Материал"Взаимодействие учителя-логопеда с родителями"
Оценка 5
Занимательные материалы
doc
дефектология +1
Взрослым
15.02.2017
Коммуникативная тональность педагогической рекомендации сводится к определенным эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к типу доброжелательного отношения умеренной интенсивности и полной контролируемости. Исследования показывают, что логопеды редко используют сугубо официальную тональность, это происходит только в тех случаях, когда родители пациентов пытаются перейти на конфликтное общение либо обращаются к логопедам с просьбами частного характера, не относящимися к кругу его должностных обязанностей.
rabota_logopeda_s_roditelyami.doc
Взаимодействие учителялогопеда с родителями
Коммуникативная тональность педагогической рекомендации сводится к определенным
эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к типу
доброжелательного отношения умеренной интенсивности и полной контролируемости.
Исследования показывают, что логопеды редко используют сугубо официальную
тональность, это происходит только в тех случаях, когда родители пациентов пытаются
перейти на конфликтное общение либо обращаются к логопедам с просьбами частного
характера, не относящимися к кругу его должностных обязанностей.
Цель рекомендации логопеда объяснить родителю, как следует вести домашние занятия
с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных:
объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования
родителей;
продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и
зафиксировать внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность
домашних занятий;
убедить родителей и ребенка в успехе лечения при условии систематических занятий с
логопедом и в домашней обстановке;
предупредить родителей и ребенка о возможных трудностях при проведении домашних
занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут;
дать родителям пациента детальную инструкцию для проведения домашних занятий,
снабдить их необходимым инструментарием.
Но как же «простой человек» сможет понять, что перед ним действительно
компетентный логопед?
Логопед – глазами родителей!
Один в поле не воин.
Логопед может рекомендовать пройти консультацию у невролога, невропатолога,
сурдолога, психиатра, провести дополнительные обследования, например,
электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Это значит, что ваш педагог относится к ребенку с
должным вниманием. При некоторых нарушениях развития требуется комплексный
медикопедагогический подход, то есть только при совместных усилиях врачей и
педагогов можно добиться наибольших успехов.
Гарантии — нужны ли?
Если логопед сразу гарантирует вам отличный результат занятий в конце, то к этому нужно
отнестись с осторожностью, особенно в тех случаях, когда у ребенка имеются достаточно
тяжелые нарушения развития речи – ринолалия, дизартрия, заикание, интеллектуальная
недостаточность, аутистические черты. Настоящий специалист может гарантировать лишь
то, что будет добросовестно выполнять работу, что у него есть достаточно знаний, и он
будет применять нужные методики и прикладывать максимум усилий, чтобы прийти к хорошему результату. К сожалению, иногда нарушение речи зачастую удается
скорректировать лишь частично.
Сомнительные методы
Не спешите доверять логопеду, который настойчиво предлагает какиенибудь
экзотические способы лечения, например, биологически активные добавки к пище,
неслыханный ранее массаж, которые якобы усилят развитие речи у детей, использование
чудоаппаратуры и т. п. Для начала попросите его предоставить полную информацию о
«новшестве», а после этого посоветуйтесь с врачами.
Мнение ребенка
Для многих мам самое главное, чтобы ребёнку нравились занятия. Присмотритесь, не
превращаются ли занятия в простое развлечение, носят ли игры развивающий характер,
заметен ли результат. Если же ребёнок самозабвенно повторяет за логопедом новые слова,
значит, этот специалист вам и нужен.
Если ребёнок кричит: «Не хочу, не буду заниматься!», не спешите делать выводы о
некомпетентности логопеда. Задумайтесь о следующем:
Не слишком ли тревожен или избалован ребенок? Возможно, ему требуется время, чтобы
привыкнуть к новому человеку.
Если малыш протестует и кричит на протяжении двух–трех занятий, а педагог чувствует
себя растерянно или злится, то это повод, чтобы обратиться к другому логопеду.
Всегда приятно, когда логопед:
вежлив и, даже если у ребенка есть трудности с обучением, никогда не скажет, что
ребенок бездельник, лентяй, глупый, «да куда вам», «о чем вы думали», «вы в этом ничего
не понимаете»;
не увлекается беседами на бытовые темы, не связанные с его прямыми обязанностями;
не осуждает своих коллег, учеников и членов их семьи.
Аккуратность и пунктуальность.
Обратите внимание, насколько опрятен специалист.
Аккуратный логопед, прежде чем начать занятие, вымоет руки. Его пособия хорошо
выглядят, не мятые и не рваные, все упорядочено, не требует поиска.
