передает из поколения в поколение историю нашей семьи.


Список литературы

1.     Сайт «Подвиг народа» - общедоступный электронный банк документов о награжденных и награждениях периода ВОВ 1941-1945 гг. http://podvignaroda.ru/?#id=80239990&tab=navDetailManAward

2.     Сайт «Русская семерка» - информация о гражданах СССР угнанных на работы в Германию в период ВОВ 1941-1945 гг. https://russian7.ru/post/kakie-grazhdane-sssr-ugnannye-na-rabot/

3.     Сайт «Та сторона» - информация о немецких рабочих лагерях в период ВОВ 1941-1945 гг.

https://tastorona.su/articles/6

4.     Сайт «Военный альбом» - Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945).

https://waralbum.ru

5.     Сайт «Мемориал» - обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период ВОВ 1941-1945 гг. https://obd-memorial.ru/html/

6.     Сайт «Память народа» - общедоступный банк данных о судьбах участниках ВОВ. Поиск документов о награждениях, о прохождении службы, о победах и лишениях на полях сражений

https://pamyat-naroda.ru/

7.     Сайт «Вышний Волочек» - информационный проект https://otveri.info

8.     Фотоальбомы и архивы семей Никоновых и Марасановых.


 

9.     Скачано с www.znanio.ru