Материалы культуролога Джанната Сергея Маркуса «Смена имён. Цикл стихотворений» М.Дахадаев.
Именем Махача названы многие школы, улицы, есть районный центр, названный его фамилией, даже столица самой республики носит его имя; этим именем дагестанцы называют своих сыновей. Поэтому не странно, что некоторых наших братьев возмутил тот факт, что на страницах нашей газеты вышел материал под названием «Смена имён. Цикл стихотворений», где культуролог Джаннат Сергей Маркус предлагал сменить название столицы Республики Дагестан – Махачкала – на какое-либо другое, ссылаясь на то, что Махач, чьим именем был назван этот город, был революционером-террористом. В частности, он писал: «Мне кажется, мы созрели к тому, чтобы и этот город избавить от "революционно-террористического" имени "Махачкала"». Ведь кличка "Махач" (даже не имя и не фамилия!) были даны такому же "деятелю", как и Войков».
Во-первых, можно восхититься теми братьями, которые сразу отозвались на этот материал и поспешили исправить, сказать «нет, он не был бандитом-революционером, он был мусульманином, который защищал идеи мусульман». И ещё более радует тот факт, что отозвались не с упрёками и выкриками, а с пониманием, что, возможно, получилась какая-то неурядица и неточность. Ведь, действительно, Махач Дахадаев не был террористом, как назвал его Джаннат Маркус, а был защитником своей родины, защищавшим интересы верующих.
Прежде чем начать немного рассказывать о Дахадаеве, хотел бы
попросить строго не судить автора-культуролога. К написанному им нам необходимо
подойти в роли адвоката, а не прокурора, т. е. не винить его, а найти
оправдание, ведь этому и учит нас Ислам.
Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «О уверовавшие!
Остерегайтесь предположений...» (сура «аль-Худжурат», аят 12). В комментариях к
этому аяту в книге «аль-Джамиу ли ахкамиль Къуръани» Абу Абдуллах Шамсуддин
аль-Куртуби пишет: «В этом аяте говорится о том, чтобы не думали плохо о
хороших людях. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Вы
опасайтесь предположений. Поистине предположения – самая лживая речь…» (см.
«Сахихуль Бухари», № 4849; «Сахихуль Муслим», № 6701)» (см. «аль-Джамиу ли
ахкамиль Къуръани» лиль Куртуби, сура «аль-Худжурат», аят 12).
«Так как же нам думать о нём после написанного им?» – спросит кто-то. Ответ банальней, чем вы полагаете. Джаннат Маркус живёт вдалеке от Дагестана, и, видимо, информация о Махаче Дахадаеве дошла до него не из уст мусульман, а от далёких от религии людей, которые так и называли его: «революционер-террорист». Вот и получилось, что у автора опубликованных стихов сложилось негативное мнение о Махаче Дахадаеве.
Махач Дахадаев родился 2 апреля 1882 г. в селении Унцукуль Аварского округа. Он рано осиротел: отец умер, а мать выдали замуж за другого. Рассказывают, что унцукульцы осуждали отчима и мать Махача за то, что они бросили ребёнка на произвол судьбы. Поэтому, стесняясь сельчан, отчим по своим знакомствам устраил маленького Махача в хунзахскую одноклассную школу. Таким образом, Махач уже с детства познал горечь трудностей и испытал на себе социальную несправедливость, которая, несомненно, проявляется в неприязни к богатым и сострадании к обездоленным и бедным.
Ныне являющийся шахидом, всем известный учёный богослов Абдулгафуриль Мухаммад о нём рассказывал следующее: «Махач обладал необходимыми знаниями Ислама, разумом и порядочностью. Он держал связь с досточтимым шейхом Сайфуллахом-кади и советовался с ним, что можно сделать для маслахата (улучшения состояния) народа Дагестана, народа Кавказа».
Таким образом Махач сознательно боролся за справедливость и погиб за свои идеалы совсем молодым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.