Материалы к уроку по роману "Герой нашего времени"
Оценка 4.6

Материалы к уроку по роману "Герой нашего времени"

Оценка 4.6
doc
04.03.2022
Материалы к уроку по роману "Герой нашего времени"
Урок по роману Герой нашего времени.doc

Урок-размышление

«Есть ли место милосердию в столкновении

необыкновенной личности с посредственностью

 

Цели: организовать учебную деятельность по осмыслению характера Г.А.Печорина как типичного представителя молодого поколения 30-ых годов XIX века, выявлению причин одиночества героя; содействовать развитию аналитического мышления и коммуникативных умений учащихся, воспитанию стремления к нравственной ответственности.

 

Ход  урока

I.Вступительное слово учителя

(Демонстрируется слайд  №1  мультимедийной  презентации).

    Мы продолжаем разговор о романе «Герой нашего времени». И прочитав повесть «Княжна Мери», я думаю, вы заметили и другой сюжет, и иной тип повествования в произведении. Но основной осталась центральная концепция романа – концепция личности. Это сознательно определено самим Лермонтовым, в предисловии к Журналу Печорина написавшим: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

   Образ Печорина не только обобщённый тип личности, это ещё и портрет героя конкретной эпохи, ведь Печорин жил в конкретное время и стал носителем его особенностей. Это последекабристская эпоха, о которой прекрасно написал Герцен: «На поверхности видны были только потери, жестокая реакция, внутри же совершалась великая работа … глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная.

    Результаты этой работы – право осмыслить себя в контексте истории, что дано немногим.

(Демонстрируется слайд №2)

   Образ Печорина дал русской литературе понятие «лишний человек». ..Печальный тип лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах. Лишние люди стали распространённым общественным  явлением. «Лишними они стали потому, что в развитии идут дальше большинства, развиваясь в личность, что в условиях обезличенной николаевской России было одним из самых трагичных положений»,- продолжает мысль Герцен.

   Наша задача сегодня – углубить представление о Печорине как о необыкновенной, но трагической личности, сопоставив его с другими героями, сравнив их способность исследовать жизнь и человеческую природу.

 

II. Литературная «разминка» «Дивно художественные лица»

(Демонстрируется слайд №3)

Этот герой:

1)     «поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов»;

2)     «был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы и лишнего шагу»;

3)     «изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием».      (Доктор Вернер)

(Слайд №4)

Этот герой:

1)     принадлежал к тем людям, которые «под старость делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, - иногда и тем и другим»;

2)     по словам Печорина, «не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»;

3)     имел «страсть « декламировать», на все случаи жизни у него были готовые пышные фразы».          (Грушницкий)

(Слайд №5)

      Этот герой:

1)      интересовался музыкой в « медицинском отношении»;

2)      «страстно любил охоту: бывало, его так в лес и подмывает за кабанами и козами»;

3)      «таков уж был человек: что задумает, подавай; видно, в детстве был маменькой избалован».       (Печорин)

(Слайд №6)

Эта героиня:

1)      «любит соблазнительные анекдоты и сама говорит иногда неприличные вещи»;

2)      по словам доктора Вернера, обладала «прекрасным желудком», на водах лечилась от ревматизма;

3)      «не привыкла повелевать», «питает уважение к уму и знаниям дочки».        (Княгиня Лиговская)

III. Аналитическая работа «Печорин и «водяное общество»

(Слайд №7)

- В повестях «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин предстаёт в окружении простых естественных людей. А как изменилось окружение Печорина в повести «Княжна Мери»? (Типичная для Печорина дворянская среда).

Индивидуальное задание (5 минут на  подготовку).

Грушницкий – типичный представитель «водяного общества». Охарактеризуйте его: что ему свойственно, к чему он стремится, какова его речевая манера?

 

- Как относятся к Печорину представители «водяного общества»? (Большинство – откровенно враждебно и завистливо. Сочувствуют и понимают Печорина Вера и доктор Вернер. Лиговским герой импонирует своей аристократичностью)

(Слайд №8)

- Каков круг занятий и интересов «водяного общества»? (Прогулки, пикники, балы; у мужчин – игра в карты, пьянство и сплетни).

- Что вы можете сказать о составе «водяного общества»? (Пёстрый состав: и московская знать, и местные привилегированные круги, и степные помещики, и военные. Большинство из них - дворяне средней руки, не отличающиеся ни богатством, ни знатностью).

- А каковы же духовные запросы «водяного общества»? (Члены «водяного общества» - мелкие души с мизерными страстями, здесь нет места благородству и честности.  Даже простой порядочностью не обладают «московские франты»  и  «блестящие адъютанты»)

- В чём вы видите отличие Печорина от большинства представителей «водяного общества»? (Не стремится завязать знакомств и связей, носит всегда вычищенные перчатки, чистые сапоги, не соблазняется выгодной партией)

Заслушиваем индивидуальный ответ – характеристику Грушницкого.

