Коммуникативная тональность педагогической рекомендации сводится к определенным эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к типу доброжелательного отношения умеренной интенсивности и полной контролируемости. Исследования показывают, что логопеды редко используют сугубо официальную тональность, это происходит только в тех случаях, когда родители пациентов пытаются перейти на конфликтное общение либо обращаются к логопедам с просьбами частного характера, не относящимися к кругу его должностных обязанностей.
            
        
        
        
                    
                
                    Взаимодействие учителялогопеда с родителями                               
Коммуникативная тональность педагогической рекомендации сводится к определенным 
эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к типу 
доброжелательного отношения умеренной интенсивности и полной контролируемости. 
Исследования показывают, что логопеды редко используют сугубо официальную 
тональность, это происходит только в тех случаях, когда родители пациентов пытаются 
перейти на конфликтное общение либо обращаются к логопедам с просьбами частного 
характера, не относящимися к кругу его должностных обязанностей.
Цель рекомендации логопеда  объяснить родителю, как следует вести домашние занятия
с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных:
 объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования 
родителей; 
 продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и 
зафиксировать внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность 
домашних занятий; 
 убедить родителей и ребенка в успехе лечения при условии систематических занятий с 
логопедом и в домашней обстановке; 
 предупредить родителей и ребенка о возможных трудностях при проведении домашних 
занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут; 
 дать родителям пациента детальную инструкцию для проведения домашних занятий, 
снабдить их необходимым инструментарием. 
Но как же «простой человек» сможет понять, что перед ним действительно 
компетентный логопед?
Логопед – глазами родителей!
Один в поле не воин.
Логопед может рекомендовать пройти консультацию у невролога, невропатолога, 
сурдолога, психиатра, провести дополнительные обследования, например, 
электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Это значит, что ваш педагог относится к ребенку с 
должным вниманием. При некоторых нарушениях развития требуется комплексный 
медикопедагогический подход, то есть только при совместных усилиях врачей и 
педагогов можно добиться наибольших успехов.
Гарантии — нужны ли?
Если логопед сразу гарантирует вам отличный результат занятий в конце, то к этому нужно
отнестись с осторожностью, особенно в тех случаях, когда у ребенка имеются достаточно 
тяжелые нарушения развития речи – ринолалия, дизартрия, заикание, интеллектуальная 
недостаточность, аутистические черты. Настоящий специалист может гарантировать лишь 
то, что будет добросовестно выполнять работу, что у него есть достаточно знаний, и он 
будет применять нужные методики и прикладывать максимум усилий, чтобы прийти кхорошему результату. К сожалению, иногда нарушение речи зачастую удается 
скорректировать лишь частично.
Сомнительные методы
Не спешите доверять логопеду, который настойчиво предлагает какиенибудь 
экзотические способы лечения, например, биологически активные добавки к пище, 
неслыханный ранее массаж, которые якобы усилят развитие речи у детей, использование 
чудоаппаратуры и т. п. Для начала попросите его предоставить полную информацию о 
«новшестве», а после этого посоветуйтесь с врачами.
Мнение ребенка
Для многих мам самое главное, чтобы ребёнку  нравились занятия. Присмотритесь, не 
превращаются ли занятия в простое развлечение, носят ли игры развивающий характер, 
заметен ли результат. Если же ребёнок самозабвенно повторяет за логопедом новые слова, 
значит, этот специалист вам и нужен.
Если ребёнок кричит: «Не хочу, не буду заниматься!», не спешите делать выводы о 
некомпетентности логопеда. Задумайтесь о следующем:
Не слишком ли тревожен или избалован ребенок? Возможно, ему требуется время, чтобы 
привыкнуть к новому человеку.
Если малыш протестует и кричит на протяжении двух–трех занятий, а педагог чувствует 
себя растерянно или злится, то это повод, чтобы обратиться к другому логопеду.
Всегда приятно, когда логопед:
вежлив и, даже если у ребенка есть трудности с обучением, никогда не скажет, что 
ребенок бездельник, лентяй, глупый, «да куда вам», «о чем вы думали», «вы в этом ничего 
не понимаете»;
не увлекается беседами на бытовые темы, не связанные с его прямыми обязанностями;
не осуждает своих коллег, учеников и членов их семьи.
Аккуратность и пунктуальность.
Обратите внимание, насколько опрятен специалист.
Аккуратный логопед, прежде чем начать занятие, вымоет руки. Его пособия хорошо 
выглядят, не мятые и не рваные, все упорядочено, не требует поиска.
Добросовестный логопед держит в порядке свои инструменты – зонды, используемые для 
