Пояснительная записка.
Урок разработан в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом II поколения , который ориентирован на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Материалы урока содержат:
1. Конструкт урока
2. Подробный сценарий урока
3. Приложения
Цель урока : установить зависимость вида графика функции y = ax2 от коэффициента а. Задачи.
• Выявить затруднения при выполнении заданий на построение графиков функции вида y = ax2
• Поставить проблемные вопросы по теме
• Сформулировать цели исследования
• Определить путь решения
• Выявить зависимость вида графика функции y = ax2 от коэффициента а
Ожидаемый результат: учащиеся установят связь между коэффициентом а и видом графика y = ax2 ; учащиеся получат возможность научиться проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера.
Конструкт урока по алгебре в 8 классе.
Составители: Морозова Н. Н., Шиганова О.В., МБОУ «СОШ № 40», г. Новоуральска Свердловской обл.
Тема: График функции y = ax2.
Цель: установить зависимость вида графика функции y = ax2 от коэффициента а.
Задачи.
• Выявить затруднения при выполнении заданий на построение графиков функции вида y = ax2
• Поставить проблемные вопросы по теме
• Сформулировать цели исследования
• Определить путь решения • Выявить зависимость вида графика функции y = ax2 от коэффициента а.
Ожидаемый результат: учащиеся установят связь между коэффициентом а и видом графика y = ax2 ; учащиеся получат возможность научиться проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера.
Время |
Этап урока |
Развиваемые УУД |
Техника, приёмы, формы работы |
Продукт
|
Учебно- методическое оборудование |
1мин |
1 Организационный момент |
|
|
Дети готовы к восприятию материала |
|
5 мин. |
2. Мотивация. Сопоставить графики функций с заданными уравнениями, среди которых есть незнакомые для учащихся. Создание проблемной ситуации. |
Умение вести диалог, целеполагание, устанавливать причинноследственные связи. |
Фронтальная работа, побуждающий диалог. |
Выявление причины затруднения; Постановка вопросов для исследования. Рабочий лист № 1 с фиксированным затруднением
|
Карточки для доски с уравнениями функций и эскизами графиков. Рабочий лист № 1 |
10 мин. |
3. Исследование. Построить графики заданных функций в одной прямоугольной системе координат и сделать вывод. |
Работать в группе, Планировать пути достижения целей, самостоятельно планировать свое время, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь, проводить наблюдение, устанавливать причинноследственные связи, сравнивать .
|
Работа в группах. |
Графики построены, вывод сформулирован и записан. Рабочий лист № 2 заполнен. |
Рабочий лист № 2 ( инструкция, шаблон координатной плоскости, таблицы значений переменных , шаблон для записи вывода), маркеры. Средства ИКТ (при наличии)
|
10 мин. |
4. Обмен информацией. Наглядное представление результата работы группы |
Представлять, соотносить «свою» и «чужую» информацию; формулировать и аргументировать свою позицию, задавать вопросы.
|
Выступления групп с отчетом. |
– заполненные рабочие листы групп. |
Доска, магниты. Или средства ИКТ. |
5 мин. |
5. Организация и связывание информации. Получен ответ на 1и 2 вопросы, поставленные на 1 этапе
|
Проводить анализ и синтез информации, сортировать и классифицировать результаты работы групп, обобщать. |
Подводящий диалог. |
Заполненная таблица с обобщёнными сведениями в рабочем листе № 3 |
Рабочий лист № 3. Эталон таблицы. |
5мин |
6. Подведение итогов, рефлексия. Решение задания из 1 этапа, вызвавшего затруднение. |
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
|
Индивидуальная работа. |
Коррекция рабочего листа № 1 в сравнении с эталоном |
Рабочий лист № 1, эталон. |
5мин |
7. Применение. Выполнение задания на определение знака и модуля коэффициента а по эскизам графиков функций. |
Использовать речевые средства, аргументировать свое решение, отображать в речи содержание совершаемых действий. Использовать полученные знания для решения конкретных математических задач. Проводить само- и взаимопроверку.
|
Работа в парах, взаимопроверка.. |
Заполненный рабочий лист № 4 |
Рабочий лист № 4. |
4 мин |
8. Итог урока, рефлексия деятельности |
давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке |
«лестница успеха» |
выбрано домашнее задание на основании своей самооценки и сделана запись в дневнике. |
Дифференцированное домашнее задание. |
Сценарий урока по алгебре в 8 классе.
Составители: Морозова Н. Н., Шиганова О.В., МБОУ «СОШ № 40», г. Новоуральска Свердловской обл.
Тема: График функции y = ax2.
Тип урока: урок - исследование.
Цель: установить зависимость вида графика функции y = ax2 от коэффициента а.
Задачи.
• Выявить затруднения при выполнении заданий на построение графиков функции вида y = ax2
• Поставить проблемные вопросы по теме
• Сформулировать цели исследования
• Определить путь решения
• Выявить зависимость вида графика функции y = ax2 от коэффициента а.