(Тезисы  ответа. Главное в нём – стремление казаться не тем, что он есть, а страсть «производить эффект», позёр; в действительности – мелкий себялюбец. Хочет казаться человеком бывалым, прожившим жизнь и испытавшим глубокие страсти. Дважды подчёркнуты излишества в манере Грушницкого одеваться. Грушницкий не разговаривает, а декламирует, говорить просто он не умеет. Вначале он театрально и вычурно говорит о своей любви к Мери. А через несколько дней будет злословить о ней, отдавшей предпочтение Печорину. В Грушницком нет ничего исключительного.  Он противостоит Печорину)

 

 

 

IV. Работа с текстом «Дуэль Печорина и Грушницкого»

(Слайд №9)

- Какие мысли, ассоциации, вопросы вызвала у вас сцена дуэли? ( Прав или не прав Печорин? Хотел он или не хотел смерти Грушницкого? Мог ли он поступить иначе?)

- Взгляните на последнюю страницу журнала Печорина. Какие слова героя могут убедить, что он искренне хотел примирения с Грушницким и мирного исхода дуэли?

-Докажите, что Печорин вынужденно принимает жестокое решение. ( До последнего момента герой оставлял противнику возможность мирного исхода и только после слов Грушницкого: «Нам на земле вдвоём нет места»,- выстрелил в него.)

- Было ли, с вашей точки зрения убийство Грушницкого неизбежным и необходимым для Печорина? ( Возможно, не смог сохранить совершенного хладнокровия и самообладания во время выстрела, так как только что пережил ожидание возможной смерти. Возможно, им владели и гнев, и волнение)

-Хотел ли Печорин смерти Грушницкого? (Нет.  Никакого торжества победителя после поединка он не испытывает)

Комментарий учителя.

   В 30-ые годы XIX века – время действия романа- дуэли, официально хотя и запрещённые, не были необычным явлением. Дважды был участником дуэли Лермонтов, погиб от руки Дантеса Пушкин, секундантом на поединке был Грибоедов. Поражение противника на дуэли не считалось уголовным преступлением, и, хотя победившего судили, суд этот не был судом над убийцей. Поэтому поединок Печорина и Грушницкого надо рассматривать с точки зрения отношения к дуэли в то время.

 

V. Работа с иллюстрациями Врубеля и Шмаринова

(Слайд №10)

Помогут разобраться в психологическом состоянии героя и иллюстрации. Вы видите рисунок Врубеля «После дуэли» и Шмаринова «Печорин возвращается с дуэли».

- На чём акцентируют внимание художники? (На душевном состоянии героя. Ни тот, ни другой художник не увидели в Печорине ни убеждённости в своей правоте, ни торжества победителя., а поняли тяжесть его душевного состояния)

- В чём разница изображения Печорина у Врубеля и у Шмаринова? (Врубель небрежно обрисовывает место действия, больше внимания уделяет фигурам людей, на них сосредотачивается внимание зрителя.  Шмаринов реалистически изображает пейзаж: скалу, гряду гор вдали, долину, кусты и небольшие деревья. Цветовая гамма контрастна: на фоне светлой скалы – чёрная одежда Печорина; вверху – светлая гряда гор, а внизу – чёрное ущелье).

 

VI.Работа в группах

(Слайд №11)

Задания для групп даются на карточках. На обдумывание ответов – 3 минуты.

Задание 1-ой группе. Сопоставьте Печорина и Вернера. Что сближает этих людей? Почему Печорин не способен быть другом Вернеру?

(Слайд №12)

Задание 2-ой группе. Печорин и Вера. Способен ли Печорин любить? Счастлива ли Вера с Печориным? Почему она его любит, если он приносит ей лишь страдания?

(Слайд №13)

Задание 3-ей группе. Печорин и Мери. Как вы восприняли отношения Печорина и Мери? Можно ли считать Мери невинной жертвой Печорина?

 

VII.Творческое задание «Дневниковая запись»

(Слайд №14)

Мальчики в течение 3-4-ёх минут записывают от лица доктора Вернера размышления о дуэли Печорина с Грушницким.

Девочки от лица княжны Мери  записывают размышления, последовавшие за объяснением Печорина в заключительной части повести.

 

VIII. Обобщающая беседа дискуссионного характера

- Почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев, несмотря на неблагоприятные поступки? Печорин лучше всех остальных героев? ( Да, ему свойственны эгоизм, скептицизм, беспощадность. Но он умён, порядочен, он оценивает свои поступки, знает людей, благороден)

(Слайд №1)

- Есть ли, на ваш взгляд, место милосердию в столкновении сильной личности с посредственностью?

 

IX. Задание на дом: перечитать повесть «Фаталист»; подумать, почему эта повесть в романе последняя

 


Урок-размышление « Есть ли место милосердию в столкновении необыкновенной личности с посредственностью ?»

Урок-размышление « Есть ли место милосердию в столкновении необыкновенной личности с посредственностью ?»

Наша задача сегодня – углубить представление о

Наша задача сегодня – углубить представление о

III . Аналитическая работа «Печорин и «водяное общество» (Слайд №7) -

III . Аналитическая работа «Печорин и «водяное общество» (Слайд №7) -

IV . Работа с текстом «Дуэль Печорина и

IV . Работа с текстом «Дуэль Печорина и

VI .Работа в группах ( Слайд №11)

VI .Работа в группах ( Слайд №11)

Материалы к уроку по роману "Герой нашего времени"

Материалы к уроку по роману "Герой нашего времени"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2022