АМО «Уборка в доме» (способ рефлексии содержания)
«Чемодан»: участник пишет то, что он вынес с педсовета (урока или семинара), заберет с собой и будет активно применять
«Мусорная корзина»: участник пишет то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину
«Мясорубка»: участник пишет то, что оказалось интересным, но нужно еще подумать и доработать.
Первые 7 лет жизни
формируются физические органы
подражание и пример!
работа целенаправленной фантазии формирует мозг ребенка
радость и интерес оказывают формирующее воздействие на физические органы ребенка
красивые ритмы: песни и танцевальные движения
Вторые 7 лет жизни
преобразование и развитие склонностей, привы-
чек, совести, характера, памяти, темперамента
все должно иметь внутренний смысл и внутрен-
нюю ценность
живые картины и одухотворенные образы и срав
нения: духовно-образная наглядность
способность следовать авторитету
почитание и благоговение — вот силы, способст-
вующие правильному развитию детей
Вторые 7 лет жизни
Примеры великих исторических деяний, расска
зы о выдающихся людях
С тайнами природы, с законами жизни знако
миться не при помощи сухих рассудочных понятий, но посредством символов, метафор, аналогий, мифов, легенд, притч
В распоряжении педагога должны быть иносказания для всех законов природы, для всех тайн мироздания
Занятия гимнастикой и спортивными играми
Третьи 7 лет жизни
становится зрелым, чтобы иметь свои собст-
венные суждения
худшее из зол, которое можно причинить ребен-
ку — слишком рано пробудить в нем рассудок
вербальный, внечувственный, внеопытный
интеллект - это интеллект с отрешенными от жиз-
ни абстрактно-виртуальными, операционно-расчетными способностями.
Навыки будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки 21 века
Способность учиться, разучиваться и переучиваться
в течение жизни
Концентрация / управление вниманием
Эмпатия и развитый эмоциональный интеллект
Сотрудничество и сотворчество
Мышление: критическое, проблемно-ориентированное,
системное, кооперативно-творческое, проектное
Навыки будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки 21 века
• Работа и жизнь в межкультурных и междисциплинарных
средах + знание возникающего «всеобщего языка понятий»
• Гибкость и адаптивность
• Ответственность в работе и соблюдение этических норм
Ясность понимания и коммуникации
«Зеленое» мышление (дисциплина неперепотребления)
Навыки будущего: ключевые типы грамотности и базовые навыки 21 века
Работа и жизнь в постоянной неопределенности
Творчество- как способность создавать новые продукты и услуги
Этика работы и служение сообществу
Навыки городской жизни в зеленых, умных, здоровых
городах
Навыки поддержания внутреннего благополучия
Навыки миротворчества, разрешения конфликтов и медиа
ции!!!
Необходимые навыки учителей
Гибкость, открытость, готовность принимать (и создавать) новое
Педагогика, поддерживающая сотрудничество с учителя
ми, внешними агентами и между обучающимися (команды, проекты)
• Игрофикация образования:
-разработка игр
-игропедагогика
-учитель действует как NPC (неигровой персонаж) в игре
Необходимые навыки учителей
• Предпринимательство
• Обучение исследованию / решению проблем
• Проектно-ориентированное образование
• «Холистическое» образование, учитывающее различные потребности тела и ума обучающегося
• «Архив навыков»: практика документирования исчезающих навыков и их восстановление при необходимости
Способность к коллаборативному обучению (взаимообу
чение детей)
Переходный период
В общественном обустройстве и внутри личностной
организации человека
новая социальная ситуация развития: появление цифрового поколения, цифровая революция, новые ИКТ
новые виды отношений в семье и образовании
рост инфантильных состояний
Переходный период
В общественном обустройстве и внутри личностной
организации человека
питание искусственными продуктами, изменяющими метаболизм в организме и приводящие к психическим расстройствам и дискомфорту, снижающие силы организма
резкое увеличение виртуального общения, вместо биологически-социального живого
процессы дегуманизации общества
резкое увеличение потока информации
Переходный период
Изменения, наблюдаемые у детей:
изменения ВПФ: возникновение нового вида трансактивной памяти, другие механизмы функционирования памяти: запоминается не сама информация, а путь, по которому можно ее найти, переоценка своей памяти,
снижение концентрации внимания, эффект многозадачности, изменения в восприятии, так как недостаточно невербаль -
ных стимулов – менее телесно и чувственно воспринимается
мир; мышление переходит на прежний дотекстовый уровень, не логическое, а сетевое мышление
Переходный период
Изменения, наблюдаемые у детей:
изменения механизмов формирования личности
(инсценировка формирования идентичности, диффуз
ные представления о себе, застревание на ранних стадиях развития; снижение эмпатийных способностей,
рост эгоцентризма)
Признаки депрессии у детей и подростков
Дети
Печальное настроение