Ожидаемый результат: учащиеся установят связь между коэффициентом а и видом графика y = ax2 , получат возможность научиться проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Формирование УУД |
1.Организационный. (самоопределение к учебной деятельности): Цель: включение учащихся в учебную деятельность. |
-Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку. |
Проверяют готовность к уроку. |
Умение организовать свое рабочее место. |
2. Мотивация. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии: Цель: подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.
|
-Выполните задание в рабочих листах №1 (для каждого уравнения из левой колонки найдите соответствующий ему график из правой колонки). После выполнения работы учитель ведет побуждающий диалог: -давайте сверим ваши ответы. Учитель просит обосновать ответы. - какие задания вы не смогли выполнить (или в каких заданиях ваши ответы отличаются)? -почему? -что общего в уравнениях этих функций? -сформулируйте тему и цель урока. |
Работают с рабочими листами № 1. Два человека выполняют это задание за доской, передвигая карточки с графиками и уравнениями. Сверяют результаты. Если были допущены ошибки в 1,2 и 3 примерах, то исправляют их используя ранее изученного материал. Ошибки 4,5 и 6 примеров обсуждают в диалоге с учителем. В результате фиксируют затруднение в речи: -мы не знаем как выглядят графики предложенных функций. Предлагают общую формулу для записи таких функций. Формулируют тему урока «График функции y = ax2». Ставят цели урока: выяснить зависит ли вид графика функции y = ax2 от коэффициента а, и если да, то как?
|
Умение вести диалог, целеполагание, устанавливать причинноследственные связи. |
3. Исследование. Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи, реализовать план действий, работая в группах, ответить на поставленные вопросы.
|
-каким образом можно это выяснить? Выслушивает предложения учеников. Если учащиеся не вносят никаких предложений, учитель организует подводящий диалог: -последние четыре уравнения являются уравнениями какой функции? -график какой из них мы умеем строить? -как мы его строили? -мы можем попробовать построить графики остальных функций?
Учитель организует работу в группах. Выдаёт рабочий лист № 2.
|
-построим графики этих функций и сравним их с графиком известной нам функции y = x2 .
Выполняют указанные задания на рабочих листах № 2 или используя ИКТ, записывают вывод. |
Работать в группе, Планировать пути достижения целей, самостоятельно планировать свое время, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь, проводить наблюдение, устанавливать причинноследственные связи, сравнивать .
|
4. Обмен информацией: Цель: наглядно представить и обосновать результаты работы группы
|
Обеспечивает условия для представления информации каждой группе. |
Вывешивают на доску построенные графики и записанный вывод на рабочем листе № 2 или используют для представления ИКТ. Задают вопросы выступающим. |
Представлять, соотносить «свою» и «чужую» информацию; формулировать и аргументировать свою позицию, задавать вопросы.
|
5. Организация и связывание информации.: Цель: ответить на проблемные вопросы, используя результаты исследования и сформулировать общий вывод .
|
Организует подводящий диалог. - что общего вы наблюдаете на чертежах? -сравните графики 1 и 2 групп? -сравните уравнения этих графиков? -сделайте общий вывод. Аналогично – для 3 и 4 групп. -заполните предложенные таблицы в рабочем листе № 3, опираясь на эти выводы. Организует проверку по эталону. |
Отвечают на вопросы учителя: -все графики – параболы.
-все графики – параболы, но у одних ветви направлены вверх, а у других – вниз. -если а>0, то ветви параболы направлены вверх, если а<0, то ветви параболы направлены вниз. -если IаI>1, то парабола y = ax2 получена растяжением параболы y = x2 вдоль оси ОY в а раз, если 0<IаI<1, то парабола y = ax2 получена сжатием параболы y = x2 вдоль оси ОY в а раз. Учащиеся индивидуально заполняют таблицу в рабочем листе № 3 и проверяют её по эталону, помещённому на доску.
|
Проводить анализ и синтез информации, сортировать и классифицировать результаты работы групп, обобщать. |
6.Подведение итогов. Рефлексия. Цель: Достижение понимания решения, обсуждение этапов решения, закрепление изученного и фиксирование во |
- Какие вопросы мы ставили в начале урока? - На все вопросы ответили? -Можем мы выполнить задание на рабочем листе № 1 и обосновать его? Предлагает выполнить задание с комментированием.
|
Отвечают на вопросы и выполняют задание, некоторые комментируют с места. |
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
|
внешней речи.
|
|
|
|
7.Применение. Цель: Включить новый способ действий в систему знаний
|
Предлагает детям выполнить задание в рабочем листе № 4 - по графикам определить знак и модуль коэффициента а (в таблице напротив графика поставьте знак «+» в той колонке, в которой коэффициент а соответствует данной функции).
