в данном файле содержатся материалы для подготовки к Е Г Э, а именно теория по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (деепричастие, причастие, существительное, прилагательное, наречие, глагол)". также в материале есть теория о морфологических номах некоторых частей речи.
материал к ЕГЭ.docx
Слитное и раздельное написание НЕ с
различными частями речи
Данная тема — одна из самых трудных. Лучше всего запоминать правописание НЕ
с разными частями речи по блокам.
Общее правило: слитно пишутся существительные, прилагательные, глаголы
и образованные от них причастия и деепричастия, которые без НЕ не употребляются
(невежда, нелепый, ненавидящий, негодуя).
Из 8 частей речи пишутся (за исключением приведенных примеров):
1. Всегда раздельно:
глаголы (не видел, не был, не ходят, не посмотрит);
деепричастия (не видя, не посетив, не воскресив, не падая);
числительные (не один, не пятый, не сотый);
местоимения (не мой, не я), за исключением отрицательных и неопределенных
без предлога (нечто, некто, нечего, нечем);
+ сравнительная степень прилагательных и наречий (не лучше, не хуже, не ближе),
слова категории состояния (не жалко, не жаль), краткие прилагательные,
не имеющие полной формы или имеющие в полной форме иное значение (не рад, не готов,
не должен, не намерен, не склонен, не обязан).
2. То слитно, то раздельно:
1) существительные, прилагательные (качественные) и наречия на о (е).
Эти части речи пишутся по одному правилу:
Слитно
Раздельно
а) если в сочетании с НЕ приобретают
противоположное значение (обычно такие
слова можно заменить синонимом)
(неправда, т. е. ложь; нетрудная, т. е.
легкая, задача; жил небогато, т. е.
а) если есть или подразумевается
противопоставление с союзом а (не
осторожность, а трусость; не простой,
а сложный план; не редко, а часто) бедно)
2) причастия:
б) если есть слова далеко не, вовсе не, отнюдь
не (далеко не умница, вовсе неумный, отнюдь
не красиво) + отрицательные наречия
и местоимения ничуть, нисколько, ничем и т. д.
а) одиночные (без зависимого слова)
(незатухающий костер; незамеченные
ошибки; неизданная повесть)
а) краткие причастия (не решен, не дано)
б) с зависимым словом (т. е. в причастном
обороте) (не затухающий на ветру костер;
не замеченные учеником ошибки; вовремя
не изданная повесть)
3) отрицательные местоимения и наречия
а) наречия и местоимения без предлога
(некуда, негде: некого, нечего, некто)
а) местоимения — в три слова, если есть
предлог (не от кого, не к чему)
Алгоритм действия
1. Употребляется ли слово без НЕ?
нет
да
пишу слитно 2. Определяю часть речи:
Относится к 1му
блоку
Относится ко 2му блоку
пишу раздельно
3. Есть ли противопоставление или слова далеко не,
вовсе не, отнюдь не, отрицательные местоимения или
наречия? да
нет
раздельно 4. Это причастие?
краткое
полное
раздельно
5. Есть зависимые слова?
да
нет
раздельно
слитно
А3. Морфологические нормы.
Знать материал
Морфологические нормы
В этом задании проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдение основных
морфологических норм русского литературного языка. Чаще всего допускаются ошибки
в образовании формы:
1) сравнительной и превосходной степени прилагательных;
2) собирательных числительных;
3) целых и дробных числительных;
4) родительного падежа числительных;
5) именительного и родительного падежа множественного числа существительных;
6) косвенных падежей личных местоимений 3го лица после предлога и т.д.
Итак, повторим теорию. Тип ошибки Примеры
Правила и правильные варианты
1. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных
Наиболее
умнейший,
менее красивее
самый
талантливейши
й и т.п.
Начальна
я форма
Cpавнительная
степень
Превсходная степень
простая составнаяпростая
составная
светлый
светлЕЕболее
светлЕЙШий самый светлЫЙ;
(менее)
светлЫЙ
светлЕЕ всех; наиболее
светлый
В этой таблице представлено правильное образование степеней
сравнения прилагательного светлый. Если прилагательное
в составной сравнительной или превосходной степени,
то оно остается в начальной форме (искл. составляют случаи
со словом «всех» (умнее, красивее, талантливее и т.п.).
Правильный вариант: наиболее умный; менее красивый; самый
талантливый.
Обратите внимание! Нельзя смешивать простую и составную
формы степеней сравнения!
2. Образование форм числительных
а) сложных
Нет шестьсот
рублей,
о четырехсот
книгах и т.п.
При склонении у сложных числительных изменяются обе части
(четырехсот (Р.п.), четыремстам (Д.п.), четырьмястами (Т.п.),
о четырехстах (П.п.).
Правильный вариант: нет шестисот рублей, о четырехстах
книгах
б)составных
Тремя
тысячами
пятистами
восьмидесятью
семью
При склонении составных числительных изменяется каждое слово
(трем тысячам семистам пятидесяти двум (Д.п.), пятью
тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (Т.п)).
Правильный вариант: Тремя тысячами пятьюстами
восьмьюдесятью семью в) дробных
Четырех
пятым
При склонении дробных числительных изменяются все слова,
при этом числитель изменяется как соответствующее целое число,
а знаменатель как прилагательное во
множественном числе (трех
(каких?)седьмых; пяти (каким?) девятым). Правильный
вариант: Четырех пятых
г)
числительных
полтора
и полтораста
Полторами
стаканами,
полуторастам
друзьям
Числительные полтора (ж.р. — полторы) и полтораста в Им.