Потеря энергии (свойственной детям)
Внешние проявления печали
Нарушения сна
Жалобы соматического характера
Изменение аппетита и веса
Ухудшение успеваемости
Снижение интереса к обучению
Страх неудачи
Чувство неполноценности
Самообман - негативная самооценка
Сниженная социализация – замкнутость
Подростки
1. Печальное настроение
2. Чувство скуки
3. Чувство усталости
4. Нарушение сна
5. Жалобы соматического характера
6. Неусидчивость, беспокойство
7.Фиксация внимания на мелочах
8. Чрезмерная эмоциональность
9. Замкнутость
10. Рассеянность внимания
11.Агрессивное поведение
12. Плохая успеваемость
Переходный период
Изменения, наблюдаемые у детей и взрослых:
формирование новых психологических феноменов и, вместе с ними, контекстов: виртуальные миры, интернет-зависи
мость, многозадачность, приватность, фейсбук-депрессия, номофобия, синдром фантомного звука, кибер-суицид, селфизм, медиа-вирусы, кибер-буллинг);
новые формы взаимоотношений (не формируется социаль
ный капитал, появление новых рисков, развитие человека
возможно только при наличии определенного количества чело
век в группе);
изменение способов практической деятельности и поведения: иначе дружат, оценивают друг друга, иначе занимаются твор
чеством
Переходный период
В семейной организации
изменения в межпоколенческих отношениях, дети начинают учить родителей
чрезвычайная занятость родителей на работе
новые семейные формы
раннее знакомство детей с порнографией
перекладывание ответственности за воспитание детей на школу
Ювенойя (это страх, который испытывают представители старшего поколения перед молодёжью)
Возможные подходы
к решению проблемы!
Снижение нагрузки на интеллект в дошкольном возрасте,
Повышение роли игры, семейного досуга,
Исключение гаджетов, либо использование в исключительно развивающих ситуациях, ограниченное время вместе с родителями,
Организация режима дня и правильного питания
Формирование реальной картины мира, критического мышления, навыков реальной коммуникации, поощрение проявлений творчества, любознательности, активности, формирование нравственности, жизнестойкос
ти с применением активных форм совместно с взрос
лыми
Возможные подходы
к решению проблемы!
Для родителей - первично осознанность, привитие личных ценностей на личном примере, открытость, проявление доброты, радости, понимания, честности,
Организация активного совместного отдыха,
Осознание собственных задач по воспитанию и образованию детей взамен "перекладывания" ответственности на детский сад и школу.
Три основные цели воспитания характера:
1 Заложить основы непрерывного обучения.
2 Помочь выстроить и поддерживать успешные взаимоотношения дома, на работе и в сообществе.
3 Привить личные ценности и добродетели, ориентированные на участие в устойчивом развитии человечест
ва.
Возможные подходы к решению проблемы!
Осознанность
Самосознание, самооценка, самореализация, развитие, воображение, наблюдение, прозрение, сознание, сострадание, слушание, присутствие, способность делиться, взаимосвязанность, эмпатия, чуткость, терпение, принятие, оценка, спокойствие, баланс, духовность, экзистенция, цельность, красота, благодарность, взаимозависимость, счастье, и т.д.
Любознательность
Непредубеждённость, исследование, страсть (увлечение), самоуправление, любопытство, мотивация, инициатива, инновация, энтузиазм, спонтанность, и т.д.
Отвага
Храбрость, решительность, смелость, стойкость, уверенность, готовность идти на риск, упорство, твердость, оптимизм, вдохновение, энергичность, жизнелюбие, тонус, рвение, жизнерадостность, юмор, и т.д.
Возможные подходы к решению проблемы!
Нравственность
Человечность, этичность, доброта, уважение, справедливость, равенство, честность, сострадание, толерантность, вовлеченность, цельность, верность, честность, правдивость, надежность, порядочность, вежливость, подлинность, искренность, предупредительность, прощение, добродетель, любовь, забота, готовность помочь, великодушие, милосердие, самоотверженность, причастность, и т.д
Лидерство
Ответственность, героизм, отречение, ответственность, самоотверженность, смиренность, вдохновение, целостность, организация, делегация, командная работа, наставничество, обязанность, обязательство, подающий пример, целенаправленность, последовательность, саморефлексия, общественная информированность, межкультурная осведомленность, надёжность, достоверность, добросовестность, эффективность, продуктивность, ориентация на результаты, фокус (средоточие), точность, управление проектами, выполнение, социализация, ведение переговоров, разнообразие, воспитанность, и т.д.
Возможные подходы к решению проблемы!
Жизнестойкость (участвует в процессе обретения осознанности)
Стрессоустойчивость, настойчивость, изобретательность, упорство, выдержка, мужество, харизма, уверенность, приспособляемость, способность действовать в условиях неоднозначности, уступчивость, самодисциплина, усердие, самоконтроль, обратная связь, старательность, добросовестность и т.д.
