Материалы
для проведения районной олимпиады по русскому языку и литературе
в 2012/2013 учебном году
8 класс
1. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в данных словах. Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -чн- произносится как: а) [чн]; б) [шн].
Горчичник, конечно, античный, нарочно, яичница, библиотечный, скучно.
2. Определите способ словообразования слов: а)приставочный; б) суффиксальный; в)приставочно-суффиксальный; г) бессуфиксный.
Взлететь, подснежник, душонка, синь, вылет, раскрасавицы, межпланетный, подыскать, засветло, задира, спасатель, по-умному, небезвредный, дождливый, зимовать, вперемешку, вход, нечисть.
3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих имен существительных.
Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.
4. Выпишите слова с нулевым окончанием:
Олененок, отвечали, лебяжий (пух), присвистнул, впереди, грамотность, пятидесяти, занимался, по-английски, одевается, утомлен.
5. Укажите лексическое значение слов.
Билборд, инаугурация, риэлтер, хакер, харизма, шопинг.
6. Выпишите из стихотворения С.Я.Маршака слова в следующем порядке: 1) склоняемые; 2) спрягаемые; 3) неизменяемые.
Текла, извивалась, блестела
Река меж зеленых лугов,
А стала недвижной и белой,
Чуть-чуть голубе снегов.
Лишь где-нибудь в проруби зыбко
Играет и дышит вода,
И в ней красноперая рыбка
Блеснет чешуей иногда.
7. Какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят.
А) «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»; б) «Когда море вернет всех погибших в нем»;
в) «У него еще за ушами не просохло»; г) «Для каждой собаки наступит ее день»; д) «Не стоит пороха и дроби»; е) «Черная овца в семье».
8. Каким членом предложения является инфинитив?
А) Нам хотелось отдохнуть. Б) Мы поехали на дачу отдохнуть. В) Я никогда не отказываюсь отдохнуть на природе. Г) У меня есть заветная мечта отдохнуть на Волге.
9. Из каких произведений эти герои. Кто их автор?
1) Очумелов; 2) Дефорж; 3) Наталья Савишна; 4) Княгиня Волконская.
10. Определите название произведения и автора. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.
1) Из того ли то города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он
В стольный Киев-град.
2) Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться,
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
3) Прошло несколько недель, жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но и приятною. В доме коменданта был я принят как родной. Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек образованный и простой, самый честный и добрый.
4) Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
Зачем… угрюм и одинок
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
5) Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
6) Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же изгнанники,
С милого севера в сторону южную
Ответы
8 класс
1. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в данных словах. Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв –чн- произносится как: а) [чн]; б) [шн].
А) [чн] – античный, библиотечный.
Б) [шн] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница. (По 0,5 баллов) 3,5 баллов
2. Определите способ словообразования слов: а) приставочный; б) суффиксальный; в)приставочно-суффиксальный; г) бессуфиксный.
а) взлететь, раскрасавица, подыскать, небезвредный.
б) душонка, дождливый, спасатель, зимовать.
в) подснежник, межпланетный, по-умному, вперемешку, засветло.
г) Синь, вылет, задира, вход, нечисть. (По 0,5 баллов) 9 баллов
3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих имен существительных.
Граммов, дел, мандаринов, мест, носков, помидоров, рельсов, чулок, яблок. (По 0,5 баллов) 4,5 баллов
4. Выпишите слова с нулевым окончанием:
Олененок, лебяжий (пух), присвистнул, грамотность, занимался, утомлен. (По 0,5 баллов) 3 балла
5. Укажите лексическое значение слов.
Билборд – наружная реклама большого формата, а также уличная афиша.
Инаугурация – торжественная процедура вступления в должность главы государства.
Риэлтер – агент или фирма, специализирующиеся по продаже и покупке недвижимости.
Хакер – это лицо, осуществляющее систематические несанкционированные доступы в компьютерные сети и системы с целью развлечения, мошенничества или нанесения ущерба.
Харизма – исключительная одаренность.
Шопинг – посещение магазинов с целью покупки, приобретения товара. (По 0,5 баллов) 3 балла
6. Выпишите из стихотворения С.Я.Маршака слова в следующем порядке: 1) склоняемые;
2) спрягаемые; 3) неизменяемые.
1) Река, зеленых, лугов, недвижной, белой, снегов, в проруби, вода, в ней, краснопёрая, рыбка, чешуёй.
2) Текла, извивалась, блестела, стала, играет, дышит, блеснет.
3) Чуть-чуть, голубе, где-нибудь, зыбко, иногда. (По 0,5 баллов) 12 баллов
7. Какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:
А) Одного поля ягоды. Два сапога пара.
Б) Когда рак на горе свистнет.
В) Молоко на губах не обсохло.
Г) Будет и на нашей улице праздник.
Д) Овчинка выделки не стоит.
Е) В семье не без урода. Паршивая овца в стаде. (По 0,5 баллов) 3 балла
8. Каким членом предложения является инфинитив?
1) Входит в состав сказуемого; 2) обстоятельство; 3) дополнение; 4) определение.
(По 0,5 баллов) 2 балла
9. Из каких произведений эти герои. Кто их автор?
1) А.П.Чехов «Хамелеон»;
2) А.С.Пушкин «Дубровский»;
3) Л.Н.Толстой «Детство»;
4) Н.А.Некрасов «Русские женщины». (По 0,5 баллов за название произведения, по 0,5 баллов за имя автора) 4 балла
10. Определите название произведения и автора. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены. 1) «Илья Муромец и Соловей разбойник», устное народное творчество, былина; 2) И.А.Крылов «Волк и ягненок», басня; 3) А.С.Пушкин «Капитанская дочка», повесть; 4) М.Ю.Лермонтов «Мцыри», поэма; 5) А.П.Чехов «Хамелеон», рассказ; 6) М.Ю.Лермонтов «Тучи», стихотворение. (По 0,5 баллов за название произведения, по 0,5 баллов за имя автора, по 0,5 баллов за жанр) 9 баллов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.