и Вин. п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах —
форму полутора и полутораста (полторы чашки (И.п.),
полутора чашек (Р.п.), полтораста центнеров (И.п.),
полутораста центнерами (Т.п.)).
Правильный вариант: Полутора стаканами, полутораста
друзьям
д)
числительных
сорок,
девяносто,
сто
Девяностам
тетрадям;
о сороках
событиях;
к стам книгам
Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь
две формы: Им.п. и Вин.п. — сорок, девяносто, сто, остальные
падежи — сорока, девяноста, ста.
Правильный вариант: девяноста тетрадям; о сорока событиях:
к ста книгам
Двое девчонок,
семеро
женщин, трое
кошек
е)
собирательные
числительные
двое, трое,
четверо,
пятеро,
шестеро,
семеро
Эти числительные употребляются только:
а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего
рода: трое братьев, двое сирот;
б) с существительными, имеющими форму только множественного
числа: трое суток, двое ножниц;
в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении
«человек»): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;
г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро;
д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж;
е) с названиями детенышей животных: двое зайчат, четверо ежат.
Правильный вариант: Две девчонки, семь женщин, три кошки
ж)
собирательные
числительные
обаобе
К обоим
старушкам,
у обеих
мальчиков
Обратите внимание! Собирательные ислительные не могут
сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола
и взрослых особей животных! Числительное оба (обоих, обоим,
обоими) употребляется только с существительными мужского
рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода
(обе подруги, по обеим колеям).
Правильный вариант: к обеим старушкам, у обоих мальчиков
3. Образование форм глагола
Поклади
в сумку, ехай
быстрей,
я победю его
Запомните:
а) формы повелительного наклонения глаголов: ехать — поезжай (
те); лечь — ляг (те);
б) глагол класть употребляется только без
приставки;
в) глаголы с корнем –лож только с приставкой (положить,
выложить и т.п.)
г) не употребляются формы 1го лица единственного числа
настоящеего (будущего простого) времени глаголов победить,
убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях
используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т.п.
Правильный вариант: Положи в сумку, поезжай быстрей, смогу
победить его
4. Образование форм местоимений
Посреди его,
внутри них,
ближе нее,
ихняя судьба
а) к личным местоимениям 3го лица (он, она, оно, они)
прибавляется начальное Н,
если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у
и др.: без Него, с Ней или после наречных предлогов вокруг,
впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др.,
управляющих родительным падежом: вокруг Них, сзади Него;
б) после наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор,
навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н
не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей;
в) после формы сравнительной степени прилагательных
и наречий местоимения 3го лица употребляются без начального
Н: старше его, лучше ее.
Обратите внимание! Притяжательное местоимение их имеет
только эту
форму! ИХНИЙ — это ошибка! Правильный вариант: Посреди него, внутри их, ближе её, их
судьба.
5. Образование форм существительных
Варианты падежных окончаний
Сущ. 2го скл. Двое сапогов,
несколько
румынов, взвод
солдатов, пять
амперов,
красивых
полотенцев
Сущ. м.р. 2го скл. с основой на твердый согласный в Род.п. мн.ч.
имеют нулевое окончание, если обозначают:
1) парные предметы: варежки — варежек (но: носки —
носков);
2) национальность (если основа оканчивается на Н или Р):
армянеармян, болгары — болгар (но: калмыков киргизов,
таджиков, тунгусов, узбеков, якутов);
3) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат
(но; минеров, саперов);
4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт,
гран (но: граммов, килограммов);
5) а также существительные ж.р. на ня и на це: башня —
башен, басня — басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но:
болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев).
Правильный вариант: Двое сапог, несколько румын, взвод солдат,
пять ампер, красивых полотенец
Молодые
инженерА
Окончание ы (и) употребляется:
а) у заимствованных существительных на ер (ёр): шофёры;
б) у заимствованных неодуш. и одуш. сущ. на тор, — сор:
редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора,
профессора).
Правильный вариант: Молодые инженерЫ
Кусок сырА
Окончание у (ю) употребляется:
а) у вещественных сущ. при указании на количество: стакан чаЮ,
ложка сахарУ (но: плантации чаЯ, запасы сахарА);
б) у отвлеченных и собирательных сущ. В сочетании со словами
много, мало: много шумУ, мало народУ.
Правильный вариант: Кусок сырУ
Пять апельсин,
вкусных яблоков
Существительные, обозначающие название овощей и фруктов,
в основном в форме Р.п., мн.ч. имеют окончание ов: лимонов,
баклажанов (но: яблок)
Правильный вариант: Пять апельсинов, вкусных яблок
Существительные ср.р. на ье в форме Р.п., мн.ч. имеют окончание
ий: снадобье — снадобий, захолустье — захолустий (но:
платьев, устьев, низовьев, верховьев)
Разберем задание
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) в тридцати тетрадях
2) ярчайшим светом
3) они хочут
4) добрых людей
В первом примере — числительное и существительное. Нарушения согласования нет: оба слова
употреблены в предложном падеже правильно. Во втором случае — сравнительная степень
прилагательного и существительное. Оба слова согласованы в словосочетании (творительный падеж).
Форма сравнительной степени создана правильно: от прилагательного «яркий» с помощью суффикса
айш. Третий вариант ответа — непродуктивный глагол с чередованием. Здесь ошибка!
Правильная форма — хотим. В последнем примере — прилагательное и существительное в форме
родительного падежа множественного числа. Форма существительного правильная. Словосочетание
согласовано — множественное число, родительный падеж. Правильный ответ— 3
.
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.