постановки звуков или логопедического массажа, и каждый раз перед применением 
протирает их спиртом.
Если логопед пользуется соской для постановки звука «р», то эта соска должна быть 
новой, индивидуальной. Пусть она хранится у вас дома в чистом месте.
Если логопедические зонды заменяются подручными средствами, например, шариковой 
ручкой с закругленным концом или барабанной палочкой, будьте внимательны: они 
сделаны из непищевой пластмассы и могут быть не полезны.
Хороший логопед всегда приходит вовремя, в оговоренный час, или же, если вы пришли на 
прием, находится на своем рабочем месте, предупреждает об изменениях в графике ваших 
встреч. У него нет привычки периодически отменять или переносить время занятий, менять
расценки на свои услуги.
Ответственность сторон
Ответственный логопед предварительно готовится к занятию: подбирает необходимые 
упражнения, игрушки, распечатки, заготовки для графических заданий, у него все под 
рукой.
Если каждый раз логопед длительно просматривает книгу, ища в ней нужные задания, илирисует заготовки, значит, этот специалист уделил недостаточно времени подготовке к 
занятию..В результате время, отведенное на занятие, будет частично потрачено на 
организационные моменты. 
У каждой мамы свой образ «идеального» логопеда, а у каждого логопеда свой стиль 
работы – вам нужно только найти друг друга.
Как понять, что перед вами действительно хороший логопед?
Поговорив с логопедом, вы почувствуете, что он понимает вас и вы понимаете его, он 
может исчерпывающе ответить на ваши вопросы.
Поприсутствовав на занятии, вы увидите, насколько хорошо педагог ладит с ребенком, 
умеет ли объяснять задания и добиваться, чтобы малыш его выполнил. Интерес к ребенку, 
вовлеченность, умение организовать игру, положительный настрой должны быть присущи 
любому педагогу.
После проведения занятия логопед вам расскажет, как оно прошло, что получилось, а что 
нет, что делать дальше, объяснит, какие игры и упражнения надо проводить с ребенком 
дома самим.
Виды некорректного поведения логопеда 
1. Морализирование. Консультант ``сходит'' с партнерской позиции и предстает перед 
клиентом в роли ``всеведающего гуру'', дарующего просветление ``заблудшей овце''. При 
этом педагог забывает о том, что ``...главное для него  объективно выслушать рассказ 
родителя, помочь ему ``исповедаться'' и ``провентилировать'' все стороны своей проблемы. 
Второе  помочь разобраться в формирующих факторах его личности,  которые породили 
обсуждаемую проблему, и ,третье  выявить те связи, которые позволят клиенту по
новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими 
затруднениями'. 
2. Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, 
поскольку ``не видя'' клиента консультант тем самым ``обезличивает'' его, как бы 
превосходит над ним.
3.  Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по 
поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения. 
4. Демонстрация негативных реакций. Подобное поведение является нарушением 
профессиональной этики  это еще и проявление отсутствия элементарной воспитанности. 
               Взаимодействие  с родителями  на основе типа темперамента
Холерический: реактивный,  быстрый, подвижный,  настойчивый. Он будет выяснять всё 
до мельчайших подробностей. С ними нужно предусмотреть действия:  сдерживающие 
,спокойные, успокаивающие.Обычно они говорят громко и много. «Лидер» в беседе.
Сангвистический: реактивный,  горячий,  живой, находчивый,  увлекающийся, но легко 
переменчив, в случае неудачи часто опускает руки. В рекомендациях сангвинику нужно 
вселить чувство уверенности, не останавливаться на достигнутом.
Меланхолический: малоактивный, спокойный, малоподвижный, с повышенной 
ранимостью и эмоциональной уязвимостью. Долго могут помнить обиды, способны на 
скрытую неприязнь и скрытые действия. С ним нужно держать  «ухо востро».Флегматичный: малоэмоциональный ,с повышенной застенчивостью, но способный к 
энергичным действиям, спокойный, терпеливый, выдержанный. Это самый благодарный 
тип в нашей работе с родителями, к нему можно предъявлять повышенную 
требовательность.
Схема взаимодействия с родителями
                                                       Простое и бесхитростное взаимодействие:
                                                           Сангвиник меланхолик
                                                        Меланхолик флегматик
                                                        Общение в его потенциальном развёртывании:
                                                          Сангвиник – холерик
                                                          Сангвиник – флегматик
   
                                                 Общение как взаимная трансляция одного « Я»  другому «
Я»                    своего внутреннего мира
                                                          Холерик флегматик
Главное во взаимодействии логопеда и родителей – результат.