Добросовестный логопед держит в порядке свои инструменты – зонды, используемые для
постановки звуков или логопедического массажа, и каждый раз перед применением
протирает их спиртом.
Если логопед пользуется соской для постановки звука «р», то эта соска должна быть
новой, индивидуальной. Пусть она хранится у вас дома в чистом месте.
Если логопедические зонды заменяются подручными средствами, например, шариковой
ручкой с закругленным концом или барабанной палочкой, будьте внимательны: они
сделаны из непищевой пластмассы и могут быть не полезны.
Хороший логопед всегда приходит вовремя, в оговоренный час, или же, если вы пришли на
прием, находится на своем рабочем месте, предупреждает об изменениях в графике ваших
встреч. У него нет привычки периодически отменять или переносить время занятий, менять
расценки на свои услуги.
Ответственность сторон
Ответственный логопед предварительно готовится к занятию: подбирает необходимые
упражнения, игрушки, распечатки, заготовки для графических заданий, у него все под
рукой.
Если каждый раз логопед длительно просматривает книгу, ища в ней нужные задания, или рисует заготовки, значит, этот специалист уделил недостаточно времени подготовке к
занятию..В результате время, отведенное на занятие, будет частично потрачено на
организационные моменты.
У каждой мамы свой образ «идеального» логопеда, а у каждого логопеда свой стиль
работы – вам нужно только найти друг друга.
Как понять, что перед вами действительно хороший логопед?
Поговорив с логопедом, вы почувствуете, что он понимает вас и вы понимаете его, он
может исчерпывающе ответить на ваши вопросы.
Поприсутствовав на занятии, вы увидите, насколько хорошо педагог ладит с ребенком,
умеет ли объяснять задания и добиваться, чтобы малыш его выполнил. Интерес к ребенку,
вовлеченность, умение организовать игру, положительный настрой должны быть присущи
любому педагогу.
После проведения занятия логопед вам расскажет, как оно прошло, что получилось, а что
нет, что делать дальше, объяснит, какие игры и упражнения надо проводить с ребенком
дома самим.
Виды некорректного поведения логопеда
1. Морализирование. Консультант ``сходит'' с партнерской позиции и предстает перед
клиентом в роли ``всеведающего гуру'', дарующего просветление ``заблудшей овце''. При
этом педагог забывает о том, что ``...главное для него объективно выслушать рассказ
родителя, помочь ему ``исповедаться'' и ``провентилировать'' все стороны своей проблемы.
Второе помочь разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили
обсуждаемую проблему, и ,третье выявить те связи, которые позволят клиенту по
новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими
затруднениями'.
2. Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения,
поскольку ``не видя'' клиента консультант тем самым ``обезличивает'' его, как бы
превосходит над ним.
3. Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по
поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения.
4. Демонстрация негативных реакций. Подобное поведение является нарушением
профессиональной этики это еще и проявление отсутствия элементарной воспитанности.
Взаимодействие с родителями на основе типа темперамента
Холерический: реактивный, быстрый, подвижный, настойчивый. Он будет выяснять всё
до мельчайших подробностей. С ними нужно предусмотреть действия: сдерживающие
,спокойные, успокаивающие.Обычно они говорят громко и много. «Лидер» в беседе.
Сангвистический: реактивный, горячий, живой, находчивый, увлекающийся, но легко
переменчив, в случае неудачи часто опускает руки. В рекомендациях сангвинику нужно
вселить чувство уверенности, не останавливаться на достигнутом.
Меланхолический: малоактивный, спокойный, малоподвижный, с повышенной
ранимостью и эмоциональной уязвимостью. Долго могут помнить обиды, способны на
скрытую неприязнь и скрытые действия. С ним нужно держать «ухо востро». Флегматичный: малоэмоциональный ,с повышенной застенчивостью, но способный к
энергичным действиям, спокойный, терпеливый, выдержанный. Это самый благодарный
тип в нашей работе с родителями, к нему можно предъявлять повышенную
требовательность.
Схема взаимодействия с родителями
Простое и бесхитростное взаимодействие:
Сангвиник меланхолик
Меланхолик флегматик
Общение в его потенциальном развёртывании:
Сангвиник – холерик
Сангвиник – флегматик
Общение как взаимная трансляция одного « Я» другому «
Я» своего внутреннего мира
Холерик флегматик
Главное во взаимодействии логопеда и родителей – результат.
Материал"Взаимодействие учителя-логопеда с родителями"
Материал"Взаимодействие учителя-логопеда с родителями"
Материал"Взаимодействие учителя-логопеда с родителями"
Материал"Взаимодействие учителя-логопеда с родителями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.