|
Индивидуально выполняют задание и осуществляют взаимопроверку в парах. |
Использовать речевые средства, аргументировать свое решение, отображать в речи содержание совершаемых действий. Использовать полученные знания для решения конкретных математических задач. Проводить само- и взаимопроверку
|
8.Итог. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: оценить собственную деятельность на уроке;
|
Предлагает самостоятельно выбрать уровень сложности домашнего задания из предложенных двух(продуктивного и творческого). Домашняя работа 1 уровень. Построить графики функций: у = - 0,4 х2, у = 1,5х2.
|
Осуществляют самооценку своей деятельности и выбирают домашнее задание, отражая свой выбор на доске магнитами. |
давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке |
|
2 уровень. 1)Построить графики функций: у = - 0,4 х2, у = 1,5х2. 2)определить по графику функции числовое значение коэффициента а , составить и записать уравнение этой функции
|
|
|
y = 2x y = - 0,5x y = x2 y = - 2x2 y = 0,5x2
y = 3x2
Рабочий лист № 1.
Для каждого уравнения из левой колонки найдите соответствующий ему график функции из правой колонки. Покажите это соответствие с помощью стрелок.
y = 2x |
y = - 0,5x |
y = x2 |
y = - 2x2
y = 0,5x2
y = 3x2
Рабочий лист №2.
Группа 1.
1) Постройте графики заданных функций в одной системе координат. Для построения используйте таблицы значений переменных.
y = x2 , y = 0,5 x2 и y = 2x2
А) y = x2
x |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
|
2 |
3 |
|
y = x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б) y = 0,5 x2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
x |
-4 |
-2 |
-1 |
0 |
|
1 |
|
2 |
4 |
y = 0,5 x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В) y = 2x2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
x |
-2 |
-1 |
-0,5 |
0 |
0,5 |
|
1 |
2 |
|
y = 2x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Сравните полученные графики с графиком функции y = x2 . Сделайте вывод, заполнив пропуски в предложении.
Вывод: Если а … 𝟎, то ветви параболы направлены …………..
Рабочий лист №2.
Группа 2.
1) Постройте графики заданных функций в одной системе координат. Для построения используйте таблицы значений переменных.
y = x2 , y = - x2 и y = -2x2
А) y = x2
x |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
|
2 |
3 |
|
y = x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б) y = - x2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
x |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
|
1 |
|
2 |
3 |
y = - x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В) y = -2x2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
x |
-2 |
-1 |
-0,5 |
0 |
0,5 |
|
1 |
2 |
|
y = -2x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Сравните полученные графики с графиком функции y = x2 . Сделайте вывод, заполнив пропуски в предложении.
Вывод : Если а … 𝟎, то ветви параболы направлены …………
Рабочий лист №2.
Группа 3.
1) Постройте графики заданных функций в одной системе координат. Для построения используйте таблицы значений переменных.
y = x2 , y = 2 x2 и y = 3x2
А) y = x2
x |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
|
2 |
3 |
y = x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б) y = 2 x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
x |
-2 |
-1 |
-0,5 |
0 |
0,5 |
|
1 |
2 |
y = 2 x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В) y = 3x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
x |
-2 |
-1 |
-0,5 |
0 |
0,5 |
|
1 |
2 |
y = 3x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Сравните полученные графики с графиком функции y = x2 . Сделайте вывод, заполнив пропуски в предложении.
Вывод : Если |а| … 𝟏, то графики функций получены из графика функции y =……… путём………………… вдоль оси ОУ в … и в … раза.
Рабочий лист № 2.
Группа 4.
1) Постройте графики заданных функций в одной системе координат. Для построения используйте таблицы значений переменных.
y = x2 , y = 0,5x2 и y = 𝟏x2
𝟒
А) y = x2
x |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
|
2 |
3 |
y = x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б) y = 0,5x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
x |
-4 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
|
2 |
4 |
y =0,5 x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В) y = x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
x |
-4 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
|
2 |
4 |
y = x2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Сравните полученные графики с графиком функции y = x2 . Сделайте вывод, заполнив пропуски в предложении.
Вывод : Если 𝟎 … |а| … 𝟏, то графики функций получены из графика функции y =… путём ………………… вдоль оси ОУ в … и в … раза.
Шаблон координатной плоскости для построения графиков.
Обобщающие таблицы.
коэффициент |
a>0 |
a<0 |
Направление ветвей параболы |
|
|
эскиз графика |
|
|
коэффициент |
|𝑎| > 1 |
0 < |𝑎| < 1 |
Сжатиерастяжение графика вдоль оси ОУ. |
|
|
эскиз графика
|
|
|
Рабочий лист № 4.
В таблице напротив графика поставьте знак «+» в той колонке, в которой коэффициент а соответствует данной функции.
График |
a>0 |
a<0 |
|𝑎| > 1 |
0 < |𝑎| < 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эталон на доску.
коэффициент |
a>0 |
a<0 |
Направление ветвей параболы |
вверх |
вниз |
эскиз графика |
|
|
коэффициент |
|𝑎| > 1 |
0 < |𝑎| < 1 |
Сжатиерастяжение графика вдоль оси ОУ. |
растяжение |
сжатие |
эскиз графика |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.