Выделяют три основных фактора, положительно влияющие на жизнестойкость в молодости:
*Заботливые взаимоотношения.
*Установка на высокие ожидания.
*Возможности для вовлечения в созидательную деятельность.
Клиповое мышление
– это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира
Синонимы:1. Клиповое восприятие2. Экранное сознание3. Пунктирное мышление4. Электронная антропокультура5. Пульсирующее сознание6. Мозаичная культура
5 факторов, породивших клиповое мышление:
ускорение темпов жизни;
потребность в скорости поступления и актуализа
ции и информации;
увеличение разнообразия поступающей инфор
мации;
увеличение количества дел, которыми один чело
век занимается одновременно;
рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы
Особенности детей
с клиповым мышлением:
Родились с «кнопкой на пальце»
Воспринимают краткую и наглядную информацию
Нет долгосрочных действий
Конфликт поколений смазан
Родители – не безусловный авторитет
Гиперопека со стороны общества
Не могут без социального взаимодействия
Уверенность в собственной исключительности
Не видят себя единым поколением
Модель постепенного продвижения к успеху не подтвердилась
Тихое (внутреннее) сопротивление
Особенности детей
с клиповым мышлением:
Страх разочаровать родителей
Неправильный выбор – это катастрофа
Свобода выбора не помощь, а затруднение
Страх «обычной» жизни
Страх одиночества и социального несоответствия
Минимальный горизонт планирования
Главное ожидание- комфорт и спокойствие
Как взаимодействовать?
Общаясь, лучше показывать, а не рассказывать;
Не перегружать большими объемами информации;
Использовать простой язык ;
Вовлекать в активное «практическое» взаимодействие
В коммуникации ориентироваться на «среднестатистического» человека;
В использовании партнерских программ постоянно
их обновлять.
Что говорить?
Бесполезно апеллировать к авторитету, возрасту,
опыту, традиции;
Убеждать: объяснять, приводить аргументы;
В коммуникации главный аргумент не карьера, которую нужно добиваться, а счастье и удовольствие;
В прекрасное будущее они не верят;
Ценности ситуативны.
Что предлагать?
Пробовать себя в разных областях;
Развернутые программы профориентации;
Поиск альтернативных видов занятости.
Характерные | Приемы работы |
многоканальность восприятия информации, готовность | Периодическая смена источников информации |
Характерные | Приемы работы |
готовность к высокой скорости получения и обработки информации в сжатом виде | Периодическая смена видов деятельности |
Характерные | Приемы работы |
образность | Создание образов понятий, изучаемых объектов, процессов и явлений |
Характерные черты клипового | Приемы работы |
эмоциональность | Опора на эмоции |
Характерные | Приемы работы |
рациональность | Мотивация на практическую значимость изучаемого содержания, осваиваемого способа деятельности |
Характерные черты клипового | Приемы работы |
потребность в новизне | Создание нового для обучающегося образовательного продукта |
Критическое мышление
направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Цель: развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение прини
мать взвешенные решения, работать с информацией, анализиро
вать различные стороны явлений и др.).
Самостоятельное и носит индивидуальный характер (даже если работа идет в группах или парах); информация – отправной, а не конечный путь мышления; убедительная аргументация утверждений; существует в ситуации полилога или дискуссии; осуществляется в реально значимой для человека ситуации
Функции трех стадий технологии развития критического мышления
Стадия | Функция |
Вызов | Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме); |
Осмысление содержания | Информационная (получение новой информации по теме); |
Рефлексия | Коммуникационная (обмен мнениями по новой информации); |
Хороший учитель- какой он?
Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать
ответы. Все ученики в классе хорошего учителя — люди (он
их уважает)Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу делаХороший учитель — это честный, благородный человекХороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметнойХороший учитель обладает чувством юмораХороший учитель — взрослый человекХороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями Хороший учитель — выживальщик в школьной среде Хороший учитель — не выгоревшийХороший учитель — в каком-то смысле неглупХороший учитель не мыслит только школьными категориями
Что способствует Вашему авторитету и создает благоприятную обстановку?
-обращение по имени отчеству к другим-способность быстро перерабатывать информацию-умение видеть и выделять существенное-умение чувствовать новое, прогнозировать развитие ситуации-умение проявить сочувствие к сотрудникам и детям, родителям-применение жестких мер, если того требует ситуация-уверенность в своих силах-самообладание-стрессоустойчивость (выдерживать нагрузки + не допускать раздражения)-следование сказанному слову, выполнять обещания-наличие чувства юмора (сохранять дистанцию!)-внешняя привлекательность (опрятность, элегантность, хорошие манеры, воспитанность-четкая, ясная, живая, но не быстрая речь, лишенная панибратских ноток и жаргонной лексики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.