МАОУ ООШ с.Плеханы Балаковского района Саратовской области
ТЕМА УРОКА: «Решение квадратных уравнений»
Учитель: Свечникова Т.А.
Эпиграф к уроку:
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».
Паскаль
1.Организационный момент. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности
Эмоциональный настрой совместной работы.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами урок закрепления изученного материала «Решение квадратных уравнений по формуле».
Цель урока: отработать формулы решения полного квадратного уравнения, познакомиться с задачами, решаемыми с помощью квадратных уравнений.
Девизом урока будут слова: хочу, могу, умею, делаю.
МОГУ: ребята, на уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться (задавать вопросы).
УМЕЮ: мы умеем решать неполные и полные квадратные уравнения.
ХОЧУ: познакомиться решением текстовых задач с помощью полного квадратного уравнения.
ДЕЛАЮ: делаем каждый себе установку «Понять и быть тем первым, который увидит правильный путь решения».
Ход урока.
Чтобы у нас царила атмосфера доброжелательности, предлагаю начать урок с таких слов:
В класс вошел – не хмурь лица, Будь разумным до конца.
Ты не зритель и не гость – Ты программы нашей гвоздь. Не ломайся, не смущайся, Всем законам подчиняйся.
1) РАЗМИНКА Тест “Виды квадратных уравнений”
Ф.И. |
полное |
неполное |
приве- денное |
1. х4 + 5х2+3 = 0 |
|
|
|
2. 6х2 + 9 = 0 |
|
|
|
3. х2 – 3х = 0 |
|
|
|
4. –х2 + 2х +4 = 0 |
|
|
|
5. 3х + 6х2 + 7 =0 |
|
|
|
Ребята выполняют работу, а затем по ключу проверяют ответы, оценивая работу.
Ключ к тесту:
1. |
+ |
|
+ |
2. |
|
+ |
|
3. |
|
+ |
+ |
4. |
+ |
|
|
5. |
+ |
|
|
2) Решение и запись ответов на доске.
3) Самостоятельная разноуровневая работа.
Теперь посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно. Вам предлагается трехуровневая работа. Если вы еще не уверены в своих силах и желаете закрепить решение уравнение, то выбираете уровень А (1 балл за задание). Если считаете, что материал усвоен хорошо – В (2 балла за задание). Ну, а если желаете испробовать свои силы на более сложных заданиях – уровень С (3 балла за задание) для вас. В процессе решения я проверяю ваши работы и проставляю заработанные баллы.
Уровень А
№1. Для каждого уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 3х2 + 6х – 6 = 0, б) х2 - 4х + 4 = 0
№2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 - 7х + 2 = 0, D = b2 - 4ac = (-7)2 – 4· 5 · 2 = …;
№3. Закончите решение уравнения 3х2 - 5х – 2 = 0.
D = b2 - 4ac = (-5)2- 4· 3·(-2) = 49; х1 = … х2=…
Уровень В Решите уравнение: а) 6х2 – 4х + 32 = 0; б) х2 + 5х - 6 = 0.
Уровень С
Решите уравнение: а) -5х2 – 4х + 28 = 0; б) 2х2–8х–2=0. x1=2+, x2=2–
4) Математика и биология.
Учитель: Угадайте предмет. Даю три определения этому предмету:
1. Непроизводная основа слова.
2. Число, которое после постановки его в уравнение обращает уравнение в тождество.
3. Один из основных органов растений.
/Корень/
Учитель: Вы должны определить, какого растения это корень, решив следующие уравнения
1. x2 - 5x - 6 = 0
2. x2 - 4x + 4 = 0
3. 3x2 + 4x + 20 = 0
4. 5x2 - 3x - 2 = 0
Учитель: Что это за растение?
Ответ: Роза.
Учитель: Значит, речь идет о корне розы, о которой в народе говорят: «Цветы ангельские, а когти дьявольские». О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
Учитель: Видите, ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык и литература, биология. Мы увидели, что слово «корень» встречается на уроках биологии и математики. И не только.
5) Использование квадратных уравнений для решения задач по физике.
Давайте узнаем, с какими еще предметами связано решение квадратных уравнений? Для этого решим следующую задачу и получим ответ на данный вопрос.
Задача: Определите, сколько времени будет падать камень, брошенный, вертикально с крыши дома с высоты 12 м?
Учитель: из курса физики вам известна формула . Назовите величины входящие в нее.
Ученики: S – расстояние, которое преодолевает тело(камень), t – время движения(падения) и g10м/с2 –ускорение свободного падения.
Учитель: какое уравнение получится после подстановки в формулу известных величин?
Ученики: или 5= 12.
Задача свелась к решению неполного квадратного уравнения. Время падения камня t=
.
Ответ: 1,5с.
Этот пример из практики показывает применение квадратных уравнений в физике.
6.Немного истории.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскара
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Ты скажи мне в этой стае?
Решение:
Пусть было x обезьянок, тогда на поляне забавлялось – (x/8)2. Составим уравнение:
(x/8)2+12=x;
X2/64-х+12=0
x2-64х+768=0 D=1024
x1=16, x2=48
Ответ:16 и 48
7.Итоги урока: Вопросы учителя:
1.Какое уравнение называется квадратным?
2.Сформулируйте алгоритм решения квадратного уравнения.
3.Назовите формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.
Выставление оценок.
8.Домашнее задание. Повторить формулы, применяемые для решения квадратного уравнения; решить задачу:
Задача. Одна сторона прямоугольника на 5 м больше другой. Площадь его равна 36 м2 вычислите стороны прямоугольника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.